Страна: Великобритания, США, Швеция, Германия, Бельгия
Жанр: криминал, драма, комедия
Год производства: 2013
Режиссёр: Джон С. Бейрд
Актёры: Джеймс МакЭвой, Эдди Марсан, Ширли Хендерсон, Джейми Белл, Джим Бродбент.
Слоган: «Маленький поросёночек отправился в город»
Награды и номинации: премия независимого кино Британии в 2013 году за лучшие актёрские работы первого и второго плана, премия «Империя — 2014» за лучшую мужскую роль (Джеймс МакЭвой).
Смысл фильма «Грязь» («Filth»), экранизации одноимённого романа Ирвина Уэлша, довольно близок к идее первоисточника. Правда, в кино история полицейского, погружающегося в пучину саморазрушения, рассказана немного мягче. Однако и такие трактовка и подача сюжета шокировала многих.
О чём фильм «Грязь»
Полицейский Брюс Робертсон серьёзно настроен получить повышение по службе. Шанс это сделать – расследовать убийство японского студента, которое было совершено в подземном переходе. На вожделенную должность полицейского инспектора также претендуют коллеги Брюса: Питер Инглис, Даги Гиллман, Гас Бейн, Рэй Ленокс и Аманда Драммонд. Почти с каждым герой пытается наладить контакт и некоторые из них действительно воспринимают его как товарища. Однако по описанию коллег от самого Робертсона и по его действиям мы понимаем, что он лишь использует всех, подставляя и унижая при первой же возможности. Например, он спит с женой Даги, настраивает остальных против Рэя, разносит слухи о гомосексуальной ориентации Питера.

Время от времени нам показывают жену главного героя по имени Кэрол. Она также с нетерпением ждёт повышения Брюса и считает отношения с супругом практически идеальными, хотя и вполне корыстными.
Между тем главный герой ведёт развратный образ жизни, включающий беспорядочные половые связи, употребление огромного количества алкоголя и наркотиков. Также Брюс постоянно превышает свои служебные полномочия. Со временем у героя появляются галлюцинации. Желая от них избавиться, Брюс посещает доктора Росси. Но это не помогает. Более того, врач является ему в кошмарах, напоминая о травмирующем прошлом – в том числе о трагической смерти брата, произошедшей ещё в детстве.
Брюс активно общается с Клиффордом Блэйдсом, которого называет Блейдси. Для того и другого это довольно странная дружба. Ведь с Блейдси герой обращается не лучше, чем с коллегами. Он домогается жены Клиффорда по телефону, представляясь неким Фрэнком – имя взято из телешоу. При этом Брюс делает вид, что активно ищет этого Фрэнка.
Благодаря своему образу жизни, герой никак не может настроиться на расследование убийства японца. А интриги, которые он плетёт, начинают работать против него самого. Желая развеяться, Брюс отправляется с Блейдси в Гамбург, где также активно потешается над другом.
Когда герой возвращается в Шотландию, оказывается, что он отстранён от работы. Дело об убийстве передано Аманде Драммонд. Мечта о повышении рушится на глазах. Впадая в отчаяние, Брюс подставляет Клиффорда, обвиняя его в том, что он и есть тот самый телефонный хулиган Фрэнк. При этом герой соблазняет жену Блейдси.

Интриги, наркотики и разврат рушат жизнь Брюса, но приводят к моментам осознанности. Так, Брюс вдруг понимает, что его жены Кэрол на самом деле уже давно нет рядом. Она бросила его, забрав дочь. Не желая принимать потерю, герой воссоздал образ Кэрол в своих галлюцинациях. Более того, он примерял его на себя, одеваясь в женскую одежду и разгуливая в ней по Эдинбургу. В таком виде героя однажды ловят хулиганы – те самые, что убили студента. Главарь вознамерился убить и Робертсона, оставшись с ним один на один. Однако тому удалось разделаться с бандитом. В изрядно потрёпанном виде и в женском одеянии героя застают Питер Инглис и Аманда Драммонд.
Происшествие негативно влияет на репутацию Брюса и его понижают в должности. А детективом-инспектором, которым так хотел стать герой, становится Рэй Ленокс. Все отворачиваются от Робертсона. Добрые чувства к ним испытывает разве что Мэри, вдова мужчины, который умер на улице от сердечного приступа. Некоторое время назад Брюс пытался его спасти.
В концовке герой записывает видеообращение, адресованное освобождённому из изолятора Блейдси. Брюс признаётся, что он, как и друг, боится этого мира, но не показывает вида. Герой говорит, что Блейдси имеет смысл быть слегка увереннее и настойчивее. Сам же Робертсон сооружает петлю из подаренного вдовой шарфа. В последнее мгновение герой видит, как к двери его дома подходит Мэри с сыном, но удаляются, не дождавшись его. Тогда Брюс говорит: «Правила везде одинаковы». Ножка стула ломается, герой повисает в петле.
Смысл фильма
Как часто бывает с экранизациями, для того чтобы понять смысл фильма «Грязь» стоит сделать небольшой разбор содержания и смысла первоисточника. На самом деле картина достаточно точно воспроизводит как главного героя книги, так и его действия. Разумеется, в романе больше грязных подробностей, рефлексии, а также национального колорита. Кстати, и кино, и книга называются одинаково – «Filth», что можно перевести и как «Грязь», и как «Дерьмо», и как «Отбросы», и как «Нечистоты» и т. д.
Суть (фильма и романа) – в погружении вместе с героем в эту самую грязь, отражающую подноготную шотландского общества и полицейского Брюса Робертсона в частности.
Картина заставляет задуматься над разгадкой того, как и почему герой стал таким. И отчасти фильм даёт объяснение: на Брюса оказали сильное влияние смерть брата в детстве и уход жены с ребёнком, произошедший некоторое время назад. Первое событие заставило испытывать чувство вины – судя по всему, небезосновательно. Второе лишило драгоценной поддержки и человеческого отношения – похоже, тоже далеко не без вины героя.
Оба обстоятельства в книге раскрываются более подробно. Так, убийство брата действительно, согласно роману, произошло из-за гораздо более хорошего отношения к нему. Но такое отношение было продиктовано вполне конкретными причинами. Дело в том, что Брюс был зачат в результате изнасилования его матери маньяком-шизофреником. Так что психическое нездоровье героя, вероятно, имеет наследственный характер. Кстати, прошлое Брюса в книге рассказывается от имени глиста, обитающего в его организме. И этот червь паразит – буквально отдельная полноценная личность, которая боготворит героя и выдаёт целые монологи по этому поводу. В фильме мы видим его лишь на плакате доктора в видениях Брюса.

А с уходом жены Брюса в книге связано то самое убийство, которое он взялся расследовать. По сюжету романа «Грязь» жертвой был не японец, а чернокожий. А убийцей там является никто иной как сам Брюс. Он прикончил избитого бандитами беднягу, находясь в «женском обличии». Жена героя до этого ушла тоже к чернокожему, а общение с жертвой задействовало эту ассоциативную связь.
В общем, в книге «Грязь» мотивация Брюса более конкретна. И его философия унижения и подавления, сконцентрированная в лозунге «Правила всегда одни», вполне обоснована целым рядом жизненных обстоятельств.
Авторы фильма, вероятно, решили не давать никакой предыстории персонажа, чтобы не выставлять его самого жертвой и не снимать тем самым с него ответственность. Так что «правила всегда одни» лишь для самого Брюса, который просто не желает жить по-другому. И в фильме, и в книге полно намёков, что и события, и люди, окружающие героя, вовсе не такие ужасные, какими он их видит. Вся грязь – внутри самого Брюса. И постоянно её воспроизводить – его выбор.
Объяснение концовки
Итак, смысл концовки фильма «Грязь» не предполагает для зрителей какого-либо откровения. На протяжении всего действия нам показывают героя без прикрас (правда, всё же давая понять, что что-то человеческое в нём ещё осталось). А сюжетный поворот в финале чуть глубже раскрывает психологическую травму Брюса, но никак его не оправдывает. Фраза в конце перед смертью – просто кредо героя (в книге, кстати многократно повторяющееся). Она отражает его мировоззрение, но не несёт для зрителя какого-либо скрытого смысла или морали.
К объяснению концовки можно лишь добавить, что в итоге Брюс сам осознал ущербность своей жизненной позиции: «единое правило» унижения и подавления даёт лишь иллюзию контроля, а наркотики и разврат – иллюзию счастья. Именно поэтому герой в своём послании желает единственному другу быть именно немного поувереннее, налаживая свою жизнь и добиваясь счастья настоящего.

Похожие фильмы
- «Американский психопат» (США, Канада, 2000). Фильм с Кристианом Бейлом, пожалуй, максимально близкий по духу к «Грязи».
- «Однажды в Ирландии» (Ирландия, 2011). Продажный полицейский борется с бандой наркоторговцев.
- «99 франков» (Франция, 2007). Экранизация циничного романа Фредерика Бегбедера о рекламной индустрии.
- «Духless» (Россия, 2011). Ещё одна история циничного «героя нашего времени», приходящего к переосмыслению своей жизни.
- «Сплит» (США, Япония, 2017). Джеймс МакЭвой снова в роли опасного психа.