Страна: СССР
Жанр: военный, история, драма
Год производства: 1957
Режиссер: Михаил Калатозов
Актеры: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин
Награды и номинации: В 1958 году картина стала победителем Каннского кинофестиваля.
Михаил Калатозов снял первую военную картину, в которой тяготы и лишения ВОВ освещены не сквозь призму фронтовых сражений. Смысл фильма «Летят журавли» заключается в том, чтобы показать, как жили те, кто ждал возвращения фронтовиков домой и трудился во имя общей победы.
О чем фильм
Краткое описание содержания картины. Борис и Вероника очень любят друг друга и собираются пожениться. Однажды они отправляются погулять по Москве и видят, как над городом пролетает журавлиный клин. Во время прогулки они слышат, как часы на Спасской башне бьют 4:00 и расходятся по домам. Происходит это 22 июня 1941 года.
У Бориса есть возможность получить бронь, однако молодой человек считает, что в этом нет никакого смысла и принимает твердое решение уйти добровольцем на фронт. На сборный пункт он отправляется за сутки до дня рождения Вероники. В подарок девушке он оставляет милую игрушку – белку с золотыми орешками. Проститься с любимым Вероника не успевает – на фронт Бориса провожают без нее.
Чуть позже враг начинает бомбить Москву, в результате чего погибают родители главной героини, а ее дом оказывается разрушен. Отец Бориса, Федор Иванович, врач по профессии, предлагает девушке переехать к ним. Там она встречает двоюродного брата Бориса, Марка. Молодой человек, талантливый пианист, давно влюблен в нее. У него есть бронь и на фронт добровольцем он отправляться не собирается.
Марк настойчиво ухаживает за ней и в конце концов девушка выходит за него замуж. Ее поступок возмущает сестру Бориса, однако Федор Иванович относится к Веронике с пониманием.
Тем временем воинская часть Бориса и его фронтового товарища, Степана, в тяжелейших условиях выходит из окружения. Вынося на себе одного из солдат, молодой человек погибает…
Вероника об этом не знает – вместе с семьей Бориса она уезжает в эвакуацию за Урал. Там она устраивается на работу в тот же госпиталь, в котором трудится Федор Иванович, и ухаживает за больными и ранеными. Брак не приносит ей никакого счастья – она по-прежнему любит Бориса и винит себя, считая, что предала жениха.
Однажды Вероника становится свидетельницей нервного срыва у раненого солдата, узнавшего, что его невеста вышла замуж за другого. Видя, как все поддерживают парня, Вероника все больше убеждается в том, что она поступила нечестно, грязно, подло. В смятенных чувствах она выбегает из больницы и поднимается на мост – ей хочется прыгнуть под поезд и покончить уже со всем. Однако, в последний момент на дороге она замечает ребенка и буквально выхватывает его из-под колес машины. Мальчишку зовут Борис и он потерялся…
Вероника берет его с собой домой. Она хочет дать ему поиграть белку, которую ей подарил возлюбленный, однако игрушку унес Марк. Узнав, где находится муж, молодая женщина находит его – и как раз вовремя. Оказывается, в игрушке была спрятана записка от Бориса. Еще чуть-чуть – и ее прочитала бы одна из приятельниц Марка. Вероника забирает записку и, влепив супругу пощечину, уходит.
Чуть позже Федору Ивановичу становится известно, что бронь Марк получил по блату. Возмутившись этим, он выгоняет его из дома. Вероника тоже собирается уходить, однако отец Бориса убеждает ее, что она ни в чем не виновата и просит остаться.
Еще немного позже Вероника знакомится с солдатом, спасенным Борисом. Молодой человек говорит ей, что Борис, вероятно, погиб. Героиня отказывается в это поверить – тем более, что солдат видел только то, что ее возлюбленный получил тяжелое ранение. Еще он видел, как его уносит друг Степан. А больше он ничего не знает. Получается, Борис пропал без вести?..
Объяснение концовки
Объяснение концовки картины. В финале мы видим, как на московский вокзал прибывает поезд с фронтовиками. Пришедшая встречать возлюбленного Вероника в конце концов находит Степана. Тот отдает девушке все цветы и ее фотографию, которую она однажды подарила жениху. Таким образом она убеждается, что Бориса больше нет в живых… Принесенный с собой букет и цветы, подаренные Степаном, девушка раздает солдатам и вдруг видит, как в небе пролетает журавлиный клин.
Смысл концовки фильма «Летят журавли» достаточно прост: война закончилась, наступил мир, нужно жить дальше. Но сделать это не так-то легко: некоторые раны заживают очень долго, а какие-то не зарастают никогда…
Смысл фильма
По мнению многих зрителей, сделавших разбор картины, “Летят журавли” – фильм это достаточно неоднозначный. Хотя бы потому, что он по идее рассказывает о войне, но она в нем… другая.
На дворе стоит 1957 год, никакой “стальной хватки” у горла служителей искусства нет. Ситуацией воспользовался вовремя почувствовавший ветер перемен Михаил Калатозов – и превратил первоисточник, пьесу Виктора Розова, в пронзительную и очень противоречивую историю любви.
Его картина действительно резко отличается от большинства советских фильмов о ВОВ. Вместо классического “былинного” сюжета, повествующего о доблести советских солдат на фронте, мы получили нетривиальную историю. Ее рассказала молодая девушка, которую война разлучила с любимым человеком. Нетипичный взгляд на проблему и новаторский подход к реализации замысла позволили фильму стать первой и единственной советской лентой, получившей европейскую награду.
Разгадка благосклонности жюри Каннского кинофестиваля достаточно проста. Дело в том, что в 40-50-х стало очень популярным новое течение – “итальянский неореализм”. Смысл этого направления заключался в том, что в объективе камеры теперь находился условный “маленький человек”. То есть режиссеры теперь рассказывали зрителям о них самих, тем самым позволяя посмотреть на самих себя и свою жизнь со стороны. Молодые кинематографисты буквально горели идеей снимать кино о простых людях – и находили мощный отклик. Попал “в волну” и Михаил Калатозов – о нем узнали, его труд оценили по достоинству.
История о двух влюбленных, разлученных войной, проста и понятна, а самое главное – человечна. Картина Калатозова то и дело обращается к компромиссам: она признает героизм советских воинов, спасших страну от гитлеризма, но одновременно она считает войну исключительным злом. Лента замкнута только на своем сюжете, никакой атмосферы ненависти к врагу в ней нет, а основной акцент в сюжете сделан только на человеческих поступках. Такая трактовка эпохи ВОВ возвышает ее над другими (советскими, а потом и российскими) кинолентами, показывающими войну не как трагедию, а исключительно как фон для демонстрации своей силы и непобедимости.
“Летят журавли” – тихая картина со скрытым смыслом. Найти его можно постараться в словах Виктора Розова: “Есть что-то от вечности в журавлином полете”. Сложно выразиться точнее.
В одной из мизансцен мы видим найденыша – маленького ребенка. Он является символом продолжающейся жизни, не подернутой войной. Чистая детская улыбка заставляет поверить в лучшее – и лишние слова здесь совершенно ни к чему. Враг причинил нашей стране немало бед, но после потрясения люди, пережившие войну, потихоньку оправились от удара и пошли дальше. На руинах прежнего, разрушенного мира возник новый, молодой и сильный. В конце картины, как и в самом начале, над Москвой летят журавли… Таким образом замыкается порочный круг насилия, жизнь начинается с чистого листа.
Очень показательной была реакция на картину в год ее выхода. Советским критикам не понравилась суть фильма – его посчитали “идеологически невыдержанным”. Его победе на Каннском фестивале в советской прессе посвятили небольшую заметку без указания авторов, а Никита Хрущев был так возмущен образом главной героини, что позволил себе непечатные высказывания в ее сторону.
Советский зритель тоже встретил картину прохладно – сопереживать Веронике были готовы далеко не все. Мало того, что она даже внешне не очень-то вписывалась в воспеваемый образ советской женщины, так еще и ее моральный облик оказался “нравственно неоднозначным”, ставящим под сомнение прописные истины и идеалы.
Многие зрительницы, искренне убежденные в том, что Вероника предала любовь, называли ее подлой. Что было бы – рассуждали они – если бы Борис вернулся живым? Узнав о ее замужестве, он наверняка предпочел бы быть убитым на фронте.
Другие не были столь радикальны и пытались понять главную героиню. Однако даже они были уверены твердо: в отличие от подавляющего большинства женщин, Вероника сломалась, “не дождалась”. Разумеется, понимала это и она сама. И, судя по ее поведению в конце фильма, она себя никогда не простит…
Однажды Пабло Пикассо назвал картину гениальной – и с ним сложно поспорить. Это умное, тонкое кино о разрушенных судьбах, о несбывшемся счастье и о незаживающих ранах, оставленных войной в душах миллионов людей на долгие годы. Сегодня “Летят журавли” по праву считаются не только нестареющей классикой, но и одним из важнейших фильмов всего советского кинематографа.
Похожие фильмы
Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на фильм “Летят журавли”:
- “Баллада о солдате” (СССР, 1959 год). Юный Алеша Скворцов подбивает два немецких танка. Лучшая награда для него – возможность побывать дома…
- “Судьба человека” (СССР, 1959 год). Русский солдат попадает в концлагерь. Он пытается отстоять свое право быть человеком.
- “Офицеры” (СССР, 1971 год). Картина повествует о судьбе двух друзей, Ивана и Алексея.
- “Долгая помолвка” (Франция, США, 2004 год). Конец Первой мировой войны. Молодая женщина пытается найти своего возлюбленного, которого чуть раньше военно-полевой суд приговорил к смерти.