Что на самом деле произошло с Диной в финале фильма «Чужая»

Чужая с Анной Слю Смысл фильма

Страна: Россия

Жанр: драма

Год производства: 2023

Режиссёр: Алексей Луканев

Актёры: Анна Слю, Зоя Багынанова, Ньургун Бэчигэн, Артём Ткаченко, Георгий Бессонов

Концовка фильма «Чужая», снятого, как утверждается, по реальной истории, оставила у многих зрителей странное впечатление: если сюжет опирается на факты, то что за недосказанность в финале? И какую идею до нас пытались донести создатели картины? Попробуем разобраться.

О чём фильм

Главная героиня, деловая преуспевающая женщина по имени Дина, торжественно открывает очередной объект в Западной Сибири – буровую установку. Компания, в которой она занимает высокую должность, занимается разработкой месторождений и добычей нефти.

Анна Слю
Анна Слю сыграла роль Дины. Кадр из фильма.

Сразу после открытия объекта Дина стремится поскорее попасть домой к семье, в Москву. Однако вертолёт, на котором она летит, терпит крушение. Пилот погибает. Дина остаётся в живых, но без сознания. С места крушения героиню подбирает шаманка местного дикого племени, обитающего где-то среди бескрайних снегов.

Основное повествование прерывается эпизодами с воспоминаниями и галлюцинациями Дины о жизни в Москве. Так мы узнаём, что героиня изначально возглавляла проект по разработке месторождений, но в итоге была вынуждена уступить лидерство своему коллеге – Андрею Хомичёву. Однако на переговорах о заключении важной сделки ключевой бизнес-партнёр компании Кирилл Константинов согласился подписать контракт только при условии, что руководящую роль в проекте займёт Дина. Также мы знакомимся с семьёй героини – её мужем Алексеем и дочерью Алей. Алексей – художник и, вероятно, находится на обеспечении Дины. Аля помимо школьных занятий берёт индивидуальные уроки музыки и делает большие успехи.

Шаманке с помощью отваров, заклинаний и ритуальных танцев удаётся выходить Дину. Придя в себя, та пытается донести до членов племени, что ей нужно вернуться домой. Однако все они говорят только на своём языке и не понимают женщину. Когда Дина в очередной раз настойчиво озвучивает свою просьбу, на этот раз вождю, все принимают это за жажду любви. На совете племени оглашается решение одарить чужую приданым и дать ей мужа – охотника Туннана, на котором, как считается, лежит проклятие бесплодия.

Туннан поначалу обходится с Диной грубо, и та предпринимает безуспешные попытки побега. Однако через некоторое время героиня осваивается в племени, изучает его язык, начинает соблюдать местные обычаи. Она даже помогает оптимизировать сложившуюся хозяйственную деятельность. Так, процесс очистки рыбы она организует по принципу конвейерного производства, и работа начинает идти быстрее. Дина также помогает Туннану в охоте, используя когда-то услышанную хитрость изготовления ловушек для птиц.

Ньургун Бэчигэн
Ньургун Бэчигэн снялся в роли Туннана. Кадр из фильма.

Постепенно Дина добивается уважения членов племени, и даже шаманка желает её сделать своей преемницей. Однажды в племя наведывается торговец. Дина узнаёт у него, что до ближайшего города можно добраться на собачьей упряжке за пять дней. Собак она уже приобрела у шаманки. Остаётся добыть нарты. Их Дина получает на празднике за лучший и самый долгий танец.

В ночь праздника Дина по-настоящему сближается с новым мужем, и они зачинают ребёнка – проклятие бесплодия Туннана разрушено. У героини рождается девочка, которую она так и называет — Аги (в переводе с местного языка – «девочка»). Теперь Дина окончательно перестаёт быть для племени чужой.

Проходит несколько лет. Дина продолжает готовить побег. У неё есть припрятанные запасы, нарты и собаки. В племя приходит беда: погибает один из охотников – похоже, его задрал медведь-шатун. Опасность не пугает Дину. Она садится в упряжку и уезжает, думая, что Туннан спит. Но тот знал о неугаснувшем желании жены вернуться домой, он слышал, как она собирается в путь и не остановил её.

У Дины не получается самостоятельно добраться до цивилизации. На полной скорости нарты переворачиваются, и героиня оказывается обездвиженной посреди снегов. Благодаря собаке из упряжки, оставшейся с Диной, женщину находит и выхаживает егерь.

северная тундра
Кадр из фильма.

Дина возвращается к Алексею и Але. Она не рассказывает о том, что с ней случилось, но пытается разузнать, как всё это время складывались дела на её работе. Оказывается, теперь там высокую должность занимает Алексей. Дина просит его взять её с собой в организацию. Теперь там на неё все смотрят как на чужую. Дина беседует с Андреем Хомичёвым, прося вернуть её в фирму, но тот не спешит этого делать.

Героиня понимает, что произошло предательство: кто-то подстроил крушение вертолёта и явно не хотел, чтобы она возвращалась. И даже Алексей не может ответить, рад ли он, что жена снова дома. Правда, из его же слов становится ясно, что один человек, действительно желавший отыскать Дину, всё же был – это Кирилл Константинов. Он спонсировал поисковые экспедиции и даже обещал награду за нахождение пропавшей.

Сложившаяся ситуация раздражает героиню. Масла в огонь добавляет Аля, которая, будучи юным подростком, делает себе вульгарный макияж, курит сигареты и вообще желает, чтобы её мамой была не Дина, а учительница музыки. Последняя в отсутствие героини, похоже, сблизилась с её семьёй.

Дина ведёт себя агрессивно с дочерью и мужем, в результате чего оказывается в психиатрической больнице. Алексей навещает её. Дина просит забрать её домой, но, похоже, она здесь надолго.

В концовке мы видим, как горит дом шаманки, а она сама рассыпается пеплом. Племя смотрит на огонь. Неподалёку стоит и Дина. Она держит в руках кусок дерева, который когда-то ей дала шаманка и на котором отмечены её годы жизни. Туннан и Аги смотрят на Дину и улыбаются. Героиня улыбается в ответ.

Смысл фильма

Режиссёр Алексей Луканев разъясняет суть фильма «Чужая» так: человечество находится на грани краха, обществу пора возвращаться к своим исконным ценностям, любви, дружбе, преданности. По его словам, картина призвана заставить задуматься о том, какой мы дорогой идём, какие у нас приоритеты.

Объяснение вполне здравое – по крайней мере, понятно желание сценаристов донести до зрителей такой смысл. Но вот насколько это удалось – большой вопрос. В содержании картины мы не видим яркого противопоставления двух миров – современного и традиционного. Первый не показан по-настоящему лживым и алчным. Да, похоже, героиню предали, но на это даются лишь намёки и это не говорит о сущности всего мира. Второй показан довольно суровым, мы видим, как героиня с трудом адаптируется к нему. Но до самого конца желания здесь остаться не возникает ни у неё, ни у зрителей.

Более того, по сюжету героиня и там, и там становится жертвой. В обоих мирах она вынуждена смириться с текущим положением дел. Сбегая из племени, она тут же попадает в ловушку уже в городе. И в диких условиях, и в цивилизации первое, что бросается в глаза в поведении героини – её истерики. Она набрасывается и на членов племени, и на членов своей первой семьи с одинаковым остервенением. Понятно, что здесь авторы пытались сыграть на контрасте: спокойная и рассудительная женщина дважды попадает в непривычные для неё обстоятельства. Вот только спокойствием и рассудительностью героини нам проникнуться не дают. Этим чертам посвящены лишь небольшой эпизод в самом начале и несколько, также небольших, в середине.

Иными словами, на деле мы не видим ни действительно сильного персонажа, которому можно было бы сопереживать, ни преимуществ традиционного уклада жизни северного племени.

Артём Ткаченко
Артём Ткаченко снялся в роли Алексея. Кадр из фильма.

Есть вероятность, что часть смысла, изначально заложенного в произведение, была утеряна при видоизменении сюжета. Если сделать разбор первоначального сценария фильма «Чужая» (он есть в открытом доступе) и итогового варианта, можно увидеть несколько отличий. Например, вместо загадочного Кирилла Константинова в старом варианте фигурирует некий друг детства Дины Санька. А егерем, который спас героиню, оказывается бывший заместитель главы компании Сергей Юрьвич, по своей воле ушедший от цивилизации в лес. Да и первоначальный сценарий является трактовкой киноповести Инги Оболдиной.

На каких реальных событиях основан фильм

Описание якобы реальных событиях, на которых основан фильм «Чужая», довольно расплывчато. Создатели указывают, что некогда в сибирских газетах публиковались заметки о человеке, который потерялся в тайге, был спасён северным племенем и вернулся домой только спустя восемь лет. Однако, о каких конкретно человеке и племени шла речь, неизвестно. Так что основой для картины послужили всё-таки слухи, а не реальные факты.

Более того, создатели фильма постарались максимально обезличить народ, который фигурирует в нём. Племя говорит в картине на вымышленном языке (хотя изначально предполагался хантыйский язык: киноповесть Инги Оболдиной называлась «Мот Нэ» – с хантыйского «Не моя», то есть «Чужая»). А их быт представляет собой смесь традиционных укладов разных народов севера.

Между тем, реальная история, отдалённо напоминающая сюжет фильма, и человек, которого можно было бы назвать прототипом Дины, всё же были. Речь об исследовательнице народов Крайнего Севера Варваре Кузнецовой. Будучи аспиранткой-этнографом, она отправилась в стойбище ангуэмских чукчей и кочевала вместе с ними три года. В отличие от героини «Чужой», Варваре не удалось получить уважение в глазах членов племени. В иерархии этого общества она заняла последнее место. С ней обращались довольно жестоко, что по возвращению в цивилизацию сказалось на её здоровье. Однако несмотря на все трудности, женщина провела серьёзные научные исследования.

края, где живут чукчи
Кадр из фильма.

Объяснение концовки

В первоначальном варианте сценария концовка фильма «Чужая» была другой. В ней героиня так и остаётся в психиатрической лечебнице, а фильм завершается диалогом Туннана и Аги. Отец и дочь стоят на месте крушения вертолёта. Туннан говорит, что Дина не бросила их – это боги, что её принесли, снова забрали её к себе, чтобы сверху заботиться о своей семье.

По словам одного из сценаристов Сергей Ольденбурга-Свинцова, итоговый вариант финала родился уже на этапе монтажа. Он заставляет подумать над скрытым смыслом и поискать разгадку произошедшего. Ведь по финальным кадрам не ясно, как Дине удалось сбежать из больницы и удалось ли вообще.

Самый очевидный вариант объяснения концовки, который напрашивается, таков: шаманка перед смертью показала Дине её вероятное будущее. Оно бы произошло, если бы героиня сбежала из племени. Увидев плачевный результат своих действий, Дина всё же решила остаться и стать преемницей шаманки. Такой вариант в целом соответствует смыслу фильма, о котором говорил режиссёр – героиня сделала правильный выбор, приняв традиционный, исконный образ жизни.

В завершение поясним пару деталей. Виновниками крушения вертолёта, вероятно, были муж Дины Алексей и её коллега Андрей Хомичёв. Первый получил в компании хорошую должность, второй стал её полноценным главой. После крушения они создавали лишь видимость поисков Дины. Настоящие серьёзные попытки предпринимал лишь Кирилл Константинов, которому героиня явно была не безразлична (правда, неизвестно, по каким причинам).

Когда Дина вернулась, Андрей и Алексей не захотели, чтобы всё было как прежде. Один отказал в возвращении на работу, другой (не без участия дочери и не исключено, что с помощью применения специальных препаратов) спровоцировал нервный срыв жены и поместил её в психиатрическую клинику. Как мы уже отметили, это лишь вариант будущего, хоть и вполне правдоподобный, который показала Дине шаманка.

Зоя Багынанова
Роль шаманки исполнила Зоя Багынанова. Кадр из фильма.
Ваше мнение: что произошло с героиней в финале?
Шаманка показала ей, чем кончится ее возвращение в цивилизацию, и она решила не возвращаться.
46.95%
Она сбежала из больницы и вернулась в тайгу.
19.11%
Она сошла с ума, лежит в больнице и смотрит видения.
33.22%
Своя версия (напишу в комментариях).
0.72%
Проголосовало: 3459

Похожие фильмы

  • «Одна» (Россия, 2021): основанная на реальных событиях история выживания девушки после авиакатастрофы в непроходимой тайге;
  • «Двое» (Россия, 2018): пара, испытывающая кризис отношений, оказывается в глухой тайге;
  • «Выживший» (США, Гонконг, Тайвань, 2015): легендарный фильм о выживании и мести с Леонардо ДиКаприо;
  • «На грани» (США, 1997): приключенческий триллер с Энтони Хопкинсом и Алеком Болдуином;
  • «Дикая» (США, 2014): девушка отправляется в одиночное пешее путешествие по Северной Америке.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Ирина

    Спасибо за статью. Кое – что прояснилось в моей голове после просмотра фильма. А то какая – то неоконченность, недосказанность.

    37
    Ответить
    1. Евгений Пинигин

      Рад, что был полезен )

      Ответить
  2. Елена

    Я думаю, она прошла недолгое лечение и вернулась в племя. Материнский инстинкт позвал её обратно

    27
    3
    Ответить
    1. Евгений Пинигин

      Возможно. Но, судя по поведению мужа и санитаров, героиню не собирались по-настоящему лечить и отпускать.

      18
      1
      Ответить
    2. Аноним

      рекомендую обратить внимание на длину волос героини. В лечебнице у нее короткая стрижка , а по возвращении в стойбище у нее длинная коса. Чтобы отрастить опять длинные волосы необходимо много много лет. Вот и делайте выводы.

      Ответить
  3. Александра М

    Думаю, Дина замерзла в снегу по дороге домой, и все последующие события – её предсмертный бред. Или, как вариант, она так и не вышла из комы после крушения вертолёта, и вся её жизнь в племени – это сон. Придётся пересматривать повторно и искать пасхалки.

    22
    2
    Ответить
    1. moyaprelest

      Александра, интересная версия, мне такое не приходило в голову. Если что-то поймете, поделитесь с нами, пожалуйста!

      Ответить
    2. Евгений Пинигин

      В подобных фильмах с открытой концовкой часто есть соблазн трактовать
      происходящее как сон или бред героя. В сценаристике это называется “Сон собаки” и считается моветоном. Так что не думаю, что авторы пошли по этому пути. Но версии вполне имеют место быть.

      Ответить
  4. Яна

    Мне показалось, что шаманка во время смерти какими-то своими силами спасла Дину и перенесла её обратно в это место

    23
    3
    Ответить
    1. Евгений Пинигин

      Хорошая версия. Правда, это делает шаманку прямо-таки всемогущей. Так что вариант с демонстрацией будущего кажется мне чуть более правдоподобным.

      Ответить
  5. Ольга

    Евгений, спасибо за статью! Фильм понравился, но я для себя поняла, что Дина вообще никогда по-настоящему не была в племени. Она была в психушке первый раз и попала туда во второй, и скорее всего последний…как-то так.

    8
    1
    Ответить
    1. Евгений Пинигин

      Спасибо за комментарий! Рад, что был полезен.
      Возможно. В фильме действительно есть намёки на некоторую неадекватность героини ещё в самом начале. Но тогда непонятно, как и зачем в сознании героини появилась и функционировала такая альтернативная вселенная.

      Ответить
      1. Владислав.

        Да, поначалу, возможно, она может показаться немного странной, подозрительной даже. Может это особенность актрисы, манера игры, характер. Не скажу, что она впечатилила меня, талантом или гением, но…ее взгляд точно необычный, глбокий, хочется верить ей, даже если это не так) мое мнение.

        Ответить
  6. Владислав.

    Грамотная и интересная статья, спасибо. А я попал под 1% своего варианта рецензии). Итак, немного отходя от сути, сразу после краткой аннотации фильма, до просмотра, у меня в голову пришло два фильма, это “Изгой” несомненно шедевр с Хенксом, и ” В поисках затяранного города Z”. И нотки из обоих, как я считаю, есть и тут в “Чужой”. Параллели с Изгоем просты, крушение, борьба и немыслимое возвращение домой. Только там герой -одиночка совсем, борьба больше с собой, а тут все же люди, кров и тд. И там и там никто по сути тебя уже давно не ждет, хотя жена героя Хэнкса плакала, обнимала его, показывала карты поиска и тд, но итог один- новая семья, жизнь, и обратного пути нет, тут еще закрученней, если верить в предательство Дины. Но, для меня это не главная суть. Как спрпведливо Евгений заметил, мир сошел с ума, грозит крах, и даже задуматься об исконном, уже важно и бесценно. В мире технологий, денег, успеха, корысти и завмсти, тебя не примут спустя много лет никогда, черствость ллюдей, лишает их эмрций очень быстро, и перестроить свою жизнь им намного проще, нежели страдать, жлать, верить и забыть старую легкую жизнь. Страх, нежелание и непонимание того, что если истинно любишь, то будешь до конца дней ждать, мучаться да, терпеть, но это и твой крест, любовь и есть крест, который ты должен нести до конца, несмотря ни на что. Я бы снял похожий фильм, но с учетом этого, показывая параллельно мужа или жену, как он/она ждет, годами, верит, плачет и улыбается, страдает и терпит, молиться, ждет, и старая жизнь уже не ее, и никто не войдет в ее/его жизнь, покуда либо смерть, либо не вергется родная душа. И в конце он/она вощвращается, и все увидят, что такое истинная любрвь, вера, и тяжесть любви, а не лицемерие, и видимость счастиливой жизни. Фантазии концовок безграничны (сразу вспоинил Паразиты те же, по мне, ну, не очень). Если вы спрашиваете, конкретно, практически скажи, реально, какая концовка Чужой? Отвечу- не желая мириться с новой жизнью, страдая, думая о семье, она все же вернулась, но увидев реалии, отношение, лицемерие, чуждость, и возиожно , предательство мужа и начальника, каким-либо образом она вернулась в племя, выйдя из больницы, или сбежав, не важно. Но с морально-философской точки зрения, с поиском жизненного, истинного смысла ситуации, что ч всегда и ищу в таких фильмах, это просто абстракция, поиск аариантов и тд, концовок. А суть одна, донести до зрителя настоящий смысл жизни, предназначения нашего, матери, семьи. То, что в нашем мире стало формальностью, где то привычкой, модой даже, необходимостью, практичностью, то там, в девстаенном мире, нетронутом и несломавшимся морально и традиционно, это святой смысл, сакральный, особый, ритуальный и правдивый. Как-то так. И показывать это нужно и важно. Люди должны задуматься о себе прежде всего, и что-то переосмыслить жизни. Тогда шанс у нас еще есть, дамы и господа))) И последнее. Тот второй фильм “Поиск затерянного города Z” где он в третий раз поехал в джунгли Амазонки, искать Эльдорадо,но уже с сыном. И попав к индейцам, они остались там. Индейцы говлрят, они не наши, но они и не истинные “белые”….Давай поможем обрести покой их душам…Концовка очень сильная, неоднозначная, но…весь фильм он гоаорил не о корыстных целях саоих экспедиций, а том, что смысл, и знания людей, племен были тогда, когда мы дня не прожили в те эпохи. И что это не дикари, а люди, сохранившее главное- традиции потомков, и чистую душу. Но а фильм “Чужая” мне в целрм понравился. Я люблю такие темы. И мелрчи не важны. Суть одна, и я описал выше ее. Простите, что раписался так. Не хотел. Эмоции. Любовь)))

    13
    1
    Ответить
  7. Марина

    Был кадр, что у Дины болела голова и муж звал дочь. Мне он показался странным и сразу сложилось впечатление, что все что происходит, Дине просто кажется, и все это время ее сознание пыталось вернуться.

    Ответить
  8. Евгений

    Она осталась в психушке, увидела, как умирает шаманка и представила, что вернулась туда. То есть она сделала выбор вернуться туда, но не вернулась в реальности.

    15
    0
    Ответить
  9. Татьяна

    Понравилось, заставляет думать о том, как мы не правильно живём, захотелось уйти в это племя и быть счастливой

    Ответить
  10. Владимир

    Я большой мастер придумывать плохие концы,не смог придумать такой плохой конец,который был показан,чем был удивлён.

    Ответить
  11. Наталья

    Очень хочется, чтобы конец был именно таким. Чтобы она реально вернулась в племя. Хоть ее и называют Чужой в племени, но по-настоящему она чужая в своем московском мире.

    12
    1
    Ответить
    1. U

      Когда она родила её назвали своей и она перестала быть чужой. это говорилось в фильме.

      Ответить
  12. Дмитрий

    Она вернулась в племя, понимая, что в цивилизованном обществе и в своей старой семье она теперь чужая. А вернувшись в племя, ее все встречают не только как свою, а как героиню и новую шаманку.

    13
    Ответить
  13. Елена

    Я думаю, смысл фильма в том, что вся наша жизнь – это выбор! Иной раз кажется, что и нет его, а он есть всегда. Выбор мужчины, работы, здравого смысла, риска и т.д.
    Хорошая концовка! Результат неверного выбора… Дина все-таки в психушке, а правильнее было быть там, где тебя любят, ценят, где есть признание.
    И еще интересное наблюдение – проанализируйте свою жизнь. Банально, могла пойти учиться в это заведение или другое, связать судьбу с тем или другим и т. д. В какой сегодня точке вы находитесь – это только наш выбор!

    Ответить
    1. Константин

      Возможно, это наш выбор. Но вот насколько осознанный и самостоятельный он – это большой вопрос.

      Ответить
  14. Розалия

    Думаю Дина так и осталась в психушке. Концовка фильма это её сожаление, что она не послушала шаманку, и всё так печально закончилось

    Ответить
  15. Людмила

    Спасибо за статью .. фильм мог бы получится отличным , глубоким , в получился скомканным , непонятным ..
    спасибо Вам за возможные варианты – которые Вы описали

    Ответить
  16. Андрей

    Что мне непонятно:
    2. Как, испытав столько сложностей в психологическом плане в племени, она срывается и нападает на ребенка. Она должна была просто радоваться, что вернулась в свою семью. Да, есть сложности, но муж не живет с училкой вроде.
    1. !!! Почему здесь, как во всех тупых фильмах, главный герой в самый нужный момент ничего не рассказывает мужу что произошло с ней??

    15
    1
    Ответить
  17. Наталья

    Если б переместить сюжет в другое время, начало 20 века, было б более правдоподобно. А ныне у всех ИНН))) племен, что не зареганы на территории России не осталось. Сначала уже не веришь, а так задумка интересная.

    Ответить
  18. Татьяна

    Я считаю, что все же концовка такая, как и была показана. Дина в конце уже седая, что наталкивает на мысль, что она все же прошла лечение, вышла из больницы и вернулась туда, где ее действительно ждали.

    Ответить
    1. Sai

      Если рассмотреть Ваш вариант то прошло время чтобы она поседела… а дочка ведь так же маленькая какой была во время ее ухода из племени

      Ответить
    2. Константин

      Она-то седая (хотя это может казаться из-за освещения там), но дочка такая же маленькая.

      Ответить
  19. Тамара Таежная

    Очень понравился фильм. Мне все в нем понятно, а концовка особенно впечатляет. Хочется выразить создателям фильма “Чужая” огромную благодарность. Давно не получала истинного наслаждения от просмотренного

    Ответить
  20. Марина

    А я думаю, что Дина вернулась в племя спустя год. Перед её побегом шаманка говорила, что это её (шарманки) последняя зима и следующую её не будет. И волосы у Дины в больнице были короткие, за год как раз отросли.

    3
    1
    Ответить
  21. Светлана

    Я считаю, что Дина так и осталась в “психушке”. С начала фильма ее показывают как сильную, волевую женщину, которую ставят во главе серьезного проекта. Когда она попадает в племя, она смогла приспособиться, адаптироваться. И не сойти с ума. Была чужая, стала своя. Сильная женщина, что тут скажешь. И столько лет вынашивать план к бегству… Вернулась. К своим. В своё “племя”. А они ее отвергают. И относятся к ней как к чужой, ненужной больше, и сажают в “психушку”.
    В концовке фильма показано, что бы было, если бы она осталась в диком племени: место шаманки, почет, уважение, любовь северного мужа и ребёнка.

    Ответить
  22. Евгения

    В конце фильма она кажется не седая, а в пепле. В нём же её рука с деревянной дощечкой. Это говорит о том, что она побывала в горящей избушки шаманки и от неё получила (а может сама взяла) эту дощечку. Склоняюсь к мысли о том, что она либо вернулась либо шаманка ей показала “будущее” и она никуда не уходила.

    Ответить
  23. Валерия

    Классная статья! мне кажется будет 2 часть! и там все узнаем)))) но наш мир в фильме реально продажный и жестокий,пустой и холодный! я это в фильме прочувствовала, героиня молодец-сильная, упёртая, у неё реально есть сила и дар от Богов, это просматривается! а тот мир на самом деле тёплый, искренний и живой! Поэтому верю, что она вернулась или вернётся)
    Подобные картины понятны тем кто имеет опыт и анализирует свои ошибки и уроки жизни! и кто верит в родовых Богов и изучает традиции и те миры! Тема моя любимая, поэтому мне очень понравился фильм! Остальное направление нашего и зарубежного кинем-фа вообще глупо смотреть)))

    Ответить
  24. Руслан

    По рекомендации одного человека посмотрел я этот фильм… Не зашло… Можно было все таки чутка переписать сценарий в конце, добавить пару деталей, и фильм стал бы бомбой… а так, ху..та… идея с шаманкой которая показала вероятный сценарий, нрава, топчик.

    Ответить
  25. Аноним

    Сюжет интересный,но актеры пока не могут играть профессионально.

    Ответить
  26. эле

    Хороший фильм….про утраченные честность и настоящность,простоту.Концовка хороша,хотя поначалу так не показалось.Чем хороша?Да тем,что она ни там,ни там по сути,мечущаяся душа.И там ,и там чужая.Люди,правильно развиваясь,должны были жить в цивилизации с неутраченными духовными ценностями,но их (ценности) задвинули за невыгодой.

    Ответить