Страна: Россия
Жанр: триллер, драма
Год производства: 2007
Режиссер: Алексей Балабанов
Актеры: Агния Кузнецова, Алексей Полуян, Леонид Громов, Алексей Серебряков, Леонид Бичевин
Фильм Алексея Балабанова «Груз 200» – очень тяжелая, давящая и провокационная картина, пропитанная аллегориями.
Фильм отказались показывать на фестивалях в Берлине и Каннах. Он не рекомендован к показу на российском ТВ. Возрастной ценз к показу ленты – аж 21 год. Понять смысл фильма “Груз 200” можно, если знать, что картина основана на реальных событиях. И речь идет не о какой-то одной истории…
История, основанная на реальных событиях
Фильм “Груз 200” во многом символичен. Режиссер Алексей Балабанов вплетал в содержание картины реальные события, которые собирал на протяжении всей жизни.
Балабанов признавался, что переживал милицейский беспредел на себе. Также он был знаком с людьми, которых похищали и насиловали. Знал Балабанов и тех, кого убивали сотрудники правоохранительных органов. В картине режиссер просто собрал концентрат этих историй.
По сути, режиссер создал картину из “паззлов” – из нескольких жутких историй, произошедших в реальности с ним или с его знакомыми. Затем он завернул эту начинку в детективную обертку с разными персонажами. Он был уверен в том, что его искреннюю откровенность поддержат.
У милиционера-маньяка Журова был прототип – Чикатило. И была реальная история девушки – его жертвы, и не одной. Как и его прототип, помогавший милиции, Журов активно искал самого себя. Ближе к финалу режиссер осознанно делает ставку на усиление схожести двух нелюдей, в том числе и на внешней.
Во всех рецензиях и разборах картины отмечается тот факт, что еще на стадии подготовки к съемкам она вызывала горячие споры.
Главные роли были “заточены” под Сергея Маковецкого и Евгения Миронова. По замыслу режиссера, Миронов должен был выступить в роли капитана Журова, а Маковецкому предназначалась роль профессора научного атеизма.
Прочитав сценарий, оба актера настолько впечатлились его содержанием, что отказались сниматься. Маковецкий вообще порекомендовал Балабанову отказаться от идеи съемок “Груза 200”, хотя в итоге озвучил героя, созданного специально для него. От участия в ленте отказывались и другие актеры, но Балабанов не сдавался.
Когда картина вышла в прокат, она вызвала еще более ожесточенные споры. “Груз 200” пытались заклеймить, присвоив ему ярлык “чернуха”, но российский зритель, тем не менее, фильм Балабанова увидел.
О чем фильм «Груз 200»
В центре сюжета фильма “Груз 200” находятся события в российской провинции – в двух вымышленных городах Ленинградской области.
На дворе стоит 1984 год, в Афганистане разворачиваются военные действия. Профессор научного коммунизма Артем заезжает в гости к матери, и по пути навещает брата Михаила, военного. В гостях у Михаила его племянница и ее жених Валера.
Юноша хочет попасть на дискотеку и пытается уговорить Лизу поехать вместе с ним. Девушка упирается, молодые люди ссорятся, Валера едет один и знакомится на дискотеке с яркой Анжеликой, дочерью крупного чиновника.
Погуляв на дискотеке, Валера решает отвезти Анжелику домой, а по пути заезжает на окраину к знакомому, бывшему сидельцу Алексею, который живет тем, что гонит самогон. В это время в этом же месте оказывается милиционер Журов, который замечает сидящую в машине Анжелику и, убив своего напарника, похищает ее. В убийстве Журов обвиняет столь некстати оказавшихся рядом Валеру и Алексея.
Анжелика – девушка не робкого десятка. И она представительница “золотой молодежи”. Пытаясь напугать до жути спокойного похитителя, неприглядного и очень вежливого мужчину средних лет, она говорит, что ее отец – секретарь райкома КПСС, а жених служит в Афганистане.
В этот момент из Афгана привозят тела погибших солдат. Жених Анжелики тоже погиб. Узнав об этом, Журов привозит его тело к себе домой, где и держит Анжелику. Вскоре в небольшой квартире появляется еще одно тело…
Смысл фильма
Художественное произведение может собирать в себе определенные события. Это необходимо, чтобы иметь под рукой инструментарий для создания системы художественных образов.
Это – экстракт боли режиссера, это – то, на что мы привыкли закрывать глаза, пытаясь спасти собственную психику. Это то, о чем молчит государство, создавая при этом образ “сказочных далей”.
В фильме “Груз 200” имеется определенное государство – не только реальный СССР во главе с Черненко, но и аллегоричное. Помимо государства, в картине есть и другие образы. Разобравшись с ними, можно понять скрытый смысл фильма.
Так, маньяк Журов олицетворяет беспредельную поместную власть, упивающуюся собственным положением. Она совершает действия в своих интересах, не испытывая при этом страха. Журов не боится везти похищенную Анжелику в открытой мотоциклетной коляске и держать ее дома.
Также он не боится стрелять в человека при свидетелях. Не страшится маньяк и привезти себе в квартиру настоящий “груз 200”.
Журов – импотент, что указывает на несостоятельность поместной власти. Смысл этого заключается в том, что сексуальные действия, которые он хотел бы предпринять по отношению к Анжелике, не реализуемы.
Следующий образ картины – государство, воплощенное в образах беспомощных, несчастных родителей Анжелики. Государство в их лице спокойно доверяется маньяку в милицейской форме, а сами при этом ничего не могут сделать – просто страдают.
Также в фильме есть образ коммуниста в лице Артема, который идеологически сталкивается лбами с Алексеем, олицетворяющим религиозный монархизм, и мечтающим построить утопический “Город солнца”.
Артем – городской человек и уважаемый профессор. Алексей живет на отшибе и торгует самогоном. Такое положение вещей на тот момент было вполне реальным. Власть в лице Журова уничтожила Алексея, что также отразило реальный идеологический конфликт.
Жертвенность Алексея в виде признания в убийствах на хуторе вдохновила Артема, и тот в конце пересмотрел свою позицию. Таким образом, произошедшее в финале фильма “Груз 200” зеркалит трансформацию идеологического сознания людей, живших в то время.
Фарцовщик Валера олицетворяет собой молодое поколение. В конце картины (вторая половина 1984 года) он ушел в никуда с новым знакомым – с сыном Артема. Объяснение этому такое: ребята, вместе олицетворяющие рынок, уходят строить капиталистическое (и даже олигархическое) будущее.
Слабоумная мама Журова олицетворяет образ народа. Уткнувшись в телевизор, она проживает замкнутую жизнь и ничего не замечает вокруг. Она никак не реагирует на груз 200 в квартире, не обращает внимания на выстрелы на стенкой. Убийство (точнее, уничтожение) сына ближе к финалу фильма также проходит мимо нее. Смысл создания этого образа заключается в том, что народ, “обработанный” СМИ, в общем-то, пассивен.
Фоном ко всем страшным событиям картины “Груз 200” звучит веселая, жизнерадостная музыка. Это нагоняет дополнительной жути, а объяснение этому такое: в воображаемой “заэкранной” жизни все прекрасно. А реальность тем временем кардинально отличается от этой сказки…
Согласно задумке Балабанова, фигура, вокруг которой вьется кровавый вихрь, юная Анжелика, олицетворяет собой страну Россию (не путать с государством). На этом фоне все нити системы персонажей сплетаются и становится понятно, что хочет сказать режиссер.
То есть он показывает, как поместная власть издевается над страной, как государственное правительство ничего не может с этим сделать, как капиталистическая молодежь бросает ее на произвол судьбы, и как народ не замечает действий власти, а только одобряет издевательства.
Эта система работает в контексте истории как часы. В это нужно всматриваться и вчитываться: это лежит на поверхности.
На протяжении картины зрителя постепенно окутывает страх. Но, учитывая смысл вышеизложенного и то, что история Журова и Анжелики – далеко не единственная, этот страх имеет совершенно иную природу.
Смысл концовки
Смысл концовки фильма «Груз 200» также лежит на поверхности.
Ближе к финалу Журов подкладывает в кровать к Анжелике тело ее жениха, прибывшее из Афганистана. Кстати, многим критикам она показалась чересчур жестокой и неуместной. Но режиссер циничен. Аллегория уместна, как минимум потому, что подобная сцена не могла появиться ради самой сцены.
Согласно задумке Балабанова, сама страна оказалась в грузе 200. Она была оставлена даже врагами власти в виде жены Журова – за ненадобностью.
Концовка у картины, с одной стороны, осторожно оптимистичная (атеист Артем приходит в церковь), а с другой – очень двоякая: молодежь под песню Цоя “Мы ждем перемен” уходит в неизвестность, и только несколько лет спустя станет ясно, что представляло собой это будущее. А могло ли быть иначе?..
Объяснение концовки такое: стране нужны перемены, но не бездумные. Потому что никто не даст гарантии того, что перемены будут обязательно хорошие.
Смысл названия
Смысл фразы “Груз 200” тесно переплетается со скрытым смыслом всего фильма Алексея Балабанова.
Груз 200 – это оцинкованный гроб, в которых “пачками” перевозили тела солдат, погибших в Афганистане. Эта работа режиссера Балабанова – большая боль о стране, которая стала таковой по причине выпавших испытаний и обстоятельств. Речь идет о стране, которую буквально завалили телами из “груза 200”…
Фильм Балабанова тяжел не только из-за своих образов и даже не из-за сконцентрированных в нем реальных событий. Картина страшна именно из-за своего подтекста, который повествует о глобальном ужасном отношении, и о безразличии людей к собственной стране.
Осознавать это страшно, но нужно. Только так можно обезопасить себя от тех же граблей.
Выбралась ли Анжелика?
Жена Журова не помогла девушке. С одной стороны, здесь все понятно: Анжелика – дочь представителя власти, той самой, из-за попустительства которой народ мучают бесчисленные журовы.
Но с другой – не все так однозначно. И здесь два варианта: учитывая, что Анжелика – это Россия, то она, конечно, выбралась, но в ее сердце навсегда сохранился отпечаток пережитого ужаса. Ее восприятие искажено, и прежней она уже никогда не будет.
Второй вариант: Анжелика до сих пор там. И выберется ли она – зависит только от нас.
Заметьте, Анжелика была пркована к подголовнику панцирной койки. А он отстегивается в два счёта. И пока журовы заняты кто чем, она могла убежать вместе с подголовником.
Текст хоть вычитывайте перед публикацией. Кто такая жена Журова? Причём тут Чикатило? Да и в целом, потраченное зря время на чтение.
Поправка. Песня Цоя в финале: “Время есть, а денег нет”. Песня о безнадеге.
И на мой взгляд выбор этой песни показывает на то, что автор пессимистично смотрит в будущее, так как голосом певца, который пел “Перемен” в “Асса”, в конце его фильма звучит другая, мрачная песня, в которой ничего хорошего не предвидится. И его (автора) видение будущего- это взгляд в будущее России с точки зрения 2007 года, а не 1984-го. Так что Анжелику надо вытаскивать.
Автор точно кино смотрел?
“В это время в этом же месте оказывается милиционер Журов, который замечает сидящую в машине Анжелику и, убив своего напарника, похищает ее”.
Какого напарника? Никакого напарника у Журова не было, а убил он вьетнамца, батрачившего у самогонщика Алексея.
“В гостях у Михаила его племянница и ее жених Валера”.
Вообще “в гостях” у Михаила – никакая не племянница, а его дочь со своим приятелем.
“Жена Журова не помогла девушке”. У Журова не было жены. А не помогла девушке вдова самогонщика Алексея.
“молодежь под песню Цоя “Мы ждем перемен” уходит в неизвестность”.
В конце фильма звучит другая песня – “Время есть, а денег нет”.
Посмотрел “Груз-200” во второй раз перед Новым годом, когда уже пора смотреть “Иронию судьбы”
Что сказать… Про “Иронию судьбы” я вспомнил как раз тогда. Смотреть не стал.
Почему?
Казалось бы, между этими двумя фильмами нет ничего общего. Но…
В “Иронии судьбы” предполагается смотреть сквозь пальцы на такие явления, как безответственность, пьянство, предательство, пренебрежение к православным святыням… То, что в 70-х действительно воспринималось как пустяк.
В “Груз-200” же показаны те же пороки, но при этом режиссёр даёт доходчиво и без прикрас понять, к чему всё это привело уже в 80-х. Особенно если принять во внимание то, что каждый из героев данного триллера символизирует ту или иную сферу или явление.
Журов скорее Михаил Попков чем Чикатило
На самом деле очень зря запретили этот фильм к показу по тв, и ограничил возраст до 21 года, мне самому 27 лет, и я только сейчас посмотрел этот фильм в интернете, если бы его показывали детям и мальчикам и девочкам, возможно они бы уже задумывались что не стоит шариться с кем оплакало и где попало, так как последний могут быть куда страшнее, поэтому я считаю что этот фильм очень полезный для общества, как для детей так и для родителей. А то что сюжет мрачный с трупом в кровати, ну так это теперь и запомнится на всю жизнь и будет уроком для зрителя.
Испортит детям психику как минимум + там очень неприятные сцены даже для взрослого человека не то что ребенка
Очень страшный фильм. Ещё страшнее от того, что ничего не изменилось
Автор фильм точно не смотрел…. А очень жаль, написал бы про мрачную преемственность…..
Когда своя страна в хаoсе,Россия наводит порядок где то далеко.
Символично .
Актуально .
Они уходят не под песню ,, Перемен”
А под песню ,,Время есть, а денег нет”
Очень затронуло то что гроб принесли в квартиру к Журову его подчиненые по слубе и помогли его свкрыть, и ни у кого из них не возникло вопросов. А как жестоко обошлись с алкашом? Это разве нормальные люди?
Сильный фильм ужасов!
Полная херня. Такая же херня, как и фильмы Тарковского.
Фильм интересный захватывает .
Но Анжелика что с ней почему не сняли продолжение .Теперь гадай что с ней потом .
Я так бы представила окончание фильма .
Застрелили Журова и он упал к окну . Анжелика в полне могла бы забрать у убитова Журова .Так как он упал рядом с ней .
Она освободилась забрала у него ключи . И ушла с этой неблагополучной квартиры .
Ну что написать, только одно-отличный фильм! Я сама из 80-ых, режиссёр точно отразил эти годы!
Такое впечатление, что аффтар вообще не смотрел фильм. Что-то где-то услышал/прочитал и в бой! Выклацывать на клавиатуре свои измышления.
Честно, сразу после просмотра пошёл сюда узнавать на каких это событиях он, вот теперь понимаю всю суть, спасибо автору.
Как по мне фильм достойный, есть над чем задуматься, не такой он уж и страшный, немного жуткий, Балабанов проделал большую работу)
В СССР не было подобного милиционера-маньяка, поэтому фильм Балабанова вовсе не основан на реальной истории!
Я до сих пор не понимаю, зачем такое снимать?
Начитавшись комментариев по фильму, долгое время не хотела его смотреть, ждала плохое настроение. Разочарована мнением общественности, жестокости откровенных насильственных действий мало, поэтому если вы смотрели разные фильмы про маньяков и насильникам в откровенных сценах других произведений ( больше всего не хотела смотреть из-за жестокости) , здесь этого мало. НО Можно поклониться перед режиссёром, который давит и показывает несправедливость, безразличие и ужасы мира через характеры героев. Безусловно не пожалела о просмотре, кино с открытой концовкой. В корне не согласна с описанием на этом сайте. Главная жертва никак не может олицетворять Россию, скорее это просто маленькая распутница( изменяет парню, груз 200), которая практически так же как и все отрицательные герои получает свое наказание. Сильная женщина в этом фильме одна, не смотря на все испытания и общество, она наказывает виновника. Возможно и жертву не спасает, лишь потому что по фильму она сама виновата ( я тоже надеялась, что она спасет ее). Видимо человека, который не может сам за себя постоять:передвинуть кровать, или долго кричать и стучать по батареям ( кровати) , уже не спасти. Понравилась ветка с богом, один грешник смог привести в веру другого человека.
Что бы та девушка ни делала, она не может быть “самавиновата”, этими словами буквально оправдываешь действия маньяка. Нельзя перекладывать ни на кого его ответственность
И от фильма и от статьи к фильму хочется🤮🤮🤮🤮🤮🤮🤮 режиссер явно страдал психическим расстройством. Пожалела, что посмотрела….
В: Замечательно
М: Отличный фильм! Великолепный выбор для просмотра с другом!