Воровать камни опасно: смысл фильма Гая Ричи «Большой куш»

Большой куш Смысл фильма

Страна: Великобритания, США

Жанр: криминал, комедия, боевик

Год производства: 2000

Режиссер: Гай Ричи

Актеры: Джейсон Стэйтем, Стивен Грэм, Брэд Питт

Слоган: «Stealing stones is hazardous» (Воровать камни опасно)

Гай Ричи снял совершенно умопомрачительный боевик для всей семьи – забавную, злую и ершистую сказку про плохих ребят. Достаточно запутанный сюжет фильма «Большой куш» состоит из нескольких пересекающихся линий.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. Несколько бандитов, возглавляемых парнем по имени Фрэнки “Четыре пальца”, решаются на ограбление – из еврейской ювелирной конторы они похищают большое количество драгоценностей. Среди них бриллиант в 86 карат.

Бенисио Дель Торо
Бенисио Дель Торо в роли Четырехпалого Фрэнки. Кадр из фильма.

Сокровище предстоит доставить транзитом через Лондон в Нью Йорк. Перед отъездом Фрэнки получает от одного из подельников телефон русского торговца оружием, Бориса “Бритвы” – якобы этот бывший КГБ-шник при необходимости даст ему “пушку”. Этот подельник оказывается братом “Бритвы” и в его действиях заключался скрытый смысл. После разговора с Фрэнки он звонит Борису, рассказывает ему о бриллианте и в конце концов предлагает украсть его.

Тем временем один из “крутых парней” (нью-йоркский криминальный босс) Ави рекомендует Фрэнки своего кузена Дага “Голову” Деновица как потенциального покупателя мелких бриллиантов.

Затем события переносятся в Лондон. Нелегальный боксерский промоутер Турецкий, являющийся по совместительству владельцем зала игровых автоматов, тренирует одного из своих бойцов, “Роскошного” Джорджа. Турецкий одержим идеей выставить Джорджа против крутого бойца местного криминального авторитета по прозвищу “Кирпич”.

Вскоре Турецкий поручает своему другу и деловому партнеру Томми приобрести подходящий фургон у “Цыгана” Микки О’Нила. Тем временем Фрэнки приходит к Борису и тот бесплатно дает ему револьвер. Смысл его поступка прост: взамен он просит поставить за него деньги на бойца “Кирпича”, которого зовут “Бомбардировщик” Харрис. Вскоре после этого люди Бориса нападают на Фрэнки и вырубают его.

Тем временем обстоятельства вынуждают Турецкого и Томми заменить Джорджа на Микки. Узнав о замене бойца, “Кирпич” ставит условие: в четвертом раунде Микки должен позволить победить себя. Однако цыган не видит никакого смысла в уступке сопернику – он побеждает Харриса и подставляет тем самым Турецкого. Разгорается конфликт с “Кирпичом”, Турецкий устраивает Микки “разбор полетов” и требует, чтобы тот снова пошел на поединок. “Кирпич” тем временем узнает о бриллианте и заинтересовывается им. Однако драгоценный камень пропадает…

Брэд Питт
Брэд Питт в роли Микки, Джейсон Флеминг в роли Даррена. Кадр из фильма.

“Крутые ребята” начинают преследовать друг друга и выяснять отношения. Кое-как выбравшись из заварушки, оказавшийся в эпицентре событий Борис крепко вооружается и несется на всех парах к пабу, чтобы отомстить врагам. Там завязывается перестрелка, в ходе которой “Бритва” погибает. Несколько парней (Ави, мелкий преступник и владелец ломбарда Сол, его напарник Винни и известный “охотник за головами” Тони) выживают в хватке. Кейс с предполагаемым бриллиантом оказывается в руках у Сола и Винни, которые тут же скрываются. Тони и Ави пускаются за ними в погоню.

Сол и Винни планируют отдать драгоценность “Кирпичу”, но Тони настигает их и требует вернуть бриллиант. Внезапно камень оказывается в зубах у собаки, которую Винни чуть раньше дали цыгане. Пес глотает драгоценность и бросается бежать. Завязывается новая потасовка, в ходе которой Тони и Фрэнки гибнут.

После этого Ави принимает решение уехать в Америку. Сол и Винни решают попытаться достать бриллиант: согласно их трактовке, собака могла вернуться в табор, и они отправляются к месту предполагаемой стоянки цыган.

Тем временем “Кирпич” требует, чтобы Микки все-же “лег” в четвертом раунде очередного поединка: если он не сделает этого, пострадает не только он сам, но и весь его табор. Парень соглашается драться, но все-таки снова вырубает противника.

Цыгане, как выяснилось, оказались готовы к шантажу. После боя они убивают всех людей “Кирпича” и его самого. А разгадка безбашенной смелости Микки заключалась в том, что в боях он ставил деньги на себя. То есть проиграть он никак не мог.

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. В финале на прежнюю стоянку табора приезжают Турецкий и Томми – к этому моменту они уже были наслышаны о собаке, проглотившей бриллиант. Томми удается поймать пса, и они с Турецким уезжают.

Прибывших к месту стоянки табора Сола и Винни арестовывает полиция, а Томми отвозит животное к ветеринарному врачу. Ветеринар оперирует пса и в его желудке находит тот самый бриллиант. Турецкий и Томми отправляются к Дагу, а тот сразу же связывается с Ави…

У картины открытый финал: можно предположить, что смысл концовки фильма «Большой куш» заключается в том, что борьба за бриллиант еще не закончилась.

Смысл фильма

По мнению многих зрителей, по атмосфере и исполнению “Большой куш” очень похож на фильмы Квентина Тарантино. Более того, его в какой-то степени можно считать фанфиком на картину “Карты, деньги, два ствола” – обе истории объединяет общая формула: присутствующий в каждой мизансцене цинизм, пересекающиеся сюжетные линии и зашкаливающее насилие.

В центре сюжета этого фильма находится группа головорезов, низкоуровневых гангстеров и прочих “нежелательных людей”. Все они четко соответствуют распространенным клише и штампам. То есть образы всех этих аферистов, жуликоватых цыган, неудачливых преступников и крутых гангстеров обыграны в этой картине в ироничном ключе.

Вся лента пропитана обманом: на кону стоит пресловутый большой куш, и каждый персонаж стремится нажиться любой ценой. То есть нет здесь никакого пресловутого криминального “братства”. Есть только волчий мир и волчьи законы: каждый сам по себе и сам за себя. На этом фоне можно предположить, что суть фильма заключается именно в этом и никакой морали он не несет. Однако это не совсем так.

Джейсон Стэтэм
Джейсон Стэтэм в роли Турка, Брэд Питт в роли Микки, Стивен Грэм в роли Томми. Кадр из фильма.

В “Большом куше” почти все “по Тарантино”: одни персонажи эксплуатируют других, угрожают им и используют их по максимуму. Однако бриллиант достается все-таки тем, кто не запятнал себя кровью. В этом, в частности, заключается морализм Ричи, которым, к слову, “безбашенный Квентин” никогда не страдал.

У Тарантино всегда в выигрыше оказывается самый прожженный и удачливый – это его фишка, таким образом он глумится над старым Голливудом и “кодексом Хейса”. Гай Ричи тоже не желает учить зрителей жизни. Тем не менее, судя по всему, он хочет верить, что добро (даже очень условное) побеждает.

Некоторым зрителям этот фильм британского режиссера кажется не местечковой, а глобалистской историей о погоне за наживой и о желании обрести тотальную власть. Более того, если бы его картины не были программно политически индифферентными, можно было бы говорить о том, что в “Большом куше” он попытался развенчать многие неолиберальные иллюзии девяностых годов. Однако чего нет, того нет.

В большей степени Ричи интересна сама игра. Он настолько ловко играет со всевозможными многочисленными случайностями, персонажами и пластами нарратива, что воспринимать всерьез его кино невозможно. Отличительной чертой его режиссуры является повествовательный азарт, который передается каждому, кто погружается в действо.

А одним из главных плюсов этого фильма является то, что он по большей части снят как очень циничная, жесткая, но все-таки комедия.

Примечательно, что сам режиссер изначально этого не планировал – ему хотелось снять мрачный триллер, в котором на первый план вышли бы суровые и сильные характеры. Однако постепенно он понял, что картина просто обязана получить комедийный оттенок – и именно это сделало ее культовой.

“Большой куш” – простое, легкое и безыдейное кино. Однако, в отличие от Тарантино (постмодерниста-скриптора и отчасти мизантропа), Ричи все-таки верит в человека, и преступность он не романтизирует. Каким бы “убойным” ни был этот фильм, сложно не увидеть призыв режиссера не быть такими, как его персонажи. В конце концов, они – только плод его фантазии и результат режиссерского азарта.

темнокожие головорезы

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, отчасти похожих по смыслу на фильм “Большой куш”:

  • “Карты, деньги, два ствола” (Великобритания, США, 1998 год). Опытный игрок в карты проигрывает полмиллиона долларов. На уплату долга ему дают неделю – в противном случае ему придется плохо.
  • “Отступники” (США, 2006 год). Фрэнк Костелло, глава ирландской мафии, берет под опеку юного Колина Салливана. У Фрэнка большие планы на мальчика – он хочет сделать из него “своего человека” в полиции.
  • “Рок-н-рольщик” (Великобритания, США, 2008 год). В картине рассказывается о разборках нескольких преступных группировок.
  • “Криминальное чтиво” (США, 1994 год). Двое преступников пытаются выбить деньги из должника их босса, а в перерывах между стычками ведут философскую беседу.
  • “Счастливое число Слевина” (США, Канада, Великобритания, Германия, 2005 год). Беды сыпятся на главного героя точно из рога изобилия. Однако его главная проблема еще впереди…
  • “Святые из Бундока”(США, Канада, 1999 год). Двое братьев решают избавить город от криминала.
  • “Бешеные псы” (США, 1991 год). Несколько преступников планируют идеальное ограбление. Но в какой-то момент что-то идет не так.
  • “Семь психопатов” (Великобритания, США, 2012 год). Писатель, находящийся в творческом кризисе, случайно оказывается втянут в криминальную авантюру.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.