История взросления: идея фильма «Мост в Терабитию»

кадр из фильма Смысл фильма

Страна: США

Жанр: драма, фэнтези, приключения, семейный

Год производства: 2006

Режиссер: Габор Чупо

Актеры: Джош Хатчерсон, Анна-София Робб, Зои Дешанель

Слоган: “Сказка становится реальностью”

Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Сюжет и смысл фильма “Мост в Терабитию” (Bridge to Terabithia) нельзя назвать философскими. Однако несмотря на то, что картина Габора Чупо искусно прикидывается очередной историей из жизни школьников, она затрагивает очень недетские вопросы.

Это кино-многоугольник. С одной стороны это ода эскапизму, с другой – светлая история любви и дружбы, с третьей – сказка-притча о смысле жизни.

О чем фильм

Фильм “Мост в Терабитию” снят по одноименной повести Кэтрин Патерсон, написанной в 1974 г. По словам писателя, на создание книги ее вдохновила дружба одного из ее четырех детей с соседской девочкой. Поэтому можно сказать, что “Мост в Терабитию” – это фильм, основанный на реальных событиях.

Лесли и Джесс
Роль Джесс исполнил Джош Хатчерсон, Анна-София Робб сыграла роль Лесси. Кадр из фильма.

Краткое описание содержания картины. Джесс – одинокий, замкнутый ребенок. В школе он изгой, а с членами семьи (особенно с отцом) у него достаточно сложные отношения.

Желая завоевать хоть какое-то уважение, мальчик, прекрасный бегун, решает принять участие в соревнованиях. К его досаде, его легко обгоняет Лесли – бойкая новенькая, переехавшая в пригород вместе с семьей. Девочке тоже сложно подружиться с классом, но по другой причине – она слишком дерзкая, независимая, другая…

Вскоре они становятся лучшими друзьями. Джесс показывает ей (только ей) свои рисунки, а она рассказывает ему (только ему!) придуманные ею истории. Однажды ребята уходят играть в лес, перебираются через речку и обнаруживают на дереве небольшой домик. Он становится их секретным местом. Там друзья создают сказочный мир – страну Терабитию.

Приключения в Терабитии настолько сплачивают ребят, что они находят в себе силы противостоять реальным трудностям и наконец дают отпор одноклассникам.

Объяснение концовки

Ближе к финалу учительница, мисс Эдмундс, приглашает Джесса в музей изобразительного искусства. Решив не звать Лесли с собой, он уезжает. Вернувшись, Джесс узнает шокирующую новость: Лесли пошла в Терабитию одна, но погибла. Отвечая на вопрос потрясенного мальчика о том, как умерла Лесли, взрослые говорят, что она попыталась переправиться через реку, ударилась головой о камень и утонула.

Тяжело переживая потерю, Джесс отправляется в лес: уверенный, что подруга не умерла, а просто переселилась в Терабитию, он зовет ее и ждет, что она сейчас выйдет к нему. Однако Лесли не приходит… Вместо нее к мальчику подходит отец, и стена, которая была между ними, наконец рушится.

Чуть позже Джесс решает построить мост в дорогую ему сказочную страну, и приглашает в Терабитию младшую сестренку, которую раньше отвергал. Ее он назначает принцессой Терабитии, а сам становится королем чудесной страны.

Кстати, в книге смерть Лесли и отношение к утрате Джесса представлено более жестко. Родители Лесли приняли решение кремировать ее.  Именно в тот момент Джесс понимает, что она умерла — и по-настоящему осознает, что больше никогда ее не увидит…

Бэйли Мэдисон
Бэйли Мэдисон в роли сестры Джесс, Мэй Белл Ааронс. Кадр из фильма.

Объяснение концовки простое. Юный Джесс пересмотрел свое отношение к жизни и к близким. То, что произошло с Лесси, навсегда изменило его. Он стал бережнее относится к сестренке и гораздо терпимее к родителям.

Построение моста символично: смысл заключается в том, что Терабития – по-прежнему сакральное место, и Джесс всегда будет любить Лесли.

Однако его жест (приглашение в Терабитию сестренки) говорит о том, что он изменился навсегда – он никогда не предаст ни своих близких, ни память о Лесли. То есть смысл концовки фильма “Мост в Терабитию” звучит так: нужно ценить своих близких.

Смысл фильма

Фильм “Мост в Терабитию” интересен не только сюжетом, но и особенностями визуального повествования. Съемка сильно отличается в разные моменты истории – в частности когда главные герои погружены в свои фантазии, и когда выходят из них.

Лес, ставший Терабитией, почти всегда снимается крупными планами, в ядрено-зеленых и голубых тонах, с применением компьютерной графики. Благодаря этому становится понятно, что это не просто лес, а огромный неизведанный мир.

сказочная Терабития
Кадр из фильма.

Музей, в который Джесс приехал вместе с учительницей, также снимается с общих планов. Наверное, главная идея заключалась в том, чтобы показать, что для Джесса, искренне увлеченного рисованием, искусство стало гигантским новым миром: благодаря этому он открыл для себя и настоящее творчество, и то, как им можно делиться с другими.

В то же время локации, возвращающие ребят с небес на землю, сняты очень камерно и тесно. Такой контраст съемки позволяет зрителю понять на ментальном уровне динамику внутреннего мира одного из главных героев – Джесса. Его окружают проблемы бедной и не очень-то дружной семьи, от которых он убегает при помощи тренировок, фантазий и рисования.

В картине противопоставляется абсолютно все, что не может быть в симбиозе, и находится в постоянной конфронтации – миры, разные люди, детские фантазии и реальные взрослые проблемы. И мост в Терабитию –это не просто дорога на другую сторону реки. Это способ абстрагироваться от жестокого мира, заглянуть внутрь самого себя, и увидеть прекрасное в самых обычных вещах.

Это не просто фильм о дружбе. “Мост в Терабитию” раскрывает тему девиации и внутреннего мира. Тема фантазий и их противостояния реальности становится особенно яркой с момента появления Лесли.

кадр из фильма
Кадр из фильма.

Она и похожа на Джесса, и непохожа на него: он замкнутый и неуверенный в себе интроверт, она же умеет выстраивать отношения с окружающими. Лесли не только друг, но и кто-то вроде опытного наставника Джесса. Общаясь с ней, он полностью погружается в выдуманную ими Терабитию и забывает о житейских проблемах, хотя они и напоминают ему о себе.

Смерть Лесли отрезвляет его – он сталкивается с той проблемой, которую нельзя решить при помощи фантазий. Более того: он понимает, что именно они и стали причиной его проблем. Проходя стадию отрицания, он полностью погружается в себя и отталкивает людей, которым он нужен и которые сами могут ему помочь. В трагедии он винит прежде всего себя – та поездка, в которую он не позвал Лесли, произошла из-за его любви к рисованию (а в книге – еще и детской влюбленности в учительницу).

посещение музея
Кадр из фильма.

Суть фильма “Мост в Терабитию” раскрывается ближе к концу. В финале картины Джесс символически отрекается от рисования. Но как только он открывает душу отцу, принимает дружбу младшей сестры и выходит из мира фантазий, он понимает, что всем его увлечениям можно найти применение.

Поэтому он делает мост в Терабитию, рисует таблички и знаки. Это мост между фантазией и реальностью (и теперь-то ему не так уж и сложно и больно переходить туда и обратно). Это мост в осознанность.

В картине нет скрытого смысла, она достаточно простая. За душу берет ее концепция. В определенный момент каждый человек перестает быть укротителем драконов или принцессой сказочной страны. Он взрослеет. Все взрослеют – кроме Лесли.

Трагическая развязка неслучайна — она происходит в тот момент, когда Джесс знакомится с картинами великих художников — и, вероятно, понимает, что и сам бы хотел избрать профессию художника…

Лесли – не просто девочка-фантазерка. Некоторые зрители в своих разборах высказывают мнение, что она – это своеобразное альтер-эго Джесса, образ всех фантазий его детства, этакий Питер Пэн в юбке. Такая фантазия просто не может повзрослеть вместе с Джессом. Она уходит, но остается в ушедшем детстве и в воспоминаниях.

“Мост в Терабитию” – это история взросления.

хижина в Терабитии
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

Вот несколько картин, похожих по смыслу на “Мост в Терабитию”:

  • “Лабиринт фавна” (Испания, 2006 год). Маленькая девочка пытается убежать от страшной реальности и выдумывает сказочную страну. Но и она не менее мрачна;
  • “Крупная рыба” (США, 2003 год). Пытаясь понять своего отца, герой картины погружается в причудливый мир его фантазий;
  • “Волшебная страна” (США, Великобритания, 2004 год). Чтобы порадовать детей своей подруги, писатель придумывает историю про Питера Пена;
  • “Там, где живут чудовища” (Германия, США, Австралия, 2009 год). Мальчик убегает из дома и оказывается в странном парке, который населяют не менее странные существа.

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

Adblock
detector