Выбраться из «Лабиринта фавна»: разбор фильма 

Лабиринт фавна Смысл фильма

Страна: Мексика, Испания

Жанр: фэнтези, драма, приключения, исторический

Год производства: 2006

Режиссер: Гильермо дель Торо

Актеры: Ивана Бокеро, Даг Джонс, Сержи Лопес, Адриана Хиль, Марибель Верду

Слоган: Что происходит, когда фантазер верит, что его фантазии реальны? (What happens when make-believe believes it’s real?)

Награды и номинации: 2007 год — три «Оскара» (лучшая работа оператора, художника-постановщика и гримера. Всего было 6 номинаций на премию. Три премии BAFTA (за костюмы, грим и адаптированный сценарий). Гран-при Международного фестиваля фантастических фильмов Fantasporto. Премия «Сатурн» 2007 года юной актрисе Иване Бокеро.

Фильм «Лабиринт фавна» (исп. El laberinto del fauno) режиссера Гильермо дель Торро рассказывает историю девочки, живущей в двух мирах — реальном и фантастическом. Смысл фильма «Лабиринт фавна» в том, что на фоне мрачных событий франкистской Испании 1944 года реальность оказывается куда страшнее самых жутких фантазий ребенка.

О чем фильм

Фильм начинается с надписи на темном экране и голоса за кадром: «Испания, 1944 год. Закончилась Гражданская война. Но вооруженные партизаны, укрывшись в горах, сопротивляются новому фашистскому режиму». На земле лежит окровавленная девочка, она прерывисто дышит, глаза мутнеют. Видно, что жить ей осталось считанные минуты.

Ивана Бакеро
Ивана Бакеро сыграла главную роль девочки Офелии. Кадр из фильма.

И вдруг действие переносится в сказочную страну. Голос за кадром рассказывает о подземном царстве, в котором жила принцесса Муана, мечтающая попасть в мир людей. Однажды она вырвалась на поверхность и тут же забыла, кто она и откуда пришла. Муана не понимала, как жить в этом мире, ее одолели болезни, и она умерла. Но ее отец-король знал, что душа принцессы вернется в другом теле. Он готов был ждать ее до скончания времен».

По дороге едут несколько машин, в одной из них — беременная женщина с дочкой-подростком. Это Кармен — жена капитана Видаля, с ней ее дочь Офелия. Обосновавшись на новом месте, девочка находит каменный лабиринт и в его центре встречает магическое существо фавна.

Он рассказывает, что Офелия на самом деле принцесса Муанна, и во время полнолуния она сможет перейти в подземный мир и воссоединиться со своими настоящими родителями. Но для этого ей нужно выполнить несколько испытаний.

Параллельно идет описание событий реального мира. Капитан Видаль устраивает ужин для приглашенных гостей, но девочка сбегает в лес. Под корнями старой смоковницы она находит гигантскую жабу и, победив ее, выполняет задание фавна. Она знакомится с домработницей Видаля Мерседес и сразу проникается к ней симпатией. Ее мать постоянно лежит в постели, Видаль равнодушен к ней. Девочка предоставлена сама себе, она одинока и несчастна.

военные события
Кадр из фильма.

Во время второго испытания Офелия проникает в волшебное подземелье и находит там Бледного Человека. Это жуткий монстр с глазами, вставленными в ладони. Он сидит за накрытым столом, на котором, по наставлению фавна, девочка не должна ничего трогать. Но та, не сдержавшись, съедает виноградину и будит чудовище. Еле сбежав от Бледного Человека, Офелия оказывается в своей спальне. Задание провалено.

Между тем, капитан Видаль преследует партизан в лесу. На их стоянке он находит упаковку от антибиотиков. Ясно, что повстанцам помогают местные. Параллельно показано, как Мерседес с доктором собирают еду и медикаменты и относят в лес. У женщины там родной брат, который борется с фашистами. Офелия догадывается об этом. Она спрашивает Мерседес: «Ты помогаешь людям в лесу?». На ее вопрос, говорила ли она кому-нибудь об этом, девочка говорит: «Нет. Я не хочу, чтобы с тобой что-нибудь случилось».

Фавн узнает о проваленном задании Офелии и сильно злится. Он говорит, что той теперь никогда не вернуться домой. В лесу партизаны подрывают рельсы и пускают поезд под откос. Пока Видаль разбирается на месте, те грабят его склад. Вернувшись, капитан видит, что дверь склада целая — ее просто открыли ключом. Но он давал ключ только Мерседес, никому больше. Фашисту приходит идея о том, кто помогает партизанам.

Марибель Верду
Марибель Верду в роли Мерседес. Кадр из фильма.

Выследив в лесу группу партизан, они намеренно оставляют одного из них в живых. После страшных пыток его пытаются привести в чувства, но не могут. Видаль зовет доктора, но тот, увидев страдания пленного, просто добивает его, чтобы избавить от дальнейших мук. Капитан в ярости набрасывается на доктора, у того из сумки выпадает ампула с антибиотиком — такая же, какую нашел Видаль в лесу. Он стреляет в доктора и убивает его.

У Кармен начинаются роды. Они проходят крайне тяжело, женщина умирает, дав жизнь мальчику. Капитан хоронит жену и говорит, что Офелии нужно уезжать. Он не намерен растить ее, она ему не нужна. Ночью Мерседес собирается бежать к партизанам в лес, девочка просит взять ее с собой. Но Видаль уже давно знает, что женщина шпион. Он настигает ее, связывает и закрывает в амбаре, чтобы затем подвергнуть пыткам.

Мерседес перерезает веревки ножом, который она всегда прятала в складке передника. Затем она вырывается и ранит Видаля, разрезав ему щеку. Женщина убегает в лес, где ее от преследования солдат Видаля спасают партизаны. Тем временем, Офелия заперта в комнате. К ней приходит фавн и говорит, что решил дать ей шанс. Она сможет вернуться в свое волшебное царство, если выполнит последнее задание.

Фавн требует, чтобы девочка выкрала своего новорожденного брата и принесла его в лабиринт. Когда Офелия берет младенца, на лагерь нападают партизаны и будят капитана. Выбежав во двор, он успевает заметить Офелию около входа в лабиринт. Фавн дает объяснение, что для открытия портала нужно, чтобы пролилась кровь невинного. Офелия не отдает ребенка, крича: «Нет! Мой брат будет со мной!».

насилие над офелией
Кадр из фильма.

И тут выбегает Видаль. Он не видит фавна и не понимает, с кем говорит девочка. Он выхватывает младенца и стреляет в Офелию. Выйдя из лабиринта, он оказывается перед толпой партизан. Он отдает ребенка Мерседес и просит, чтобы она рассказала его сыну о нем. Но та говорит: «Он даже имени твоего не узнает» и стреляет Видалю в голову.

Объяснение концовки

В финале фильма Мерседес и партизаны идут в центр лабиринта и находят Офелию. Она смертельно ранена. Пока в реальном мире над ней плачет Мерседес, в мире фантазий Офелия переносится в роскошный замок своего отца. Ее приветствует фавн, говоря, что она сделала правильный выбор, не дав пролить кровь невинного младенца. Девочка счастлива, она занимает место на троне между своими родителями.

Смысл концовки фильма «Лабиринт фавна» в том, что смерть каждый может воспринимать по-разному. Для одних это просто конец земного пути и вечная пустота, а для других — переход в лучший мир, где нет места боли и страданиям.

Для чуткой девочки, живущей среди жестокости войны, концовка жизни прошла по второму сценарию. Было ли это все реально, режиссер не уточняет. Скорее всего, на этот вопрос у каждого будет свой ответ.

Смысл фильма

Сам Гильермо дель Торо в интервью говорил, что при создании фильма задумывал сделать всех монстров, увиденных девочкой, воплощением Фавна. Словно тот проверял ее, испытывал ее смелость, честность, доблесть. Но позже, уже в процессе подготовки к съемкам, у него стали возникать другие ассоциации. Внимательный зритель обязательно заметит их и увидит скрытый смысл сюжета.

Главная героиня — мечтательная девочка Офелия в глубине души несчастна. Она потеряла отца, а ее мать Кармен, устав от одиночества, полностью подчинила себя властному и жестокому садисту Видалю.

И девочка придумывает себе сказочный мир, в котором она сама вершит свою судьбу. Фавн в нем — воплощение ее настоящего отца, который наставляет на путь истинный, защищает, искренне желает, чтобы она прошла все испытания и перенеслась в лучший мир навсегда.

И тогда Офелия идет на борьбу с монстрами, каждый из которых — и есть ее жестокий отчим-садист. Первый из них — огромная жаба, сидящая под корнями смоковницы. Пока она пирует, дерево гибнет. Легко провести аналогию между этим противным животным и капитаном Видалем. Пока он устраивает пирушки, приглашая друзей, простой народ мучается от голода, получая по одной продуктовой карточке на семью в день.

После победы над жабой, Офелия получила ключ — точно такой же, как у капитана, которым он открывает склад с продуктами и лекарствами. Вряд ли это просто совпадение. Второй монстр — Безликий или Бледный человек. Возможно, это тоже одно из воплощений Видаля в глазах девочки. Ведь капитан сам по себе также слеп. Он оценивает ситуацию только исходя из того, что донесут ему его солдаты. И поэтому он часто карает невиновных, как в сцене с охотниками, которых Видаль застрелил ни за что.

фантазийное чудовище Фавн
Фавн. Кадр из фильма.

Бледный Человек сидит за огромным столом с яствами. Внимательный зритель заметит, что блюда оформлены только в двух цветах — красном и оранжевом. Если провести подробный разбор этого момента, то можно усмотреть аналогию с цветами флага франкистской Испании тех лет. А печь, горящую за спиной Бледного Человека, связать с печами в крематориях концлагерей, где были сожжены сотни тысяч невинных людей. Смысл в том, что этот монстр также являлся воплощением капитана Видаля в глазах Офелии.

Лишь в третьем испытании ей пришлось столкнуться с капитаном лично, лицом к лицу. Девочка сделала свой выбор, не дав пролить кровь маленького брата. Но тиран и фашист Видаль не знал об этом. Он выхватил ребенка из рук Офелии и выстрелил в нее. Убив девочку в реальном мире, он все же не смог победить ее в мире ее фантазий. Суть фильма в том, что иногда в нашей жизни реальность и грезы переплетаются настолько тесно, что не всегда удается сходу разделить их. Но главное, всегда оставаться человеком, поступать по совести и быть собой.

офелия в лабиринте
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

  • «Мост в Терабитию», США, 2006. Подростки Джесс и Лесли находят в лесу волшебное царство, в котором становятся правителями. Щемящая сказка о попытке двоих детей убежать от ненавистной реальности.
  • «Запределье», США, ЮАР, Индия, 2006. Каскадер Рой после ужасной травмы оказывается в больнице. Под действием морфина у него возникают галлюцинации, которыми он щедро делится с пятилетней Александрией. Благодаря Рою, девочка попадает в сказочный мир, полный приключений.
  • «Алиса в стране чудес», США, Великобритания, 2010. Экранизация всемирно известного романа Льюиса Кэрролла о девочке Алисе, попавшей в сказочную стране Зазеркалье.

Автор статьи
Павел Лебедев
Павел Лебедев
Журналист, филолог. Читает книги между строк, в фильмах вникает в самую суть. Любимый жанр - фэнтэзи. Умеет видеть необычное даже в самых простых вещах.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.