Страна: Испания, США, Италия
Жанр: триллер
Год производства: 2017
Режиссер: Брайан Гудман
Актеры: Антонио Бандерас, Джонатан Рис Майерс, Пайпер Перабо, Винсент Риотта, Брайан Гудман
Слоган: «A killer story with a twist»
Награды и номинации: Международный Мадридский кинофестиваль: победа в номинации «Лучшая мужская роль» (Антонио Бандерас), номинация за лучшую мужскую роль второго плана (Джонатан Рис Майерс)
Вторая кинокартина Брайана Гудмана – ремейк французского триллера «Ночная бабочка», вышедшего в 2008 году. Это история о писателе, пригласившем в свой дом случайного бродягу и о событиях, ставших следствием этого поступка. Смысл фильма «Черная бабочка» («Black Butterfly») в том, что не следует слепо доверять людям, особенно незнакомым, ведь первое впечатление часто оказывается обманчивым.
О чем фильм
Понять суть фильма «Черная бабочка» поможет подробный разбор сюжета.
Главное действующее лицо – Пол Лопес (Антонио Бандерас), известный в прошлом писатель. Его дела идут плохо, книги и сценарии никому не интересны, финансы заканчиваются. В первой сцене фильма он пытается писать, но идей нет, поэтому он бесцельно печатает на машинке много раз фразу: «Я застрял», откидывается на спинку дивана и задумывается.

В следующей сцене молодая семья отдыхает на природе. Жена отправляется к машине, муж и маленький сын задерживаются. Когда они приходят к транспорту, то обнаруживают, что женщина исчезла.
К дому Пола подъезжает машина. В ней Лаура (Пайпер Перабо), агент по недвижимости и потенциальные покупатели (из-за нехватки средств писатель продает дом). Пол приглашает девушку пообедать и уезжает по делам.
Пол выпивает за рулем (скрытый смысл сцены – показать, что у него проблемы с алкоголем), а затем подъезжает к магазину. Внутри по радио сообщают об очередной похищенной женщине. Писатель просит товары по списку и договаривается об отсрочке оплаты. Затем он разговаривает с агентом, который сообщает, что сценарий не приняли, и просит внести правки. Пол отправляется в кафе на встречу с Лаурой и по пути ввязывается в конфликт с водителем грузовика.
В кафе Лаура говорит, что клиенты отказались покупать дом, потому что не видят в этом смысла для себя: он далеко от города и нуждается в ремонте. Пол признается, что давно не писал ничего стоящего, Лаура же говорит, что только начала работать, а Пол – ее первый клиент. Лопес приглашает девушку на ужин.
Подъезжает грузовик, который Пол обогнал по пути. Водитель заходит в кафе, видит писателя и устраивает ссору, но конфликт останавливает незнакомец, выпроводив за дверь зачинщика. Пол пытается поблагодарить спасителя, но тот его игнорирует.

По пути домой Пол видит незнакомца из кафе, идущего по обочине, и предлагает подвезти. Парня зовут Джек, он – бродяга. Пол в знак признательности приглашает его переночевать у себя, потому что обещают плохую погоду. Джек соглашается.
Пол привозит Джека домой и показывает свободную комнату, затем идет к себе, пьет алкоголь и засыпает. Проснувшись, он обнаруживает, что парень навел порядок на кухне и что-то готовит. За завтраком Джек настойчиво предлагает Полу помощь с ремонтом дома. Писатель неохотно соглашается. Во время работы в сарае с инструментами Джек находит оружие Пола.
Пол рассказывает Джеку о своей работе и жалуется на отсутствие интернета и связи из-за прошедшего урагана. Джек замечает, что это хорошо, потому что писателям нужно уединение. Лопес отвечает, что его проблемы в прокрастинации и объясняет, как стал знаменитым, а затем все потерял – деньги, известность, жену.
По утрам Джек купается в озере возле дома. Пол замечает у него на спине татуировку – «черную бабочку». Парень объясняет, что это редкий вид насекомого, который сложно поймать, и сообщает, что ему накололи ее в тюрьме. Джек предлагает Полу бросить пить, так как его проблема – в алкоголе. Затем он объясняет Лопесу, что ему нужна хорошая идея для его сценария и советует написать историю их знакомства. Он пересказывает известные Полу события, а затем предлагает придумать продолжение, но подойти к этому ответственно.

Пол пишет сценарий, но Джек его критикует, объясняя, что у Пола получилось слишком банально. Джек у него изображен как простой парень из кафе, но смысл в том, что Пол не знает, кто он на самом деле. Бродяга мог быть в сговоре с водителем грузовика, а вся ситуация, начиная от конфликта на дороге и заканчивая приглашением пожить у писателя, – заранее спланированной. Полу нравится услышанное, за исключением финала истории. Он говорит, что у него есть более интересное развитие событий.
Ночью Пол просыпается от того, что Джек приставляет ему к горлу нож. Парень объясняет, что хотел помочь писателю понять, что чувствует человек в такой ситуации, ведь это позволит ему более достоверно описать ощущения персонажей.
Утром, пока Джек находится во дворе, Пол обыскивает его рюкзак. В нем он находит газетные вырезки с описанием похищения женщин и комплект медицинских инструментов. Парень входит в дом, и Пол быстро возвращает вещи на место. Однако Джек, вернувшись в комнату, понимает, что его рюкзак трогал посторонний.
Пол слышит женский крик снаружи. Он выходит, находит Джека с оружием в руках и спрашивает, слышал ли он что-нибудь. Парень отвечает отрицательно.
Приезжает курьер с продуктами. Пол собирается открыть дверь, но Джек, угрожая оружием, предупреждает, чтобы он далеко не отходил от дома. Писатель забирает продукты. Разозленный Пол пытается уехать или уйти, но Джек его останавливает. Завязывается драка, Пол избит. Джек объясняет, что нервничает при виде незнакомцев, потому что только что вышел из тюрьмы и не собирается в нее возвращаться. Он утверждает, что Пол пытается нарушить уговор, по которому он должен написать их историю и делает все, чтобы не работать. Ночью Пол пытается сбежать, но Джек останавливает мужчину, а затем заставляет разбить все бутылки с алкоголем.

Утром приезжает Лаура. Пол пытается сбежать с ней, но Джек их останавливает и заставляет утопить в пруду машину. Приезжает местный шериф Каркано и интересуется, не видел ли Пол похищенную девушку. Писатель, находясь под прицелом Джека, отвечает отрицательно. Каркано собирается уезжать, но Пол выскакивает наружу и просит о помощи. Джек убивает шерифа. Писатель и Лаура успевают забаррикадироваться в доме. Услышав, как Джек ходит по крыше, они выскакивают и пытаются убежать в лес, но Джек их догоняет.
Джек утверждает, что Пол его подставил, не выполнив уговор. Кроме того, именно Пол виноват в том, что девушка находится с ними, а шериф убит. Писатель спрашивает, почему Джек остается в доме, если скоро здесь будет множество полицейских, а значит, он отправится в тюрьму. На это парень отвечает, что их историю теперь пишет он сам, а значит, ее концовку тоже придумает он.
Лаура и Пол пытаются сбежать, но Джек их останавливает. Девушку он избивает, а Пола связывает в спальне. Писатель освобождается, находит ружье, идет к Джеку и видит мертвую Лауру. Джек предлагает избавиться от тела и улик и сбежать до приезда полиции. Пол отвечает, что именно ее он и будет ждать, ведь вся эта ситуация – это знак свыше.
Писатель рассказывает, что ранее тоже видел знаки, которые ему давало провидение, и похищал женщин. Появление Джека – это возможность обвинить его в убийствах и остаться безнаказанным. Пол говорит, что, увидев парня, сразу же понял, что нужно заманить его к себе. Рассказывая это, он достает из тайника личные вещи убитых женщин и кладет в рюкзак Джека, после чего стреляет в парня. Патроны оказываются холостыми. Джек бьет Пола, мужчина теряет сознание.
Объяснение концовки
В концовке фильма «Черная бабочка» Пол, очнувшись, обнаруживает, что в доме работает множество сотрудников ФБР, Джек – один из них. Оказывается, что убийство шерифа и нападение водителя грузовика (агент ФБР) были инсценированы. Сотрудницей спецслужб оказывается и Лаура.
Джек разговаривает с Полом. Из его объяснения становится известно, что преступника искали три года. Он показывает улики – личные вещи, которые писатель подсунул ему, и диктофон с записью речи Лопеса, рассказывающего о своем замысле. Не удалось найти только тело Рене – жены Пола и его первой жертвы, поэтому Джек предлагает мужчине рассказать, где она похоронена.
Пол отвечает, что никого не убивал и предлагает свою трактовку произошедшего. Улики ему подбросили, а аудиозапись Джек сделал, когда Пол читал монолог одного из персонажей. Кроме того, Джек удерживал его в заложниках и угрожал оружием, поэтому от страха он мог сказать что угодно.
Джек выходит на улицу и, размышляя, осматривает местность вокруг. Глядя на пруд, он вспоминает фотографию жены Пола, на которой водоема не было. Он возвращается в дом и высказывает предположение, что тело закопано под прудом. Писатель отвечает, что Джек нашел разгадку, поэтому теперь преимущество на его стороне.
Пол обещает помочь и рассказать о преступлениях, но просит, чтобы его приговорили не к смертной казни, а к тюремному заключению. Смысл в том, что он раскаивается и желает провести остаток жизни, размышляя о содеянном. Джек отвечает, что давал Полу шанс на чистосердечное признание, но тот им не воспользовался и не захотел придумать хороший конец их истории. Теперь Джек сам решит, какой будет финал.

Заключительная сцена возвращает в начало фильма. Пол просыпается на диване, осматривается и видит в печатной машинке листок с фразой: «Я застрял», написанной много раз. Он берет чистый лист и печатает название: «Черная бабочка».
Смысл концовки фильма «Черная бабочка» в том, что история приснилась Полу. Убийств он не совершал, расследования не было. Сон настолько впечатляет его, что он решает раскрыть его содержание в книге.
Смысл фильма
В наименовании триллера «Черная бабочка» зашифрованы название книги, которую Пол начинает писать в финале, и татуировка Джека. Последняя имеет несколько значений. Во-первых, в ряде стран считается, что черные бабочки – предвестники бед и несчастий. Во-вторых, по словам Джека, этот вид насекомого очень редкий и его сложно обнаружить: возможно, в этом намек на преступника, убивающего женщин и до сих пор не пойманного.
В триллере «Черная бабочка» нет какого-то скрытого смысла, мораль в нем лежит на поверхности: не стоит быть слишком доверчивым, люди часто являются не теми, кем кажутся. Когда главные герои сбрасывают маски, добродушный стареющий писатель оказывается убийцей, похищающим женщин, а преступник – агентом ФБР.
Скрывают свои имена и личности в «Черной бабочке» и другие персонажи: курьер из магазина, водитель грузовика, Лаура. Все эти люди – не те, за кого себя выдают, при этом они играют свои роли так убедительно, что преступник попадается на их удочку и оказывается разоблаченным.
Еще одно объяснение концовки и смысла триллера «Черная бабочка» связано с первой и последней сценами фильма. На первых минутах Пол испытывает трудности: он не знает, о чем писать. В конце показано, что ему приснилась «убийственная история с неожиданным поворотом» (слоган картины). Она настолько впечатляет, что писатель решает изложить сон в книге. Существует теория, что режиссер дополнительно затронул проблему творчества и показал, как можно испытывать трудности с идеями для новых работ и как в итоге они приходят из ниоткуда. Такая версия не очень популярна и маловероятна, но имеет право на жизнь, как и любые иные трактовки финала.

Похожие фильмы
- «Ночная бабочка» (Франция, 2008 год). К живущему в уединении сценаристу забредает бродяга. Испытывающий недостаток в живом общении хозяин оставляет гостя у себя пожить пару дней.
- «Тайное окно» (США, 2004 год). К живущему в одиночестве писателю приходит незнакомец и обвиняет его в плагиате.
- «Мизери» (США, 1990). Писатель разбивается в горах на машине во время снегопада. Очнувшись, он обнаруживает, что находится в доме поклонницы, которая совершенно не желает расставаться с кумиром.

мне понравился тиллер. тем более играют супер звёзды: Бандерас и Рис Майерс.
Динамичный фильм,смотрится на одном дыхании