Вся жизнь «Игра»: пророчество Дэвида Финчера о реалити-шоу  

Игра триллер Смысл фильма

 

Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

Жанр: триллер, приключения, драма

Год производства: 1997

Режиссёр: Дэвид Финчер

Актёры: Майкл Дуглас, Дебора Кара Ангер, Шон Пенн, Питер Донат, Джеймс Ребхорн и другие.

Дэвид Финчер — именитый режиссёр. Сразу несколько его творений входят в топ-100 Кинопоиска и других сайтов, посвящённых кино. Фильм «Игра» («The Game») — один из таких. Когда этот триллер вышел на экраны в конце прошлого столетия, далеко не все зрители и критики оценили его по достоинству, рецензии были довольно сдержанными. Но со временем и смысл фильма «Игра», и тонкости самой постановки многими стали восприниматься иначе и с большим восторгом.

О чём фильм

Николас Ван Ортон — богатый банкир. А ещё он скучный и далеко не самый приятный в общении человек. Разведясь с женой и отдалившись от своего младшего брата Конрада, он остался один. Его жизнь — сплошная рутина, его мало что интересует, кроме финансов. Правда, в преддверии 48-летия Николаса всё больше беспокоят воспоминания об отце, который в этом же возрасте покончил жизнь самоубийством.

Конрад назначает Николасу встречу в ресторане и делает подарок — сертификат на некую «игру». В чём заключается её смысл, совершенно непонятно, — внятных объяснений никто не даёт. Но после раздумий и восторженного упоминания о ней коллег, герой соглашается на участие. Он проходит длительное медицинское и психологическое тестирование, после чего по неизвестным причинам приходит отказ.

Конрад дарит Николасу сертификат
Конрад дарит Николасу сертификат на игру. В ролях Шон Пенн и Майкл Дуглас. Кадр из фильма.

Но вскоре запускается целая цепь странных, пугающих и явно неслучайных событий. Николас понимает: теперь его жизнь — это и есть опасная игра, очень умело срежиссированная. Героя лишают всех накоплений, он, кажется, чудом остаётся жив и собирается отомстить обидчикам. Но оказывается, что организация игры ни много ни мало гениальна. Всё было продумано до мелочей, режиссёры предвидели каждый шаг Николаса.

Даже то, что в конце он случайно выстрелит в собственного брата и как его отец прыгнет с крыши небоскрёба. Героя спасают с помощью страховочной подушки. Оказывается, что Конрад жив, а всё, что было, — постановка. Николаса поздравляют с днём рождения участники действа, которыми оказываются абсолютно все, кто встречался ему с момента начала игры. Это дорогостоящее мероприятие, как и было обещано, изменило жизнь Николаса — пережив катарсис, он стал другим человеком.

Расшифровка сюжета

«Игра» получилась почти провидческим произведением. Какой-то новый, скрытый смысл в нём не открывается, зато с течением времени мы можем больше провести параллели со современной жизнью. Если в конце 90-х концепция фильма казалась фантастической (кто-то даже называл её мистической), то с учётом развития современных технологий нам уже гораздо легче представить организацию подобной игры на таком же высоком уровне.

клоун из игры
Кадр из фильма.

Так, например, схема хищения денег, когда жертва, подобно Николосу, сама называет мошенникам кодовое слово, сегодня довольно распространена. Современные квесты и ролевые игры тоже порой поражают воображение. С помощью электронных средств можно практически «взломать» частную жизнь человека. Социальные сети и поисковики уже знают о нас очень многое. Даже слаженные действия актёров и обеспечение безопасности прыжка с небоскрёба и других событий не кажутся сейчас такими уж невероятными.

Чтобы понять смысл, который пытался донести до нас режиссёр, стоит немного поразмыслить о самом Дэвиде Финчере. В отличие от многих своих коллег, он редко совмещает свою работу с работой сценариста, являясь прежде всего постановщиком. Мастерство Финчера в том, что, почти не меняя сценарий, с помощью мелких деталей и общей атмосферы он привносит своё видение. И по ценности оно может даже превзойти изначальную идею. Так, например, произошло с экранизацией книги «Бойцовский клуб», когда даже сам писатель Чак Паланик и его поклонники говорили, что фильм вышел намного глубже, хотя Финчер целиком отталкивался от сюжета оригинала.

Похожая история и с этим фильмом. Если разобраться, сценарий довольно прост: героя выбрасывает из обыденности и затягивает в водоворот опасных событий — выясняется, что всё это была спланированная экстремальная игра. Но Финчер создаёт свою неповторимую холодную атмосферу неонуара, делает повествование одновременно динамичным и мрачным. Он тщательно работает над каждым кадром.

В результате, даже, может быть, догадываясь о концовке, мы испытываем потрясение в финале. При этом зрителю не приходится собирать смысл по всюду разбросанным крупицам, подсказкам, как это бывает в некоторых фильмах-головоломках. Суть в другом: в итоге складывается картина больше с художественной, чем с логической ценностью. Хотя по поводу наличия второй сомневаться тоже не приходится.

Николас Ван Ортон
Кадр из фильма.

Режиссура Финчера вдохновлена фильмами Альфреда Хичкока и других классиков американского нуарного триллера (одна из самых ярких сцен в их стиле — эпизод с отравлением Кристиной Николаса). «Игра» также «героецентрична», сосредоточена вокруг одного персонажа, который не спасает мир и не погружён в чувственные терзания. Он решает конкретную задачу — пытается выжить и разоблачить предполагаемых злодеев.

В глаза бросается то, что главный герой изображён как довольно неприятный тип. В отличие от многих фильмов, где персонаж претерпевает психологические изменения и ближе к концу становится всё более симпатичен зрителю, в финале «Игры» мы не намного больше любим Николаса, чем в начале.

Режиссёр сделал героя таким намеренно. Он явно хотел, чтобы мы, не особо симпатизируя персонажу и не привязываясь к нему психологически, всё же переживали по поводу происходящих на экране событий. Какое этому может быть объяснение? Похоже, Финчер стремился показать нам некое подобие реалити-шоу.

Участники таких программ тоже, как правило, не вызывают симпатии, а иногда представляют собой откровенно отвратительных личностей. Интерес зрителя в таком случае сосредоточен на происходящем. Он получает большее удовольствие от ощущения подглядывания за чужой жизнью, чем от всего остального. Мы «подсматриваем» за персонажами практически в любом фильме — просто Финчер в «Игре» сделал на этом акцент.

«Игра» в этом смысле перекликается с другим культовым фильмом «Шоу Трумана», вышедшем на год позже. Там тоже выясняется, что настоящим является только главный герой. Все остальные в его мире — актёры, каждый из которых выполняет прописанное по сценарию задание. И если Труман совершает волевой поступок, чтобы выйти из шоу, то Николас Ван Ортон — персонаж пассивный. Не в плане действий, а в том, насколько эти действия ломают выстроенную вокруг него систему. На самом деле — не насколько: чтобы Николас не предпринимал, это предусмотрено сценарием. Он просто посетитель грандиозного аттракциона, не наделённый возможностью хоть как-то повлиять на заранее подготовленные события.

В этом Николас подобен нам — зрителям, которые смотрят фильм. Находясь в кинотеатре, мы не способны изменить сценарий. Мы наблюдаем за событиями и это зрелище в итоге что-то неуловимо меняет в нас самих. Выходя из кино, мы становимся немного другими.

Смысл концовки

Вряд ли можно сказать, что смысл концовки фильма «Игра» носит какой-то скрытый характер. Всё, можно сказать, на поверхности: герой прошёл «огонь и воду» — он изменился.

Но так ли сильно? Колоссальных трансформаций нам не показали. Да, Николас явно ошарашен и многое переосмыслит. Он даже решился сбежать с вечеринки, чтобы проводить Кристину на новую игру. Но как-то это слабовато, чтобы называться перерождением персонажа.

Делая разбор фильма, многие критикуют концовку и весь фильм именно за это, говоря, что по прошествии пары недель Николас снова станет таким же скучным и неинтересным «человеком привычки», каким и был.

Вряд ли сценаристам или режиссёру было бы трудно показать действительно существенные изменения в характере и поведении персонажа. Всё говорит о том, что так и было задумано: никакого перерождения быть и не должно. Если игра в фильме по задумке создателей ассоциируется со зрелищем в кинотеатре, то и мы как зрители не меняемся на сто восемьдесят градусов. Эффект от хорошей книги, музыкальной композиции или кино есть. Но он подобен искре, которую мы можем сохранить в себе и сделать благодаря ей что-то большее или же благополучно забыть, снова погрузившись в рутину.

Как вам фильм?
Просто бомба
48.65%
Ощущение сильное, но противоречивое
32.43%
Финчер, как всегда, все запутал. Не сказал бы, что мне все здесь ясно
5.41%
Зря потратил время
13.51%
Проголосовало: 37

Добавить комментарий

  1. Асия

    скажите пожалуйста, почему брат не умер??? я много раз пересмотрела концовку и читала много отзывов, нигде не могу найти ответ, там что бронежилет???
    все таки не по сценарию он действовал, пистолет то настоящий же был!!!!!

    Ответить
    1. Андрей

      Он не был настоящим, это тоже часть сценария. Конечно же они обнаружили оружие и заменили патроны на холостые.

      Ответить
Adblock
detector