Раскаяние, покаяние, прощение: скрытый смысл культового фильма «Солярис»

кадр из фильма Смысл фильма

Страна: СССР

Жанр: фантастика, драма, детектив

Год производства: 1972

Режиссер: Андрей Тарковский

Актеры: Донатас Банионис, Наталья Бондарчук, Юри Ярвет

Слоган: «Let us take you with us to Solaris, planet of mystery, embodiment of man’s latent conflict with the unknown. Man, face to face with his conscience, and with his past» («Позвольте нам взять вас с собой на Солярис, планету загадок, воплощение скрытого конфликта человека с неизвестным. Человек, стоящий лицом к лицу со своей совестью и со своим прошлым»).

Награды и номинации: Победа на Каннском кинофестивале 1972 года

Фильм Андрея Тарковского — своеобразный “наш ответ Голливуду”: незадолго до проката “Соляриса” на экраны вышла “Космическая одиссея” Стэнли Кубрика.

Тарковский решил оспорить ницшеанскую концепцию фильма своего американского коллеги. Смысл фильма “Солярис” — в защите ценности христианства от научных амбиций, от желания познать непознаваемое. По мнению режиссера, космос познавать не нужно: гораздо важнее познать самого себя.

История создания

Романа Станислава Лема интересовал режиссеров СССР и до того, как на него положил глаз Тарковский. В конце шестидесятых на советских экранах появился телеспектакль “Солярис” в постановке Ниренбурга с Лановым в роли Криса Кельвина. Телеверсия не имела особого успеха, и за пределами СССР о ее существовании никто не знал.
Готовясь к съемкам, руководство “Мосфильма” решило приобрести права на экранизацию у Лема. Тот согласился, но с условием – Тарковский должен был оставить все, как есть.

Донатас Банионис
Донатас Банионис в роли Криса Кельвина. Кадр из фильма.

В процессе работы над сценарием режиссер понял, что текст романа нуждается в серьезной переработке. Переосмыслив произведение Лема, Тарковский пришел к выводу: “Солярис” — это не фантастика, а философская притча со скрытым смыслом. В его трактовке акцент был смещен на вневременные проблемы: режиссер высказал свою точку зрения относительно любви, чувства долга, ответственности и вины.

Станислав Лем был очень недоволен таким решением, и до конца жизни так и не смог принять фильм. Он сказал следующее: “Тарковский снял не “Солярис”, а “Преступление и наказание”, где Кельвин довел бедную Хари до самоубийства, из-за чего терзался угрызениями совести”.

Краткое содержание

Краткое описание содержания фильма “Солярис”. Сюжет картины вертится вокруг Криса Кельвина, психолога и скептика. Он приезжает на станцию, чтобы оценить обстановку на планете и принять решение: дальнейшее изучение феномена Океана или же полное прекращение исследования и возвращение оставшихся ученых на Землю.
Перед прибытием главного героя один из работников станции, не выдержав давления со стороны разумного Океана, свел счеты с жизнью. Оставшиеся двое к моменту приезда Криса находились в весьма плачевном душевном состоянии.

Океан принимается и за Криса. Поначалу он держит себя в руках и не поддается странным “видениям”. Однако когда он встречает свою жену Хари, все меняется. Десять лет назад, страдая от сильной привязанности к мужу, который за годы брака охладел к ней, она наложила на себя руки. Крис пытается избавиться от реалистичной копии своей супруги, но обмануть Океан ему не удается.

Кельвин сдается: горечь от утраты супруги жила в нем все это время. Натуралистичная копия не помнит ничего о своем прошлом, и поначалу кажется некой частью игры Океана с неспокойным человеческим разумом. Однако позже выясняется, что она все-таки имеет весь спектр чувств и эмоций. Разве что она никогда не спит и что она бессмертная…

Объяснение концовки

Ближе к финалу зритель видит Криса на Земле. В конце он идет к своему дому и видит внутри отца, который вообще-то давно умер.

Также зритель видит дождь, который идет внутри дома. Отец видит Криса, выходит на крыльцо, и кадр воспроизводит картину Рембрандта “Возвращение блудного сына”.

Далее становится понятно, что Крис на самом деле никуда не вернулся. Океан перестал мучить Криса контактами с покойной женой и вернул его в воспоминания о доме. Есть и другая трактовка: главный герой уже не может, да и не хочет отличать реальность от представленной Солярисом вымышленной песочницы…

Объяснение концовки выглядит так: Крис возвращается к Отцу, и становится ясно, что это не Земля, а один из островов в окружении всемогущего Океана, Космоса и Логоса.

В конце фильма “Солярис” зритель видит только две фигуры, а у Рембрандта их больше, и каждая имеет свое смысловое значение. Смысл всего полотна заключается в том, что Отец принимает сына. В принципе, смысл концовки фильма “Солярис” заключается в том же самом. Просто Тарковский делает один важный акцент: он говорит о том, что вернуться к Отцу можно только через покаяние.

Наталья Бондарчук
Наталья Бондарчук исполнила роль Хари. Кадр из фильма.

Смысл и символика

Отступая от первоначального замысла Лема, Тарковский сблизился с художественным мировосприятием Томаса Манна и его ситуациями двоемирия. Противопоставление Земли Солярису можно сравнить с равниной и горным пространством в “Волшебной горе”.

Суть фильма Солярис в том, что духовное очищение человека возможно через стыд и раскаяние. Кельвин мучается виной по отношению к жене, которой из-за работы не уделял внимание, и испытывает стыд перед родителями.

Сцены видения умерших, которые заставляют людей испытывать муки совести, можно обнаружить еще в греческих трагедиях. Функцию мести принимали на себя зловещие эринии (в римской мифологии – фурии), которые служили Аиду. Гости, которых посылает Солярис, служит для обитателей исследовательской станции молчаливым укором совести. Они должны всегда сопровождать того, к кому пришли, но все-таки это не фурии в классическом понимании.
Когда Крису является Хари, он, единственный на станции, ведет себя с копией, как с равной. И она отвечает Кельвину тем, что все больше и больше походит на человека. Поняв, что мучает его, копия, которая при общении с главным героем, научилась эмпатии, попросила ученых, чтобы те уничтожили ее.

Для Тарковского очень важна мысль о том, что люди начали отдаляться друг от друга. Влечение к дальнему (в данном случае – мечты о космосе) заставляет их забыть о ближних.

По мнению режиссера, стыд – чувство, которое спасет человечество. Но не менее важное чувство – это любовь. Любить все человечество сложно, но одного человека – вполне реально. И именно через это осуществляется любовь ко всему человечеству.

Режиссер задается вопросом: что важнее – чистая наука, или наука, базирующаяся на нравственности? Поначалу Кельвин пребывает в уверенности, что во главе угла должен быть поиск истины, но фантом Хари заставляет его пересмотреть приоритеты.

Юри Ярвет
Юри Ярвет в роли доктора Снаута. Кадр из фильма.

Крис испытывает не только раскаяние, но и облегчение. В конце он понимает, что не сможет жить на Земле, как прежде. Солярис дает ему возможность попросить прощения у всех, у кого он считает нужным…

Фильм и книга

По словам Лема, феномен появлений Хари использовался им для реализации концепции, близкой кантовской философии. В образе Хари он хотел изобразить “вещь в себе” – непознаваемое, нечто независящее от нашего непосредственного восприятия. Тарковский хотел передать чувства и нравственные терзания героя, а для Лема прежде всего были важны вопросы познавательные.

Главная разница между фильмом и книгой заключается в том, что роман Лема раскрывает принцип существования планеты Солярис. Выдвигается гипотеза об “ущербном боге” (делающим что-то не по какой- то причине, а просто потому, что может), которую Тарковский, православный и глубоко верующий человек, явно обошел стороной.

Взяв за основу фантастику Лема, Тарковский использовал ее с религиозно-философской точки зрения. Смысл в том, что Солярис, Океан здесь – символ Бога, а фантомы – это наши грехи. Принятие своих грехов, дает прощение. Концовка, когда Кельвин, приняв свою вину, получает прощение и отправляется в Океан, символизирует смерть и попадание в рай. Сам же корабль – это своего рода чистилище.

космическая станция
Кадр из фильма.

“Солярис” – прекрасное исследование человеческой природы, человеческого самоосознания. Одна из цитат фильма звучит так: “Человек лишь расширяет Землю”. Тарковский подчеркивает неразрывность человека с своим домом – Землей и призывает любить ее.

Лем осуждал Тарковского за то, что Земля у него выглядит раем, а Солярис – злом. По словам писателя, религиозная составляющая в его произведении имелась, но не была доминирующей.

Пояснения Тарковского

Тарковский никогда не снимал экранизаций каких-либо литературных текстов. Это касается как “Соляриса”, так и “Сталкера”.

Он неоднократно говорил об этом лично. Он утверждал, что кинорежиссер, используя любое литературное произведение, создает новое независимое от литературного текста произведение искусства. Тарковский считал, что кинорежиссер – это творец, который вправе перерабатывать любой литературный текст, подчиняя в конечном итоге все своему замыслу.

главные герои
Донатас Банионис и Наталья Бондарчук в главных ролях. Кадр из фильма.

Похожие фильмы

Вот несколько картин, похожих на “Солярис” по смыслу:

  • “Луна 21112” (2009, Великобритания-США). Проведя несколько лет на Луне и готовясь к отправке домой, Сэм встречается со своим сменщиком;
  • “Сквозь горизонт” (1997, Великобритания-США). Астронавты пытаются понять смысл катастрофы, произошедшей с пропавшим звездолетом;
  • “2001 год: космическая одиссея” (1968, Великобритания-США). Герои картины пытаются понять, с какой целью внеземной разум наблюдает за Землей.
Фильм "Солярис" - это:
Шедевр, фильм на все времена.
40.56%
Да, классика. Но странный и сложный.
47.37%
Что это было?
11.46%
Другое (напишу в комментариях)
0.62%
Проголосовало: 323

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.