Собаки как оружие супергероя: разбор фильма «Догмен» (2023) 

Догмен Смысл фильма

Страна: Франция

Жанр: драма, фантастика, боевик

Год производства: 2023

Режиссёр: Люк Бессон

Актёры: Калеб Лэндри Джонс, Линкольн Пауэлл, Джоджо Т. Гиббс, Клеменс Шик, Кристофер Дэнэм

Слоган: «В этом мире можно доверять только собакам»

Награды и номинации: номинация на премию «Золотой лев» и награда за лучший фильм от ассоциации «Fanheart3» на Венецианском кинофестивале в 2023 году

Сюжет и концовка фильма «Догмен» («Dogman») от прославленного режиссёра Люка Бессона вызвали у многих вопросы. Кто-то называет картину лучшей за всю карьеру мастера, кто-то, наоборот, сетует, что творческий запал его иссяк. Попробуем разобрать содержание фильма и понять, какой смысл вкладывал в него режиссёр.

О чём фильм

Итак, сделаем разбор сюжета.

В прологе фильма «Догмен» приводится цитата французского поэта Альфонса де Ламартина: «Когда Господь видит обездоленного, он посылает ему собаку».

Калеб Лэндри Джонс
Калеб Лэндри Джонс в роли Дугласа Манроу. Кадр из фильма.

Дождливой ночью по дороге мчится фургон. Он привлекает внимание полицейских. За рулём служители порядка обнаруживают переодетого в женщину мужчину, а в кузове – множество собак.

Телефонный звонок будит женщину-психиатра по имени Эвелин. Её зовут на работу. Передав ребёнка под надзор бабушки, Эвелин отправляется в полицейский участок, чтобы провести экспертизу задержанного. Пациентом оказывается парень в инвалидном кресле – тот самый водитель фургона. Задержанный называет своё имя – Дуглас. На вопрос о наличии детей он отвечает, что у него их сотни, имея ввиду собак. Чтобы дать объяснение своей привязанности к животным, парень по просьбе психиатра погружается в воспоминания о своём детстве.

По описанию Дугласа, он рос в неблагополучной семье с жестоким религиозным отцом, таким же жестоким, религиозным и подлым братом и несчастной забитой матерью. Мальчик любил собак и втайне подкармливал их, несмотря на строгий запрет. Узнав об этом от старшего сына, отец надолго запирает Дугласа в клетке с животными. Мать сбегает из дома, чтобы вырастить нового ребёнка в нормальных условиях. Она прощается с Дугласом, оставляя ему на прощание консервированную еду. Мальчик пережил в летке целую зиму, даже не пытаясь сбежать.

Калеб Лэндри Джонс
Роль главного героя Лугласа исполнил Калеб Лэндри Джонс. Кадр из фильма.

После разговора Эвелин возвращается домой, где узнаёт, что её бывший муж, которому суд запретил приближаться к их общему ребёнку, не оставляет попыток это сделать.

И снова разговор с Дугласом, который продолжает вспоминать детство. Однажды брат мальчика повесил на клетку растяжку с надписью на английском языке «IN THE NAME OF GOD» («ИМЕНЕМ ГОСПОДА»). Однако изнутри Дугласу, благодаря конструкции клетки, была видна только лишь её оборотная сторона, к тому же лишь её часть, а именно: «DOG EMAN» – будто бы английское «Dogman» («Человек-собака») с французским акцентом. Это и стало прозвищем героя.

ДжоДжо Ти Гиббс
В роли Эвелин снялась актриса Джоджо Ти Гиббс. Кадр из фильма.

Нам показывают события, которые произошли с Дугласом незадолго до его ареста. Парня навестил подросток Хуан, который принёс ему выброшенного на улицу щенка – пополнение в «семью» Догмена. Хуан попросил его о помощи. Владелицу местной прачечной Марту донимает банда разбойников. Взамен навязанного покровительства бандиты не только отбирают всю прибыль, но и вынуждают продавать собственные вещи. Дуглас обещает помочь.

Переодевшись в женщину в черном траурном платье, он следит
за главарём Эль Вердуго и его приспешниками. Бандиты приезжают в бар, куда по команде Дугласа пробирается маленький пёс с телефоном в зубах. Он относит его главарю. Тот берёт трубку. Другая собака врывается в бар и хватает Эль Вердуго за промежность, а Дуглас по телефону предлагает ему выбор: либо оставить Марту в покое, либо лишиться «мужского достоинства». Разумеется, главарь на словах выбирает первое. «Сделка» совершена, собаки убегают.

Эвелин, по пути ругаясь с бывшем мужем по телефону, отправляется посмотреть жилище Дугласа, которое напоминает место боевых действий. Затем девушка снова возвращается к пациенту. Тот рассказывает, как провёл время в клетке с собаками.

Маленький Дуглас скрывал от отца щенков. Старший брат, узнав об этом, тут же сообщил родителю. Отец приходит в ярость, случайно стреляет в Дугласа, лишая его пальца и сбивая с ног. Старший брат уводит отца в дом и швыряет младшему платок, чтобы тот перевязал отстреленный на руке палец. Маленькому Дугласу приходит идея: он засовывает отстреленный палец в пакет и велит одному из псов отнести его к полицейской машине – такой же как на обложке журнала. План срабатывает: полицейские арестовывают отца Дугласа и старшего брата, для самого Дугласа вызывают скорую.

Грейс Пальма
Роль Сальмы Бейли исполнила Грейс Пальма. Кадр из фильма.

В тот день герой потерял возможность нормально передвигаться – пуля из ружья отца застряла у него в позвоночнике. Врачи не стали рисковать её вытаскивать, чтобы не повредить спинной мозг. Теперь каждый шаг для Дугласа мог сместить застрявшую пулю и стать в буквальном смысле последним.
Отца героя осудили на двадцать лет, он покончил с собой через две недели после ареста.

Брат Дугласа был осуждён на двенадцать лет, но вышел досрочно за хорошее поведение через восемь. Однако в городе его уже поджидали псы Догмена. Непосредственно сцену расправы нам не показывают – мы переключаемся на разговор в настоящем времени. Эвелин предупреждает Дугласа: о преступлении, к которому причастен пациент, она обязана сообщить.

Догмен продолжает рассказывать о своей дальнейшей судьбе. После освобождения из клетки он попал в детский дом. Там он не смог сдружиться с другими ребятами – никто не хотел играть с инвалидом. Зато мальчик познакомился с библиотекарем Сальмой, в которую влюбился с первого взгляда. Девушка пристрастила его к чтению Шекспира и выступлению
в театральном кружке, где ставились пьесы британского классика. Также Сальма научила мальчика пользоваться гримом и перевоплощаться в других людей. Постановки в театральном кружке делали маленького Дугласа счастливым.

Однако через некоторое время Сальма покинула приют и отправилась выступать на Бродвее. В следующие годы Дуглас собирал газетные вырезки со статьями о её успехах. Будучи взрослым, он посетил выступление Сальмы, а после проник за кулисы, чтобы поговорить лично.

Кристофер Денэм
Кристофер Денэм в роли Акермана. Кадр из фильма.

Девушка узнала Дугласа и обрадовалась встрече. Парень подарил ей альбом с газетными вырезками и тем растрогал Сальму ещё больше. Однако мечтам Дугласа на отношения с бывшей наставницей не суждено было сбыться. Девушка, оказывается, уже к этому моменту была замужем за своим режиссёром. Огорошенной этой новостью, Дуглас возвращается в собачий приют, в котором работает. Питомцы утешают парня, как это бывало в детстве. Словно разочаровавшаяся в любви девушка, Дуглас делает себе короткую причёску.

Власти собираются прикрыть собачий приют ради экономии бюджета.  Дуглас напоминает представителем мэрии, что учреждение живет за счёт пожертвований, а муниципалитет финансирует только само его здание. Однако в этом и кроется проблема: в целях получения большей прибыли участок планируют передать застройщику. За выходные, предшествующие планируемому выселению приюта, Дуглас успевает вместе со всеми своими питомцами перебраться в заброшенное здание колледжа. Теперь оно становится его домом и штаб-квартирой.

Чтобы прокормить собак, Догмен ищет работу. Он проходит собеседования, но получает отказ за отказом – никому не нужен инвалид-колясочник. Однажды придя по адресу в одной из вакансий в кабаре, Дуглас видит, как проходит репетиция поющих травести – мужчин в женских костюмах.

Вспомнив своё театральное прошлое, Догмен предлагает себя в качестве исполнителя. Хозяин относится к идее скептически. Однако Дуглас поражает его и всех присутствующих мастерством перевоплощения в Эдит Пиаф и великолепным вокалом. Владелец кабаре включает выступление Дугласа в пятничную программу.

Дуглас рассказывает Эвелин, что помимо выступления в кабаре, он зарабатывал тем, что помогал решать людям проблемы с безопасностью и подбирал подходящих им питомцев. Собаки всегда прекрасно понимали Догмена и беспрекословно ему повиновались.

Клеменс Шик
В роли Майка Манроу снялся Клеменс Шик. Кадр из фильма.

Также Дуглас научил собак воровать драгоценности из домов богачей. Происшествия с их исчезновением вызывают интерес страховой компании, которая обязана компенсировать стоимость украденного. За дело берётся представитель компании Акерман.

Поначалу пребывая в недоумении из-за странного почерка преступника, он в конце концов находит разгадку и выходит на след Догмена. Акерман приходит на его концерт, где артист изображает Марлен Дитрих. Затем, не доложив о своём открытии, Акерман имеет неосторожность прийти в дом Дугласа, где тот с помощью собак разделывается с ним.

Далее нам показывают события, которые предшествовали аресту Догмена. Эль Вердуго со своими подельниками решил расправиться с Дугласом и его питомцами, однако недооценил противника. Бандиты с помощью пыток выбили у Хуана адрес заступника Марты, затем убили его. Головорезы пришли в дом Дугласа, когда тот занимался перевоплощением в Мэрлин Монро. Они рассредоточились по зданию и один за одним стали жертвами питомцев Догмена, которые заманили незваных гостей в смертельные ловушки. К финалу схватки из всей банды в живых остался только главарь, однако ненадолго – его также одолели собаки.

Сразу после ареста Догмен, дав условный знак питомцам, командует им бежать и те бросаются из кузова грузовика врассыпную.

Собаки и полицейские
Кадр из фильма.

Снова возвращаемся в допрос в камере. Эвелин спрашивает Дугласа, почему он открылся ей. Парень отвечает: их объединяет боль.

Выходя из участка, психиатр не замечают дежурящую напротив собаку. Та воем собирает остальных, как только женщина уезжает. Дуглас курит и улыбается, затем бреется и переодевается в костюм. Животные в это время проникают в участок, пугают полицейского. Тот падает со стула, теряя сознание. Взяв ключи с тела, собаки приносят их под дверь камеры, где находится их хозяин. Таким образом, Дуглас освобождается из камеры.

В концовке Догмен видит восходящее солнце прямо над церковью напротив. Под знаменитую песню Эдит Пиаф «Non! Rien de rien» («Нет, не жалею я ни о чём: ни о добре, которое мне сделали, ни о зле – мне все равно») он с неимоверным усилием встает с кресла и, шатаясь, идёт к храму. Дуглас останавливается в тени креста, обращается к Богу, говоря, что теперь он готов. Через несколько мгновений парень падает, испуская последний вздох. Сверху его тело выглядит распятым на тени от креста. Верные друзья окружают тело хозяина, прощаясь с ним.

Эвелин, нянча ребёнка, вглядывается в окно и видит лежащую перед домом собаку – последний привет от Догмена. Женщина и пёс смотрят друг на друга понимающим взглядом. Вероятно, собака станет надёжным охранником Эвелин и не даст её бывшему мужу забрать ребёнка.

На каких реальных событиях основан фильм

Режиссёр Люк Бессон как-то упомянул, что сюжет «Догмена» появился после того, как он прочитал в газете новость о том, как жестокие родители заперли своего ребёнка в клетке. О каком конкретном случае идёт речь, сказать трудно. Вряд ли там фигурировали ещё и собаки. Всё-таки история Догмена в фильме Бессона – практически чистая фантастика, вымысел. Уж слишком сверхъестественным выглядит общение и взаимодействие героя с питомцами.

Кстати, реальными событиями вдохновлён другой фильм с похожим названием – итальяно-французская криминальная драма «Догмэн» 2018 года режиссёра Маттео Гарроне.

Смысл фильма

Отвечая на вопрос о сути фильма «Догмен» в одном из интервью, Люк Бессон сказал следующее: «Нас могут спасти лишь две вещи. Это любовь и искусство… Вам очень сильно повезёт, если у вас будет и то, и другое».

Исходя из этих слов, можно сказать, что главному герою действительно повезло. В его жизни было и искусство, и любовь одних из самых преданных в мире существ – собак. Это позволило ему побыть хотя бы некоторое время счастливым и хотя бы частично излечиться от нанесённых другими людьми душевных и физических травм.

По большому счёту «Догмен» – экранизация цитаты большого любителя собак поэта Альфонса де Ламартина, сделанной в прологе. Кстати, именно ему приписывается авторство расхожего выражения «Чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак».

Стоит ли искать в сюжете фильма ещё какой-то заложенный режиссёром скрытый смысл? Может быть. Но, хотя картина местами и выглядит как некая притча с потенциалом для подробной трактовки, скорее всего, она ей не является. В первую очередь это сугубо развлекательное кино с культурными отсылками (Шекспир и культовые певицы-актрисы) и многочисленными реверансами в сторону современных европейских ценностей (прежде всего ценности свободы – свободы быть тем, кем хочешь) вперемешку с тягой к социальной справедливости.

главный герой фильма
Кадр из фильма.

Объяснение концовки

Бессон заигрывает также с религиозными отсылками. Он не слишком агрессивно, но всё же критикует религиозный фанатизм. Фанатиками изображены предельно жестокие и недалёкие персонажи. Главный герой выступает даже неким антибогом. Неспроста нам показали, как появилась прозвище «Догмен» – из перевёрнутого «God» («Бог») на растяжке.

Религиозный фанатизм буквально запирает Дугласа в клетке, делает его инвалидом и превращает в преступника и борца против сложившегося порядка.

Объяснение концовки, к которому подталкивает нас режиссёр, завершает эту тему. Дуглас, несмотря на свои преступления, всё же не стал монстром и нашёл в себе силы открыться Богу перед смертью.  Неспроста он оказался «распят на теневом кресте»: Догмен вовсе не Антихрист, а в некотором смысле «теневой» Христос, принявший на себя грехи человечества.

С другой стороны, объяснение концовки фильма «Догмен» может не иметь столь прямолинейный характер. Возможно, это просто красивый визуальный ход со стороны режиссёра, не несущий какого-то особого значения и глубины.

шоколадный доберман
Кадр из фильма.
Согласны, что "в этом мире можно доверять только собакам" (©)?
Абсолютно согласен.
36.47%
В этом есть доля правды.
53.53%
Конечно нет.
10%
Своя версия (напишу в комментариях).
0%
Проголосовало: 170

Похожие фильмы

  • «Джокер» (США, Канада, 2019) – история знаменитого кинозлодея, с которой многие сравнивают «Догмена»;
  • «Таксист» (США, 1976): культовая криминальная драма Мартина Скорсезе;
  • «Леон» (Франция, США, 1994): один из лучших фильмов Люка Бессона;
  • «Джон Уик» (США, Китай, 2014): отошедший от дел профессиональный киллер мстит за смерть собаки;
  • «Бекки в ярости» (США, 2023): девушка преследует бандитов, которые похитили ее питомцев;
  • «Я — легенда» (США, 2007): единственный выживший на Земле человек после эпидемии, превративший всех остальных людей в вампиров, живёт с верным другом псом Сэмом и пытается не сойти с ума.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.