Психологический смысл триллера «Час истины»: отрицание, гнев, торг…

Час истины Смысл фильма

Страна: США

Жанр: драма, триллер, детектив

Год производства: 2020

Режиссёр: Питер Фачинелли

Актёры: Томас Джейн, Энн Хеч, Алекс Хейдон, Джейсон Патрик, Алексей Арчер

Слоган: «Как далеко вы можете зайти в поисках своей дочери?»

Награды: приз кинофестиваля «Мамонт-2020» за лучшую музыку к фильму

Сюжет фильма «Час истины» («Hour of Lead») по содержанию напоминает детективы, в которых следствие ведут неоднозначные или даже откровенно отрицательные персонажи. В картине Питера Фачинелли происходит нечто подобное, за чем следует, пусть и несколько заезженная, но всё же интересная концовка.

Сюжет фильма

Эпиграфом к фильму «Час истины» служит стихотворение американской поэтессы Эмили Дикинсон «After great pain, a formal feeling» («После великой боли формальное чувство»).

В начале фильма мы видим силуэт бегущего в ночи человека. Его преследуют полицейские с собаками.

В ноябре 2018 года семейство – мужчина по имени Пол, его жена Венди, их десятилетняя дочь Тейлор и пес Лаки – отправляются в своём трейлере на кемпинг. Все выглядят счастливыми. У въезда в кемпинг их встречает хозяин Том Генри. Давая разрешение на въезд, он ведёт себя не слишком приветливо. Он предупреждает, что не стоит спускать собаку с поводка, иначе ей несдобровать. Семья паркует трейлер у озера. Пол просит Венди сходить в магазин, чтобы оплатить проживание в кемпинге. Сам же он готовится к совместной с дочерью рыбалке.

Томас Джейн
Кадр из фильма.

Пол замечает полуобнажённую девушку, отдыхающую неподалёку в надувном джакузи. Та представляется: её зовут Миранда Хадсон, накануне вечером она приехала сюда вместе с мужем.

Венди возвращается и замечает пса Лаки, бегающего одного. Пол зовет дочь на рыбалку, но та не откликается. Венди проверяет трейлер, однако не обнаруживает Тейлор внутри. Супруги начинают вместе звать дочь, но тщетно. На место прибывает полиция во главе с шерифом Бейкером и организовывает масштабные поиски девочки. Ситуация усугубляется тем, что неподалёку скрывается сбежавший из местной тюрьмы заключённый.

Шериф просит супругов оставаться в трейлере, но Венди не может просто сидеть и ждать. Она уговаривает Пола начать свои поиски. Пара отправляется в лес и видит костер, рядом с которым спит мужчина. Супруги предполагают, что это сбежавший преступник. Венди приходит идея забрать у него пистолет. Мужчина просыпается. Тогда Венди, испугавшись, рефлекторно стреляет ему в голову.

На следующий день женщина, мучаясь от чувства вины, желает рассказать полиции о произошедшем, но муж отговаривает её. Шериф Бейкер приходит в трейлер к супругам. Пол предлагает ему кофе и замечает на столе окровавленную шапку Венди. Ему приходится якобы случайно облить Бейкера кипятком, чтобы отвлечь и скрыть улику.

Шериф рассказывает Венди и Полу, что этой ночью полиции удалось поймать преступника. Его задержали при попытке ухать в другой город на автобусе. После допроса у полиции не осталось оснований полагать, что он может быть связан с исчезновением девочки. Шериф также рассказывает, что на южном берегу озера кто-то застрелил обычного туриста. Чувство вины начинает терзать Венди ещё сильнее.

Энн Хэч
Роль Вэнди сыграла Энн Хэч. Кадр из фильма.

К супругам подъезжает парень по имени Джастин, работающий уборщиком на территории кемпинга. Он высказывает слова поддержки, а после уточняет, сколько Тейлор было лет. Венди срывается на него из-за того, что он сказал о дочери в прошедшем времени. Джастин извиняется и уезжает. За этой сценой наблюдает хозяин кемпинга Том. Пол и Венди приезжают в участок, чтобы написать заявление о пропаже ребёнка, поскольку дело принимает всё более серьёзный оборот. У них берут анализ ДНК, а шериф просит выступить на пресс-конференции для привлечения добровольцев на поиски девочки. Пол звонит своему брату, но телефон отключен. Он оставляет ему голосовое сообщение и говорит, что с Тейлор произошла беда, и тот должен ему перезвонить.

Супруги возвращаются в кемпинг. К ним приходит Миранда со своим мужем Эриком. Они принесли ужин в знак поддержки. Венди забирает тарелки, поднимается в трейлер и выкидывает еду. Она обвиняет Пола в пропаже дочери из-за того, что тот в момент исчезновения был занят любованием Мирандой. Венди хочет уйти от мужа, ведь кроме дочери их ничего больше не связывает. Пол успокаивает супругу.

Вечером Шериф Бейкер выпивает и стреляет на улице по бутылкам. Он заходит к себе домой и супруга спрашивает у него о пропавшей девочке. Бейкер молчит.

Пол слышит голос дочери. Он выходит из спальни. Оказывается, Венди смотрит видеокассету из семейных архивов с участием Тейлор. Пол предлагает супруге поспать, но та отказывается, говоря о том, что её мучает бессонница. Венди говорит мужу, что их собака облаяла Эрика, хотя никогда так раньше не делала. Супруги начинают подозревать соседей в похищении их дочери. Пол и Венди пробираются в трейлер супругов Хадсон. На столе они обнаруживают фотоаппарат, на фотографиях изображена обнаженная Миранда. Венди находит аптечку и выясняет, что соседи пытаются завести ребенка, так что у них есть мотив для похищения. Эрик и Миранда застают супругов, когда те успели выйти из их трейлера. Венди просит взять их с собой в следующий раз на поиски. Соседи договариваются встретиться на причале рано утром.

Томас Джейн
В роли Пола снялся Томас Джейн. Кадр из фильма.

Венди и Пол приходят на причал. Вместе с Эриком и Мирандой они отправляются на лодке по озеру, чтобы отыскать Тейлор или какие-либо зацепки, которые могли бы дать разгадку её исчезновения. Спустя несколько часов безуспешных поисков Эрик замечает, что топливо уже на исходе, а значит есть смысл вернуться на берег. Однако Венди видит что-то в воде на другом конце озера. Супруги подплывают туда, но находят лишь обычный пакет. Пол отключает двигатель лодки. Венди обвиняет супругов Хадсон в пропаже их дочери и достает пистолет из рюкзака. Она наводит его на Миранду, но Эрик бьёт Венди по лицу. Лодка переворачивается и все оказываются в воде.

Эрик начинает душить Пола, но тому удается достать нож и несколько раз ткнуть им парня в живот. От полученных ран Эрик умирает. Пол достает Венди из воды и приводит в чувство. Они замечают, что Миранды нигде нет. Шериф Бейкер стучится в трейлер Эрика и Миранды, но ему никто не открывает. Он замечает, что дверь не заперта и проходит внутрь. За шкафом он обнаруживает красные бусы. Спасательная группа привозит труп. Шериф открывает пакет и видит тело Эрика.

Бейкер показывает найденные бусы Полу и Венди. Они говорят, что это любимые бусы их дочери. Шериф добавляет, что сам когда-то потерял ребенка, своего сына. У того была наркозависимость.

Джастин говорит Тому, что ему очень страшно из-за большого количества убитых вокруг. Он обвиняет его в произошедших преступлениях. Том отрицает свою причастность и бьет Джастина по лицу, после чего дает пакетик с наркотиками и прогоняет.

Венди приходит в магазин Тома, берет пару видеокассет и шоколадку. В магазине она замечает дверь и хочет туда зайти, но Том останавливает её. В это время Джастин наблюдал за ней возле входа. В трейлере Венди и Пол ссорятся. Венди напивается и слышит стук в дверь. На пороге стоит Джастин, передает ей шоколадку и уходит. Венди идёт к его дому, а через окно видит, как парень употребляет наркотики.

Пол закуривает сигару и выходит из трейлера. Он ложится на причал и слышит звуки из воды. Опускаясь к воде, он видит труп своей дочери. Пол зовёт на помощь, но, оказывается, это был сон. Его разбудил крик жены. Он выходит на улицу и видит, что кто-то убил их собаку.

Джейсон Патрик
Джейсон Патрик в роли шерифа Бейкера. Кадр из фильма.

На четвёртый день пропажи Тейлор шериф предлагает супругам переехать в отель. Они отказываются и рассказывают о вчерашнем поведении Джастина. Бейкер вызывает парня на допрос, но тот молчит.

Венди выпивает упаковку снотворного, чтобы покончить жизнь самоубийством, но врачи успевают её спасти. Супруги возвращаются в кемпинг. Венди снова отправляется в магазин Тома, под предлогом возврата кассет. Внутри никого нет. Венди открывает дверь в подсобное помещение и видит шкаф. За шкафом обнаруживается тайный коридор с дверьми, за одной из которых комната с шумоизоляцией. В ней: кровать, телевизор и кассеты, подписанные женскими именами. На одной из таких кассет Венди обнаруживает запись, в которой Том принуждает несовершеннолетнего ребёнка к интимной близости Том находит Венди и бьёт её по голове, после чего принимается уничтожать улики. Вдруг женщина приходит в сознание и нападает на Тома. Завязывается драка, в финале которой Венди убивает педофила.

На пятый день после исчезновения девочки шериф Бейкер рассказывает прессе об убийстве Тома Генри и о его коллекции. Он предполагает, что Том может быть причастен к пропаже Тейлор, а также к убийству Эрика Хадсона.

Пол выбрасывает коробку с игрушками и вещами Тейлор и говорит жене, что хочет положить конец этой игре. Он закрывает мусорный бак и уходит. На шестой день после пропажи Бейкер собирается на работу. Его супруга Мэриан оставила ему записку о том, что ушла от него. Также на столе лежат фотографии Пола и Венди. Он обращает внимание, что беременная Венди позирует на фоне знаменитых башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, разрушенного в результате теракта 11 сентября 2001 года. Это значит, что фотография была сделана семнадцать лет назад. Следовательно, Тейлор не может быть всего десять лет, а это прямо противоречит описанию родителей.

Полиция наконец связывается с братом Пола и тот даёт объяснение: Тейлор утонула шесть лет назад, но Пол и Венди до сих пор не могут смириться с утратой. Так что они время от времени впадают в иллюзию о том, что их дочь всё ещё жива. Бейкер спешит обратно в лагерь и обнаруживает, что пара уже уехала.

Пол и Венди, как и в начале фильма, едут в своём трейлере. И они опять общаются с дочерью. Теперь мы видим: девочка находится в фургоне – но всё это лишь старая видеозапись, которую смотрят супруги. В действительности в машине их только двое.

Объяснение концовки

Итак, смысл концовки фильма «Час истины» в том, что все подозрения главных героев были следствием их неспособности принять смерть дочери, случившейся несколько лет назад. В реальности главным источником опасности были сами Пол и Венди.

Завершая сюжет, авторы раскрывают некоторые моменты картины под повторение монолога психолога. Тот даёт трактовку поведения Пола и Венди. Смысл в том, что в соответствии с популярной моделью, описанной американским психологом Элизабет Кюблер-Росс в 1969 году, люди проходят пять стадий переживания горя: отрицание, гнев, торг, депрессию и наконец принятие. Супруги никак не могут завершить этот порочный круг и всё время возвращаются на один из этих этапов, не доходя до настоящего, полноценного принятия смерти дочери.

В подтверждение такого объяснения концовки режиссёр мельком демонстрирует кадры злоключений Пола и Венди, как бы предлагая сделать разбор их поступков через призму слов психолога. Нам также показывают детали, дополняющие сюжет. Например, мы видим, как Пол подкладывает бусы Тейлор в трейлер супругов Хадсон, чтобы Венди в дальнейшем их опознала и начала подозревать ни в чём не повинную пару.

В другом кадре Венди сумасшедшим взглядом смотрит на нож, после чего демонстрируется жалобный взор пса – намёк на то, что именно она убила животное. Также мы видим, что Миранда утонула сразу же после инцидента на лодке, так что в её исчезновении нет ничего загадочного. Ещё в одном кадре Джастин держит в руках полотенце, на котором указана дата рождения Тейлор – 6 января 2002 года. А значит, утонула она как раз в десятилетнем возрасте.

В финале «Часа истины» Пол включает видеозапись из семейного архива. Становится ясно, что все кадры с участием Тэйлор, показанные в начале, как раз из этой записи.

Пол прокручивает видео на начало, словно заново запуская порочный круг. Пара присоединяется к пению дочери на записи. Смысл в том, что горе опять не было принято до конца, а значит стадии его переживания повторятся.

поиск дочери
Кадр из фильма.

Смысл фильма

Детективы и триллеры, в которых выясняется, что герои страдали психическими заболеваниями, а показанных в кадре людей на самом деле не было – не редкость. Вот только в фильме «Час истины» зрителей фактически не обманывали. Нам не показывали несуществующих персонажей. Просто авторы не объяснили сразу, что видеовставки с девочкой – это, по сути, флэшбеки из счастливого семейного прошлого героев, а не из настоящего. Такую уловку режиссёра можно отнести к главным достоинствам картины.

Правда, кто-то можно подумать, что и Джастина с Томом не было в реальности. Слишком уж большим совпадением кажется соседство мужчины-педофила с героями. К тому же шериф Бейкер заявлял, что дети в округе не пропадали уже очень давно. С другой стороны, интимная связь с несовершеннолетними могла происходить и без их похищения. Вряд ли Джастин и Том — плод воображения Пола и Венди. Всё-таки это испортило бы красивый режиссёрский ход с изображением только реальных событий.

Да и эти персонажи наряду со всеми остальными, включая шерифа, призваны принять на себя подозрения зрителей, тем самым отведя их от главных героев. Именно поэтому Миранда изображена соблазнительной (с намёком на коварство) красоткой, Бейкер опасается приезда ФБР, будто ему есть что скрывать, а у Джастина и Тома полно «скелетов в шкафу».

Рассуждая о сути фильма, стоит вспомнить о его эпиграфе – стихотворении Эмили Дикинсон. Из него же взята фраза «Час истины» (в оригинале «Hour of Lead», что также можно перевести как «Решающий час»). Это произведение явно содержит известный лишь автору скрытый смысл. Но в целом его можно охарактеризовать как художественное описание чувства боли от события, которое произошло когда-то давно. Ключевой в контексте фильма «Час истины» можно считать строчку, вольный перевод которой звучит так: «Строгому сердцу неизвестно, страдало оно вчера вчера или столетия тому назад». Иначе говоря, душевные раны не затягиваются – они способны заставить испытывать боль снова и снова. Это и происходит с главными героями, оплакивающими погибшую дочь.

страдания родителей из-за утраты дочери
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

  • «Пленницы» (США, 2013): отец пропавшей девочки решает взять расследование её исчезновения в свои руки;
  • «Перелом» (США, 2019): герой обнаруживает, что его жена и дочь бесследно исчезли;
  • «Иллюзия полёта» (США, 2005): героиня теряет дочь прямо на борту обычного самолёта, а факты указывают на то, что девочки не было вовсе;
  • «Подмена» (США, 2008): девушке приводят пропавшего сына, но та считает, что его подменили;
  • «Прощай, детка, прощай» (США, 2007): частные детективы берутся за расследование исчезновения четырёхлетней девочки.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.