Страна: СССР
Жанр: драма, криминал
Год производства: 1988
Режиссер: Валерий Рыбарев
Актеры: Олег Фомин, Светлана Копылова, Людмила Гаврилова, Владимир Пожидаев
Картина Валерия Рыбарева представляет собой великолепный образец отечественного кино перестроечного периода. Сюжет фильма «Меня зовут Арлекино» повествует о непростом времени, когда рушился старый мир и у людей появлялись новые идеалы. В эпицентре перемен оказывается лидер подростковой банды по прозвищу Арлекино.
О чем фильм
Краткое описание содержания картины. Белоруссия, вторая половина 80-х годов. В центре сюжета – юноша по имени Андрей Савичев, однако члены возглавляемой им группировки называют его Арлекино. “Банда” Андрея находится в идеологическом противостоянии со всеми “не такими” – например, с металлистами и хиппи. Особого криминала за парнями не водится – чтобы куда-то девать дурную силу, они просто пристают к прохожим и устраивают драки. Впрочем, есть у мальчишек и кое-какие принципы – например, они очень не любят “нациков” и не разделяют их идеи.

Однажды парни цепляются в парке к длинноволосому хиппи, мирно читающему книгу. Они состригают густые волосы жертвы и отправляются дальше. Примечательно, что обыватели, столпившись вокруг, с интересом и явным одобрением наблюдали за происходящим – никому из них и в голову не пришло вызвать милицию… Именно в этот момент в душе Андрея что-то меняется. Он начинает понимать, что в конфликте с безобидным “хиппарем” не было никакого смысла и дальше так продолжаться не может.
А как – может?.. Этого он пока не знает.
Однажды Андрей видит свою девушку, Лену, в компании с интеллигентным молодым человеком. “Банда” пытается затеять драку с “мажорами” (детьми партийной элиты), однако Андрей этого не позволяет. Он понимает, в чем разгадка поведения девушки – она переросла подростковые забавы, ей хочется другой жизни. Обиженный на Лену, парень пытается ее забыть, однако получается у него так себе.
Чуть позже девушка сама приходит к Андрею и пытается объясниться. Оказывается, с тем “мажором” она встречается не по любви – просто он помог ей выпутаться из долгов и… все закрутилось. “Без него я ноль без палочки” – удрученно говорит Лена. Девушка хочет вернуться к Андрею, однако оскорбленный юноша требует, чтобы она ушла.
Однажды, после очередного “приключения” в городе к ребятам приходит пожилой милиционер. Взяв с парней подписку о невыезде, он велит им прийти на профилактическую беседу. Парням не остается ничего другого как послушаться. Лектор долго и нудно рассуждает о “тлетворном влиянии запада”: согласно его трактовке, через американскую музыку и кино, в котором, по его мнению, нет никакого смысла, в СССР проникает “бездуховность”. Послушав немного скучную лекцию, Андрей в конце концов решает уйти.

Спустя время Арлекино все-таки встречается с Леной, и они вновь начинают встречаться. В разговоре с ней он признается, что на душе у него часто бывает пусто и он не знает, что ему с этим делать…
Однажды в электричке Андрей встречает того самого хиппи и подходит к нему. Он пытается объяснить, что его ребята остригли его только за то, что тот “не вписывался в пейзаж”, а так – ничего личного.
“Все вокруг были против тебя, значит ты не прав. Потому что все не могут быть неправы,” – наседает Арлекино, пытаясь объяснить интеллигентному попутчику причину того жуткого “разбора полетов”. На это хиппи преподносит ему замечательный урок. “Живая рыба плывет против течения, а дохлая – по течению” – говорит он.
Однажды Андрей вновь встречается с тем юным мажором, Интером, который ранее хотел увести у него Лену. Тот пытается купить Андрея, чтобы тот оставил девушку в покое, но Арлекино в грубой форме отказывается. Тогда Интер обращается к Лене, но девушка уже сделала окончательный выбор.
Ближе к финалу Лена признается Андрею, что у нее дурное предчувствие. Однако парень уверен, что все в порядке, и мажора бояться не стоит. Однако на следующий день он узнает, что ребята Интера побили одного из его друзей и понимает, что в этом акте агрессии был скрытый смысл: мажор объявил ему войну. Желания воевать у Арлекино нет – он ведь прекрасно понимает, что “сила” в виде власти и криминала стоит за Интером…
Объяснение концовки
Объяснение концовки картины. В конце фильма Интер вызывает Лену на разговор и силой увозит ее. В издевательской форме он зовет с собой и Андрея.
Выехав за город, мажоры насилуют Лену на глазах у Андрея, а его самого сильно избивают. Бросив их в поле, они уезжают. Фильм заканчивается словами шокированной девушки, бьющейся в истерике: “Здесь все отравлено”.
Смысл концовки фильма «Меня зовут Арлекино» можно выразить фразой “На всякую силу найдется другая сила”. Старый мир рухнул, старых порядков больше нет. Арлекино уходит в прошлое, наступает время таких, как Интер… Андрей понял это, но почему так произошло, так и не осознал.
Смысл фильма
У перестроечного кино есть одна приятная особенность – снятое почти по-современному, оно показывает нам абсолютно иной мир. Именно его мы видим в картине Валерия Рыбарева. На первый план здесь выходит идейное противостояние простых ребят с окраины и богатых “мажоров”. Впрочем, суть фильма заключается не только в этом – почти забытая ныне белорусская лента гораздо глубже, чем кажется.
Любимые слова тогдашнего генсека Михаила Горбачева, “гласность” и “плюрализм”, привели к падению железного занавеса и на территорию СССР проникла западная культура. Первыми ветер перемен почуяли школьники и студенты. На этом фоне они стали искать себя в различных движениях. Так появились хиппи, металлисты, рокеры и панки, которые очень не нравились “истинным патриотам”, ратующим за “духовные ценности”.

На волне практически всеобщего негодования образовалось движение юных борцов за советскую нравственность. Щедро используя кулаки, ребята, не обремененные высшим образованием и интеллектом, пытались “перевоспитать” сверстников (причем, сами они, как показано в этом фильме, очень даже смотрели в клубах американские кулачные боевики). Практически всегда это приводило к трагедиям.
Вообще, движение таких вот “чистильщиков” зародилось в Люберцах, поэтому хулиганы именовали себя люберами. В основу картины Рыбарева легла история одного из таких вот “люберов”, который жил в Белоруссии (Беларуси). Точнее, изначально ее беллетризировал журналист Юрий Щекочихин, написавший пьесу “Ловушка 46, рост второй”. Фильм был снят по ее мотивам.
Эта лента – продукт заката СССР. В идеологию в это время уже никто не верил, учеба мало кого интересовала, а дальнейшие перспективы выглядели достаточно туманно. В страну полным ходом ломились ветры перемен, предвестники лихих 90-х…
Главный герой, совсем еще молодой человек, отчаянно пытается найти себя в этих новых условиях. Способ самовыражения он выбрал, мягко говоря, специфический. Идущий вразрез с уголовным законодательством, этот метод, однако, чрезвычайно привлекает молодежь того времени – разумеется, не всю, а ту, которой, в общем-то, некуда податься. По мнению юных “волков-арлекиновцев”, жизнь поступила с ними несправедливо. То есть виноваты в том, что с ними происходит, не они сами, а другие – те, кто живет иначе, лучше. А значит, их нужно давить всеми возможными способами. Потому что только так можно почувствовать себя крутым и что-то значащим. Однако давить эти борцы за все хорошее против всего плохого предпочитают безобидных индивидуалистов, которые и сдачи-то дать не могут.

Тем не менее, “все течет, все меняется” – на каждого волка всегда найдется свой волкодав. Бездуховность, внутренняя пустота, отсутствие четких целей и ощущение безнаказанности в итоге приводят Арлекино к полному краху.
Всю нехитрую жизненную философию главный герой картины за несколько минут испытывает на себе. Но усвоил ли он урок? Судя по его поведению в конце фильма – едва ли. Он увидел только то, как принцип силы обернулся против него самого. Стал свидетелем того, как новая сила изменившегося мира доказывает свое превосходство. Однако, что он сделал не так, он, похоже, так и не понял. Финал картины является предтечей страшных перемен в жизни общества – крах, пусть и не в таком виде, пережили тогда очень многие.
Большинству кажется, что фильм “Меня зовут Арлекино” устарел. Но это не так, ведь сейчас идеологическое противостояние снова идет полным ходом. В малых и больших городах существуют различные дружины и патрули, объединенные ненавистью к “иным”.
Точно так же, как и банда Арлекино, они повсюду ищут врагов и нападают на одиночек – на тех, кто не может дать отпор физически. Нападают на всех, в том числе на женщин – пусть не побить их, но облить зеленкой за правое дело считается у них подвигом. При этом эти новоявленные борцы за нравственность упорно не замечают “мажоров”, которые у них под носом делают, что хотят и плевали они на всех. Не замечают – потому что прекрасно понимают, что к чему.
Воистину, картина Валерия Рыбарева является правдивой и жесткой историей о “перестроечных” подростках. Однако музейной ее назвать нельзя – с ней обязательно надо познакомиться и сейчас. И показать ее подрастающим детям, чтобы те учились думать своей головой, тоже нужно.

Похожие фильмы
Вот несколько кинолент, похожих на фильм “Меня зовут Арлекино” по смыслу и сюжету:
- “Авария — дочь мента” (СССР, 1989 год). Отец-милиционер воспитывает трудного подростка.
- “Куколка” (СССР, 1988 год). Бывшая гимнастка, не сумев смириться со своим вынужденным уходом из большого спорта, пытается найти себя. Делает она это достаточно специфическими способами.
- “Маленькая Вера” (СССР, 1988 год). Юная Вера отчаянно пытается вырваться из мещанского быта. Однажды она знакомится с Сергеем…
- “Луна-парк” (СССР, 1992 год). Андрей возглавляет экстремистскую организацию, которая “вычищает” людей по национальному признаку. Однажды он встречается с отцом, которого никогда не знал.