Депрессия, абьюз, надежда: идея фильма «Девушка в поезде»

Смысл фильма

Страна: США

Жанр: триллер, детектив, драма, криминал

Год производства: 2016

Режиссер: Тейт Тейлор

Актеры: Эмили Блант, Хейли Беннетт, Ребекка Фергюсон

Слоган: «Чужие тайны могут быть опасны»

Тема абьюза в отношениях поднимается в кинематографе достаточно часто. Не остался в стороне и Тейт Тейлор. Взяв за основу одноименный роман Полы Хокинс, он снял достаточно занимательный детективный триллер. Суть фильма «Девушка в поезде» (The Girl on the Train), вероятно, заключается в том, что умение разбираться в людях помогает избежать фатальных жизненных ошибок. А еще здесь говорится о том, как важно уметь вовремя отпустить прошлое.

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Девушка в поезде”. Рэйчел Уотсон страдает алкогольной зависимостью. Потеряв работу и пережив сложный развод, девушка заимела странное хобби – бесцельно ездить на поезде. Хотя цель, возможно, не до конца осознаваемая, у нее все-таки есть – так она может беспрепятственно наблюдать за жизнью бывшего мужа Тома и его новой жены Анны. Также Рейчел наблюдает за тем, как живут соседи Тома и Анны – Скотт и Меган Хипвеллы. Они ей незнакомы, но она знает, что когда-то Меган работала няней у Тома и Анны, однако ей пришлось уволиться.

Эмили Блант
Эмили Блант исполнила роль Рейчел Уотсон. Кадр из фильма.

Замужество Рейчел нельзя было назвать приятным – ей очень хотелось иметь ребенка, но зачать его никак не удавалось. Это привело к ухудшению отношений с мужем, депрессии, а потом и к зависимости. А еще у Рейчел периодически повторяются эпизоды временной потери памяти, что очень ее волнует. В частности, она совершенно не помнит, что совершала какие-либо опасные действия – например, устраивала отвратительные сцены Тому, которые, по его словам, стоили ему работы, вытаскивала маленькую дочку Тома и Анны из кроватки и “забывала” ее на полу… Девушка понимает, что ей нужна помощь, но решиться пойти к врачу никак не может.

Как-то раз из окна поезда Рейчел видит, как Меган целует незнакомого мужчину. Это сильно возмущает молодую женщину – настолько, что в голову ей приходит идея устроить “изменнице” “разбор полетов” – ведь у нее есть муж, как она только посмела?! Несколько часов спустя она просыпается в собственной кровати и обнаруживает кровь на своем теле и одежде. Вскоре она узнает, что Меган исчезла, а сама она подозреваемая – ведь несколько свидетелей видели ее в компании пропавшей девушки.

Растерянная и обескураженная, Рейчел встречается со Скоттом и говорит ему о предполагаемой связи Меган на стороне. Она опознает мужчину на одном из фото, на что Скотт говорит, что это Камаль Абдик, его знакомый, работающий психиатром. Доктор тоже попадает под подозрение. Рейчел решает встретиться с ним, чтобы обсудить ситуацию с Меган, но психиатр мягко переводит разговор на нее саму, и в конце концов молодая женщина рассказывает ему о своих проблемах.

Вспоминая встречи с пропавшей Меган, доктор говорит о том, что у нее была темная тайна – еще будучи подростком, она родила ребенка. Он погиб, утонув в ванной. По словам врача, Меган постоянно и очень сильно корила себя за это…

Чуть позже полиция обнаруживает убитую Меган. Проведенные анализы показывают, что молодая женщина ждала ребенка, но его отцом, как выяснилось, не были ни Скотт, ни доктор Абдик. Вскоре в дом к Рейчел приходит разъяренный Скотт и обвиняет ее в том, что из-за ее манипуляций полиция подозревает его в убийстве Меган. Мужчина ведет себя пугающе – разбивает об стену бутылку и грубо хватает Рейчел. Впрочем, вскоре он отпускает ее и уходит.

Хэйли Беннет
Хэйли Беннет в роли Меган, Эдгар Рамирес в роли психотерапевта Камаля Абдика. Кадр из фильма.

Рейчел, уверенная, что в его действиях был скрытый смысл и он таким образом угрожал ей, обращается в полицию и подробно рассказывает о его посещении. Однако детектив, ведущий дело, сообщает, что у Скотта есть алиби – в момент убийства он был в баре.

Рейчел вновь возвращается к своему “хобби” и вскоре встречает в поезде Марту, жену бывшего начальника Тома. Подойдя к ней, она извиняется за то, что однажды напилась на барбекю и устроила мужу отвратительную сцену при свидетелях. Но Марта уверяет ее, что все в порядке – да, Рейчел немного перебрала, но вела она себя довольно адекватно и легко позволила увести себя и уложить в кровать. Более того, Марта огорошивает героиню словами о том, что в увольнении Тома ее вины нет – здесь был особый смысл, поскольку сразу несколько коллег обвинили его в домогательствах.

Внезапно Рейчел понимает, в чем заключается разгадка ее провалов в памяти – Том прибег к газлайтингу и во время совместных попоек нередко внушал ей ложные мысли, которые позже трансформировались в ложные воспоминания. А еще она вспоминает, что он бил ее, оставляя на ее теле синяки и кровоподтеки…

Тем временем Анна начинает подозревать, что Том изменяет ей. Не находя себе места от ревности, она вскоре обнаруживает, что муж тайно общался с Меган. Рейчел вспоминает, что тоже видела Тома с Меган – она сказала ему, что они “засветились” и он, избив бывшую жену, потребовал держаться от них с любовницей подальше.

Вспомнив все, Рейчел идет к Анне, излагает ей свою трактовку произошедшего и предупреждает об опасности. Анна сомневается, их разговор затягивается и в этот момент домой возвращается Том. Прекрасно зная, что у бывшей жены отшибает память после алкоголя, мужчина пытается заставить ее выпить. Но Рейчел, к этому моменту бросившая пить, отказывается. После этого Том сильно бьет ее по лицу, и она теряет сознание.

Чуть позже мы видим флешбэк, в котором выясняется, что Меган действительно убил Том. Так он отомстил любовнице за отказ сделать аборт – она была беременна от него. Придя в себя, Рейчел пытается бежать, но на нее снова нападает Том, напрочь забывший об Анне, которая в ужасе наблюдает за происходящим. Защищаясь, молодая женщина ранит его схваченным впопыхах штопором. Том падает, а подошедшая Анна добивает его…

Ребекка Фергюсон
Роль Анны исполнила Ребекка Фергюсон. Кадр из фильма.

Объяснение концовки

Объяснение концовки фильма “Девушка в поезде”. Ближе к финалу к месту происшествия подъезжает полиция и арестовывает обеих женщин. На допросе обе дают одинаковые показания и настаивают, что не собирались убивать Тома, а только защищались. Также они обе говорят о том, что Меган убил именно Том.

В самом последнем эпизоде фильма “Девушка в поезде” Рейчел приходит на кладбище и, остановившись перед надгробием Меган, говорит о том, что отныне все три женщины связаны навсегда – у них есть общее страшное прошлое. Потом она садится в поезд, но только на другую половину. Смысл концовки фильма «Девушка в поезде», вероятно, заключается в том, что теперь Рейчел готова начать другую жизнь.

Смысл фильма

Смысл картины “Девушка в поезде” перекликается с основной идеей жутковатой новеллы Эдгара По “Низвержение в Мальстрем”. И в книге, и в этом фильме с потрясающей силой и пронзительностью, граничащей с отчаянием и безнадежностью, показана промозглая и дождливая депрессия красивой девушки. Это чудовищное состояние, точно хтонический монстр Лавкрафта, спутало главную героиню по рукам и ногам. Не давая ей ни дышать, ни жить, отвратительная химера постепенно затягивает ее на дно, в черную воронку гиблого водоворота – туда, откуда не возвращаются.

Если у По действие происходило в море, то здесь мы встречаемся с символикой бесконечно идущего поезда. Он ходит то туда, то сюда – каждый день, который похож на предыдущий и следующий. Вероятно, поезд символизирует не только душевное состояние главной героини, но еще и строгое, неумолимое время. В нелинейном и достаточно рваном повествовании фильма оно постоянно откручивается назад и идет вспять. Главная цель – вспомнить и понять. Очень важно максимально задействовать одурманенный мозг и скрупулезно восстановить события, прямым участником (или свидетелем) которых она была… Или могла быть.

Ребекка Фергюсон
Кадр из фильма.

Рейчел ежедневно ездит на поезде в Нью-Йорк и обратно. Проплывающие мимо пейзажи давно выучены ею наизусть, но ее это особенно не волнует. Больше всего ей интересен один коттедж и одно окно. В симпатичном домике живет идеальная пара – золотоволосая красавица и ее супруг. Рейчел, пережившей абьюзивный брак и тяжелый развод, нравится думать, что они – прекрасная семья и у них все хорошо. Она понимает, что придумала себе их, как писатель придумывает героев… но ей не хочется знать, кто они такие и что происходит между ними на самом деле. Ей хочется думать, что эти двое безмятежно счастливы, вот и все.

Иногда, впрочем, Рейчел заглядывает в другое окно – там живет ее бывший муж. Он ушел от нее после того, как у нее начались сильные проблемы с алкоголем. У Тома сейчас другая семья… Том и его новая жена Анна живут по соседству с “идеальной парой”. Девушки очень похожи и обе кажутся Рейчел одинаково идеально счастливыми.

Так ли это и насколько эта картинка соответствует реальности, зритель не знает достаточно долго. Вся история, по сути, очень камерная, показана глазами нескольких персонажей – и в первую очередь Рейчел, которая смотрит на мир словно через тусклое и мутное, залитое алкоголем стекло.

Рейчел ни в чем не уверена и не верит даже самой себе. Она страдает провалами в памяти и не помнит, что делала в невменяемом состоянии. О своих пьяных выходках она узнает от Тома, высокого статного красавца. Ей становится очень стыдно и, пребывая в темном ужасе, она еще глубже загоняет себя в винный туман.

Обнаружив, что прекрасная незнакомка исчезла, главная героиня фильма “Девушка в поезде” понимает, что оказалась в весьма странном и практически двусмысленном положении. Ее слова почти никто не воспринимает всерьез – как можно верить бреду не совсем адекватной, хорошо выпивающей девицы? И вообще, какое отношение она имеет к пропавшей девушке, что она там делала?..

кровь на одежде
Кадр из фильма.

Тейт Тейлор умело играет с жанрами, миксует их и, точно фокусник, преподносит озадаченному зрителю то драму, то психологический триллер, то детектив. Впрочем, совсем скоро выясняется, что детективная линия – всего лишь фон: подозреваемых не так много и понять, кто именно совершил убийство, достаточно просто.

Все-таки, самое главное здесь – глубокая внутренняя драма главной героини. Брошенная, обманутая и растоптанная Рейчел до сих пор не может отпустить прошлое. Лицемерный муж-абьюзер предал ее. Но она любила его – вероятно, слишком сильно, чтобы отпустить так просто и чтобы начать новую жизнь.

Когда слепо и полностью отдаешь себя человеку, а в ответ получаешь вероломный удар в спину, оправиться после этого сложно. Как быть с опустошающей болью? На разных тренингах обычно говорят: “Живи дальше”, но дело в том, что душевную боль невозможно “выключить”. Именно поэтому Рейчел приходится заглушать ее литрами спиртного и, подобно городской сумасшедшей, бесцельно слоняться по улицам. Однако “все проходит, пройдет и это” – похоронить своего мертвеца ей все-таки придется. Но сначала ей нужно будет заглянуть в глаза прошлому и понять, что оно не стоило ее слез.

Картина “Девушка в поезде” похожа на конфету, завернутую в десяток фантиков. Чтобы понять суть фильма, мы разворачиваем их один за другим, в каждом из героев открывая для себя что-то новое. И только в самом финале все встает на свои места, а нам только и остается, что раскрыть в изумлении глаза: вот оно, значит, как…

А вообще у этой ленты есть и скрытый смысл. Посмотрев этот фильм, сложно не задуматься о том, насколько мало мы знаем людей, с которыми каждый день общаемся. Никогда не знаешь, в ком можно встретить монстра. Или разбудить. А может быть, он сидит в каждом из нас?..

душевная боль
Кадр из фильма.
Ваше мнение: что дальше произойдет с героиней?
Она пережила катарсис. Сейчас у нее есть все шансы начать новую счастливую жизнь.
78.95%
Девушке нужен хороший психотерапевт, сама она не справится.
21.05%
У нее есть все шансы спиться или оказаться в психушке. К сожалению, скорее всего, это ии произойдет.
0%
Другое (напишу в комментариях)
0%
Проголосовало: 19

Похожие фильмы

Вот еще несколько кинокартин, похожих по смыслу на “Девушку в поезде”:

  • “Исчезнувшая” (США, 2014 год). Супруга главного героя пропадает накануне празднования пятилетия супружеской жизни.
  • “Паранойя” (США, 2007 год). После автокатастрофы, в которой погибает отец Кейла, молодому человеку начинает казаться, что он сходит с ума.
  • “Что скрывает ложь” (США, 2000 год). Норма и Клэр – супруги. Однажды в их безмятежную, размеренную жизнь врывается потусторонняя гостья.
  • “Прежде чем я усну” (Великобритания, США, Франция, Швеция, 2013 год). Женщина, потерявшая память, пытается вспомнить, что происходило с ней в течение последних двадцати лет.
  • “Невидимый гость” (Испания, 2016 год). Адвокат Вирджиния Гудман защищает в суде молодого бизнесмена, подозреваемого в убийстве любовницы. Она не уверена, что он невиновен, но проигрывать дело не собирается.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.