«Бегущий по лезвию 2049»: был ли Кей человеком

главный герой Смысл фильма

Страна: США, Канада, Испания, Великобритания, Венгрия

Жанр: фантастика, детектив, драма, боевик, антиутопия

Год производства: 2017

Режиссёр: Дени Вильнёв

Актёры: Райан Гослинг, Сильвия Хукс, Ана де Армас, Харрисон Форд, Джаред Лето

Слоган: Ключ к будущему наконец-то найден

Награды: Оскар и приз Британской каноакадемии в 2018 году за лучшие визуальные эффекты и работу оператора, премия Сатурн-2018 за лучший фильм в жанре научной фантастики.

Смысл фильма «Бегущий по лезвию 2049» («Blade Runner 2049») повторяет и дополняет идею предшественника — фильма Ридли Скотта 1982 года, также существенно расширяя изначально созданную киновселенную.

Сюжет фильма

Действие фильма «Бегущий по лезвию 2049» происходят через тридцать лет после событий первой части, которая была посвящена полицейскому Рику Декарду (герою Харрисона Форда), охотнику на репликантов (искусственно созданных существ, мало чем отличающихся от людей, выполняющих за последних чёрную и опасную работу). Таких охотников называют бегущими по лезвию. Получив задание убить группу репликантов, совершивших побег из космической колонии, герой Форда становится перед моральным выбором. В финале картины его спасает враг — предводитель беглецов Рой Батти. Сам же Рик влюбляется в девушку-репликанта Рэйчел и скрывается вместе с ней.

Харрисон Форд
Райан Гослинг в роли Кея, Харрисон Форд в роли Рика Декарта. Кадр из фильма.

Что конкретно произошло в жизни человечества за прошедшее время, из содержания сиквела не совсем понятно, поэтому режиссёр, которому вплоть до завершения съёмок самому не удавалось прочесть сценарий (его писали другие люди, один из которых является сценаристом первого фильма), попросил снять несколько короткометражных лент, которые бы давали объяснение отдельным сюжетным линиям.

Первая показывает разговор главного антагониста Ниандера Уоллеса с чиновниками. Из него мы узнаём, что перед событиями «Бегущего по лезвию 2049» ещё в 2036 году действовал строгий запрет на производство репликантов. Однако магнат Уоллес (герой Джареда Лето), спасший человечество от голода с помощью пищевых личинок, уговаривает власти его снять.

Он демонстрирует репликанта девятого поколения, который беспрекословно подчиняется приказам и, даже чувствуя боль и страх, способен по прихоти хозяина лишить себя жизни. В полнометражной ленте становится ясно, что уговоры подействовали, Уоллес унаследовал корпорацию Эндола Тайрелла (создателя репликантов из первой части) и все его разработки.

Вторая короткометражка поясняет, за что преследовали фермера Саппера Мортона, которого главный герой «Бегущего по лезвию 2049» убивает в начале фильма. Репликант спасает дорогих ему людей (точнее, тоже репликантов) от полиции.

Ана де Армас
Ана де Армас исполнила роль Джой. Кадр из фильма.

Третья короткометражка — это аниме. Здесь даётся описание ключевому событию, предшествующему второму полному метру, — блэкауту. Оказывается, всего через три года после истории, произошедшей в первой части, корпорация «Тайрелл» выпустила на рынок восьмое поколение репликантов, которые отличались от представителей шестого более длительным сроком жизни.

Вслед за этим стало расти движение за господство людей: его члены отслеживали репликантов по информации из цифровых источников и безжалостно убивали их. В ответ репликанты устроили катастрофу, повлёкшую отключение человеческой цивилизации от цифровой сети (аналогу интернета). После этого производство и выпуск искусственных созданий были запрещены. Также всё оборудование людей стало аналоговым, что мы и видим в «Бегущем по лезвию 2049».

В сиквеле мы наблюдаем за главным героем — Кеем (по первой букве его серийного номера), который, как некогда Рик Декард, работает бегущим по лезвию, то есть отслеживает и убивает репликантов, нарушивших закон. Его история начинается после убийства Саппера Мортона, произнёсшего перед смертью «Ты не видел чуда».

Во дворе дома фермера Кей находит закопанные останки девушки-репликанта, которая умерла при родах. Вероятно, об этом чуде и говорил Мортон, ведь до сей поры считалось, что эти существа не могут размножаться как люди. Начальник Кея лейтенант Джоши, которую все называют Мадам, полагает, что такая информация опасна: она способна окончательно стереть границу между людьми и репликантами, что, возможно, приведёт к новым конфликтам. Мадам приказывают герою отыскать и найти ребёнка.

Робин Райт
Робин Райт в роли лейтенанта Джоши, Сильвия Хукс исполнила роль Лав. Кадр из фильма.

Кей, начиная поиски, посещает офис корпорации «Уоллес», являющейся теперь производителем репликантов. Там он выясняет, что останки принадлежат Рэйчел — той самой девушке, в которую влюбился и с которой сбежал Рик в конце первой части. В поисках их ребёнка заинтересован и сам глава корпорации Ниандер Уоллес. Ведь раскрытие технологии размножения репликантов позволит глобально масштабировать их производство и овладеть ещё большей властью. Уоллес посылает следить за главным героем свою верную слугу по имени Лав, которая, как и Кей, является репликантом девятого поколения.

Герой находит на ферме детский носок и фотографию женщины с ребёнком, значит, роды произошли здесь. Ещё одной зацепкой для Кея становится дата «6.10.21», которая была вырезана на основании сухого ствола дерева. Такая же метка была на деревянном коне — игрушке, которую в своих детских воспоминаниях прятал Кей от других мальчишек. Сам Кей считает это воспоминание искусственным, ведь он репликант, хотя всё больше начинает в этом сомневаться. Сомнений добавляет его девушка Джой — цифровая версия репликанта, которую бегущий по лезвию заказал в корпорации Уоллеса. Джой говорит, что Кей — особенный.

Разбирая записи в архиве, герой узнаёт о двух рождённых в ключевую дату детях — мальчике и девочке с одинаковым ДНК. Девочка умерла, а мальчика отвезли в детскую рабочую колонию. Кей отправляется туда, но не может отыскать нужной документации. Зато он находит деревянную лошадь там, где спрятал её в своих воспоминаниях.

Далее Кей едет к доктору Ане Стеллин — дизайнеру воспоминаний. Она создаёт их для репликантов и разбирается, какое является ложным, а какое — нет. Глядя на воспоминание Кея о спрятанной игрушке, девушка плачет и говорит, что оно настоящее — человеческое. Это убеждает героя в том, что он и есть то самое чудо, сын Рика и Рэйчел. Кея вызывают на прохождение очередного теста на профпригодность. Задача теста — подтвердить, что звучащие фразы (они написаны под вдохновением от произведения Владимира Набокова «Бледный огонь») не вызывают эмоциональной реакции, подобно тому, как тест Войта-Кампфа в первой части должен был выявить отсутствие эмоций. В этот раз Кей проявляет чувства и не проходит проверку.

Маккензи Дэвис
Маккензи Дэвис исполнила роль Мариэтт. Кадр из фильма.

Мадам огорчена результатами теста, но верит словам героя о том, что он нашёл и убил ребёнка, ведь репликанты девятого поколения беспрекословно подчиняются хозяину и никогда не врут.

Дома девушка героя Джой, которой тот подарил эманатор (устройство, позволяющее создавать подобие материальной оболочки в любом месте), «синхронизируется» (накладывает свою внешность поверх физического тела) с приглашённой проституткой-репликантом, чтобы заняться с Кеем любовью. Та же перед уходом подбрасывает следящий маячок.

Кей вместе с Джой идут к эксперту, который рассказывает, что найденная деревянная лошадка получила дозу радиации. А это могло случиться только в Лас-Вегасе, который перед блэкаутом был уничтожен атомной бомбой.

Отправившись в заброшенный город развлечений, Кей находит постаревшего Рика Декарда. Тот пытается убить героя, но в итоге успокаивается. Декард рассказывает, что никогда не пытался увидеться со своим ребёнком, чтобы не нарушить его безопасность.

Лав выслеживает Кея. Ей это удалось благодаря полицейской системе слежения, которой она воспользовалась, убив Мадам. Лав ранит Кея, убивает Джой, ломая эманатор, и похищает Декарда. Но, благодаря маячку, подброшенного проституткой, героя находят члены тайной организации репликантов. Её глава Фрейза была свидетелем рождения ребёнка Рэйчел и Декарда. Она лечит Кея и объясняет ему, что он не является этим ребёнком. Его ДНК и воспоминания совпадают с дочерью героев первого «Бегущего по лезвию». Кея же создали как обманку для того, чтобы замести следы ребёнка-оригинала.

Повстанцы просят героя убить Декарда, пока он не выдал Уоллесу информацию про ребёнка, но в итоге Кей спасает его, убив Лав. Перед этим Уоллес допрашивал Рика, пытаясь его подкупить с помощью точной копии Рэйчел. Но не выходит, поэтому Декарда отправляют в спиннере (летающем автомобиле) в сопровождении Лав для допросов и пыток, где их и настигает главный герой.

В ходе стычки Кей получает ещё одно ранение, на этот раз смертельное, но успевает сопроводить Декарда к его настоящему ребёнку — Ане Стеллин. Ведь судя по её реакции, воспоминание, показанное Кеем принадлежало этой девушке.

Райан Гослинг
Кадр из фильма.

Смысл фильма

«Бегущий по лезвию 2049» – прямое продолжение первой части. В сиквел бережно перенесён и сам мир, и смысл конфликта. В первой части был задан вопрос: «Что значит быть человеком?». Ведь уже там было ясно, что на самом деле репликанты мало чем отличаются от людей. Они порой даже ведут себя человечнее. Так, например, отчаявшияся беглец-репликант Рой Батти, который весь фильм проявлял себя как злодей, в итоге спасает Рика Декарда.

Окружающий мир подчёркивал царящую несправедливость не только по отношению к репликантам, но и к людям. По сути, он представлял собой утрированный капитализм, где велика разница между держащими власть верхами (главы корпораций) и всеми остальными, большинство из которых всё жизнь проводят на улицах под дождём.

Система пожирала сама себя, постепенно уничтожая Землю, вследствие чего понадобилось ускоренно колонизировать другие планеты. Во второй части мы видим, что положение дел не изменилось: скорее, всё стало даже хуже. И люди, и репликанты раньше и теперь — это всего лишь ресурс.

Поэтому Ниандеру Уоллесу так нужен ребёнок, технология создания которого позволила бы воспроизвести ещё миллионы беспрекословно подчиняющихся рабов. При этом сама по себе колонизация его волнует не так, как факт абсолютной власти. Ему доставляет удовольствие убийство собственных созданий. Можно сказать, что Уоллес — это худшее продолжение Эндола Тайрелла, главы корпорации из первой части. Иронично, что Рой Батти выдавил Тайреллу глаза, а Уоллес, словно подчёркивая это, является слепцом (его глаза — летающие рядом мини-дроны).

Как противовес безраздельной власти появляются те, кто способен ослушаться приказа и сделать выбор по велению собственной совести и в пользу любви. В первой части таковым является Рик Декард. В фильме неоднократно давались намёки, что он тоже является репликантом. Один из самых больших — его сон. В нём Рик видит единорога — символа корпорации «Тайрелл».

стареющий Харрисон
Кадр из фильма.

Благодаря короткометражкам и сиквелу, становится ясно, что Рэйчел — репликант седьмого поколения, экспериментальный образец. Возможно, и Декард — тоже (хотя в «Бегущем по лезвию 2049» также нет прямого ответа на вопрос о его происхождении). Эксперимент, скорее всего, и заключался в том, чтобы два репликанта могли влюбиться друг в друга и произвести на свет настоящего ребёнка. Именно поэтому Уолллес и спрашивает Декарда, не думал ли он, что его и Рэйчел могли свести намеренно. И, похоже, сценаристы первого фильма задумывали именно такое развитие событий — не зря они назвали девушку-репликанта Рэйчел. Это имя — изменённое Рахиль. В библии это мать, которой рождение ребёнка стоило жизни.

В сиквеле власти корпорации противостоит Кей. И эта способность ослушаться приказа выглядит невероятной, поскольку он репликант девятого поколения, представители которого подчиняются хозяину целиком и выполняют задачу даже вопреки собственным желаниям. Достаточно вспомнить «самоубийцу» из короткометражки или другую верную слугу Уоллеса Лав, которая явно сочувствовала репликантам, созданных и убитых хозяином, но поделать ничего не могла.

Ей оставалось трансформировать свою жажду бунта в злость к Кею. Последнему неподчинение удалось, вероятно, благодаря вере (сначала подсознательной, а затем и осознанной) в то, что он особенный и, может быть даже, человек.

Что-то необычное в Кее видела его начальница Мадам. Нам показали это мельком, но она явно симпатизировала своему подчинённому и даже умерла за него от рук Лав (в этом тоже заложен символизм: имя «Luv» созвучно слову «love» – «любовь»). Уверенности в необычном происхождении герою добавляла его цифровая девушка Джой («joy» – «радость»), хотя её поддержка была продиктована во многом заложенной программой, в соответствии с которой «изделие» должно подстраиваться под хозяина.

Форд в клубе
Кадр из фильма.

Кей не подтверждает своё чудесное происхождение, но проходит путь познания, выступая в роли ключа к разгадке (буква «K» звучит похоже на слово «key» – «ключ»). Он вышел из своей незримой клетки за рамки системы. Не удивительно, что Кей провалил тест на профпригодность, в котором звучали такие вопросы: «Есть ли что-нибудь в вашем теле, что хочет противостоять системе?», «Вы много времени провели в клетке?», «Какой силой вы обладаете против тьмы?». Текст теста довольно объёмный — его выложили создатели дополнительных материалах к «Бегущему по лезвию 2049».

То, что Кей всё-таки является репликантом по рождению, неважно. Биологическое происхождение в принципе не имеет никакого значения (хотя система считает иначе). Об этом говорилось и в первой части. В сиквеле мы также до конца не понимаем, кто человек, а кто нет. И это нормально, поскольку совершенно неважно.

Смысл в другом, и он сводится к ответу создателей фильма на вопрос «Что значит быть человеком?». Изначально в соответствии с видением системы правильный ответ заключался в том, что люди обладают эмоциями, а репликанты — нет.

Но это условная граница, которая стёрлась ещё во времена первой части.  Также как и факт искусственного или естественного рождения. На самом деле ответ прост: человек — свободен, он обладает возможностью выбирать. В этом суть фильма. И в этом смысле и Рик Декард, и Кей — люди. Декарду в первой части говорят «У тебя нет выбора», Кей во второй и вовсе запрограммирован на полное подчинение. Но тот и другой находят способ выйти за рамки.

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Бегущий по лезвию 2049» созвучен трактовке всего произведения (включая первую часть) как притчу о человечности и свободе. Кей прошёл свой путь и ощутил себя свободным. Он сделал верный выбор, идущий в разрез с желанием власть имущих.

Это не единственное объяснение концовки. Создатели картины сделали финал открытым, с некой недосказанностью, возможно, надеясь на продолжение. Поэтому в своих разборах критики озвучивают разные точки зрения и скрытые смыслы.  Кто-то говорит о разочаровании Кея, которое он якобы ощутил в концовке. Ведь герой получил опровержение своему чудесному происхождению и даже Джой, которую он любил по-настоящему, оказалась просто программой, подыгрывающей клиенту. Также как была подстроена любовь Декарда и Рэйчел в первой части. Но вряд ли сценаристы хотели сделать столь пессимистичную развязку. Скорее, наоборот, суть в том, что в умирающем мире «Бегущего …» всё же остаётся надежда на любовь, человечность и свободу.

герой Райана Гослинга
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

  • «Дюна» (США, 2021): сопоставимое по красоте с «Бегущим по лезвию 2049» произведение Дени Вильнёва, основанное на одноимённом фантастическом романе;
  • «Эквилибриум» (США, 2002): отличная антиутопия про победу настоящих чувств в мире, где эмоции запрещены;
  • «Драйв» (США, 2011): молчаливый персонаж Райана Гослинга спасает девушку, противостоя безжалостной криминальной системе;
  • «Искусственный разум» (США, 2001): мальчик-робот (блистательно сыгранный молодым Хэйли Джоэл Осментом) ищет маму;
  • «Она» (США, 2013): писатель влюбляется в операционную систему;
  • «Я, робот» (США, Германия, 2004): фантастика о восстании роботов по мотивам одноимённого произведения Айзека Азимова.
  • «Лучше, чем люди» (Россия, 2018) сериал о девушке-андроиде, которая становится членом московской семьи.

И все-таки кто такой Кей?
Человек.
17.01%
Робот со сбившейся программой.
18.18%
Робот, который стал настоящим человеком.
64.81%
Проголосовало: 341

Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.