Сломанное детство в драме «Лиля навсегда»

Лиля навсегда Смысл фильма

Страна: Швеция, Дания

Жанр: драма, криминал

Год производства: 2002

Режиссер: Лукас Мудиссон

Актеры: Оксана Акиньшина, Артем Богучарский, Любовь Агапова

Пессимистично-депрессивная картина Лукаса Мудиссона напоминает ленты раннего постсоветского периода. Сюжет фильма «Лиля навсегда» повествует об обычном, не до конца повзрослевшем человеке, который пытается устроить себе хоть сколько-нибудь достойную жизнь и найти свое место в ней.

А еще это кино о том, как внешние обстоятельства ломают даже самого хорошего человека – ведь иногда бывает так, что веры в прекрасное будущее оказывается недостаточно…

О чем фильм

Краткое описание содержания картины “Лиля навсегда”. Фильм начинается с того, что девочка-подросток бежит по улице, а фоном играет песня группы “Rammstein”. В конце концов она добегает до моста и встает на перила. После этого сюжет картины возвращается в ее прошлое и начинается длинный флэшбек.

Оксана Акиньшина
В роли Лили снялась Оксана Акиньшина. Кадр из фильма.

Главная героиня фильма, несовершеннолетняя Лиля Михайлова, провожает в США мать, которая обещает, что вскоре вернется за ней. Девочке она оставляет уютную квартиру. Впрочем, родная тетка, которая по совместительству является опекуншей Лили, переселяет ее в другую квартиру, более скромную. По сути бросив племянницу, она ничем ей не помогает, однако Лиля надеется на лучшее и ждет весточки от мамы.

Вскоре коммунальщики отключают в квартире электричество, а чуть позже Лиля обнаруживает, что в их с матерью квартире прочно обосновалась тетка. Спустя еще какое-то время девочку вызывают сотрудники социальной службы. Дело в том, что мать Лили наконец-то прислала письмо из США, но его смысл страшен: она сообщает властям, что отказывается от своих прав на дочь.

Лиля не знает, как ей жить дальше. Вскоре она встречается с подругой детства Наташей, которая подбрасывает ей идею: зарабатывать на жизнь можно проституцией. Наташа утверждает, что в этом нет ничего “такого” и сама она обеспечивает себе более-менее сытую жизнь именно таким способом. Лиля отказывается.

Вскоре отец Наташи находит в доме деньги, заработанные дочерью. Та, насмерть перепугавшись, дает свою трактовку: это деньги Лили, которая занимается проституцией – дескать, она передала их Наташе на временное хранение. После этого Лилю начинают называть путаной все, кто ее знает.

Артём Богучарский
Артём Богучарский исполнил роль Володи. Кадр из фильма.

Девочка окончательно оказывается без средств к существованию и, бросив школу, действительно начинает заниматься проституцией. Из-за этого несколько ребят, с которыми она еще недавно вроде как дружила, врываются к ней домой и насилуют ее. Единственный, кто не стигматизирует Лилю – парнишка Володя. Как и она, он одинок и отвергнут всеми, в том числе и своим отцом-алкоголиком. С ним у девочки начинается очень нежная, трогательная дружба.

Однажды в жизни Лили появляется молодой человек Андрей, который зовет ее с собой в Швецию. Володе он не нравится, но Лиля, подумав, соглашается поехать с ним. Мальчик всеми силами пытается отговорить подругу от необдуманного шага: во-первых, лететь в Швецию ей предстоит по фальшивому загранпаспорту, а во-вторых, работа, которую предлагает Лиле Андрей, в это время года неактуальна. Понимая, что Володя прав, Лиля тем не менее на все закрывает глаза. В день отъезда Андрей неожиданно отказывается ехать с ней, мотивируя это тем, что у него сильно больна бабушка и ей нужна его помощь. Страшная разгадка странного поведения парня проявится немного позже…

Володя, не приняв отъезд подруги, кончает жизнь самоубийством, наглотавшись таблеток. Ничего не зная об этом, Лиля все-таки едет за границу, где ее встречает человек, представившийся другом Андрея. На самом деле это польский сутенер. Изнасиловав девушку, он в буквальном смысле отправляет ее в сексуальное рабство.

Спасение Лиля находит только в снах, в которых к ней приходит Володя. Разговоры с погибшим другом помогают девушке понять, что так жить больше нельзя – и она решает бежать…

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. Ближе к финалу Лиля, пытаясь убежать от преследователей, оказывается на мосту и забирается на перила. Появившийся дух Володи пытается отговорить девушку от страшного шага, но она его не слушает и прыгает…

Врачи приехавшей “скорой” пытаются спасти Лилю, а находящийся рядом Володя кладет ей на голову руку. Открыв глаза, девушка внезапно оказывается дома и снова встречается с Андреем. Но на сей раз она, ответив на его предложение категоричным отказом, идет вместе с Володей на крышу дома. Ребята играют с баскетбольным мячом и мило улыбаются друг другу.

Смысл концовки фильма «Лиля навсегда» заключается в том, что главная героиня картины погибла. Перед смертью она пожалела о содеянном и представила, что было бы, если бы она не связалась с Андреем. В финале у нее и Володи за спиной “выросли” белоснежные ангельские крылья – символ невинности и чистоты…

Смысл фильма

Картину открывает сцена бегущей Лили под песню “Mein herz brennt”.  В этой мизансцене есть скрытый смысл. Дело в том, что центральным образом песни является некая ночная фея, в образе которой присутствуют черты персонажа из жутковатого немецкого фольклора – Песочного человека. Однако, в отличие от Зандмана, который по своему усмотрению дарил как страшные, так и добрые сны, ночная фея насылает исключительно кошмары и питается слезами перепуганных детей. Впрочем, потом она осознает, что для некоторых детей кошмар может стать последним…

нацарапанная надпись
Кадр из фильма.

Однако для Лили настоящим кошмаром стала реальность, в которой она оказалась. Очнуться от него у девушки получилось только после того, как она прыгнула с моста.

“Лиля навсегда” – холодный фильм, бесконечно тяжелый и гнетущий… Впрочем, какой еще может быть социальная драма, показанная глазами подростка? Вообще образ Лили кажется удивительным. Несмотря на окружающие ее грязь и ужас, она с самого начала является и продолжает быть доброй, наивной и доверчивой. Она верит людям и поэтому ищет в них спасение от пугающей реальности.

Юная девушка занимается проституцией, но можно ли винить ее – тем более, тем, кто никогда не был в такой ситуации; кто никогда не голодал, не оказывался без средств к существованию и не жил в мрачной, холодной и темной клетушке? Лиля оказалась в плену у куда более страшного монстра, чем ночная фея. Ее пленил Левиафан, принявший образ сологубовской провинции с постепенно деградирующим населением.

Брошенная матерью, ненужная ей, она попала в замкнутый круг, из которого ей удалось выйти лишь только отказавшись от своих принципов и пойдя на полное саморазрушение. Но долго так продолжаться не могло… Единственным нормальным выходом из этой жестокой действительности оказалась смерть – и Лиле и Володе она представлялась прекрасной возможностью отдохнуть от порочного мира. Как ни крути, но смотреть на это очень больно.

Вообще, глядя на безысходность ситуации, в которой оказалась Лиля, невольно отказываешься верить, что такое возможно. На этом фоне возникает соблазн упрекнуть режиссера в неправдоподобности и намеренном сгущении красок. Но стоит только представить, сколько таких глубинок еще есть на постсоветском пространстве и сколько людей оказались в таком же положении, как становится не по себе.

зарабатывание денег проституцией
Кадр из фильма.

В своих разборах картины некоторые зрители пишут о том, что Лиля могла что-то изменить. Однако такие разглагольствования – не более чем пустой звук, разбивающийся о стены многоэтажек, таких же угрюмых и враждебных, как и те, кто там живет. Не одна только Лиля утопает в провинциальной безнадеге – таких, как она, десятки тысяч. Поэтому можно сказать, что в ее образе отражена история целой страны, которая с конца девяностых годов пребывает в ожидании светлого “завтра”.

Впрочем, было бы ошибочно полагать, что суть фильма заключается только в этом. Дело в том, что почти все картины Лукаса Мудиссона объединены общей темой – темой сломанного детства. “Лиля навсегда”, пожалуй, самая мрачная его работа.

Это связано с тем, что, в отличие от других фильмов режиссера, “Fucking Amal” и “Вместе”, здесь все совсем безнадежно – не в последнюю очередь потому, что в этой картине отсутствуют достойные (или хотя бы подающие надежду) взрослые персонажи. Режиссер словно делает вывод: окружающий мир изменить к лучшему невозможно – безликий, серый и унылый, он является своеобразным филиалом ада на Земле. Единственное, на что еще можно надеяться в этом случае – это только на возможность отправиться в рай, в лучший мир, где нет боли.

И все-таки наш мир показан в этом фильме не только отвратительно жестоким и равнодушным, но еще и страдающим. Да, речь идет о пресловутой “слезинке ребенка” и в подстрочнике можно легко увидеть закономерный вопрос, который волнует очень многих: а где, собственно, Бог?.. Лукас Мудиссон ответить на него не смог.

Впрочем, едва ли режиссер закладывал в свою картину какой-то глубинный философский смысл. Но зато в ней есть конструктивный социальный посыл. И несмотря ни на что, все равно как-то верится в то, что благодаря этой работе, в частности, мир исцелится, станет лучше; в то, что люди получили мощнейшую мотивацию бороться с теми видами зла, которые они здесь увидели.

крепкая дружба
Кадр из фильма.
Как вам героиня фильма?
Очень жалко девочку. Финал ее жизни закономерен, у нее не было выбора.
74.4%
Выбор был: уезжать или остаться. Она поступила неправильно, все могло пойти по-другому.
18.26%
Она сама во всем виновата. Не все, кто оказался в бедности, идут по кривой дорожке.
6.48%
Свой вариант (напишу в комментариях).
0.85%
Проголосовало: 586

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу и сюжету на фильм “Лиля навсегда”:

  • “Покажи мне любовь” (Швеция, Дания, 1998 год). Юная Элин живет в шведской глубинке. Больше всего на свете она мечтает вырваться из захолустного Омоля…
  • “Герда” (Россия, 2021 год). Провинциальная талантливая девушка, которая страдает от окружающего убожества и бездуховности, по ночам подрабатывает в стриптиз-клубе.
  • “Все умрут, а я останусь” (Россия, 2008 год). Картина рассказывает об истории взросления трех девушек.
  • “Интердевочка” (СССР, 1989 год). Татьяна – валютная проститутка. Она мечтает уехать из “загнивающего совка” на запад и начать жить по-настоящему.
  • “Точка” (Россия, 2005 год). Три девушки занимаются проституцией в Москве. Каждая из них мечтает вырваться из порочного круга.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Сергей

    Вопрос почему она не могла пойти работать в РФ просто каким то грузчиком, в магазине кем то или где то еще. Почему именно проституция?

    0
    2
    Ответить
    1. Вадим

      В фильме показана не РФ, а Эстония. Какой-то военный городок, российские воинские части вывели, остались забросы и очень малочисленное деградирующее население. Такой анклав упадка и безнадеги. Работы там не было физически, там, может, один этот сельпо-магазин остался на весь городок.Где- нибудь в Таллине в это время- подъем национализма, русскую бы там не взяли уборщицей нигде из вредности. По крайней мере, без знания эстонского языка. Уезжать в Россию , где у нее никого нет, и жизнь в конце девяностых- начале нулевых тоже не сахар..вряд ли это закончилось бы чем-то хорошим для одинокой молоденькой девушки. Фильм страшен тем, тем, что показал в человеческой судьбе полный тупик и безнадегу.

      Ответить