Одиночкам здесь не место: чем закончилась антиутопия «Лобстер» 

Лобстер фильм 2015 Смысл фильма
Автор статьи
Михаил Новожилов
Михаил Новожилов
Любитель хорошего и атмосферного кино, с необычным взглядом на окружающий мир. Обожает триллеры.

Страна: Ирландия, Великобритания, Греция

Жанр: фантастика, триллер, драма

Год производства: 2015

Режиссёр: Йоргос Лантимос

Актёры: Колин Фаррелл, Рэйчел Вайс, Джессика Барден, Оливия Колман, Джон Си Райли

Фильм «Лобстер» (The Lobster) – антиутопия, переносящая зрителя в общество, где не существует полутонов, есть только чёрное и белое. Идея сценария достаточно интересная, однако сам фильм на любителя. От фантастики здесь только время происходящего, классическим триллером не пахнет, остаётся лишь драма. При этом в фильме заложен глубокий скрытый смысл, раскрыть который поможет подробный разбор содержания и концовки.

О чём фильм

Прежде чем переходить к трактовке смысла, кратко расскажем о самом фильме. Итак, «Лобстер» — это антиутопия, события которой происходят в обозримом будущем. Зрителю представлено серое общество, где всё должно быть однообразно и следует определённому кругу жизни. В частности, здесь у всех должна быть пара. Одиночки автоматически причисляются к людям второго сорта.

антиутопия Лобстер
Кадр из фильма.

Мир «Лобстера» устроен так, что пара у каждого должна быть в любом случае, поэтому одиночек ждёт один из двух вариантов:

  1. Отель. Это последняя инстанция, которая помогает оставаться в обществе людей. Каждому постояльцу даётся 45 дней, чтобы найти себе пару и построить отношения. Своеобразный «Дом 2», только намного жёстче и без лобного места.
  2. Стать животным. Это удел тех, кто даже в отеле не может найти себе партнёра. Перед этим у каждого спрашивают, каким именно животным он хочет быть. Выбор последующей ипостаси остаётся на усмотрение одиночки. После перевоплощения животных выпускают на волю, где они всё равно найдут себе пару.

Главный герой «Лобстера» – Дэвид. После развода мужчина оказывается в отеле для одиночек. При предварительном собеседовании, он сообщает, что хочет стать лобстером. По меркам персонала отеля, выбор необычный, ведь большинство одиночек делают выбор в пользу собак. Сам герой мотивирует решение тем, что у лобстеров аристократическая голубая кровь, и они живут до 100 лет. В отель Дэвид пребывает вместе со своим братом, который не смог найти себе пару и теперь живёт в образе собаки.

Колин Фаррелл
Колин Фаррелл в главной роли Дэвида. Кадр из фильма.

Жизнь в отеле строится по своим правилам. У всех постояльцев есть 45 дней, чтобы найти пару. Однако этот срок довольно условный, учитывая, что гости ежедневно отправляются в ближайший лес охотиться на одиночек. Каждый пойманный одиночка продлевает время пребывания в этом сомнительном местечке на 1 день. Поэтому удачливые охотники могут находиться здесь практически вечно, как например, Бессердечная Женщина.

По вечерам здесь проводятся собрания, сильно напоминающие заседания общества анонимных алкоголиков. Новички рассказывают о своих особенностях, чтобы быстрее найти себе пару по схожему признаку. Звучит классическая музыка, разыгрываются сценки, наглядно показывающие, что мужчинам и женщинам лучше жить вместе.

Время пребывания Дэвида в отеле истекает, но партнёра найти он так и не смог. Тогда герой решает сжульничать. Он притворяется безэмоциональным и сходится с Бессердечной Женщиной. Однако избранница постоянно проверяет своего кавалера, выводя его на эмоции. Ради этого она убивает собаку главного героя. Дэвид плачет, за это Бессердечная Женщина обвиняет его в мошенничестве, и тащит к администрации отеля, чтобы в наказание перевоплотить в самое непопулярное животное.

Ангелики Папулия
Бессердечную женщину сыграла Ангелики Папулия. Кадр из фильма.

Дэвид сбегает, предварительно перевоплотив Бессердечную Женщину в какое-то животное (в какое – он не рассказывает). Он скрывается в лесу и примыкает к сообществу одиночек. Здесь всё наоборот. Никакие отношения не приветствуются, каждый сам по себе и никогда не протянет руку помощи другому. По иронии судьбы, именно среди одиночек Дэвид встречает близорукую женщину, в которую влюбляется по-настоящему. Пара готовится сбежать, чтобы жить в городе. Однако о планах узнаёт Лидер одиночек, которая ослепляет избранницу Дэвида, устранив единственное, что их связывает – близорукость.

Однако этот факт героя не останавливает. Он связывает Лидера, оставляя её на растерзание бродячим псам, а сам вместе с избранницей сбегает в город. Его план прост. Он хочет также ослепить себя, чтобы быть вместе со своей пассией. Финал «Лобстера» переносит нас в кафе, где герой собирается выколоть себе глаза ножом для мяса. Потом темнота, титры, фоном идёт пение и звуки бриза, конец. Какова разгадка этой вакханалии, происходящей на экране? Попробуем разобраться.

Расшифровка сюжета

Объяснение концовки можно поискать в самом фильме, рецензия на который не открывает всей глубины и абсурдности общества, которое в нем показано. Начнём с того, что само содержание фильма «Лобстер» указывает на то, что здесь все лгут. Придуманные непонятно кем законы, что у каждого должна быть пара, не работают. В самом начале женщина убивает осла. Здесь можно предположить, что это её бывший супруг, которому она мстит за былые измены или обиды.

В самом отеле дела обстоят не лучше. В течение всего фильма ни разу не звучит слово любовь. Вывод простой – её в этом мире просто нет. Те, кто живут в городе и якобы находятся в браке, просто боятся остаться одни. Пары создаются не по взаимной симпатии, а на схожести партнёров. Здесь все именно партнёры, а партнёрство всегда предполагает взаимовыгодное сотрудничество, что, собственно, и происходит.

актеры Лобстера
Джон Си Райли в роли Роберта (шепелявого мужчины), Колин Фаррелл, Бен Уишоу в роли Джона (хромой). Кадр из фильма.

Постояльцы отеля придумывают себе схожие признаки, чтобы не превратиться в животных. Яркий пример – Джон, который регулярно разбивает себе нос, чтобы стать похожим на девушку с носовым кровотечением. При этом избранница отлично понимает, что её партнёр лжёт. Именно поэтому она отвешивает пощёчину Дэвиду, который прибывает к паре на яхту, чтобы рассказать партнёрам об истинном положении вещей.

Не лучше и сама администрация. Мужчина, прижатый к стенке, утверждает, что его спутница должна умереть, потому что не сможет пережить одиночество. Когда ему дают в руку пистолет (не заряженный), он нажимает на курок. Никакого самопожертвования и попыток спасти свою спутницу. Это логично, ведь они просто партнёры, ничего личного.

На фоне лжи пар и постояльцев отеля можно сделать вывод, что одиночки – идейные борцы сопротивления, которые пытаются отстоять индивидуальность каждого члена общества. Однако это не так. Это тот же отель, только наоборот. Здесь запрещены любые отношения между одиночками, проявивших чувства жестоко карают. При этом сама Лидер нарушает принципы возглавляемого ей сообщества. Она поддерживает отношения с родителями, берёт с собой в гости других одиночек, который разыгрывают на этих встречах влюблённые пары.

Поэтому общий смысл антиутопии заключается в том, что отель и лес – это две стороны одной медали. Чёрное и белое, которые не могут существовать друг без друга. При этом никаких полутонов в «Лобстере» нет. Обратите внимание, что в отеле запрещены бисексуальные отношения, отсутствуют половинчатые размеры обуви: только 44 или 45, никаких 44.5.

Также очень странный момент, что отношения строятся именно на физиологических особенностях. Хромые могут жить только с хромыми, косые с косыми, близорукие с близорукими. Именно на эти индивидуальные особенности обращают герои этой антиутопии. Если убрать схожесть, пара распадётся. Это хорошо прослеживается в ситуации, когда Лидер ослепляет избранницу Дэвида. Сначала женщина старается скрыть свою слепоту, потом признаётся. Мужчина, который до этого души не чаял в своей избраннице, быстро охладевает к ней. Он больше не приносит ей кроликов, поэтому девушка сидит голодной. Получается, что внешнее сходство гораздо важнее любых душевных терзаний и сердечных мук.

Дэвид даже готов пожертвовать собственным зрением, чтобы стать похожим на свою партнёршу. Однако решившись на членовредительство, сможет ли герой довести задуманное до конца? Попробуем найти этому объяснение в финале.

Смысл концовки

Перенесёмся в конец фильма «Лобстер». Герой решает ослепить себя, чтобы быть вместе со своей избранницей, и обосноваться в городе. Шаг отчаянный, но в реальности бесполезный. Находясь среди одиночек, пара привыкла общаться невербально, разработав своеобразный язык жестов. Им важно видеть друг друга. Если Дэвид выколет себе глаза, наступит просто темнота. Не будет ничего из того, к чему он привык.

Более того, он всё время пытается подстроиться под законы общества, в котором находится. В отеле он безоговорочно принимал все правила администрации и решился на мошенничество, лишь поняв, что не сможет найти пару. Среди одиночек он также принял правила игры, и не вступал в противоречия с Лидером. Поэтому концовка фильма «Лобстер» может иметь два объяснения.

гостинная отеля
Кадр из фильма.

Первая – Дэвид не смог искоренить в себе принципы и мораль общества, в котором живёт. В этом случае ему необходимо добиться схожести с партнёром. Тогда он решается и выкалывает себе глаза. Дальше наступает темнота, в которой партнёры не находят друг друга, и их снова помещают в отель как одиночек. На это указывает классическая музыка, звучащая на фоне титров, а потом звук морского прибоя – слепой Дэвид не нашёл пару, став лобстером.

Второй – мужчина просто испугался. Его подруга сидит в одиночестве и ждёт, когда её партнёр будет похож на неё. Однако Дэвид понимает, что, ослепив себя, не сможет жить нормальной жизнью. Поэтому он просто сбегает из кафе, как до этого из отеля и лагеря одиночек. Его женщину сдают в отель, где она также не может найти себе партнёра, и в память о Дэвиде становится лобстером.

Дэвид выкалывает себе глаза в финале?
Да.
21.33%
Нет, он сбегает.
42.67%
Не знаю, так и не понял.
36%
Проголосовало: 75

Добавить комментарий

Adblock
detector