Страна: Россия
Жанр: драма
Год производства: 2004
Режиссер: Рената Литвинова
Актеры: Рената Литвинова, Максим Суханов, Виктор Сухоруков, Светлана Светличная
Чтобы хоть немного понять смысл фильма «Богиня: как я полюбила», нужно вспомнить рассказы Эдгара Аллана По. Дело в том, что картина Ренаты Литвиновой представляет собой тонкий и безупречно красивый сюрреализм. Главной ее темой является тревожное предчувствие смерти и одновременно – стремление к ней.
О чем фильм
Краткое описание содержания картины. В центре сюжета – молодая женщина по имени Фаина. Она работает следователем и ведет дело девочки, которая пропала год назад. К ней на прием приходит отец ребенка. Уверенный, что его дочь убита, он требует хоть какого-то прояснения. Однако следователь с его трактовкой не согласна: она полагает, что девочка жива и хочет продолжить поиски.

На следующий день Фаина встречает странную девушку, которую вытащили из реки. По ее словам, она очень хотела умереть – для этого и прыгала в воду. Фаина сомневается в суицидном настрое румяной девицы, на что та прямо спрашивает, любит ли кого-нибудь миловидная следователь. На это Фаина отвечает, что ничего не понимает в любви.
В самый разгар странного диалога на подоконник садится ворон и начинает горланить. Следователь пытается прогнать птицу, но та не улетает. Неожиданно Фаина видит лежащую на подоконнике рыбу, которую, судя по всему, и принес ворон.
Ужасная рыба продолжает преследовать следователя и во сне, и в этом ей чудится некий смысл. Во снах же к ней приходят не менее странные образы, один из которых уверяет, что умирать не страшно…
“Умереть не больно” – наседает на девушку один их жутких фантомов, принявший образ матери. “Соглашайся” – вторят ему другие.
Проснувшись, следователь пытается сосредоточиться на поиске пропавшей девочки. Ей в голову приходит мысль, что ребенок до сих пор жив, но с ее исчезновением как-то связаны образы из снов. Этой идеей Фаина делится с коллегой Николаем.
В одном из снов Фаина оказывается на крыше и видит четверых молодых людей, одетых в черное. Внезапно вновь появляется мать Фаины и вновь заводит разговор о том, что только в смерти есть смысл и что умирать “не больно”.
Тем не менее, вместе с Николаем они находят дом, в котором предположительно находится пропавшая девочка, и устанавливают наблюдение. Неожиданно из подъезда выходит девушка в мужском костюме и Фаина невольно пугается: именно ее она видела во сне на крыше.

К Николаю и Фаине присоединяется следователь Егоров. Он пытается взломать дверь в квартиру, в которой предположительно находится девочка, однако ему мешают соседи. Тем не менее, в квартиру в конце концов попасть удается. Теория Фаины подтверждается: девочка именно там.
Чуть позже Фаина и Николай разговаривают о смерти. Девушка уверена, что умрет в результате сердечного приступа. Ее коллеге видится более “романтичная” смерть – от пулевого ранения в грудь.
Чуть позже Николай с цветами приходит домой к Фаине – по его словам, он шел не к ней, а просто “гулял и забрел”. Фаина предлагает ему выпить, после чего молодой человек робко намекает ей на свои чувства. Девушка не знает, что на это ответить, но, однако, не прогоняет его. Засыпают они в разных комнатах. Утром она пишет спящему Николаю записку и уходит.
Немного позже Фаина приходит домой к одному профессору. Не так давно он похоронил горячо любимую жену. По словам женщины, близко знавшей семью, супруга профессора отравилась. “Она очень красивая лежала в гробу” – заключает она. У профессора тяжелая депрессия и он ведет себя как суицидник. “Что это вы делаете с собой?” – спрашивает следователь, на что мужчина мягко отвечает, что таким образом он “встречается с ней”. С ним внезапно Фаина говорит о себе и признается, что очень одинока: “Что есть меня, что нет – все одно”.
Ближе к финалу Фаина (не без помощи профессора) решается на странное путешествие. Ей являются ушедшие знакомые, в том числе мама. Почти все они задают ей один вопрос: “А когда я умру, ты заплачешь?” и девушка понимает, что в этих словах есть зловещий скрытый смысл.
Объяснение концовки
Объяснение концовки картины. Тем временем коллеги Фаины начинают переживать: никто не может понять, куда она делась. Егоров полагает, что разгадка исчезновения девушки проста: ее просто уже нет в живых.
Фаина тем временем продолжает блуждать в некоем сюрреалистическом пространстве. Появляются странные люди, говорящие странные вещи, например: “Любовь – это что-то такое… Не мясо, но очень кровавое”. Один только измученный и уставший профессор, тоскующий по утраченной любимой, говорит, что он скучает.
Затем появляется странная троица в строгих костюмах – два молодых человека и девушка, которую Фаина видела во сне и наяву. Один из парней произносит жутковатую фразу “Вам пора”. В самом конце фильма звучит закадровый голос Фаины. Она сообщает о своей смерти от остановки сердца. При ней были найдены бумаги и один листок был исписан словом “Любовь”.
Смысл концовки фильма «Богиня: как я полюбила» заключается в том, что с главной героиней произошло то, к чему она подсознательно стремилась. Она никого не любила понимала, что ее жизнь пуста. Будучи мертвой внутри, она все-таки не желала умирать и только в самом конце поняла, что избавиться от такого одинокого и по существу бессмысленного существования можно только таким образом. А ведь смыслом жизни, по мнению большинства людей, появляющихся в картине, является именно любовь.

Смысл фильма
Одни называют эту картину Ренаты Литвиновой стильным артхаусом в стиле Дэвида Линча, другие – элегантным бредом. Она действительно получилась очень претензионной и понять, в чем суть фильма, сложно.
По мнению части зрителей, сделавших разбор этой киноленты, она рассказывает об одиночестве. Очень одинокими кажутся отец похищенного ребенка, профессор, потерявший возлюбленную, сама Фаина и многие, многие другие. Все герои этого странного действа напоминают рыбу, которую принес главной героине ворон: она не может дышать воздухом и, умирая, отчаянно шевелит жабрами и ртом…
Расследуя дела, Фаина предчувствует свою скорую смерть. Подготовкой к переходу в мир иной являются сны. Там присутствует ее мать, являющаяся, вероятно, своеобразным проводником в мир теней. Сам фильм, напоминающий рваное полотно, сосредоточен на душевном состоянии Фаины. Грань между сном и реальностью размыта, и девушка (как и зритель) зачастую не может понять, где именно находится.
Много вопросов вызывают последние, наиболее сюрреалистичные кадры, в которых героиня Литвиновой путешествует по стране теней. То и дело встречая умерших знакомых, она пытается понять смысл то ли их гибели, то ли прожитой жизни.
Вопрос любви в картине стоит ребром. Чтобы любить, нужны силы, нужен внутренний свет, которого у Фаины как раз и нет. Поэтому она не может (хотя и честно старается) ответить на чувства Николая. Понимая это, она пытается разобраться в себе и научиться любить, однако ее путь заканчивается саморазрушением и смертью. В итоге она все-таки понимает, что смыслом ее жизни является именно любовь. Но получить ответ – не значит решить задачу: полюбить героиня Литвиновой все равно не сможет.

Интересным кажется то, что все повествование здесь строится на очевидных антитезах. Главными из них являются рациональное и иррациональное восприятие мира. Фаина полностью концентрируется на своем внутреннем мире: он имеет для нее куда большее значение, чем внешний, реальный. Это не случайно: именно в нем она как может пытается очиститься от тяжелых жизненных впечатлений.
Сознание Фаины расколото. Телесно она находится здесь, в физическом мире, а мысленно – где-то “там”. Она блуждает в стране теней, пытаясь найти то начало, которое способно соединить бытие с инобытием, и внешний и внутренний миры. Именно это, как ей кажется, в итоге позволит ей достичь гармоничного состояния, вообразить себя богиней – то есть, по сути, приблизиться к Богу.
Можно с этим спорить, но без признания того, что иное бытие существует, гармония в душе невозможна. Любовь в понимании главной героини (и, вероятно, самой Литвиновой) является средством достижения этой гармонии. Однако достичь спокойствия, мира с самим собой, удовлетворения, умиротворения, душевного равновесия и гармонии в земном мироустройстве, к сожалению, невозможно…

Похожие фильмы
Вот несколько кинолент, похожих на фильм “Богиня: как я полюбила” по смыслу и сюжету:
- “Последняя сказка Риты” (Россия, 2012 год). В основе картины находится попытка переосмысления любви тремя главными героинями.
- “Небо. Самолет. Девушка” (Россия, 2002 год). В центре сюжета – любовь девушки и молодого человека. Им сложно быть вместе, но все-таки они пытаются.
- “Настройщик” (Россия, Украина, 2004 год). Андрей, настройщик роялей, влюбляется в обаятельную богачку Лину.
- “Русалка” (Россия, 2007 год). Юная Алиса, выросшая на берегу моря, однажды сильно влюбляется. Ее чувство не взаимно…
Обожаю этот фильм!
Любовь как случайная смерть…