Фильм «Мама, я дома»: отрицание, торг, гнев…

Мама, я дома Смысл фильма

Страна: Россия

Жанр: драма

Год производства: 2021

Режиссер: Владимир Битоков

Актеры: Ксения Раппопорт, Юра Борисов, Александр Горчилин, Екатерина Шумакова

«Мама, я дома» – вторая полнометражная картина российского кинорежиссера Владимира Битокова. Она рассказывает о женщине, которая потеряла сына, но не желает в это поверить и стремится добиться правды. Понять смысл фильма «Мама, я дома» поможет разбор его сюжета.

О чем фильм

Действие фильма «Мама, я дома» разворачивается в небольшом поселке поблизости от Нальчика. В его окрестностях есть старая дача, где раньше отдыхали известные политики. Здание полуразрушено, его готовятся взорвать рабочие под управлением молодого чиновника Назарова. Приезжает Руслан Борисович (начальник Назарова). Из его объяснений становится известно, что позвонили из Москвы и сообщили, что дачу присмотрели для себя высокопоставленные лица. Руслан Борисович и Назаров планируют их встречу и решают поручить вручение цветов Тоне Копыловой – женщине-водителю автобуса, местной героине, спасшей людей на трассе.

Ксения Раппопорт
Ксения Раппопорт исполнила роль Тони Копыловой. Кадр из фильма.

Тоня, центральный персонаж фильма «Мама, я дома», живет с дочерью Ксенией и внуком Егором. Муж ушел из семьи, сын Женя устроился в ЧВК и воюет в Сирии. Семья бедствует, из-за отсутствия работы Тоня устраивается водителем.

Судьбу Тони меняет телефонный звонок. Представитель ЧВК сообщает, что Женя погиб в бою. Женщина слушает описание обстоятельств его смерти, а затем ей вручают награду сына, денежную компенсацию и предлагают подписать документы о неразглашении.

Дома, вспомнив содержание разговора с военным, Тоня решает, что ее сына с кем-то перепутали. Ее идею подтверждает СМС от Жени, пришедшее Ксении на несколько дней позже официальной даты его смерти.

Тоня отправляется за помощью к бывшему мужу Валере, но тот объясняет, что не будет этим заниматься, потому что у него другая семья и маленькие дети.

На встрече с Тоней и Валерой представитель ЧВК объясняет, что в Сирии глушат связь, поэтому сообщения приходят с опозданием. Женщина говорит, что будет искать сына и пытается вернуть деньги. Узнав о компенсации, Валера говорит, что тоже имеет право на нее, но Тоня ему отказывает. Дома она тщательно прячет деньги.

На репетиции встречи гостей из Москвы Тоня обращается к Руслану Борисовичу с просьбой помочь ей в поисках сына. Мужчина поручает Назарову решить вопрос. Смысл его действий в том, что ему не нужен лишний шум перед визитом важных лиц.

Женщина обращается в военкомат, но ей объясняют, что ее сын служил в ЧВК, официально к военным не относится, а потому помочь ей не могут. Аналогичный ответ женщина получает и в полиции.

Юра Борисов
В роли Жени/незнакомца снялся Юрий Борисов. Кадр из фильма.

Назаров приезжает к Тоне и говорит, что решил ее проблему. Вместе они едут на кладбище, где идут похороны Жени. Тоня обнаруживает, что гроб пуст, внутри только куртка сына. Женщина говорит, что не позволит отпевать живого, забирает куртку и уходит.

Начальник Тони Борис уговаривает женщину прекратить ее действия потому, что в них нет смысла и, к тому же, она может навредить Жене, если он все еще жив. Он дает ей совет написать в какой-нибудь совет матерей, где ей точно постараются помочь.

Местное телевидение снимает сюжет о Тоне. На прощание журналистка дает ей визитку и просит позвонить, если женщина захочет снять большой сюжет. Руслан Борисович объясняет Назарову, что им нужна тишина перед приездом важных гостей и приказывает решить проблему. Тоню избивают на улице двое мужчин.

В кармане куртки сына Тоня находит флэшку с музыкой. Дома она слушает ее и танцует, а на следующий день включает в автобусе, чем вызывает недовольство пассажиров, один из которых говорит, что женщину нужно уволить. Тоня останавливает транспорт, садится на пассажирское сидение и говорит, что уволена и дальше не поедет, вынуждая людей выйти из транспорта.

Вернувшись, Тоня обнаруживает в квартире парня, выдающего себя за Женю. Он приветствует ее фразой – «Мама, я дома». Шокированная женщина просит у незнакомца паспорт и видит, что он оформлен на ее сына. Парень сообщает, что он настоящий, как и остальные документы.

Тоня вызывает полицию и мужа. Участковый сообщает, что паспорт настоящий, а Валера отвечает, что Женю не видел очень давно. Скрытый смысл его действий в том, что он понимает, что перед ним не его сын, но не признает это, не желая неприятностей. Незнакомец сообщает, что будет жить с матерью. Вечером он объясняет Тоне и Ксении правила: слушаться его и делать, что он скажет.

автобус, на котором работала Тоня
Кадр из фильма.

Тоня идет на работу, где Борис сообщает, что его вынудили ее уволить и отдает ей ее автобус: он старый и ему давно пора на металлолом.

Тоня, понимая, что незнакомец будет использовать против нее Ксению и внука, вынуждает дочь забрать ребенка и уехать из поселка. Незнакомец обнаруживает побег, связывает Тоню и отправляется в погоню. Женщину освобождает соседка.

Тоня перекрывает автобусом дорогу к даче, куда должны прибыть гости из столицы. Назаров с полицейскими пытается заставить ее уехать, но ничего не получается, и он звонит отцу, начальнику полиции. Незнакомец, выдающий себя за Женю, догоняет автобус с Ксенией и пересаживает ее с ребенком в свою машину. Приезжает отец Назарова и предлагает объявить Тоню террористом и обезвредить. Появляется незнакомец и обещает убрать автобус. Он подходит к Тоне и демонстрирует ей игрушку, вынуждая ее убрать транспорт. Скрытый смысл его действий – показать женщине, что Ксения и Егор у него.

Женщина решает придать огласке случившееся, но Ксения ее останавливает. Она предлагает ей смириться, потому что Женю не вернуть, а из-за ее действий опасности подвергаются ее близкие. Тоня связывается с журналисткой. В назначенное время она включает телевизор и видит, что Валера и Женя подтверждают возвращение Жени, а действия Тони списывают на проблемы с психикой. Ксения говорит, что боится за себя и за своего сына и потому не могла поступить иначе.

Тоня уходит из дома, садится за руль автобуса, куда-то едет и плачет от бессилия. Автобус загорается. Тоня заезжает в реку и пытается его потушить, но ничего не получается. Стоя на берегу, она наблюдает, как он догорает, а затем отправляется домой. Вернувшись, она ранит ножом незнакомца, а затем, обращаясь к нему, как к сыну, предлагает починить полку в ванной.

Тоня вместе с семьей, соседкой и незнакомцем едет на сбор помидоров. Она разговаривает с парнем и узнает, что он воевал в Сирии, но не в составе ЧВК, и Женю не знает. Валера вламывается в квартиру Тони и устраивает погром, находит деньги и забирает себе. Тоня обнаруживает разгромленную квартиру и пропажу компенсации. Незнакомец отправляется к Валере, избивает и заставляет вернуть деньги. Тоня благодарит его, но говорит, что могла бы сделать это и сама.

Объяснение концовки

В концовке фильма «Мама, я дома» Тоня ночью собирается на восстановленную дачу за городом, чтобы сделать на стенах надписи для привлечения внимания. Незнакомец предупреждает, что это опасно, ведь там охрана, а затем забирает баллончики с краской и обещает, что все сделает сам.

Парень приезжает на дачу и оставляет множество надписей на стенах. Его обнаруживают, но он, оглушив полицейского, скрывается.

Утром Назаров обнаруживает испорченные стены и заставляет рабочих быстро закрасить надписи. Прилетает вертолет из Москвы. Вместо высоких гостей в нем прибыли проверяющие, чтобы решить судьбу здания. Они приходят к выводу, что в восстановлении дачи нет смысла и улетают. Копылов предлагает взорвать здание, Руслан Борисович разрешает.

Незнакомец сообщает Тоне, что уезжает. Смысл в том, что из-за его действий на даче и из-за избиения Валеры ему грозит уголовная ответственность, поэтому он записывается в ЧВК. Тоня говорит, что его могут спасти те, кто за ним стоит, но он говорит, что таких людей нет, если он ей помогает. Парень предлагает назвать свое настоящее имя, но Тоня останавливает его. Она прогоняет его и желает ему погибнуть, но по ее лицу видно, что на самом деле она этого не хочет.

Приезжает полиция и сообщает, что сын Тони подозревается в наемничестве, в нападении на полицейского и на собственного отца. Женщина отвечает, что ее сын погиб, а у нее есть сразу несколько справок из военкомата, полиции, прокуратуры и других ведомств, подтверждающих его смерть. Объяснение такой концовки в том, что она не желает выдавать незнакомца и дает возможность ему сбежать.

В финале картины Тоня во дворе снимает с сушильной веревки мужские вещи, о чем-то думает и улыбается. Смысл концовки фильма «Мама, я дома» в том, что она примирилась с гибелью родного сына и больше не держит зла на незнакомца, выдававшего себя за Женю.

финал картины
Кадр из фильма.

Смысл фильма

Суть фильма «Мама, я дома» раскрыл в интервью режиссер фильма, Владимир Битоков. Эта картина рассказывает о горе матери. Тоня Копылова узнает, что ее сын погиб на войне, но не желает смириться с этим и стремится вернуть домой его или хотя бы тело. Добиться своего ей не удастся, но в конце картины она примиряется с горем и принимает произошедшее.

Она последовательно проходит все стадии горевания: отрицание, торг, гнев, депрессия, принятие.

С основной идеей фильма тесно соприкасается другая – тема семьи. Семья Тони постепенно разваливается: муж ушел к другой женщине, а сын отправился воевать в чужую страну. Вместе с ней живут только дочь и внук, но Ксения ушла бы из дома из-за ссор и упреков со стороны Тони, если бы имела такую возможность.

При этом Тоню неправильно называть плохой матерью. Она жестока, цинична, груба по отношению к родным, но это не проявление ненависти и злобы, а манера ее общения: вероятно, она не умеет иначе. Точно так же она разговаривает с соседкой, с начальником Борисом и другими людьми, с которыми взаимодействует. На протяжении фильма она демонстрирует, что близкие ей небезразличны: она помогает Егорке, когда он засовывает в нос мелкую деталь, оббивает пороги инстанций, чтобы вернуть сына, а также отправляет прочь из дома Ксению с внуком при появлении незнакомца (мотивируя это тем, что они будут ей мешать, но так она стремится их защитить и уберечь от опасности).

Близкие отвечают Тоне таким же отношением: мы видим ее ссоры и взаимные упреки с дочерью и можем предположить, что и общение с сыном было таким же. Об этом говорят и Валера с Ксенией, утверждающие, что разгадка поступка Жени – уход на войну – в том, что он стремился сбежать от нее. Первоочередная проблема Копыловых – в отсутствии любви, взаимоуважения и взаимопонимания в семье. И виноват в этом не один единственный человек, а вся семья.

семья смотрит телевизор
Кадр из фильма.

Заботу о себе и тепло Тоня получает в итоге от незнакомца, выдающего себя за Женю. Он помогает ей на уборке помидоров, возвращает похищенные деньги, вместо нее отправляется на дачу, чтобы расписать стены. Эти поступки меняют отношение женщины к парню и к произошедшему в целом, поэтому она и не желает его отпускать, когда он уходит. Трактовка последних сцен фильма такова, что женщина смирилась с потерей своего настоящего сына и готова принять вместо него другого.

Фильм «Мама, я дома» во многом напоминает другую драму – «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». В обоих картинах мать теряет своего ребенка и, не желая мириться с горем, пытается добиться правды. Разница в целях: Тоня стремится вернуть домой сына или его тело, в то время как Милдред, героиня «Трех билбордов…» – наказания для убийц ее дочери.

У обеих женщин проблемы в личной жизни (ушел муж, ссоры и скандалы в семье), они похожи характерами. В поисках правды обе героини находят себе врага (Тоня – незнакомца, Милдред – офицера Диксона), но в итоге мирятся с ним. В каждой из картин женщины смиряются в финале со своим горем и принимают произошедшее.

В фильме «Мама, я дома» есть и множество других тем. Здесь поднимаются проблемы российской глубинки, бюрократии, чиновников, борьбы человека против системы. Вторая половина картины позволяет даже рассматривать ее как психологический триллер: в доме Тони появляется незнакомец и выдает себя за ее сына, а затем устанавливает свои порядки. Все это – дополнительные темы, которые тесно переплетены с основной – историей о матери, потерявшей своего ребенка и не желающей это принять, а потому готовой пойти на все, в том числе и против государства.

загорелся автобус

Как вам главная героиня?
Тоня - типичный домашний тиран.
8.2%
Она добрая, чуткая женщина, ее грубость - только маска.
21.56%
Тяжелая жизнь и горе сделали ее жесткой.
68.55%
Другое (напишу в комментариях).
1.69%
Проголосовало: 2194

Похожие фильмы

  • «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (Великобритания, США, 2017 год). Мать убитой девушки, устав от бездействия полиции, арендует три билборда и оставляет на них послание местному шерифу.
  • “Филомена” (Великобритания, Франция, США, 2013 год). История, основанная на реальных событиях, о женщине, которую насильно разлучили со своим ребенком и которая искала его всю свою жизнь.
  • «Гость» (США, Великобритания, 2013 год). К родителям погибшего солдата приезжает незнакомец и утверждает, что он – боевой товарищ их сына.
  • «Глубокие реки» (Россия, 2018 год). Молодой парень приезжает домой, чтобы помочь отцу-лесорубу и братьям заготовить лес и заработать деньги.
Автор статьи
Юрий Сибиряков
Юрий Сибиряков
Любит хорошие фильмы и сериалы разных жанров. Образование филологическое.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Владимир

    спасибо Вам за объяснение.

    Ответить
  2. Nika

    Мне одной осталось непонятно откуда появился этот незнакомец? Зачем? И откуда у него документы погибшего сына?!

    28
    Ответить
    1. Stasy

      Высокопоставленные чины решили “проблему” она же не хотела верить что сын погиб вот тебе живой сын со всеми доками, лишь бы не вякала

      Ответить
  3. Аноним

    Почему никто не написал про телефонный звонок в конце фильма?….Уверена, он не просто так прозвучал и кто-то все же пытался дозвониться до Тони, может и сын.

    20
    Ответить
    1. Аноним

      Я тоже заметила про звонок, не просто так. Больше похоже на олицетворения того, что она приняла это, стала жизнь такой же как и до первого звонка в начале фильма. И уже не важно, кто звонит, жизнь идёт дальше, следующий этап…

      Ответить
    2. Татьяна

      Да меня тоже сильно смутил недозвонившийся

      Ответить
  4. Алекс

    Хорошо, что не стал смотреть. Муть полная

    8
    8
    Ответить
    1. Арт

      Не смотрел, но муть полная(с).Мда уж.Может посмотришь для начала?

      3
      1
      Ответить
  5. Елена

    В конце Тоня снимает вещи неродного сына и складывает их в шкаф, этим показывая, что будет его ждать)

    13
    Ответить
  6. Михаил

    Чепуха, а не фильм, ничего не объяснили, кто он, от куда, зачем.

    5
    4
    Ответить
  7. Татьяна.

    Я думаю, что хоть это и несправедливо, но Тоня к своим детям относилась не одинаково.Так бывает. Дочь и внук-ее родные, но сын Женя- это была ее особая нежность… Это действительно особые отношения матери и сына. Она и в начале фильма дочери так и говорит”Мужчине трудней реализоваться… Ты вот залетела, и уже реализовалась”
    Я не думаю, что она смирила́сь с потрей сына, но вот это фальшивый сын немного вдохнул в нее иллюзию, что какое-то присутствие сына есть в ее жизни…Она не полностью осиротевшая мать, а будет теперь ждать этого, ненастоящего сына… И такое чувство, что герой, которого играет Борисов, тоже как будто сам сирота. Впервые увидел, как выглядит материнская преданность

    19
    Ответить
  8. Аноним

    Фильм полная ерунда .

    Ответить
  9. Аноним

    А я был уверен что ребёнок скажет “алë” И пойдут титры

    16
    Ответить
  10. Аноним

    Спасибо вам

    Ответить
  11. Татьяна

    Фильм понравился. Да, непростой. Заставляет задуматься о многом… Актеры великолепные. Спасибо.

    Ответить
  12. Наталья

    Дерьмо , ничего общего с горем матери и актриса везде играет одними и теми же штампами, если в «Ликвидации» фильм был прекрасен и ее грубость ничего не испортила, то здесь все слишком нарочито и неприятно

    Ответить