«Маленькая Вера»: бездуховность, безысходность, безнадежность

Маленькая Вера Смысл фильма

Жанр: драма, мелодрама

Год производства: 1988

Режиссер: Василий Пичул

Актеры: Наталья Негода, Андрей Соколов, Юрий Назаров

Награды и номинации: В 1988 году фильм стал победителем на Венецианском кинофестивале.

Картина под названием “Маленькая Вера” стала дебютной для молодого режиссера Василия Пичула. В острой, драматической форме он поднял вопросы цены свободы и мировоззренческого несовпадения поколений. Сюжет и смысл фильма «Маленькая Вера» и сегодня очень актуальны. По мнению многих зрителей, помнящих “то” время, это в большей степени лента о несвободе, сложных отношениях с токсичными родителями и ежедневном психологическом давлении, которому подвергается каждый, кто решил жить не так, “как надо”.

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Маленькая Вера”. Мариуполь, конец 80-х годов. Николай Семенович и Маргарита Владимировна Маринины воспитывают дочь Веру. Правда, устав от их гиперконтроля, девушка, только что закончившая школу, от души бунтует – курит, выпивает и посещает дискотеки.

Наталья Негода
Наталья Негода исполнила роль Веры, а Андрей Соколов сыграл роль Сергея. Кадр из фильма.

Найдя в сумке у девушки 20 долларов, отец и мать устраивают ей очередной скандал: за хранение иностранной валюты им всем может грозить серьезное наказание. Понимая, что не могут повлиять на Веру, родители в бессилии грозят ей старшим братом Виктором. Раньше Вера боялась его, но он давно уже живет отдельно и работает врачом.

В очередной раз поскандалив с родителями, девушка отправляется на дискотеку и встречает там Сергея, интеллигентного молодого человека, который на несколько лет старше нее. Случайно ребята оказываются замешаны в конфликте, который обернулся грозной дракой “стенка на стенку”. Это странным образом сближает их и между ними вспыхивает страсть. Ребята начинают встречаться и постепенно сближаются.

Вскоре побывать у родителей приезжает Виктор. Выясняется, что он знает Сергея и считает, что тот просто играет с Верой. У старших есть все основания беспокоиться: инициатором отношений выступает именно Вера, а свои чувства Сергей проявляет как-то вяло. Кроме того, девушка отвергла хорошую, по мнению родителей, кандидатуру своего бывшего одноклассника Андрея: искренне влюбленный в нее юноша поступил в мореходку и имел хорошие шансы на неплохо оплачиваемую работу с заграничными командировками.

И матери, и отцу Веры кажется, что ее роман с Сергеем ничем хорошим не закончится. Тем не менее, молодой человек заявляет, что намерен жениться на девушке. Впрочем, Николай Семенович, человек глубоко советский, простой и любящий хорошо выпить, часто конфликтует с интеллигентным юношей. Смысл их ссор прост – разность мировоззрений: “Ни поговорить с тобой, ни выпить” – горько сетует отец Веры. Маргарита Владимировна, недолго пометавшись между дочерью и мужем, в конце концов принимает его сторону.

Александр Негреба
Александр Негреба сыграл роль Виктора, а Юрий Назаров в роли отца Веры. Кадр из фильма.

Одна из ссор заканчивается трагически: Сергей закрывает пьяного отца Веры в ванной комнате. Там он разбивает раковину и ранит себя. Вера выпускает его и тот, набросившись на Сергея, ранит его ножом. После такого “разбора полетов” перед молодыми людьми возникает дилемма: оставить все как есть, понять и простить, или все-таки составить заявление – то есть посадить Николая Семеновича.

В какой-то момент Вера не выдерживает и, наглотавшись таблеток, в самом финале фильма пытается свести счеты с жизнью. Ее спасают Виктор и сбежавший из больницы Сергей.  А у Николая Семеновича после всех треволнений начинается сердечный приступ…

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. Вообще у “Маленькой Веры” открытый финал, предполагающий несколько трактовок дальнейших событий. Многие считают, что отец Веры умер, кто-то думает, что он остался жив. Вероятнее всего первое, потому что его чаша переполнилась. Он любил дочь и понимал, что причиной попытки ее самоубийства был именно он – вот сердце и не выдержало, и он умер с ее именем на устах.

Смысл концовки фильма «Маленькая Вера» заключается в том, что большинство семейных проблем у людей возникают из-за того, что они не умеют выстраивать правильные взаимоотношения и не могут услышать близких. Останутся ли Сергей и Вера вместе? Вполне возможно – ему некуда идти. Но может быть, через несколько лет они разойдутся. Мать Веры, вероятно, продолжит свою серую жизнь, Виктор осядет в Москве. А провинциальный город, уродливый и ядовитый, будет ждать новых жертв.

Смысл фильма

“Маленькую Веру” сильно критиковали. Многие зрители были оскорблены тем, как Василий Пичул показал жизнь в провинции, а некоторые вообще не увидели в картине никакого смысла.

По мнению тех, кому фильм не понравился, семья Веры – маргиналы, а не представители большинства. Ведь, по их представлению, большая часть людей того времени жила совершенно нормально – они работали, воспитывали детей, копали огороды и ездили отдыхать в Сочи или в Крым.

Разумеется, так и было. Но ведь и отец Веры тоже работал, сама она ждала известия из училища и готовилась выйти замуж, мать занималась домашним хозяйством, а старший брат работал врачом в Москве. То есть это была обычная советская семья.

Суть здесь не в распитии спиртного, а в ощущении безнадежности. Вере было некуда сбежать от окружающей действительности и от общества в целом. Она чувствовала, как провинция засасывает ее и с ужасом понимала, что вырваться оттуда некуда и не к кому. Родителям Веры все равно: они прожили большую часть жизни и их устраивает действительность. Новое поколение в лице девушки рвется – ему противна безысходность жизни. И в этом заключается трагизм ситуации… Впрочем, все равно остается “маленькая вера” в светлое будущее.

Фильм Василия Пичула разрушает ложь коммунистической идеологии о благополучии советской семьи. Молодой режиссер безжалостно выворачивает наизнанку ее подноготную – практически животную погруженность в быт, мещанство и алкоголизм. Удивительно точно в “Маленькой Вере” показана невыносимость жизни в советской семье: вечные нотации, банки с огурцами, истерики, отвратительный психологический шантаж и агрессивное неприятие всего нового.

Людмила Зайцева
Роль мамы Веры исполнила Людмила Зайцева. Кадр из фильма.

Главное в картине – не сексуальный аспект и не эмансипация Веры от старых законов, ведь она вышла замуж за Сергея. Здесь в большей степени рассказывается о невозможности “нового” человека жить в старых условиях.

Разумеется, режиссер уделил внимание и “сексуальной революции” в позднем СССР, но все-таки главная идея фильма заключается в конфликте поколений. Здесь нигилистически настроенная молодежь противостоит родителям, увязшим в болоте нравственных компромиссов с властью, но при этом двулично учащим своих детей жизни.

В фильме прекрасно показано зарождение новой ментальности. Вера и ее приятели – совершенно несоветская молодежь. Они любят и ценят свободу, умеют критически мыслить. Но одновременно они не имеют ни нравственных ориентиров, ни стержня совестливости, который был у “рефлексирующих шестидесятников” и диссидентов. Как показало время, юноши и девушки, имеющие такую ментальность, превратились в хищников и в конечном счете потерялись на просторах девяностых годов.

У “Маленькой Веры” есть и скрытый смысл. У главной героини и ее ровесников критично подорвана вера в коммунизм. Впрочем, не только у них. В 1975 году режиссер Сергей Герасимов снял фильм “Дочки-матери”, в котором профессорские дети, наблюдая за выросшей в детском доме сиротой, задавались вопросом, идейная ли она или просто не в себе. То есть вера в построение “светлого будущего” уже давно воспринималась молодежью скептически.

В картине Василия Пичул молодые ребята и девушки озабочены устройством личной жизни – судьба страны их не волнует. Трагедия “перестроечного поколения” в том, что оно было политически индифферентным. Именно политическое безразличие стало причиной анархии девяностых. Причина в том, что свободу они получили не в борьбе, а просто так.

Александра Табакова
Александра Табакова в роли Чистяковой. Кадр из фильма.

Эмоциональный накал в “Маленькой Вере” очень силен, а краски сильно сгущены. Одновременно это очень важная картина о людях, желающих просто радоваться жизни. К сожалению, “перестроечные” юноши и девушки так и не поняли, что просто так ничего не бывает. Чтобы строить частную жизнь, нужно очиститься от старой идеологии.

Этого не произошло: задыхаясь в удушливой атмосфере советской семьи, они впоследствии тоже стали мещанами. Засматриваясь в сторону запада, они прежде всего видели в нем потребительский рай и противопоставляли его дефицитному социалистическому аду. Обличения любого рабства и тирании совести они в нем не узрели. Наверное, на этом фоне можно предположить, что всему виной не только индифферентность, но и отсутствие нравственных ценностей.  “Маленькая Вера” – фильм о бездуховности.

Почему фильм стал культовым

Фильм “Маленькая Вера” стал символом разваливающегося на куски СССР и разлагающейся советской эпохи. Он вышел на экраны в 1988 году и вызвал эффект разорвавшейся бомбы. На первый взгляд, разгадка культовости этой простой в общем-то картины заключается в показанной постельной сцене: не считая почти целомудренной любовной мизансцены из фильма “Осень” (1974), она была первой такой в советском кинематографе.

Но шокировал фильм далеко не только этим. За живое брала сама идея полной безнадеги и безысходности. Кроме того, впервые на советском экране так выпукло и ярко было показано убожество жизни многих обывателей в целом и семьи маленькой Веры в частности.

Суть фильма считывалась очень легко – этому способствовали и унылые пейзажи, оставляющие гнетущее впечатление, и бесконечные ссоры, крики, скандалы, бесполезная суета и непонимание друг друга. У показанных в фильме людей не было никаких духовных устремлений: молодежь пила, дралась и бесцельно прожигала свои жизни, старшее поколение выглядело немногим лучше.

Люди словно увидели себя со стороны и пришли в ужас: как так можно жить? Фильм напугал и шокировал многих. Вероятно, он был снят именно для этого.

Маленькая Вера
Кадр из фильма.
Как вам фильм?
Это клевета на СССР. Все было не так.
13.33%
Чистая правда, точно передана атмосфера и отсутствие ориентиров - как будто снова погрузился в 80-е.
37.39%
Цепляющий, но тяжелый фильм.
45.22%
Другое (напишу в комментариях).
4.06%
Проголосовало: 345

Похожие фильмы

Вот еще несколько кинокартин, похожих по смыслу на “Маленькую Веру”:

  • “Авария – дочь мента” (СССР, 1989 год). Валерия – бунтующий подросток, ее отец – милиционер и они находятся на разных полюсах. Сблизиться их заставляет трагедия.
  • “Интердевочка” (СССР, 1989 год). Днем главная героиня работает медсестрой, ночью – валютной проституткой. Она отчаянно мечтает уехать из опостылевшего города за границу…
  • “Меня зовут Арлекино” (СССР, 1988 год). Картина рассказывает о подростках, которые пытаются понять, кто они и для чего живут. Правда, делают это они достаточно радикальным способом.
  • “Брат-2” (Россия, 2000). Культовый фильм о бывшем военном Даниле Бодрове, который мечтает о торжестве справедливости

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. секрет.

    Мне фильм Маленькая Вера сразу не понравился,хотя и было мне тогда всего 19.(1988г)

    Ответить