Страна: США
Жанр: драма, фантастика, фэнтези, триллер
Год производства: 2001
Режиссёр: Ричард Келли
Актёры: Джейк Джилленхол, Мэгги Мэлоун, Патрик Суэйзи, Дрю Бэримор и другие
Смысл фильма «Донни Дарко» спустя двадцать лет после выхода на экраны продолжают активно обсуждать. Постоянно пишутся рецензии с новыми трактовками, при том, что сам режиссёр Ричард Келли уже неоднократно в интервью предлагал объяснение сюжета своего творения.
Сюжет
Октябрь 1988 года. Главный герой ученик старших классов Донни Дарко страдает лунатизмом. Ночью второго октября он слышит голос, видит человека в костюме кролика с хищным оскалом по имени Фрэнк и выходит из дома по его велению. Тот сообщает, что через двадцать восемь с лишним дней произойдёт конец света. Донни просыпается на поле для гольфа. Когда он возвращается домой, оказывается, что ночью прямо на его комнату в доме упал двигатель самолёта. Власти пытаются выяснить обстоятельства происшествия, но не могут понять, откуда взялся этот двигатель.
В классе Донни появляется новая ученица — Гретхен Росс. Молодые люди начинают дружить, хотя девушка замечает, что Донни немного странный. Видения парня становятся постоянными. Он посещает психотерапевта и принимает лекарства, но это не помогает.
Донни Дарко обращается к своему учителю физики с вопросом о путешествиях во времени, о которых ему рассказывал Фрэнк. Учитель отдаёт ему книгу под названием «Философия путешествий во времени». Её автор Роберта Спэрроу — теперь уже пожилая женщина, которую все в городке считают умалишённой. Она постоянно переходит дорогу, не глядя на проезжающие автомобили, чтобы посмотреть, нет ли в почтовом ящике письма.
Донни, в очередной раз находясь в бреду, забирается ночью в школу и разрубает трубы топором, из-за чего здание затопляет водой. Через некоторое время он также совершает поджог дома Джима Каннингема, который читал лекции в школе о правильной и счастливой жизни и с которым у них с Донни была перепалка. После пожара в доме Джима обнаруживаются кассеты с детской порнографией.
Перед поджогом Донни общался с Фрэнком. Тот по его просьбе снял маску, под которой оказалось лицо молодого человека с простреленным глазом.
Перед празднованием Хэллоуина отец героя уезжает по рабочим делам, мать с младшей дочерью летят на самолёте на танцевальный конкурс. Донни со старшей сестрой затевают вечеринку, на которую приходят люди в костюмах и масках. Герой видит на дверце холодильника записку со словами «Фрэнк был здесь, ушёл за пивом».
Он вместе с Гретхен и двумя приятелями мчатся к дому Роберты Спэрроу. Там в подвале на них нападают одноклассники Донни, которые конфликтовали с ним. Один из них хватает Гретхен, выталкивает из здания и бросает на обочину. На дороге появляется автомобиль. Его водитель, пытаясь объехать стоящую на дороге Роберту, не замечает лежащую девушку и переезжает её. Из автомобиля выходит тот самый Фрэнк — парень в костюме кролика. Донни достаёт пистолет и стреляет ему в глаз. Герой берёт тело Гретхен и едет за город. Там он наблюдает за приближающимся смерчем. Самолёт, на котором летят мать и младшая сестра Донни, попадает в него, а двигатель падает на дом семьи Дарко.
Время откручивается обратно, и мы вместе с героем оказываемся в его комнате в ту самую ночь, когда на неё упала турбина. На этот раз Донни никуда не идёт. Он смеётся, засыпает и погибает. Утром вокруг разрушенного дома собираются люди. Мимо проезжает Гретхен. Мальчик, сосед Донни, рассказывает ей о случившемся и спрашивает, знала ли она этого парня. Гретхен отвечает, что нет, но машет скорбящей матери героя — та подымает руку в ответ.
Объяснение концовки
Итак, режиссёр «Донни Дарко» Ричард Келли в дополнении к специальному изданию фильма на DVD, а также в других интервью, дал объяснение концовки и содержания своего творения.
Почему тогда продолжают выходить новые разборы с выявлением скрытого смысла картины? Дело в том, что объяснение Келли никак не получается исчерпывающим: он заложил в фильм слишком много намёков, цитат, отсылок, которые можно трактовать очень по-разному. Задача была снять не просто фантастику, а многогранную философскую драму со своей атмосферой. Это удалось сделать, но это также и запутало зрителей.
Смысл концовки фильма «Донни Дарко», по Ричарду Келли, следующий: герой — не сумасшедший, он действительно пропутешествовал во времени и вернулся, пожертвовав собой. А чтобы понять, как это произошло, и как сказалось на персонажах, нужно углубиться в детали.
Для понимания смысла лучше смотреть режиссёрскую версию картины, которая длиннее обычной на двадцать минут. Она наполнена цитатами и выдержками из книги Роберты Спэрроу. Текст и рисунки оттуда также выложены на официальном сайте фильма «Донни Дарко».
Согласно теории Роберты Спэрроу, вселенная находится в опасности. Писательница называет её основной вселенной. Опасность возникает из-за появления и разрушения другой — тангенциальной (или касательной) вселенной. Тангенциальная вселенная появляется в редких случаях, когда повреждается четвёртое измерение — время. Она существует лишь несколько недель, а потом образует в основной вселенной чёрную дыру, способную уничтожить всё живое.
Перед возникновением тангенциальной вселенной в основную будто бы ниоткуда попадает артефакт, состоящий из металла. Для того чтобы сопроводить артефакт в основную вселенную, избирается живой проводник — человек, обладающий силой четвёртого измерения, то есть времени.
Пока живой проводник находится в тангенциальной вселенной, его мучают кошмары, видения, галлюцинации. Он взаимодействует с манипуляторами. Часто это близкие друзья или соседи проводника. Манипуляторы, с одной стороны, помогают ему вернуть артефакт в основную вселенную, с другой — будут пытаться сохранить себя от забвения, иногда ведя себя странно, иррационально, агрессивно.
В тангенциальной вселенной может быть и мёртвый манипулятор — человек, который умер здесь. Он сильнее живого проводника и способен общаться с ним через состоящую из воды конструкцию четвёртого измерения — времени.
Манипуляторы ставят проводника в такое положение, чтобы у него не оставалось выбора, кроме как использовать свою силу и отправить артефакт в основную вселенную, пока чёрная дыра не уничтожила всё живое.
Пробуждаясь после путешествия по тангенциальной вселенной, некоторые манипуляторы ничего не помнят, других же преследуют воспоминания о произошедшем в ней. В качестве вещественного доказательства случившихся событий выступает артефакт. Таким артефактом когда-то был упавший со скалы при отсутствии поблизости врагов наконечник стрелы, которым был убит воин майя. Другим артефактом стал ещё невыкованный меч, убивший рыцаря.
В соответствии с содержанием книги Роберты Спэрроу складывается следующая картина: Донни Дарко — живой проводник; окружающие его люди — манипуляторы; Фрэнк — мёртвый манипулятор; всё, что происходило в фильме вплоть до финала — события в тангенциальной вселенной; артефакт из металла, убивший героя — турбина самолёта.
То есть Донни, начиная с первого дня, как мы за ним наблюдаем, оказался в тангенциальной вселенной, которая просуществовала до утра после Хэллоуина. Его мысли и поступки здесь были косвенно спровоцированы всеми, кто его окружал — манипуляторами.
А Фрэнк, человек в костюме кролика, управлял Донни непосредственно. В концовке Донни доставил артефакт (турбину от самолёта) с помощью телекинеза (по словам режиссёра, он как супергерой обладает этой способностью) в основную вселенную, что и привело к трагическому финалу для него и спасению для всех остальных.
В книге «Философия путешествий во времени» не говорится, почему всё происходит именно так. Роберта пишет о божественном провидении и, не склонна искать причин такого положения вещей. В книге (по крайней мере, в показанной нам части) не объясняется, почему артефакт должен кого-то убить (ведь Донни, теперь знающий о предстоящем падении турбины, мог снова выйти из комнаты) — просто так всегда происходило и произойдёт вновь.
Действия людей (манипуляторов и самого проводника) похоже, предопределены. В том числе и в развязке: школьные задиры должны были напасть на Донни, Гретхен должна была оказаться на обочине, Фрэнк должен был её задавить и получить от проводника пулю, чтобы после смерти им управлять. Ещё один намёк на предопределённость — исходящая из грудной клетки живых людей прозрачная конструкция четвёртого измерения, описание которой сделала Роберта Спэрроу.
Ближе к концу, во многом благодаря книге, Донни становится понятен замысел, и он спокойно убивает Фрэнка, заочно прощается со всеми, отправляет в основную вселенную турбину и жертвует собой.
После смерти героя у его близких (по крайней мере, у Гретхен и матери Донни) остаются смутные воспоминания о произошедшем, как и писала Роберта Спэрроу. Поэтому Гретхен машет матери Донни и та отвечает ей. Хотя в этой вселенной они не знакомы — девушка вообще не встречалась с погибшим героем. Нам показывают и других ключевых персонажей, в том числе Фрэнка — они тоже что-то помнят.
Саундтрек в конце фильма:
Лунатизм
Получается, что как такового лунатизма не было: героем управлял Фрэнк — мёртвый манипулятор. Просто тот, в отличие от живых людей, мог приказывать Донни. И Донни подчинялся приказам. Часто этих персонажей разделяла поверхность, похожая на водную гладь. Об этом и говорила Роберта Спэрроу, когда писала о воде как конструкции четвёртого измерения – времени.
Фрэнк
Вряд ли можно считать Фрэнка отрицательным персонажем. Скорее, он, как и Донни, был затянут в эту тангенциальную вселенную, где у него не оставалось никакого выбора, кроме как случайно задавить Гретхен, получить пулю и, поняв всё, толкать главного героя на совершение тех или иных поступков. Фрэнка правильнее будет считать инструментом в руках судьбы или Бога. И изначально это просто обычный парень — бойфренд старшей сестры Донни, с которым тот не пересекался раньше. На дороге он оказался, потому что поехал за пивом. Костюм кролика — всего лишь наряд на Хэллоуин.
Гретхен
Девушка является манипулятором и манипулируемым, хотя, как и остальные за исключением мёртвого Фрэнка, не осознаёт этого. Проследим цепочку событий, связанных с ней.
Гретхен впервые увидела Донни, сев с ним рядом в классе по своему выбору, благодаря другому манипулятору — мисс Пэмирой, преподавателю английской литературы. Донни говорит Гретхен: «Я рад, что школу затопило сегодня». Значит, если бы затопления не произошло, у героев не было бы откровенного разговора. А случилось это по указанию мёртвого манипулятора – Фрэнка.
Гретхен поцеловала Донни, когда тот извинился за школьных задир, которые высказались о семье девушки на уроке, где был показан совместный научный проект молодых людей. Донни и Гретхен занялись любовью опять же во многом благодаря эмоциональному накалу героини из-за пропажи её матери.
В итоге герои стали близки и Гретхен, не раздумывая, побежала с Донни в дом Роберты Спэрроу — бабушки Смерть, рядом с которым и погибла. А Донни, также не раздумывая, застрелил Фрэнка из-за гибели возлюбленной.
Бабушка Смерть
Роберта Спэрроу, или бабушка Смерть — тоже манипулятор и манипулируемый.
Почему Донни побежал именно в её подвал? Потому что мисс Пэмирой написала перед уходом из школы на доске: «Дверь в подвал». Почему автомобиль задавил Гретхен? Потому что объезжал Роберту, которая стояла на дороге после того, как получила письмо от Донни. Ходить к почтовому ящику, всё время рискуя попасть под машину, в её духе. Можно сказать, что таким образом она неосознанно готовилась к этому ключевому событию (помним об иррациональных действиях манипуляторов). Хотя знает она, без сомнения, больше остальных, иначе не написала бы свою книгу.
Слова, которые Роберта шепчет Донни («Каждое живое существо на земле умирает в одиночестве») – это что-то вроде напутствия. Похоже, именно эта фраза заставила героя перед смертью уделить время своим близким и помириться с ними: поговорить с матерью (сцена в комнате), с отцом (сцена на заднем дворе), с Гретхен (на вечеринке). Вполне осознанны и последние слова Роберты: «Надвигается ураган — ты должен поторопиться».
Дом
Это один из многочисленных символов в фильме «Донни Дарко». Главный герой побывал в тюрьме из-за того, что поджег заброшенный дом. Позже он поджигает дом Джима Каннингема. В дом Донни попадает турбина. На уроке ученики обсуждают рассказ о разрушении подростками дома. В подвале дома Роберты Спэрроу происходит столкновение, в результате которого погибает Гретхен. Дом — это и личность Донни, которую тянет к смерти. Это и мир, который рушится и который герою предстоит спасти.
Детали, символы и образы
В фильме огромное количество небольших, но значимых деталей, и отсылок. Вот только некоторые из них:
- В начале мать Донни читает книгу Стивена Кинга «Оно», по сюжету которой ужасный клоун терроризирует детей. Спутником Фрэнка-кролика, сбившего Гретхен, оказывается парень в костюме клоуна. Оно из романа Кинга обитало в подвале. Трагические события в «Донни Дарко» тоже начались в подвале.
- Действия фильма происходят в 1988 году. Фрэнк сообщает Донни, что конец света произойдёт через 28 дней, 6 часов, 42 минуты, 12 секунд. Если сложить эти числа, получится 88.
- Донни рассказывает психотерапевту о своей мёртвой собаке. На одном из следующих сеансов во время гипноза он берёт в руки мягкую игрушку собаки.
- На потолке в комнате Донни есть плакат: «Лебединая песня» Led Zeppelin. Черита Чен на концерте изображала лебедя.
- В начале фильма Донни, возвращаясь домой на велосипеде, проезжает мимо красного автомобиля. Именно эта машина собьёт Гретхен.
- Фраза «дверь в подвал» («cellar door») – анаграмма «celar dolore» (в переводе с испанского: «таить страдание»).
- Во время показа «Зловещих мертвецов» в кинотеатре находятся только три человека: Донни, Гретхен и Фрэнк. Все трое умирают в фильме.
- Кинотеатр называется «Aero» («Авиационный»).
- Турбина самолёта по форме напоминает пулю — ещё один намёк на самоубийство главного героя.
- Когда Гретхен ждёт автобус, мимо неё проезжает автомобиль марки «Volkswagen Rabbit» – «Фольксваген Кролик».
- На столе в доме семьи Дарко стоит рамка с фотографией, где Донни изображён вместе со своей сестрой. На Донни костюм кролика.
- В конце фильма Донни приезжает туда же, где находился в начале.
Идея фильма
Прелесть фильма в том, что, даже не зная разгадки (а без пояснения режиссёра её довольно просто упустить), и концентрируясь только на драматических моментах, можно уловить его смысл.
Главная идея не в путешествии во времени. Герой проживает отрезок жизни, похожей на жизнь многих других подростков: он влюбляется, враждует с одноклассниками, ворчит на родителей, спорит с учителями. Понимает, что всё это было не зря, всё это имело смысл. Он борется со неотвратимым, но в итоге принимает его.
Дело не в том, что все наши поступки предопределены, дело в том, что все они важны и являются частью общей судьбы, а, может быть, и божьего замысла.
Создатель фильма придумал наркоманский бред про путешествия во времени))) не логичное, не правдоподобное, не имеющие ничего общего с наукой… И этот наркоманский бред преподносится нам как шедевр. Это не шедевр, это наркоманский бред
Глубокий фильм для тех кто понимает.
Статья о фильме значительно интереснее фильма.
Благодарю! )
я ваще в афиге вау клас сматрите всее
Твои проблемы, раз уж не понимаешь прелесть наркомании, творящееся в фильме. Лох, опущен хдддд
В целом, фильм не такой уж сложный, с первого просмотра понял всю суть (смотрел режиссерскую без коммментариев создателя). Думал тут скрывается что-то нереально сакральное, а по сути все вышеописанное я и так понял. Но спасибо за мелкие детали, они интересные
Благодарю! Да, непонимание возникает в основном у тех, кто смотрел урезанную версию фильма. А таких, как я понимаю, большинство.
Посмотрела фильм только из за артистов играющих в данном фильме. Фильм старый (уж 20 и более лет) и по этой теме наелепали много фильмов. Лично мне напомнил сериал Остаться в живых.
Я думаю этот фильмец зарождение (тема) всех ныне шедевров. Фильм начало новой темы в фантастике. В 2001 году это что то новенькое.
Идея хороша, исполнение подкачало.
Это должен был снимать европеец. Тинто Брасс снял бы как надо.