Паук-психотерапевт, пылевое облако и другие важные детали фильма «Космонавт»

Кадр из фильма Смысл фильма

Страна: США, Чехия

Жанр: фантастика, драма

Год производства: 2024

Режиссёр: Йохан Ренк

Актёры: Адам Сендлер, Кэри Маллиган, Изабелла Росселини, Кунал Найяр

Среди фантастических фильмов много тех, где фантастика – всего лишь антураж, средство для передачи драмы главного героя. К таковым относится и картина Йохана Ренка – экранизация романа американского писателя чешского происхождения Ярослава Калфаржа. Сделаем разбор её содержания – попытаемся понять смысл фильма «Космонавт» («Spaceman»).

О чём фильм

Начнём с пересказа сюжета фильма.

Главный герой, чешский космонавт Якуб, в скафандре бредёт по колено в воде. Он в реке, протекающей в лесу. Оказывается это сон. На самом деле герой находится на космическом корабле, направляющемся к загадочному межзвёздному облаку в районе Юпитера. Это одиночная миссия. Со старта прошло уже 189 дней. В течение ближайшей недели Якуб планирует собрать образцы межзвёздной пыли, а затем возвращаться обратно.

Миссию чешского космонавта контролируют с Земли – поддерживается прямая связь. Якуб регулярно общается со своей беременной женой, которую зовут Ленка. Он пока не знает, что Ленка собирается его бросить – специалисты Центра управления полётами скрывают эту информацию, не хотят подвергать космонавта дополнительному стрессу.

Якуб не очень хорошо себя чувствует. Раздражения добавляет сломанный туалет, который никак не удаётся починить. Однажды, проснувшись от его гула, Якуб смотрит в зеркало и видит, как под его кожей ползёт паук, вылезает из носа и забирается в рот. Но и это оказывается сном.

Адам Сэндлер в роли Якуба Прохазки. Кадр из фильма.
Адам Сэндлер в роли Якуба Прохазки. Кадр из фильма.

Половина камер на борту выходит из строя, однако героя больше волнует не это – он обеспокоен, что Ленка по-прежнему не выходит на связь. Во время очередной попытки дозвониться через специальное устройство ему отвечает незнакомый мужской голос, предлагающий помощь. Якуб докладывает об этом специалисту ЦУП Петеру. Оба списывают странность на усталость и возможные радиопомехи. Петер сообщает, что Ленка уехала к матери, поэтому не отвечает.

В очередной раз проснувшись от шума, Якуб обнаруживает на корабле огромного паука, который начинает с ним разговаривать, называя собеседника Худощавым. Космонавт вызывает ЦУП, но специалисты ничего не видят – камеры не работают. Якуб производит на корабле дезинфекцию, однако это не помогает.

Паук говорит, что не причинит человеку вреда. Когда Якуб приближается к нему, чтобы прикоснуться и удостовериться в реальности происходящего, тот просит так не делать – близкие контакты среди представителей его расы не приняты. Визитёр говорит, что он исследователь, он изучал людей из космоса. Когда Якуб отправился в полёт, его одиночество привлекло паука. Инопланетянин решил, что сможет помочь, и вышел на связь.

Космонавт принимает снотворное, надеясь, что по пробуждении гость исчезнет. Но паук по-прежнему на корабле. Он посылает герою его же воспоминания из прошлого, чтобы помочь справиться с эмоциональной проблемой, вызванной уходом жены.

Анализируя воспоминания космонавта, паук интересуется, зачем люди дают обещания, которые легко нарушить, – Якуб обещал никогда не покидать жену и отправился так далеко.

Общение продолжается, и космонавт даёт пауку имя — Хануш. Последний продолжает доставать из подсознания Якуба воспоминания о любви к Ленке. Пришелец хочет понять, куда делись эти чувства.

Паук Хануш. Кадр из фильма.
Паук Хануш. Кадр из фильма.

Гул неисправного туалета, который всё последнее время раздражал Якуба, успокаивает Хануша – он буквально спит с ним обнимку.

Паук расспрашивает космонавта о его отце, работавшим фермером. Тот был приверженцем коммунистических взглядов и осведомителем у коммунистов, за что поплатился жизнью. Из объяснения Якуба следует, что его отец был хорошим человеком, выбравшим не ту сторону и совершавшим плохие поступки. Хануш говорит, что не стоит заниматься искуплением грехов отца – лучше самому стать хорошим отцом для своего ребёнка.

На Земле специалисты ЦУПа пытаются уговорить Ленку повременить с расставанием.

Якуб отрабатывает манипуляции по сбору образцов космической пыли. Внезапно на борту включается запись давнего разговора с Ленкой. Якуб пытается выключить её, но безрезультатно. Вдруг перед ним появляется светящееся фиолетовое пятно – частица пылевого облака. По описанию Хунуша, это элемент праначала вселенной. Якуб пытается поймать частицу, но тщетно. За бортом таких уже много, они перемещаются, будто живые.

Хануш визуализирует очередной эпизод из жизни главного героя и его жены: произошёл выкидыш – пара потеряла первенца. Якуб тогда тренировался перед космической миссией и не оказал Ленке должной поддержки. Теперь ситуация во многом повторяется. Якуб, одержимый целью совершить великое открытие для своей страны и всего человечества, совсем забыл о данных супруге обещаниях. Хануш делает вывод об эгоизме Якуба. Паук теряет интерес к космонавту и покидает его. Якуб, оставшись один, продолжает предаваться воспоминаниям о жене.

Космонавту всё же удаётся через Петера пообщаться с супругой в одностороннем порядке. Якуб просит у неё прощения за свою чёрствость. Он говорит, что понял как был счастлив рядом с ней, что все его мечты о космосе меркнут перед желанием быть рядом с женой.

Паук возвращается на корабль. Якуб замечает, что с ним что-то не то. Хануш приззнаётся, что слишком поздно покинул планету после нападения враждебных существ (гаромпитов) и теперь умирает от захвативших его организм паразитов. Человек и паук обнимаются, утешая друг друга.

Адам Сэндлер и Кэри Маллиган в «Космонавте».
Адам Сэндлер и Кэри Маллиган в «Космонавте».

Остаётся совсем немного до контакта с облаком космической пыли и с праначалом. Якуб готовит корабль для сбора образцов. Хануш в болезненном припадке отправляется в открытый космос. Якуб, забыв про миссию, бросается за ним. Он крепит страховочный трос, берёт с собой баллон с дезинфицирующей смесью и летит к кружащемуся в пустоте Ханушу, чтобы обдать его струёй и избавить от паразитов. Однако реактивная тяга швыряет космонавта о борт корабля, разрывая страховочный трос. Инерция уносит Якуба прочь от корабля. Космонавт натыкается на Хануша и хватает его. Паук жив, как и паразиты внутри него. Совсем скоро они закончат начатое.

Якуб рассказывает Ханушу секрет, которым не делился даже с женой: в детстве, когда он чуть не утонул, из воды его вытащил отец. Космонавт говорит, что прощает и отца, и себя. Паук говорит, что это прекрасно, но это ещё не конец. Он берёт космонавта за руку и влечёт его в клубы звёздной пыли. Внутри него переплетаются нити судьбы и само время сворачивается в клубок, растягивая пространство в бесконечность. Человек и паук зависают в розовом мареве. Якуб снова вспоминает Ленку и как встретил её впервые. Космонавт передаёт пауку припасённую банку шоколадно-ореховой пасты, которую тот так полюбил за время совместного полёта. Тот успевает насладиться вкусом прежде чем паразиты полностью поглощают его тело. Жизнь Хануша закончилась. Якуб смотрит, как облако из паразитов, пожравших его друга, уплывает в темноту.

На Земле Ленка видит фиолетовый огонёк, поднимающийся к небу, где виднеется облако космической пыли и где сейчас парит её му.ж. Супруги зовут друг друга по имени, преодолевая немыслимая расстояния. Мелькает эпизод из фантазий Якуба: он снова бредёт по реке в скафандре, встречает Ленку-русалку и просит её поцеловать себя.

В финале фильма главный герой видит впереди огни. Оказывается, это космический корабль южно-корейской миссии. Космонавты спасают Якуба. Тот по прибытию на борт звонит жене. Он говорит ей: зная то, что знает сейчас, не улетел бы. Якуб спрашивает Ленку: поцеловала бы она его ещё раз? Жена отвечает: тот поцелуй был неплохим.

Смысл фильма

Итак, по расставленным в фильме акцентам пр ходу просмотра становится ясно, что смысл здесь вовсе не в научно-фантастических элементах. Последние присутствуют в картине, можно сказать, лишь формально. Суть фильма в переосмыслении отношений главного героя со своей женой – точнее, в принятии той боли, которое несёт в себе расставание. Олицетворением этой зудящей боли (подобно раздражающему героя барахлящему туалету – этот образ тоже введён не случайно) и одновременно психотерапевтом выступает паукообразный инопланетянин.

Хануш помогает Якубу пережить печальное известие об уходе Ленки, переосмыслить своё отношение к ней, понять её чувства и осознать свой эгоизм. Вся космическая миссия главного героя – по сути, проявление последнего. Якуб взял на себя груз вины за своего отца, который будучи на стороне коммунистов, занимался в том числе пытками, порождая зло (в оригинальном романе эта тема раскрывается больше — в фильме это передано через образы разделываемых на ферме отца животных). Он надеялся искупить его, совершив важную для своей страны (покончившую с коммунистами в ходе Бархатной революции 1989 года) и всего человечества миссию. Чувства жены, которую любил, всегда были для него на втором плане. Даже после выкидыша, когда Ленке как никогда требовалась поддержка мужа, Якуб погружался в работу. Эта же «космическая командировка» вскрыла давние душевные раны обоих и заставила всерьёз задуматься о дальнейших отношениях.

Хануш появляется, когда Якуб начинает подозревать о том, что Ленка бросила его. Он буквально заваливает его воспоминаниями и мыслями о жене. Затем, когда Якуб осознаёт свой эгоизм, паук покидает космонавта. И возвращается, когда тот искренне попросил прощения у Ленки. Когда же боль полностью перерабатывается и исчезает, исчезает и Хануш.

Получается, если мы принимаем трактовку, согласно которой Хануш является образом душевной боли и её проживания, никакого Хануша на самом деле не было? И да, и нет. Точнее, совершенно не важно, существовал ли гигантский паук на самом деле. Перед нами фильм-притча, который следует принимать как художественное осмысление некого явления или жизненного события (в данном случае – расставания). Сами по себе отдельные события внутри него не имеют большого значения и не требуют разгадки.

Какую роль во всём этом играет облако межзвёздной пыли с частицами так называемого праначала? Главная идея тут, вероятно, во фразе, которую произносит ближе к концовке Хануш: «Всё имеет своё начало и свой конец». Это облако, содержащее в себе элементы различных вариантов прошлого и будущего, выступает как некая примиряющая субстанция. Осознавая всё величие мироздания, воочию наблюдая зарождение и конец вселенной (и в самом широком смысле, и в смысле личной вселенной главного героя), глупо  бояться и переживать о чём-то меньшем.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Космонавт» прост: главный герой изменился. Он принял боль расставания, он попросил прощения за себя, простил и себя, и Ленку, и своего отца. Теперь он готов начать всё сначала. Надежду на возобновление отношений дают и последние слова Хануша, и слова Ленки. Однако объяснение концовки, на которое наталкивают нас авторы, предполагает открытость последней.

Иными словами, неизвестно, как будут развиваться отношения героев в дальнейшем. Может быть, их финальный диалог был прощанием проговорённым вслух. Может быть, появление Ленки в образе русалки несёт скрытый смысл и её поцелуй в итоге оказался, как она и говорила, смертельным.

И окончательное расставание, и продолжение отношений возможно. По какому пути пойдут герои по большому счёту уже неважно. Кстати, в финале оригинального романа в отличие от фильма всё заканчивается как раз расставанием, что не меняет общего посыла и настроения. Там Якуб оказывается на Земле. Все считают его умершим, в том числе Ленка. И космонавт решает оставить всё как есть. Он возвращается в дом, где провёл детство, чтобы провести здесь и остаток своей жизни.

Ваше мнение: что произойдет дальше?
Герой вернется к жене, она его простит.
66.67%
Герои расстанутся.
33.33%
Отношения возобновятся, но героя хватит ненадолго: он снова полетит в космос. Семья для него всегда будет вторична.
0%
Своя версия (напишу в комментариях).
0%
Проголосовало: 3

Похожие фильмы

«Интерстеллар» (США, Канада, Великобритания, 2014): фильм Кристофера Нолана, блестяще сочетающий в себе научную фантастику и драму об отношениях отца и дочери;

«Солярис» (СССР, 1972): прибыв на космическую станцию герой встречает там умершую жену – культовый фильм Андрея Тарковского;

«Луна 2112» (Великобритания, США, 2009): отличная камерная фантастическая драма;

«Фонтан» (США, Канада, 2006): фантастическая мелодрама Даррена Аронофски;

«Притяжению вопреки» (США, Великобритания, Германия, Канада): фантастический сериал с большим акцентом на межличностных взаимоотношениях;

«Господин Никто» (Бельгия, Канада, Германия, Великобритания, Франция, США): старик рассказывает о своём реальном или выдуманном прошлом – масштабный фантасмагорический фильм.

Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.
О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.