«Филомена»: что на самом деле произошло с героиней фильма  

Филомена 2013 Смысл фильма

Страна: Великобритания, Франция, США

Жанр: драма, комедия

Год производства: 2013

Режиссер: Стивен Фрирз

Актеры: Джуди Денч, Стив Куган, Софи Кеннеди Кларк, Мэр Уиннингхэм

Слоган: «These two unlikely companions are on a journey to find her long lost son» («Эти два маловероятных спутника отправляются в путешествие, чтобы найти ее давно потерянного сына»)

Награды и номинации: В 2014 году фильм получил 4 номинации на премию “Оскар” и приз за лучший сценарий в Венеции.

Сюжет фильма «Филомена» (Philomena) рассказывает трагическую историю женщины, пережившей настоящий ад в монастырском приюте. Картина обращается сразу к нескольким проблемам, в том числе и к теме значимости религии в жизни каждого из нас.

Реальная история Филомены

Сюжет картины основан на реальных событиях. Филомена Ли выросла в благочестивой ирландской семье. В 1952 году она познакомилась с симпатичным молодым человеком. Между ними вспыхнул страстный роман и в конце концов девушка забеременела. Когда об этом узнала тетя Филомены (мать девушки умерла), в голову ей пришла идея отправить “распутницу” на перевоспитание в монастырь аббатства Шон Росс.

Джуди Денч
Джуди Денч в роли Филомены Ли. Кадр из фильма.

В те времена общество в Ирландии было очень религиозным и консервативным. Детей, появившихся на свет вне семьи, считали незаконнорожденными и заставляли юных матерей отдавать их на усыновление.

Когда Филомена, которой на тот момент было 19 лет, оказалась в монастыре, ее заставили подписать договор, согласно которому ее ребенок после рождения отправится жить в приемную семью. Когда ее сыну Энтони исполнилось 3 года, его усыновила богатая американская пара. За него было уплачено чуть больше 2000 фунтов стерлингов (около $22000).

Молодая женщина обезумела от горя и жизнь потеряла для нее всякий смысл. Работать она не могла и монахини указали ей на дверь.

Филомена, пережив сильный кризис веры, разочаровалась в религии. Она уехала в Англию и устроилась работать в школу для мальчиков. А потом, поняв, что может и хочет помогать другим людям, она устроилась работать в психиатрическую клинику. Спустя какое-то время жизнь свела ее с журналистом Мартином Сиксмитом, которому она рассказала свою трагическую историю.

Чуть позже родственники Филомены основали проект под названием “Philomena Project”. Его смысл заключался в том, чтобы изменить ирландское законодательство об усыновлении. К счастью, после такого резонанса (о деле Филомены узнали во всем мире) руководство страны пошло им навстречу.

Эта история легла в основу романа Мартина Сиксмита “Потерянное дитя Филомены Ли: мать, сын и пятидесятилетние поиски”, по мотивам которого был снят фильм.

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма. Мартин Сиксмит, бывший правительственный советник, знакомится с пожилой женщиной по имени Филомена Ли. Около 50 лет назад она была вынуждена отдать на усыновление своего маленького сына, а теперь хочет его найти. Искренне проникшись к ней сочувствием и симпатией, Мартин решает помочь.

Оказывается, в юности Филомена познакомилась с милым юношей, от которого в конце концов забеременела. Семья посчитала ее распутницей и отвернулась от нее. Так юная девушка оказалась в монастыре, под неусыпным надзором сестры Хильдегард. Ее вынудили подписать контракт, согласно которому она должна была отказаться от каких-либо прав на ребенка.

Вскоре пришло время рожать. Филомена произвела на свет здорового мальчика и назвала его Энтони.

Согласно принятым тогда требованиям, девушке следовало пробыть в монастыре 4 года. Содержали ее не бесплатно – за пищу и кров она должна была работать в прачечной. Ее, как и остальных “распутниц” пускали к детям только на 1 час в день, чтобы покормить их и убрать за ними. Девушка очень привязалась к малышу, однако вскоре ее постигло горе: Энтони (ему к этому времени исполнилось 3 года) и еще одну девочку усыновила богатая американская семья. Ей даже не позволили с ним попрощаться… Чуть позже Филомена покинула монастырь. Она пыталась найти сына, но ей это не удалось.

По мнению ее дочери Джейн, это можно попытаться сделать сейчас, и Мартин с этим согласен. Вместе они приезжают в монастырь, чтобы встретиться с сестрой Хильдегард, но по причине ее болезни их встречает другая монахиня – дружелюбная сестра Клэр. Она уверяет, что все документы по делу Энтони погибли при пожаре. Филомена опустошена, однако Мартин смекает, что что-то здесь не так. Он просит сестру Клэр помочь ему встретиться с другими монахинями, однако та вдруг начинает лезть в бутылку: это лишнее, все вопросы можно решить с ней.

Стив Куган
Стив Куган исполнил роль Мартина Сиксмита. Кадр из фильма.

Вскоре Мартин выясняет, что Энтони был не единственным, кого “продали” в Америку – были и другие дети. Журналист предлагает продолжить поиски в США, однако, согласно законодательству страны, делать это может только мать.

В сопровождении Мартина Филомена прибывает в Америку. Вскоре журналист находит сведения о мистере и миссис Хесс, которые 50 лет назад усыновили в Ирландии двоих детей, Майкла и Мэри. Майкл работал в администрации Рейгана и Буша, но не так давно скончался. Родился он в 1952 году, а в Америку его привезли в 1955 году.

Журналистское чутье подсказывает Мартину, что Майкл – это и есть Энтони. Он показывает фото Майкла Филомене и она внезапно узнает его: “Это мой Энтони” – говорит она. Мартину больно говорить, что Энтони скончался, но она и сама все понимает…

Ей хочется встретиться с людьми, с которыми был связан Энтони, и она решает остаться в Америке еще на какое-то время. Мартин даже рад этому – издатель требует от него горячий репортаж с разоблачениями.

Вскоре Филомена получает номер телефона Мэри и узнает, что Энтони никогда не говорил о ней. Она расстраивается, но Мартин предлагает ей найти бойфренда Энтони (он был геем), Пита Олссона. Подумав, женщина соглашается.

С журналистом Пит говорить отказывается, но к Филомене он проникается искренним сочувствием. Он говорит женщине, что Энтони, уже будучи тяжело больным, ездил в Ирландию, обращался в монастырь, в котором родился и пытался найти мать. Однако монахини говорили ему, что не могут отыскать ее. Умирающий Энтони попросил друга похоронить его в Ирландии.

Круг замкнулся. Филомена и Мартин возвращаются в монастырь –журналисту очень хочется задать “служительницам Бога” несколько вопросов…

встреча с монахиней из монастыря
Кадр из фильма.

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. Мартин находит сестру Хильдегард и прямо спрашивает ее, с какой стати она решила примерить на себя роль Бога и разлучила мать с сыном.

Старая монахиня на это отвечает, что ничуть не раскаивается в том, что сделала. Согласно ее трактовке, Филомена и остальные девушки сами виноваты в своих бедах, ведь они блудили, то есть грешили.

Мартин требует извинений перед Филоменой, но тут вмешивается она сама. “Я вас прощаю,” – говорит она сестре Хильдегард и та вдруг как-то съеживается, сникает в своей коляске. Затем Филомена просит показать ей могилу сына – так она наконец встречается со своим Энтони…

“Я не простил бы,” – ершится взбешенный Мартин. Он решает, что не будет писать очерк, однако Филомена сама просит его об этом. “Люди должны знать, что здесь происходило,” – говорит она.

С учетом того, что мир узнал эту печальную историю, смысл концовки фильма «Филомена» заключается в том, что справедливость все-таки восторжествовала.

Смысл фильма

У этого фильма очень интересное эмоциональное оформление. Трагическая история Филомены рассказана в очень сдержанных тонах. Какой-либо надрыв или зашкаливающие эмоции в ней отсутствуют и в этом есть особенный, скрытый смысл.

Режиссер, ничего не навязывая, позволяет нам таким образом прожить ее и прочувствовать. Это воистину филигранная работа: она не манипулирует нашим настроением и не пытается добиться легкого эффекта при помощи каких-либо беспроигрышных приемов. Здесь все сделано очень умно и тонко, искренне и по-настоящему. Такой подход всегда оставляет простор для домысливаний и интерпретаций. Таким образом произведение превращается в акт настоящего сотрудничества, сотворчества.

расследование главных героев
Кадр из фильма.

Добрая Филомена, находясь в поисках законной правды, постоянно натыкалась на отсутствие в людях той самой человечности, которая была присуща ей самой. Наблюдая за этим, хотелось верить, что она поймет, что с ней поступили воистину чудовищно и поступит соответственно. Однако в финале она сделала выбор в пользу прощения – неправильного, нелогичного и возмутительного. Почему?

В своих разборах картины многие зрители отмечают, что сущность главной героини определяет ее имя, то есть в нем заключается разгадка и ее характера в целом и финального решения в частности. Имя Филомена состоит из двух греческих слов: “филео” (любить) и “менос” (сила).

“Я бы не простил,” – говорит возмущенный Мартин. Она с ним не согласна: она простила – не потому, что она слишком мягкая. Наоборот – она делает это потому, что является сильной личностью и очень мужественным человеком. Кроме того, эта женщина является христианкой и, в отличие от монахинь, она подтверждает свою веру действиями. Ведь Христос велел прощать врагов, что она и сделала.

Не простил зритель, особенно тот, кто вообще не принадлежит ни к каким религиям. И это сложно, на самом деле. Потому что ни одна религия в мире не имеет права вершить людские судьбы – для этого есть законодательство. Церковь отделена от государства, а государство от церкви – именно так сейчас обстоят дела.

Мизансцена, в которой главная героиня прощает монахинь, является кульминацией этой драмы. Она позволяет нам задуматься над тем, как бы мы сами поступили в такой ситуации. В конце концов, речь идет о свободе человека и его возможности самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Едва ли кому-нибудь может понравиться, если эти вопросы за него вдруг начнет решать кто-то другой. Однако в этой картине именно так и происходит, и главная героиня, видимо, желая окончательно расстаться с мрачным прошлым, решает поступить по-христиански.

герои перед постаментом
Кадр из фильма.

Самое интересное, что ее решение – это лишь один из нескольких вариантов. Разумеется, это ее история. Тем не менее, принятое ею решение не может быть единственно верным. Она предпочла простить монахинь, Мартин решил иначе и “прославил” их на весь мир. Каждый из них по-своему прав.

Однако есть и третья сторона – зритель. Мы тоже имеем право рассматривать поднятые в фильме вопросы и высказывать свое мнение. Картина позволяет нам четко осознать возможность “включения” личных границ в нужный момент. Это ее главный плюс, да и суть фильма, вероятно, тоже заключается именно в этом. Ведь очень важно, на самом деле, при необходимости четко и внятно произнести: “Это моя жизнь и принимать решение буду я”. В ином случае показанная здесь самонадеянность, порожденная безнаказанностью и уверенностью в собственной правоте, будет жить и процветать.

Если мы не хотим жить в мире, в котором посторонние могут влезть в нашу жизнь и разрушить ее, следует иметь это в виду.

Поднятые в картине вопросы веры, церкви и религии по сути являются ярлыками для более универсальных идей о морали и совести. Пример главной героини и остальных героев показывает нам, что за свой моральный выбор нужно нести ответственность самостоятельно, не прячась за Бога или за кого-нибудь еще. Ведь именно ответственность –это то, что делает нас людьми.

старушка на вокзале
Кадр из фильма.
Права ли Филомена, стоило ли прощать?
Да, она поступила по-христиански и сняла этот груз со своей души.
30.77%
Да, она заставила виновницу задуматься и ощутить муки совести.
25%
Нет, такое нельзя прощать.
42.31%
Своя версия (напишу в комментариях).
1.92%
Проголосовало: 52

Похожие фильмы

Вот несколько кинолент, отчасти похожих на фильм “Филомена” по смыслу и сюжету:

  • “Сестры Магдалины” (Великобритания, Ирландия, 2002 год). Шестидесятые годы. Три девушки попадают в воспитательно-исправительный приют Святой Магдалины при католической церкви и, после долгих унижений, решаются бежать.
  • “Солнце и апельсины” (Великобритания, Австралия, 2010 год). В картине поднимается проблема государственного регулирования демографической проблемы Британии и рассказывается об одном из громких скандалов в новейшей истории Европы.
  • “Мама, я дома” (Россия, 2021). Фильм о горе матери, чей сын погиб на войне.
  • “Женщина в золотом” (Великобритания, 2015 год). Картина рассказывает историю Марии Альтманн. Заручившись поддержкой адвоката, она пытается доказать свои права на наследие предков.
  • “Скрижали судьбы” (Ирландия, 2016 год). Розанна Макналти большую часть своей жизни провела в клинике для душевнобольных. Новый доктор, заинтересовавшись своей пациенткой, вскоре узнает ее удивительную тайну.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.