Страна: Франция
Жанр: драма, фантастика, боевик
Год производства: 2023
Режиссёр: Люк Бессон
Актёры: Калеб Лэндри Джонс, Линкольн Пауэлл, Джоджо Т. Гиббс, Клеменс Шик, Кристофер Дэнэм
Слоган: «В этом мире можно доверять только собакам»
Награды и номинации: номинация на премию «Золотой лев» и награда за лучший фильм от ассоциации «Fanheart3» на Венецианском кинофестивале в 2023 году
Сюжет и концовка фильма «Догмен» («Dogman») от прославленного режиссёра Люка Бессона вызвали у многих вопросы. Кто-то называет картину лучшей за всю карьеру мастера, кто-то, наоборот, сетует, что творческий запал его иссяк. Попробуем разобрать содержание фильма и понять, какой смысл вкладывал в него режиссёр.
О чём фильм
Итак, сделаем разбор сюжета.
В прологе фильма «Догмен» приводится цитата французского поэта Альфонса де Ламартина: «Когда Господь видит обездоленного, он посылает ему собаку».
Дождливой ночью по дороге мчится фургон. Он привлекает внимание полицейских. За рулём служители порядка обнаруживают переодетого в женщину мужчину, а в кузове – множество собак.
Телефонный звонок будит женщину-психиатра по имени Эвелин. Её зовут на работу. Передав ребёнка под надзор бабушки, Эвелин отправляется в полицейский участок, чтобы провести экспертизу задержанного. Пациентом оказывается парень в инвалидном кресле – тот самый водитель фургона. Задержанный называет своё имя – Дуглас. На вопрос о наличии детей он отвечает, что у него их сотни, имея ввиду собак. Чтобы дать объяснение своей привязанности к животным, парень по просьбе психиатра погружается в воспоминания о своём детстве.
По описанию Дугласа, он рос в неблагополучной семье с жестоким религиозным отцом, таким же жестоким, религиозным и подлым братом и несчастной забитой матерью. Мальчик любил собак и втайне подкармливал их, несмотря на строгий запрет. Узнав об этом от старшего сына, отец надолго запирает Дугласа в клетке с животными. Мать сбегает из дома, чтобы вырастить нового ребёнка в нормальных условиях. Она прощается с Дугласом, оставляя ему на прощание консервированную еду. Мальчик пережил в летке целую зиму, даже не пытаясь сбежать.
После разговора Эвелин возвращается домой, где узнаёт, что её бывший муж, которому суд запретил приближаться к их общему ребёнку, не оставляет попыток это сделать.
И снова разговор с Дугласом, который продолжает вспоминать детство. Однажды брат мальчика повесил на клетку растяжку с надписью на английском языке «IN THE NAME OF GOD» («ИМЕНЕМ ГОСПОДА»). Однако изнутри Дугласу, благодаря конструкции клетки, была видна только лишь её оборотная сторона, к тому же лишь её часть, а именно: «DOG EMAN» – будто бы английское «Dogman» («Человек-собака») с французским акцентом. Это и стало прозвищем героя.
Нам показывают события, которые произошли с Дугласом незадолго до его ареста. Парня навестил подросток Хуан, который принёс ему выброшенного на улицу щенка – пополнение в «семью» Догмена. Хуан попросил его о помощи. Владелицу местной прачечной Марту донимает банда разбойников. Взамен навязанного покровительства бандиты не только отбирают всю прибыль, но и вынуждают продавать собственные вещи. Дуглас обещает помочь.
Переодевшись в женщину в черном траурном платье, он следит
за главарём Эль Вердуго и его приспешниками. Бандиты приезжают в бар, куда по команде Дугласа пробирается маленький пёс с телефоном в зубах. Он относит его главарю. Тот берёт трубку. Другая собака врывается в бар и хватает Эль Вердуго за промежность, а Дуглас по телефону предлагает ему выбор: либо оставить Марту в покое, либо лишиться «мужского достоинства». Разумеется, главарь на словах выбирает первое. «Сделка» совершена, собаки убегают.
Эвелин, по пути ругаясь с бывшем мужем по телефону, отправляется посмотреть жилище Дугласа, которое напоминает место боевых действий. Затем девушка снова возвращается к пациенту. Тот рассказывает, как провёл время в клетке с собаками.
Маленький Дуглас скрывал от отца щенков. Старший брат, узнав об этом, тут же сообщил родителю. Отец приходит в ярость, случайно стреляет в Дугласа, лишая его пальца и сбивая с ног. Старший брат уводит отца в дом и швыряет младшему платок, чтобы тот перевязал отстреленный на руке палец. Маленькому Дугласу приходит идея: он засовывает отстреленный палец в пакет и велит одному из псов отнести его к полицейской машине – такой же как на обложке журнала. План срабатывает: полицейские арестовывают отца Дугласа и старшего брата, для самого Дугласа вызывают скорую.
В тот день герой потерял возможность нормально передвигаться – пуля из ружья отца застряла у него в позвоночнике. Врачи не стали рисковать её вытаскивать, чтобы не повредить спинной мозг. Теперь каждый шаг для Дугласа мог сместить застрявшую пулю и стать в буквальном смысле последним.
Отца героя осудили на двадцать лет, он покончил с собой через две недели после ареста.
Брат Дугласа был осуждён на двенадцать лет, но вышел досрочно за хорошее поведение через восемь. Однако в городе его уже поджидали псы Догмена. Непосредственно сцену расправы нам не показывают – мы переключаемся на разговор в настоящем времени. Эвелин предупреждает Дугласа: о преступлении, к которому причастен пациент, она обязана сообщить.
Догмен продолжает рассказывать о своей дальнейшей судьбе. После освобождения из клетки он попал в детский дом. Там он не смог сдружиться с другими ребятами – никто не хотел играть с инвалидом. Зато мальчик познакомился с библиотекарем Сальмой, в которую влюбился с первого взгляда. Девушка пристрастила его к чтению Шекспира и выступлению
в театральном кружке, где ставились пьесы британского классика. Также Сальма научила мальчика пользоваться гримом и перевоплощаться в других людей. Постановки в театральном кружке делали маленького Дугласа счастливым.
Однако через некоторое время Сальма покинула приют и отправилась выступать на Бродвее. В следующие годы Дуглас собирал газетные вырезки со статьями о её успехах. Будучи взрослым, он посетил выступление Сальмы, а после проник за кулисы, чтобы поговорить лично.
Девушка узнала Дугласа и обрадовалась встрече. Парень подарил ей альбом с газетными вырезками и тем растрогал Сальму ещё больше. Однако мечтам Дугласа на отношения с бывшей наставницей не суждено было сбыться. Девушка, оказывается, уже к этому моменту была замужем за своим режиссёром. Огорошенной этой новостью, Дуглас возвращается в собачий приют, в котором работает. Питомцы утешают парня, как это бывало в детстве. Словно разочаровавшаяся в любви девушка, Дуглас делает себе короткую причёску.
Власти собираются прикрыть собачий приют ради экономии бюджета. Дуглас напоминает представителем мэрии, что учреждение живет за счёт пожертвований, а муниципалитет финансирует только само его здание. Однако в этом и кроется проблема: в целях получения большей прибыли участок планируют передать застройщику. За выходные, предшествующие планируемому выселению приюта, Дуглас успевает вместе со всеми своими питомцами перебраться в заброшенное здание колледжа. Теперь оно становится его домом и штаб-квартирой.
Чтобы прокормить собак, Догмен ищет работу. Он проходит собеседования, но получает отказ за отказом – никому не нужен инвалид-колясочник. Однажды придя по адресу в одной из вакансий в кабаре, Дуглас видит, как проходит репетиция поющих травести – мужчин в женских костюмах.
Вспомнив своё театральное прошлое, Догмен предлагает себя в качестве исполнителя. Хозяин относится к идее скептически. Однако Дуглас поражает его и всех присутствующих мастерством перевоплощения в Эдит Пиаф и великолепным вокалом. Владелец кабаре включает выступление Дугласа в пятничную программу.
Дуглас рассказывает Эвелин, что помимо выступления в кабаре, он зарабатывал тем, что помогал решать людям проблемы с безопасностью и подбирал подходящих им питомцев. Собаки всегда прекрасно понимали Догмена и беспрекословно ему повиновались.
Также Дуглас научил собак воровать драгоценности из домов богачей. Происшествия с их исчезновением вызывают интерес страховой компании, которая обязана компенсировать стоимость украденного. За дело берётся представитель компании Акерман.
Поначалу пребывая в недоумении из-за странного почерка преступника, он в конце концов находит разгадку и выходит на след Догмена. Акерман приходит на его концерт, где артист изображает Марлен Дитрих. Затем, не доложив о своём открытии, Акерман имеет неосторожность прийти в дом Дугласа, где тот с помощью собак разделывается с ним.
Далее нам показывают события, которые предшествовали аресту Догмена. Эль Вердуго со своими подельниками решил расправиться с Дугласом и его питомцами, однако недооценил противника. Бандиты с помощью пыток выбили у Хуана адрес заступника Марты, затем убили его. Головорезы пришли в дом Дугласа, когда тот занимался перевоплощением в Мэрлин Монро. Они рассредоточились по зданию и один за одним стали жертвами питомцев Догмена, которые заманили незваных гостей в смертельные ловушки. К финалу схватки из всей банды в живых остался только главарь, однако ненадолго – его также одолели собаки.
Сразу после ареста Догмен, дав условный знак питомцам, командует им бежать и те бросаются из кузова грузовика врассыпную.
Снова возвращаемся в допрос в камере. Эвелин спрашивает Дугласа, почему он открылся ей. Парень отвечает: их объединяет боль.
Выходя из участка, психиатр не замечают дежурящую напротив собаку. Та воем собирает остальных, как только женщина уезжает. Дуглас курит и улыбается, затем бреется и переодевается в костюм. Животные в это время проникают в участок, пугают полицейского. Тот падает со стула, теряя сознание. Взяв ключи с тела, собаки приносят их под дверь камеры, где находится их хозяин. Таким образом, Дуглас освобождается из камеры.
В концовке Догмен видит восходящее солнце прямо над церковью напротив. Под знаменитую песню Эдит Пиаф «Non! Rien de rien» («Нет, не жалею я ни о чём: ни о добре, которое мне сделали, ни о зле – мне все равно») он с неимоверным усилием встает с кресла и, шатаясь, идёт к храму. Дуглас останавливается в тени креста, обращается к Богу, говоря, что теперь он готов. Через несколько мгновений парень падает, испуская последний вздох. Сверху его тело выглядит распятым на тени от креста. Верные друзья окружают тело хозяина, прощаясь с ним.
Эвелин, нянча ребёнка, вглядывается в окно и видит лежащую перед домом собаку – последний привет от Догмена. Женщина и пёс смотрят друг на друга понимающим взглядом. Вероятно, собака станет надёжным охранником Эвелин и не даст её бывшему мужу забрать ребёнка.
На каких реальных событиях основан фильм
Режиссёр Люк Бессон как-то упомянул, что сюжет «Догмена» появился после того, как он прочитал в газете новость о том, как жестокие родители заперли своего ребёнка в клетке. О каком конкретном случае идёт речь, сказать трудно. Вряд ли там фигурировали ещё и собаки. Всё-таки история Догмена в фильме Бессона – практически чистая фантастика, вымысел. Уж слишком сверхъестественным выглядит общение и взаимодействие героя с питомцами.
Кстати, реальными событиями вдохновлён другой фильм с похожим названием – итальяно-французская криминальная драма «Догмэн» 2018 года режиссёра Маттео Гарроне.
Смысл фильма
Отвечая на вопрос о сути фильма «Догмен» в одном из интервью, Люк Бессон сказал следующее: «Нас могут спасти лишь две вещи. Это любовь и искусство… Вам очень сильно повезёт, если у вас будет и то, и другое».
Исходя из этих слов, можно сказать, что главному герою действительно повезло. В его жизни было и искусство, и любовь одних из самых преданных в мире существ – собак. Это позволило ему побыть хотя бы некоторое время счастливым и хотя бы частично излечиться от нанесённых другими людьми душевных и физических травм.
По большому счёту «Догмен» – экранизация цитаты большого любителя собак поэта Альфонса де Ламартина, сделанной в прологе. Кстати, именно ему приписывается авторство расхожего выражения «Чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак».
Стоит ли искать в сюжете фильма ещё какой-то заложенный режиссёром скрытый смысл? Может быть. Но, хотя картина местами и выглядит как некая притча с потенциалом для подробной трактовки, скорее всего, она ей не является. В первую очередь это сугубо развлекательное кино с культурными отсылками (Шекспир и культовые певицы-актрисы) и многочисленными реверансами в сторону современных европейских ценностей (прежде всего ценности свободы – свободы быть тем, кем хочешь) вперемешку с тягой к социальной справедливости.
Объяснение концовки
Бессон заигрывает также с религиозными отсылками. Он не слишком агрессивно, но всё же критикует религиозный фанатизм. Фанатиками изображены предельно жестокие и недалёкие персонажи. Главный герой выступает даже неким антибогом. Неспроста нам показали, как появилась прозвище «Догмен» – из перевёрнутого «God» («Бог») на растяжке.
Религиозный фанатизм буквально запирает Дугласа в клетке, делает его инвалидом и превращает в преступника и борца против сложившегося порядка.
Объяснение концовки, к которому подталкивает нас режиссёр, завершает эту тему. Дуглас, несмотря на свои преступления, всё же не стал монстром и нашёл в себе силы открыться Богу перед смертью. Неспроста он оказался «распят на теневом кресте»: Догмен вовсе не Антихрист, а в некотором смысле «теневой» Христос, принявший на себя грехи человечества.
С другой стороны, объяснение концовки фильма «Догмен» может не иметь столь прямолинейный характер. Возможно, это просто красивый визуальный ход со стороны режиссёра, не несущий какого-то особого значения и глубины.
Похожие фильмы
- «Джокер» (США, Канада, 2019) – история знаменитого кинозлодея, с которой многие сравнивают «Догмена»;
- «Таксист» (США, 1976): культовая криминальная драма Мартина Скорсезе;
- «Леон» (Франция, США, 1994): один из лучших фильмов Люка Бессона;
- «Джон Уик» (США, Китай, 2014): отошедший от дел профессиональный киллер мстит за смерть собаки;
- «Бекки в ярости» (США, 2023): девушка преследует бандитов, которые похитили ее питомцев;
- «Я — легенда» (США, 2007): единственный выживший на Земле человек после эпидемии, превративший всех остальных людей в вампиров, живёт с верным другом псом Сэмом и пытается не сойти с ума.