Записка на холодильнике, приветствие Гретхен и другие ключи к разгадке фильма «Донни Дарко»

Донни Дарко Смысл фильма

Страна: США

Жанр: драма, фантастика, фэнтези, триллер

Год производства: 2001

Режиссёр: Ричард Келли

Актёры: Джейк Джилленхол, Мэгги Мэлоун, Патрик Суэйзи, Дрю Бэримор и другие

Смысл фильма «Донни Дарко» спустя двадцать лет после выхода на экраны продолжают активно обсуждать. Постоянно пишутся рецензии с новыми трактовками, при том, что сам режиссёр Ричард Келли уже неоднократно в интервью предлагал объяснение сюжета своего творения.

Сюжет

Октябрь 1988 года. Главный герой ученик старших классов Донни Дарко страдает лунатизмом. Ночью второго октября он слышит голос, видит человека в костюме кролика с хищным оскалом по имени Фрэнк и выходит из дома по его велению. Тот сообщает, что через двадцать восемь с лишним дней произойдёт конец света. Донни просыпается на поле для гольфа. Когда он возвращается домой, оказывается, что ночью прямо на его комнату в доме упал двигатель самолёта. Власти пытаются выяснить обстоятельства происшествия, но не могут понять, откуда взялся этот двигатель.

Донни Дарко и его воображаемый друг
Джейк Джилленхол в роли Донни Дарко, Джена Мэлоун в роли Гретхен Росс и воображаемый друг Фрэнк. Кадр из фильма.

В классе Донни появляется новая ученица — Гретхен Росс. Молодые люди начинают дружить, хотя девушка замечает, что Донни немного странный. Видения парня становятся постоянными. Он посещает психотерапевта и принимает лекарства, но это не помогает.

Донни Дарко обращается к своему учителю физики с вопросом о путешествиях во времени, о которых ему рассказывал Фрэнк. Учитель отдаёт ему книгу под названием «Философия путешествий во времени». Её автор Роберта Спэрроу — теперь уже пожилая женщина, которую все в городке считают умалишённой. Она постоянно переходит дорогу, не глядя на проезжающие автомобили, чтобы посмотреть, нет ли в почтовом ящике письма.

Донни, в очередной раз находясь в бреду, забирается ночью в школу и разрубает трубы топором, из-за чего здание затопляет водой. Через некоторое время он также совершает поджог дома Джима Каннингема, который читал лекции в школе о правильной и счастливой жизни и с которым у них с Донни была перепалка. После пожара в доме Джима обнаруживаются кассеты с детской порнографией.

Патрик Суэйзи
Патрик Суэйзи сыграл роль Джима Каннингема. Кадр из фильма.

Перед поджогом Донни общался с Фрэнком. Тот по его просьбе снял маску, под которой оказалось лицо молодого человека с простреленным глазом.

Перед празднованием Хэллоуина отец героя уезжает по рабочим делам, мать с младшей дочерью летят на самолёте на танцевальный конкурс. Донни со старшей сестрой затевают вечеринку, на которую приходят люди в костюмах и масках. Герой видит на дверце холодильника записку со словами «Фрэнк был здесь, ушёл за пивом».

Он вместе с Гретхен и двумя приятелями мчатся к дому Роберты Спэрроу. Там в подвале на них нападают одноклассники Донни, которые конфликтовали с ним. Один из них хватает Гретхен, выталкивает из здания и бросает на обочину. На дороге появляется автомобиль. Его водитель, пытаясь объехать стоящую на дороге Роберту, не замечает лежащую девушку и переезжает её. Из автомобиля выходит тот самый Фрэнк — парень в костюме кролика. Донни достаёт пистолет и стреляет ему в глаз. Герой берёт тело Гретхен и едет за город. Там он наблюдает за приближающимся смерчем. Самолёт, на котором летят мать и младшая сестра Донни, попадает в него, а двигатель падает на дом семьи Дарко.

Время откручивается обратно, и мы вместе с героем оказываемся в его комнате в ту самую ночь, когда на неё упала турбина. На этот раз Донни никуда не идёт. Он смеётся, засыпает и погибает. Утром вокруг разрушенного дома собираются люди. Мимо проезжает Гретхен. Мальчик, сосед Донни, рассказывает ей о случившемся и спрашивает, знала ли она этого парня. Гретхен отвечает, что нет, но машет скорбящей матери героя — та подымает руку в ответ.

Объяснение концовки

Итак, режиссёр «Донни Дарко» Ричард Келли в дополнении к специальному изданию фильма на DVD, а также в других интервью, дал объяснение концовки и содержания своего творения.

Почему тогда продолжают выходить новые разборы с выявлением скрытого смысла картины? Дело в том, что объяснение Келли никак не получается исчерпывающим: он заложил в фильм слишком много намёков, цитат, отсылок, которые можно трактовать очень по-разному. Задача была снять не просто фантастику, а многогранную философскую драму со своей атмосферой. Это удалось сделать, но это также и запутало зрителей.

Смысл концовки фильма «Донни Дарко», по Ричарду Келли, следующий: герой — не сумасшедший, он действительно пропутешествовал во времени и вернулся, пожертвовав собой. А чтобы понять, как это произошло, и как сказалось на персонажах, нужно углубиться в детали.

Для понимания смысла лучше смотреть режиссёрскую версию картины, которая длиннее обычной на двадцать минут. Она наполнена цитатами и выдержками из книги Роберты Спэрроу. Текст и рисунки оттуда также выложены на официальном сайте фильма «Донни Дарко».

Согласно теории Роберты Спэрроу, вселенная находится в опасности. Писательница называет её основной вселенной. Опасность возникает из-за появления и разрушения другой — тангенциальной (или касательной) вселенной. Тангенциальная вселенная появляется в редких случаях, когда повреждается четвёртое измерение — время. Она существует лишь несколько недель, а потом образует в основной вселенной чёрную дыру, способную уничтожить всё живое.

Дрю и Джейк
Дрю Берримор в роли Карен вместе с Джейком Джилленхолом (Донни Дарко). Кадр из фильма.

Перед возникновением тангенциальной вселенной в основную будто бы ниоткуда попадает артефакт, состоящий из металла. Для того чтобы сопроводить артефакт в основную вселенную, избирается живой проводник — человек, обладающий силой четвёртого измерения, то есть времени.

Пока живой проводник находится в тангенциальной вселенной, его мучают кошмары, видения, галлюцинации. Он взаимодействует с манипуляторами. Часто это близкие друзья или соседи проводника. Манипуляторы, с одной стороны, помогают ему вернуть артефакт в основную вселенную, с другой — будут пытаться сохранить себя от забвения, иногда ведя себя странно, иррационально, агрессивно.

В тангенциальной вселенной может быть и мёртвый манипулятор — человек, который умер здесь. Он сильнее живого проводника и способен общаться с ним через состоящую из воды конструкцию четвёртого измерения — времени.

Манипуляторы ставят проводника в такое положение, чтобы у него не оставалось выбора, кроме как использовать свою силу и отправить артефакт в основную вселенную, пока чёрная дыра не уничтожила всё живое.

Пробуждаясь после путешествия по тангенциальной вселенной, некоторые манипуляторы ничего не помнят, других же преследуют воспоминания о произошедшем в ней. В качестве вещественного доказательства случившихся событий выступает артефакт. Таким артефактом когда-то был упавший со скалы при отсутствии поблизости врагов наконечник стрелы, которым был убит воин майя. Другим артефактом стал ещё невыкованный меч, убивший рыцаря.

В соответствии с содержанием книги Роберты Спэрроу складывается следующая картина: Донни Дарко — живой проводник; окружающие его люди — манипуляторы; Фрэнк — мёртвый манипулятор; всё, что происходило в фильме вплоть до финала — события в тангенциальной вселенной; артефакт из металла, убивший героя — турбина самолёта.

То есть Донни, начиная с первого дня, как мы за ним наблюдаем, оказался в тангенциальной вселенной, которая просуществовала до утра после Хэллоуина. Его мысли и поступки здесь были косвенно спровоцированы всеми, кто его окружал — манипуляторами.

Френк ушел за пивом
Кадр из фильма.

А Фрэнк, человек в костюме кролика, управлял Донни непосредственно. В концовке Донни доставил артефакт (турбину от самолёта) с помощью телекинеза (по словам режиссёра, он как супергерой обладает этой способностью) в основную вселенную, что и привело к трагическому финалу для него и спасению для всех остальных.

В книге «Философия путешествий во времени» не говорится, почему всё происходит именно так. Роберта пишет о божественном провидении и, не склонна искать причин такого положения вещей. В книге (по крайней мере, в показанной нам части) не объясняется, почему артефакт должен кого-то убить (ведь Донни, теперь знающий о предстоящем падении турбины, мог снова выйти из комнаты) — просто так всегда происходило и произойдёт вновь.

Действия людей (манипуляторов и самого проводника) похоже, предопределены. В том числе и в развязке: школьные задиры должны были напасть на Донни, Гретхен должна была оказаться на обочине, Фрэнк должен был её задавить и получить от проводника пулю, чтобы после смерти им управлять. Ещё один намёк на предопределённость — исходящая из грудной клетки живых людей прозрачная конструкция четвёртого измерения, описание которой сделала Роберта Спэрроу.

Ближе к концу, во многом благодаря книге, Донни становится понятен замысел, и он спокойно убивает Фрэнка, заочно прощается со всеми, отправляет в основную вселенную турбину и жертвует собой.

После смерти героя у его близких (по крайней мере, у Гретхен и матери Донни) остаются смутные воспоминания о произошедшем, как и писала Роберта Спэрроу. Поэтому Гретхен машет матери Донни и та отвечает ей. Хотя в этой вселенной они не знакомы — девушка вообще не встречалась с погибшим героем. Нам показывают и других ключевых персонажей, в том числе Фрэнка — они тоже что-то помнят.

Саундтрек в конце фильма:

Лунатизм

Получается, что как такового лунатизма не было: героем управлял Фрэнк — мёртвый манипулятор. Просто тот, в отличие от живых людей, мог приказывать Донни. И Донни подчинялся приказам. Часто этих персонажей разделяла поверхность, похожая на водную гладь. Об этом и говорила Роберта Спэрроу, когда писала о воде как конструкции четвёртого измерения – времени.

Фрэнк

Вряд ли можно считать Фрэнка отрицательным персонажем. Скорее, он, как и Донни, был затянут в эту тангенциальную вселенную, где у него не оставалось никакого выбора, кроме как случайно задавить Гретхен, получить пулю и, поняв всё, толкать главного героя на совершение тех или иных поступков. Фрэнка правильнее будет считать инструментом в руках судьбы или Бога. И изначально это просто обычный парень — бойфренд старшей сестры Донни, с которым тот не пересекался раньше. На дороге он оказался, потому что поехал за пивом. Костюм кролика — всего лишь наряд на Хэллоуин.

Кролик Фрэнк
Кадр из фильма.

Гретхен

Девушка является манипулятором и манипулируемым, хотя, как и остальные за исключением мёртвого Фрэнка, не осознаёт этого. Проследим цепочку событий, связанных с ней.

Гретхен впервые увидела Донни, сев с ним рядом в классе по своему выбору, благодаря другому манипулятору — мисс Пэмирой, преподавателю английской литературы. Донни говорит Гретхен: «Я рад, что школу затопило сегодня». Значит, если бы затопления не произошло, у героев не было бы откровенного разговора. А случилось это по указанию мёртвого манипулятора – Фрэнка.

Гретхен поцеловала Донни, когда тот извинился за школьных задир, которые высказались о семье девушки на уроке, где был показан совместный научный проект молодых людей. Донни и Гретхен занялись любовью опять же во многом благодаря эмоциональному накалу героини из-за пропажи её матери.

Гретхен и Донни
Кадр из фильма.

В итоге герои стали близки и Гретхен, не раздумывая, побежала с Донни в дом Роберты Спэрроу — бабушки Смерть, рядом с которым и погибла. А Донни, также не раздумывая, застрелил Фрэнка из-за гибели возлюбленной.

Бабушка Смерть

Роберта Спэрроу, или бабушка Смерть — тоже манипулятор и манипулируемый.

Почему Донни побежал именно в её подвал? Потому что мисс Пэмирой написала перед уходом из школы на доске: «Дверь в подвал». Почему автомобиль задавил Гретхен? Потому что объезжал Роберту, которая стояла на дороге после того, как получила письмо от Донни. Ходить к почтовому ящику, всё время рискуя попасть под машину, в её духе. Можно сказать, что таким образом она неосознанно готовилась к этому ключевому событию (помним об иррациональных действиях манипуляторов). Хотя знает она, без сомнения, больше остальных, иначе не написала бы свою книгу.

старуха-смерть
Кадр из фильма.

Слова, которые Роберта шепчет Донни («Каждое живое существо на земле умирает в одиночестве») – это что-то вроде напутствия. Похоже, именно эта фраза заставила героя перед смертью уделить время своим близким и помириться с ними: поговорить с матерью (сцена в комнате), с отцом (сцена на заднем дворе), с Гретхен (на вечеринке). Вполне осознанны и последние слова Роберты: «Надвигается ураган — ты должен поторопиться».

Дом

Это один из многочисленных символов в фильме «Донни Дарко». Главный герой побывал в тюрьме из-за того, что поджег заброшенный дом. Позже он поджигает дом Джима Каннингема. В дом Донни попадает турбина. На уроке ученики обсуждают рассказ о разрушении подростками дома. В подвале дома Роберты Спэрроу происходит столкновение, в результате которого погибает Гретхен. Дом — это и личность Донни, которую тянет к смерти. Это и мир, который рушится и который герою предстоит спасти.

Детали, символы и образы

В фильме огромное количество небольших, но значимых деталей, и отсылок. Вот только некоторые из них:

  • В начале мать Донни читает книгу Стивена Кинга «Оно», по сюжету которой ужасный клоун терроризирует детей. Спутником Фрэнка-кролика, сбившего Гретхен, оказывается парень в костюме клоуна. Оно из романа Кинга обитало в подвале. Трагические события в «Донни Дарко» тоже начались в подвале.
  • Действия фильма происходят в 1988 году. Фрэнк сообщает Донни, что конец света произойдёт через 28 дней, 6 часов, 42 минуты, 12 секунд. Если сложить эти числа, получится 88.
  • Донни рассказывает психотерапевту о своей мёртвой собаке. На одном из следующих сеансов во время гипноза он берёт в руки мягкую игрушку собаки.
  • На потолке в комнате Донни есть плакат: «Лебединая песня» Led Zeppelin. Черита Чен на концерте изображала лебедя.
  • В начале фильма Донни, возвращаясь домой на велосипеде, проезжает мимо красного автомобиля. Именно эта машина собьёт Гретхен.
  • Фраза «дверь в подвал» («cellar door») – анаграмма «celar dolore» (в переводе с испанского: «таить страдание»).
  • Во время показа «Зловещих мертвецов» в кинотеатре находятся только три человека: Донни, Гретхен и Фрэнк. Все трое умирают в фильме.
  • Кинотеатр называется «Aero» («Авиационный»).
  • Турбина самолёта по форме напоминает пулю — ещё один намёк на самоубийство главного героя.
  • Когда Гретхен ждёт автобус, мимо неё проезжает автомобиль марки «Volkswagen Rabbit» – «Фольксваген Кролик».
  • На столе в доме семьи Дарко стоит рамка с фотографией, где Донни изображён вместе со своей сестрой. На Донни костюм кролика.
  • В конце фильма Донни приезжает туда же, где находился в начале.
юные влюбленные
Кадр из фильма.

Идея фильма

Прелесть фильма в том, что, даже не зная разгадки (а без пояснения режиссёра её довольно просто упустить), и концентрируясь только на драматических моментах, можно уловить его смысл.

Главная идея не в путешествии во времени. Герой проживает отрезок жизни, похожей на жизнь многих других подростков: он влюбляется, враждует с одноклассниками, ворчит на родителей, спорит с учителями. Понимает, что всё это было не зря, всё это имело смысл. Он борется со неотвратимым, но в итоге принимает его.

Дело не в том, что все наши поступки предопределены, дело в том, что все они важны и являются частью общей судьбы, а, может быть, и божьего замысла.

Как вам фильм?
Взрыв мозга. Очень понравилось.
48.09%
Мрачно, фаталистично, жалко героя.
29.46%
Так ничего и не понял.
20.33%
Другое (напишу в комментариях).
2.13%
Проголосовало: 1599
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Бобо

    Создатель фильма придумал наркоманский бред про путешествия во времени))) не логичное, не правдоподобное, не имеющие ничего общего с наукой… И этот наркоманский бред преподносится нам как шедевр. Это не шедевр, это наркоманский бред

    2
    4
    Ответить
    1. Наталья

      Глубокий фильм для тех кто понимает.

      Ответить
  2. Леонид

    Статья о фильме значительно интереснее фильма.

    3
    1
    Ответить
    1. Евгений Пинигин

      Благодарю! )

      Ответить
  3. диомн

    я ваще в афиге вау клас сматрите всее

    Ответить
  4. АнтиБобо

    Твои проблемы, раз уж не понимаешь прелесть наркомании, творящееся в фильме. Лох, опущен хдддд

    Ответить
  5. Тут в игре

    В целом, фильм не такой уж сложный, с первого просмотра понял всю суть (смотрел режиссерскую без коммментариев создателя). Думал тут скрывается что-то нереально сакральное, а по сути все вышеописанное я и так понял. Но спасибо за мелкие детали, они интересные

    Ответить
    1. Евгений Пинигин

      Благодарю! Да, непонимание возникает в основном у тех, кто смотрел урезанную версию фильма. А таких, как я понимаю, большинство.

      Ответить
  6. Ирка

    Посмотрела фильм только из за артистов играющих в данном фильме. Фильм старый (уж 20 и более лет) и по этой теме наелепали много фильмов. Лично мне напомнил сериал Остаться в живых.
    Я думаю этот фильмец зарождение (тема) всех ныне шедевров. Фильм начало новой темы в фантастике. В 2001 году это что то новенькое.

    Ответить
  7. София

    Идея хороша, исполнение подкачало.

    Ответить
  8. София

    Это должен был снимать европеец. Тинто Брасс снял бы как надо.

    Ответить