В чем сила Данилы из «Брата-2»: явный и скрытый смысл культового фильма 

брат второй фильм Смысл фильма

Страна: Россия, США

Жанр: боевик, криминал

Год производства: 2000

Режиссер: Алексей Балабанов

Актеры: Сергей Бодров, Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий, Ирина Салтыкова

Слоган: “Данила возвращается!”

Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Сюжет и смысл фильма “Брат 2” имеет мало общего с сюжетом и смыслом первой части дилогии Балабанова. Это в большей степени развлекательное, но все-таки – “другое” кино.

Загадка и разгадка “Брата-2” кроется в нашей реальности из параллельной вселенной. Это фильм-мечта о торжестве справедливости, память о которой была еще жива в людях тех лет – в советских людях, не смирившихся с широкой поступью античеловеческого капитализма.

Краткое содержание

Краткое описание содержания фильма. В центре сюжета фильма “Брат 2” находится бывший военный Данила Багров, роль которого, как и в первом фильме дилогии Балабанова, исполнил Сергей Бодров.

Сергей Бодров
Сергей Бодров исполнил главную роль Данилы Багрова. Кадр из фильма.

История начинается с того, что Данила приходит на телепередачу Ивана Демидова “В мире людей”, чтобы рассказать о своей службе в период первой чеченской кампании.

Чуть позже он встречает бывшего сослуживца Константина Громова, некогда спасшего ему жизнь. Константин рассказывает ему о своем брате Дмитрии. Дима живет в США, он член НХЛ, но практически все его деньги кладет себе в карман нечестный бизнесмен по фамилии Мэнис, который ранее заключил с молодым спортсменом из России кабальный контракт.

Громов сообщил товарищу, что собирается встретиться с Белкиным – директором своего банка, чтобы тот поговорил с заокеанским партнером. После встречи с Белкиным Громов погибает.

Данила понимает, что месть Белкину и Мэнису является делом его чести. Разобравшись с одним из врагов, он отправляется в США. Миссия – помочь Громову-младшему и наказать богачей-капиталистов.

Прибыв в Америку, Багров находит Дмитрия, сообщает, что его брат мертв, и говорит, что хочет ему помочь. Но спортсмен относится к странному россиянину настороженно, а сообщение о смерти брата воспринимает со странным спокойствием.

Но герой Сергея Бодрова оказывается верен своему слову. Поняв, что не найдет в Дмитрии помощника и союзника, он сам начинает поиски Мэниса. Чуть позже к нему присоединяется и его брат, Виктор. Так начинаются удивительные “приключения русских в Америке”…

встреча в сауне
Александр Дьяченко в роли близнецов Константина и Дмитрия Громовых, Кирилл Пирогов в роли Ильи Сетевого, Сергей Бодров-младший в роли Данилы. Кадр из фильма.

Объяснение концовки

Ближе к концу фильма Виктор после многочисленных приключений попадает в тюрьму, но, кажется, ничуть не жалеет об этом: ранее он признался Даниле, что хотел бы остаться жить в Америке.

В финале герой Сергея Бодрова приходит к Дмитрию и отдает ему деньги, забранные им у Мэниса. Спортсмен забирает деньги и сдержанно благодарит за помощь. Данила понимает, что младший Громов, при внешней схожести, не слишком похож на погибшего брата: деньги, а не дружба и родственные чувства, имеют для него первостепенное значение.

С одной стороны, смысл концовки фильма “Брат 2” лежит на поверхности: Дмитрий не стоил того, чтобы за его интересы страдали (и умирали) другие люди. Но объяснение концовки может быть и другим.

По сути, Данила влез не в свое дело. Являясь человеком с обостренным чувством справедливости, он отправился в чужую страну “наказывать негодяев”. Всеми его действиями руководил лозунг “Сила в правде”. Но, судя по выражению лица (и особенно глаз) Багрова, в итоге он понял, что правда, в отличие от истины, у каждого своя…

Смысл фильма

Фильмы “Брат-1” и “Брат-2” не связаны друг с другом. Вроде бы, все то же: “Брат-2” – это прямое продолжение приключений Данилы. Но все-таки это отдельная и диаметрально противоположная работа.

Первый фильм дилогии Балабанова был картиной нуарной и не сказать, что жизнеутверждающей. Главная идея первого “Брата” заключается в том, что человек с принципами тоже может пасть.

Во второй части дилогии мы видим, что Данила проходит путь не к падению, а к победе. Картина как будто нарочито зеркалит вектор этого персонажа, задавая в самом финале движение Багрова вверх. И здесь становится понятно, в чем заключается суть фильма Балабанова.

У режиссера была четкая задача – снять успешный сиквел. Но как это сделать? Все просто: нужно было взять то, что понравилось зрителю в первой части фильма и существенно приумножить. А понравилась зрителю в первую очередь принципиальность Данилы.

Балабанов не стал спорить со зрителем, и сделал своего героя еще более принципиальным и стойким. Внутренний же конфликт исчез напрочь. Так “Брат-2” стал развлекательным кино без особого смысла (тем более – без скрытого смысла), но зато с национальным героем, похожим и на наивного и доброго Иванушку, и на всех трех богатырей одновременно.

На смену внутреннему конфликту пришел внешний, “зрительский”: главная задача – победить злого американца и выручить “нашего парня”. В итоге получилась некая супергероика, в которой Данила стал этаким Суперменом от России.

Виктор Сухоруков
Виктор Сухоруков в роли Виктора Багрова. Кадр из фильма.

Но при этом Балабанов иронизирует и тонко высмеивает стереотипы и сам жанр боевика. В этом суть метафильма, которым является “Брат-2”.

Режиссер занимается деконструкцией, но при этом пытается перевернуть правила игры и достаточно вольно обходится с принятыми стандартами. Изначальная драма стала как минимум приключенческим боевиком.

Балабанов четко использовал зрительские стереотипы: брал фразы “из народа” и вставлял в фильм. Например, одна из героинь кокетливо произносит, глядя на Данилу, которого показывают по телевизору: “Посмотри, там мальчик такой губастенький!” – именно так женская часть ЦА балабановской дилогии называла Бодрова, которого считала крайне привлекательным. Это иронично обыгрывается в картине: американки достаточно быстро “сдаются” обаятельному русскому парню.

В своих разборах некоторые зрители и критики отмечают наличие линии антисемитизма, которая присутствовала и в первой части франшизы. Здесь Балабанов также взял фразы “из народа” и внезапно “отдал” их герою Сухорукова, который в фильме “Брат-2” превратился в полностью комедийного персонажа.

Балабанов неплохо постебался над зрительским восприятием, но при этом дал людям то, что они хотели видеть. Страна в период, когда вообще ничего не было понятно, крайне нуждалась в национальном герое. И режиссер подарил зрителю супергероя – Данила обладает настоящей суперсилой, для него не существует никаких преград.

Если в первой картине бандитизм был частью “серого мира”, Даниле приходилось тщательно маскироваться, а атмосфера была максимально напряженной, то во второй части на первый план вышла буффонада. В лучших традициях боевиков 80-90-х Багров мог спокойно пройти по улице, расстрелять машину, закинуть туда гранату, и использовать пулемет “Максим” в одном из тихих дворов. Все это – абсурд. Но осознанный.

Сергей Маковецкий
Сергей Маковецкий сыграл роль Валентина Эдгаровича Белкина. Кадр из фильма.

Балабанов не постеснялся вывернуть все в максимальную гиперболу образа: если Данила герой, то пускай он идет к цели, не видя препятствий. Примечательно, что Багров полностью сменил систему ценностей. Так, представитель потерянного поколения из первого “Брата” вдруг стал четко видеть себя медиком. Если раньше он от войны отнекивался, то теперь он этим бравирует – даже когда его об этом не спрашивают. Когда-то забитый и сломленный, теперь он почти постоянно жизнерадостно улыбается…

Являясь по сути “сборной солянкой” из боевиков и жанров, картина при этом не выглядит рваной. Фильм “Брат-2” достаточно органичен – и работает это только потому, что он находится в контексте зрительского восприятия.

Это коммерческая картина, в который органично вплетен стеб режиссера.  Именно поэтому он уходит от любой логической связи с первым фильмом. Он четко обозначает свою позицию, и смотрит на все происходящее не изнутри, а сверху.

В “Брате-2” из ниоткуда появились телезвезды, бизнесмены и элитные школы – страна потихоньку выкарабкивалась из бандитского ада 90-х, и формулировала себя как цивилизованное государство.

Народу нужна была опора. Балабанов знал это, и именно поэтому отправил Данилу в Америку – в страну, взлелеявшую ненавистный постсоветскому человеку капитализм. Так кино стало важнейшей терапией для всей страны: в финале картины герой Бодрова спас женщину, которая некогда повелась на все американское, и увез ее домой. Под водочку…

Смысл цитаты “В чем сила, брат…”

Главная цитата картины “Брат-2” давно ушла в народ.

– В чём сила, брат?

– А вот в чём: в деньгах вся сила, брат! Деньги правят миром, и тот сильнее, у кого их больше!

– Ну хорошо, вот много у тебя денег. И чё ты сделаешь?

– Куплю всех!

– И меня?.. Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда – тот и сильней. Вот ты обманул кого-то, денег нажил. И чего, ты сильнее стал? Нет, не стал. Потому что правды за тобой нет. А тот, кого обманул, за ним правда, значит, он сильней.

Смысл цитаты выглядит так: сила в правде, то есть в уверенности в собственной правоте. А также – в решимости, которую дает эта убежденность.

Александр Карамнов
Александр Карамнов в роли Бориса, телохранителя. Кадр из фильма.

Похожие фильмы

Вот несколько фильмов, которые чем-то похожи на “Брат-2”:

  • “Сестры” (2001 г., Россия). Две сводные сестры оказываются заложницами бандитских разборок. Волей судьбы они оказываются без присмотра взрослых, и старшая начинает защищать младшую, за которой начинается настоящая охота.
  • “Война” (2002 г., Россия). Двое военных, Джон и Иван, возвращаются в Чечню, чтобы освободить пленников.
  • “Бумер” (2003 г., Россия). По стечению обстоятельств четверо друзей оказываются по ту сторону закона и пытаются отстоять собственное право на жизнь.
  • “Драйв” (2011 г., США). Молчаливый водитель однажды ночью оказывается не в то время не в том месте. Теперь защита случайной попутчицы – дело его чести.
  • “Таксист” (1976 г., США). Главный герой фильма – таксист. Когда-то он служил во Вьетнаме, но теперь не имеет представления о том, как применить свои навыки. Впрочем, совсем скоро ему предоставляется такая возможность.
  • “Кремень” (2007 г., Россия). Антон, юноша с армейским прошлым, приезжает в Москву и идет работать в милицию. Постепенно он приходит к мысли о наведении порядка в стране – причем, любой ценой.
Смог бы Данила стать новым героем в 2022 году?
Этот герой и сейчас живее всех живых. А его принципы и убеждения так же актуальны, как в 2000-м. Сейчас он был бы "в струе"
41.94%
Такие герои - вне времени.
30.41%
Данила - герой вчерашнего дня. Ему пришлось бы очень сильно поменять себя и свои убеждения, чтобы быть современным. Сейчас верят в другое и действуют иначе.
16.13%
Не понимал его раньше, не понимаю и сейчас.
3.23%
Обаятельный, но полностью придуманный персонаж,
8.29%
Проголосовало: 217

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.