Испытательный полигон, человеческий мозг, чистилище и другие объяснения происходящего в фильме «Куб»

Куб триллер из Канады Смысл фильма
Автор статьи
Серафима Вишняк
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Люблю искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишу странные сказки, обожаю сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Канадская трилогия “Куб” на первый взгляд кажется типичным научно-фантастическим триллером. Однако есть в этой картине загадка, которая до сих пор заставляет поклонников ломать головы. В трилогию входят фильмы: «Куб» (1997, режиссер, Винченцо Натали), «Куб 2:Гиперкуб» (2002, режиссер Анджей Секула), «Куб 3: Ноль» (2004, Эрни Барбараш). Смысл фильма “Куб” (Cube) следует искать, исходя из собственного мировоззрения: в этой картине можно найти отсылки как к религии, так и к теории о жутких экспериментах правительства.

О чем фильм

Краткое содержание картины. Группа людей оказалась заперта в странной кубической комнате. Она соседствует с другими такими же комнатами, правда, цвета порой отличаются. Идея заключается в том, что герои должны выбраться из этой комнаты как можно скорее — пока они не погибли от полного истощения.

триллер 1997 года Канада
Кадр из фильма.

Проблема в том, что в некоторых комнатах есть ловушки. Чтобы избежать их, героям приходится применять логику и математические знания. Делать это нужно быстро, пока давящие стены этой тюрьмы не превратили человека в животное.

Режиссер фильма Винченцо Натали вынашивал эту трилогию несколько лет. Изначально, принимая во внимание достаточно скудное финансирование, режиссер планировал снять приключенческую ленту. Однако, как он сам выражался, “фильм снимал сам себя”. В итоге получилась жесткая фантастическая драма-триллер с элементами притчи.

Многие зрители в своих рецензиях и разборах полагают, что смысл фильма “Куб” заключается в том, что мир – это куча кубов друг в друге, по типу матрешки. Высвобождаешься из одного – оказываешься в более просторном, но все-таки в кубе. И самый большой куб – это ты сам. А сбежать можно только одним способом…

Это прекрасный фильм для социологов, психологов и даже философов. Он интересен не только собранными типажами, но и тем, как развиваются отношения между людьми, запертыми в замкнутом пространстве.

Один из самых ярких персонажей – Дэвид Уорт. Сначала кажется, что ему плевать на всех и на вся. Но на самом деле он просто реально смотрит на вещи.

Не менее интересна Джоан Левен. Эта милая и умная математичка в данной ситуации является бесценным леном группы: только она разбирается в алгебре и геометрии, что может позволить героям сбежать из этих каземат.

“Вишенкой” на торте является персонаж по имени Квентин. Поначалу кажется, что он в этой группе наиболее адекватен: у него есть лидерские задатки, он силен физически и готов к решительным действиям. Но дальнейшие события фильма “Куб” превращают его в монстра.

Самый загадочный персонаж этой картины – умственно отсталый парень по имени Казан, который обладает феноменальной способностью находить разгадку самых сложных математических задач…

Финал фильма остается открытым, что дает возможность высказывать его трактовки и искать скрытый смысл.

Куб

Первый фильм трилогии рассказывает о шестерых людях, которые просыпаются в лабиринте бесконечных комнат. Они должны найти выход прежде, чем умрут от голода и жажды.

Каждый из героев компетентен в определенной области. Чтобы выбраться из этой ловушки, они должны объединить усилия. Каждый из них при этом – элемент огромной головоломки, и пока они это не осознают, выхода им не видать. Чем-то все это напоминает небольшой механизм. Вот только механизмом здесь является не сам куб, а находящиеся внутри него люди.

Открывая нужный люк (при ошибке выбора люка срабатывает ловушка, что приводит к смерти), герои переходят из одной комнаты в другую. Попутно выясняются новые сведения о загадочном месте, а также раскрываются характеры героев.

В конце дается намек на то, что психическую реальность куба создают сами герои. Каждый из них находит подтверждение собственным представлениям о жизни. Что особенно важно, у каждого героя находятся способности или знания, которые он успешно применяет в бессмысленных поисках выхода из страшного лабиринта.

А бессмысленны эти поиски потому, что смысл фразы “Выхода нет” также верен, как и смысл слов “Выход рядом”. Только в самом конце герой, почти разгадавший сущность куба, озвучивает эту ошеломляющую догадку…

Куб 2: Гиперкуб

“Гиперкуб” — второй фильм трилогии. У этой картины другой режиссер — Анджей Секула, и ее концепция также несколько иная.

Краткое содержание фильма. Восемь человек проснулись в замкнутом пространстве – в разных помещениях гиперкуба. Они перемещаются внутри него, натыкаясь друг на друга, и образуя небольшие группы. Постепенно они собираются вместе и начинают пытаться коллективно решить, как они туда попали.

Куб 2: Гиперкуб
Кадр из фильма Куб 2: Гиперкуб.

Этот куб намного сложнее первого, потому что героям предстоит разгадать загадку пространства и времени и узнать, что такое гиперкуб.

В реальной жизни мы не можем увидеть время – мы только пытаемся отследить его. Здесь же оно приобретает вполне видимые формы, а это значит, что вполне возможно пересечься с параллельными вселенными и встретиться с самим собой из прошлого или будущего.

Постепенно герои понимают, что их объединяет, но найти главную разгадку – понять, как выбраться из Гиперкуба, им не удается.

Главная “фишка” этого фильма – идея с четвертым измерением.

Куб 3: Ноль

«Куб Зеро» — третий фильм трилогии, приквел первой картины.

Перед нами огромный лабиринт, состоящий из сотен небольших комнаток. Каждая из этих комнат – тоже куб с люком. Каждый из этих люков ведет в другие – такие же – комнаты.

Куб 3: Ноль 2004
Кадр из фильма.

Есть комнаты безопасные, но есть и комнаты-ловушки, которые убивают различными способами попавшего в них человека. Сюда помещают как опасных преступников, так и тех, кто неугоден власти – и инакомыслящих, которые борются за демократию.

Выход есть, и все, кто там оказался, перемещаются по комнатам в надежде остаться в живых и выйти из этого ада. Но на самом деле вероятность вырваться из ловушки ничтожно мала. С людьми играют в кошки-мышки, и видят каждый их шаг. Если они вдруг оказываются слишком близко к желанному выходу, это становится последними минутами их жизни.

За людьми постоянно следят два смотрителя – Винн и Додд. Как правило, их роль заключается в том, чтобы проследить за заключенными и зарегистрировать очередную смерть. Они убеждены, что все заключенные (по умолчанию смертники) добровольно согласились на эксперимент.

Но однажды Винн обнаруживает в Кубе девушку, которая совершенно не похожа на преступницу, и решает помочь ей. Он тоже оказывается в кубе, и шансы выжить у него больше. Или это просто иллюзия?

Идея фильма

Невозможно дать единственное объяснение смысла фильма «Куб». Есть несколько трактовок сюжета.

Куб – чистилище для умерших

В финале первого фильма Квентин убивает всех, кто добрался до моста, который позволяет сбежать. Сам он погиб во время движения этого моста. Последним выжившим остается Казан, который идет к свету.

чистилище для мертвых
Кадр из фильма.

Возможное объяснение всему происходящему такое: Куб – это чистилище, а все, кто в нем оказался – умершие. Все то время, которое они бродят по кубу, они проходят испытания за свои прегрешения. Если им это не удается, они попадают в ад. В финале самым достойным оказался умственно отсталый Казан, который единственный выбрался из чудовищной ловушки. В этом и заключается смысл концовки фильма “Куб”.

Куб как нельзя лучше передает представления о мире как о концентрационной тюрьме для душ. Речь идет не просто о планете Земля, а обо всем мироздании и о Боге (аутсайдере), который один может нам (инсайдерам) объяснить, что находится за пределами ловушки (заточения души внутри тюрьмы нашего тела, в физическом мире, на Земле). Создатель Куба (Земли, тела человека…души), это Бог — Творец. А тот, кто пришёл и всё нам объяснил, это Христос, его Сын.

Чтобы спастись (из тюрьмы), нужна цель, обладающая положительной ценностью, которой является жизнь в раю и вечное блаженство (счастье) души (вне Куба). В противном случае ожидает вечность пребывания души в тюрьме, в «аду». Третьего варианта не дано. Наука не может объяснить мир как целое. Чтобы объяснить целое, необходимо выбраться за пределы мира.

Куб – человеческий мозг

Есть и другая интерпретация. Куб – это наш мозг, человеческое сознание, ограниченное черепной коробкой. Без еды и воды — то есть связи с внешним миром — человек умирает. В нем присутствует интеллект (Левен), милосердие (Холоуэй), агрессия (Квентин), здравый смысл (Уорд), гордыня (Ренн), чистота (Казан) и безрассудство (Алдерсон).

разные составляющие мозга
Кадр из фильма.

В таком контексте объяснение концовки выглядит так: не нужно лезть в глубины мозга, сиди в той комнате, в которой ты оказался — и выход сам тебя найдет. Большинство людей так и поступают: они спокойно живут обычной жизнью. Но некоторые упорно ползут вглубь. Первым умирает Алдерсон, действующий в одиночку и не умеющий анализировать свои действия.

Вторым погиб гордец, уверенный в своем мастерстве. Рационализм и жестокость убивают милосердие: Холоуэй погибла от рук Квентина, который, кстати, убивает и интеллект в лице Левен. Здравый смысл из последних сил пытается удержать агрессию внутри куба, потому что гнев не должен оказаться на свободе. За пределы сознания выходит лишь умственно отсталый: увидеть свет может лишь тот, кто не полагается на свой ум или опыт.

Тюрьма не выпустит заключенного, если есть желание выхода. Ловушки подстраиваются под каждого индивидуально, исходя из их уровня миропонимания. Но при полном отказе от любых желаний тюрьма открывает свои двери.

Примечательно что в фильме говорится, что нет автора или Большого Брата, который следил бы за экспериментом. Значит, Куб – это полностью проекция разума и не может существовать отдельно от того, кто ее создал.

Замыкаясь на правилах тюрьмы, мы сами себя делаем узниками, а значит, ограничиваем себя определенной моделью поведения и мышления. Чтобы освободиться, нужно перестать быть узником – перестать смотреть на мир как узник.

Но, конечно, это только говорить легко. На самом деле, тут парадоксальный процесс: с одной стороны, путь к свободе ведет через несвободу, а с другой — свобода всегда при нас и не зависит от несвободы.

Куб – терзания одного человека

Куб – аллюзия на реакцию только одного человека на нестандартную ситуацию, в которой попеременно берет верх то страх, то агрессия, то разум. И только безумие граничит с принятием ситуации, и, как ни парадоксально, с возможным выходом из нее.

иллюзия выбора
Кадр из фильма.

Концовка, в которой из куба выходит только «безумие», может означать также не спасение, а гибель мозга — тот самый момент, когда все чувства просто сдаются, погибают один за одним и потом сознание покидает свой «куб». А дальше — ничего. Личность просто растворяется и исчезает.

Куб – испытательный полигон

В кубе тестировалось само человечество. Вывод такой: если люди, запертые в своем мире, не смогут из него вырваться, если окажутся запертыми, то в итоге победит безумие.

Милосердие, гордыня, безалаберность погибнут первыми, интеллект, рационализм и гнев пожрут друг друга. В итоге остается лишь безумие. Куб – сценарий апокалипсиса в миниатюре.

Куб – cудьба

Куб – определенное событие, в котором переплелись жизни нескольких людей. Отсюда не выбраться так же, как из будущего типа “все предрешено”. Комнаты — проблемы, с которыми придется столкнуться героям на протяжении попытки вырваться.

То есть куб не имеет точного определения. Это промежуток времени, в который попадают люди с проблемами. Их судьба, в принципе, предрешена.

Финал «Куб 2:Гиперкуб» и «Куб 3: Ноль»

Смысл концовки фильма «Куб 2: Гиперкуб» заключается в том, что куб – раковая опухоль в теле социума. Это придаток, который не выполняет никакой функции и никем не контролируется.  Громоздкая бюрократическая машина родила куб неосознанно, и ни один из винтиков этой системы не подозревал, что способствует рождению чудовища.

В принципе, философский смысл концовки первого фильма перекрывает и финал приквела: зрителю ясно дают понять, что куб был творением религиозного фанатика из правительства. Но если не рассматривать вторую и третью картины как продолжения первого фильма, который все-таки является цельным самостоятельным произведением, то на столь приземленное объяснение финала, наверное, не стоит обращать внимание.

Винченцо Натали (создатель оригинального фильма) никак не причастен к созданию продолжений: они делались совершенно другими людьми. Сам Натали специально оставил тайну, хотя изначально и сделал запись, на которой демонстрировал местность за пределами куба. Впоследствии он ее уничтожил и решил оставить это в тайне.

Винченцо Натали
Винченцо Натали, режиссер фильма «Куб», 1997г.

Режиссер первого “Куба” также делал намеки на пришельцев, на то, что это всего лишь мясорубка, созданная специально для развлечения больного и очень богатого психа, или же что это эксперимент правительства, потерявший свою основную цель.

Натали прямо не подтверждал ни одну из теорий. Сам он оставил истину в тайне: то, что находится за пределами первого Куба, мы так и не узнаем. В этом смысле открытая концовка первого фильма выглядит идеальной.

Как вам фильм?
Страшный и тяжелый
12.77%
Интересно, но непонятно
44.68%
Отличная головоломка с динамичным сюжетом
38.3%
Прекрасно выспался
4.26%
Другое (напишу в комментариях)
0%
Проголосовало: 47

Добавить комментарий

Adblock
detector