«Не говори никому»: разбор триллера

не говори никому Смысл фильма

Страна: Дания, Нидерланды

Жанр: драма, триллер

Год производства: 2022

Режиссёр: Кристиан Тафдруп

Актёры: Мортен Буриан, Федя ван Хейт, Сидсель Сим Кох, Карина Смолдерс

Смысл фильма «Не говори никому» («Gæsterne» – с датского: «Гости»), оставившего у многих тяжёлое впечатление после просмотра, может показаться предельно прямолинейным и не требующим дополнительного объяснения. И всё же картина содержит намёки на возможность её разнообразных трактовок, объединённых единой концепцией. Сделаем их разбор и попробуем изложить суть фильма.

О чём фильм

«Не говори никому» начинается с кадров ночной дороги, по которой едет автомобиль под зловещую музыку. Из него выходят мужчина и женщина (как мы позже узнаем – Патрик и Карин) и вытаскивают что-то из багажного отделения машины.

Главные герои – семья датчан: Бьёрн, Луиза и их дочь Агнес. Они приехали на отдых в Тоскану (Италия), где знакомятся с другой семьёй из Нидерландов (Голландии): с Патриком, Карин и замкнутым и молчаливым мальчиком Абелем. Голландская пара производит впечатление вежливых и приятных в общении людей.

семья в гостях
Кадр из фильма.

Поначалу фильм делает резкие скачки во времени. Например, мы видим эпизод из жизни главных героев в Дании: отец и мать, уходя в гости, оставляют дочь с няней. При этом Луиза просит не давать Агнес яблочный сок, потому что он слишком сладкий. Похоже, общение с семейными парами в гостях героям не нравится, но они терпят.

На отдыхе в один из вечеров Патрик предлагает выпить за любовь. После исполняется мадригал «Lamento della Ninfa». Слушая его, Бьёрн плачет. Патрик, сидящий в первых рядах, оборачивается и смотрит на него с понимающим взглядом.

Однажды на прогулке Агнес теряет плюшевого кролика по имени Нимус. Отец долго ищет его по всему городу и наконец находит. Патрик хвалит Бьёрна за это, называя его настоящим героем.

Через некоторое время после возвращения в Данию пара получает приглашение от голландцев погостить у них дома. По описанию в письме, их ждёт приятный отдых на природе и в хорошей компании. Преодолев сомнения и получив одобрение этой идеи от знакомых, Бьёрн и Луиза соглашаются и приезжают. По прибытию они дарят хозяевам небольшие подарки. Среди них кружка с изображением Русалочки — героини сказки Андерсона.

Хозяева, кажется, ведут себя гостеприимно, но постепенно накапливается всё больше напрягающих и пугающих гостей моментов. Сначала Патрик настаивает, чтобы Луиза попробовала приготовленное им мясо, прекрасно зная, что она вегетарианка. Затем Абель показывает Бьёрну рот, и тот видит, что у мальчика отрезан язык (как позже заверяет Патрик, ребёнок родился без языка). Во время прогулки у мельницы (издалека напоминающей крест) Патрик жёстко отчитывает сына за плохое поведение.

Голландцы приглашают датчан на ужин, но настаивают, чтобы их дочь осталась вместе с Абелем и незнакомым им мужчиной, арабом по имени Мухаджид, дома, и те соглашаются. В ресторане Патрик и Карин ведут себя вызывающе, от чего Бьёрн и Луиза чувствуют неловкость. После ужина Патрик вынуждает Бьёрна заплатить за всех, садится пьяным за руль и игнорирует просьбу датчан сделать музыку потише. В доме Патрик заходит в ванную, также игнорируя тот факт, что в это время там принимает душ Луиза.

Сидсель Сим Кох
в роли датчанки Луизы снялась Сидсель Сим Кох. Кадр из фильма.

Ночью пара датчан занимается любовью. Дочь просит их впустить в комнату, поскольку не хочет спать отдельно. Родители не открывают дверь. На них через стекло смотрит Патрик. Позже Луиза просыпается, встаёт и находит дочь, лежащей вместе с обнажёнными голландцами в одной кровати. Это становится последней каплей: датчане собирают вещи и уезжают, не попрощавшись.

По дороге выясняется, что Агнес опять потеряла своего плюшевого кролика. Она плачет – Бьёрн не выдерживает и решается вернуться за ним. Едва он вышел из машины, Нимус находится – игрушка просто упала под сиденье. Голландцы показывают, что крайне обескуражены внезапным отъездом датчан, извиняются за своё поведение и просят остаться ещё, обещая чудесный день. Бьёрн и Луиза соглашаются.

Работая в саду, Карин сетует на то, что ножницы, которыми она орудует, совсем тупые.

Бьёрн и Патрик отправляются на прогулку. Датчанин признаётся, что ему ненавистна его обычная жизнь и он устал делать вид, что всё хорошо. Тогда голландец приводит его на пустырь. Оба громко кричат, избавляясь от напряжения.

Во время приготовления ужина Луиза случайно делает порез на пальце. Бьёрн просит Патрика осмотреть рану как врача, но выясняется, что голландец солгал о своей профессии. На самом деле он вообще нигде не работает. На ужине Карин пытается командовать Агнес на своём языке, но Луиза пресекает это. После еды дети показывают танец, но Патрику не нравится, как двигается мальчик и снова принимается его жёстко отчитывать. Бьёрн впервые открыто возмущается такому поведению – кажется, голландец удивлён. Луиза тоже закипает, выбегая из дома. Но всё же датчане остаются в гостях ещё на одну ночь.

Ночью Бьёрн в очередной раз слышит плач Абеля и ругань Патрика. Затем крики затихают и начинает громко работать телевизор. Бьёрн поднимается и выключает его. После, идя на звук хлопающей двери, он заходит в кладовую, где видит вещи предшественников (других гостей): фотоаппараты, чемоданы. Стены завешаны множеством совместных фотографий голландцев с другими подобными семьями – парами с одним ребёнком. Бьёрн заходит в бассейн и видит труп Абеля.

Федя ван Хейт, Мортен Буриан
Федя ван Хейт в роли Патрика, Мортен Буриан в роли Бьёрна. Кадр из фильма.

Датчанин, ничего не объясняя, будит жену и дочку и садит их в машину. Они доезжают до заправки, пополняют запас топлива и едут дальше. Боясь преследования, Бьёрн сворачивает на просёлочную дорогу и застревает. Он видит впереди дом и отправляются туда, чтобы вызвать помощь, но там никого не оказывается. Вернувшись, Бьёрн не находит своей жены и дочери. Оказывается, их забрал Патрик. Он подъезжает с ними на машине и произносит: «Вы нам звонили. Молодцы, что пошли навстречу». Луиза благодарит Карин, которая также сидит в автомобиле, за помощь.

Бьёрн просит Патрика отпустить его и его семью. Тот отвечает: «Делай, как мы говорим, и не пострадаешь». Все садятся в машину. По дороге Патрик останавливается и выходит, чтобы справить нужду, оставляя ключ внутри. Но датчанин не пользуются предоставленной возможностью побега.

После долгой езды Патрик останавливает автомобиль, подъезжает ещё одна машина. Голландцы просят датчан отпустить дочь. Те наконец пытаются сопротивляться. Бьёрн получает несколько ударов, Луиза кричит в истерике. Из подъехавшего автомобиля выходит Мухаджид, отрезает у Агнес язык и забирает её. Голландцы увозят датчан и высаживают посреди дороги.

Бьёрн вопрошает: «Зачем вы это делаете?», на что Патрик отвечает: «Вы сами это позволили». Голландцы приказывают датчанам раздеться и спуститься с дороги вниз, а затем закидывают их до смерти камнями. Опять звучит мадригал «Lamento della Ninfa».

В конце мы видим, что девочка осталась с голландцами. Также мы видим ещё одну семью. Финальные титры идут на фоне фрески, похожей на творения голландских художников семнадцатого века.

Объяснение концовки

Итак, что произошло в концовке «Не говори никому»? Злодеи жестоко убили Бьёрна и Луизу, забрав их дочь. Кадры в финале дают нам понять, что история повторится с новыми гостями, только на месте Абеля будет Агнес. Абель – тоже далеко не первая жертва Патрика и Карин. Судя по тому, что Бьёрн увидел в тайной комнате, они совершают подобные преступления уже давно.

Нам не дают разгадки, зачем именно Патрик и Карин убивают, оставляя детей. Вряд ли они торгуют последними: очевидно, что ребёнок выступает лишь в качестве приманки для новой пары. Вероятно, это просто ужасные люди с садистскими наклонностями, нашедшие свой «стиль».

Таково объяснение концовки в рамках сюжета. Но именно смысл концовки фильма «Не говори никому» неразрывно связан с многогранным смыслом всей картины. Так что, опираясь на содержание, попробуем его разгадать.

Смысл фильма

Основная идея «Не говори никому» вряд ли от кого-то ускользнула. Она лежит на поверхности и заложена в последних словах злодеев, которые прямо отвечают на вопрос о смысле своих действий: жертвы сами позволили совершить с ними ужасные вещи. Действительно, Бьёрн и Луиза сделали просто огромное количество ошибок. И каждая из них заключалась в том, что они позволяли плохо обращаться с собой и своим ребёнком, прикрываясь маской вежливости. Создатели картины осознанно построили сюжет так, чтобы зритель каждые несколько минут чуть ли не кричал в экран: «Стойте! Почему вы так себя ведёте? Неужели вы не видите, что происходит?».

Но что стоит за всем этим? Вряд ли здесь можно говорить о каком-то очень глубоком скрытом смысле, но как минимум несколько аспектов поведения главных героев раскрыть можно.

Личные границы

Первый – психологический и, пожалуй, общечеловеческий. Речь идёт об отстаивании личных границ. Необходимо их осознавать и никому не позволять их нарушать. Если же это всё же происходит, нельзя терпеть – тем более когда речь идёт о безопасности близких.

Семья

Второй – семейный. Происходящее очень сильно напоминает абьюзивные отношения в паре или между родителями и детьми. Агрессор подстраивается под характер и поведение жертвы и начинает ей манипулировать. Он постепенно, поначалу едва заметно, нарушает границы. Интересно, что самый первый контакт датчан и голландцев происходит именно так: Патрик просто просит разрешения воспользоваться лежаком, на котором находятся вещи Агнес. Но со временем давление становится всё жёстче и жёстче пока не переходит в откровенную агрессию вплоть до физической расправы. При этом всё держится на эмоциональных качелях: после плохих поступков Патрик и Карин вдруг просят прощения, но потом снова их совершают.

ужин двумя семьями
Кадр из фильма.

Детские травмы

Третий аспект касается детских травм. Дети в фильме остаются в живых, по крайней мере, какое-то время, после смерти родителей и физического увечья. То есть в буквальном смысле после травмирующего события. И они молчат (опять же буквально: не могут ничего сказать) о том, что произошло. Также как молчат те, кто пережил что-то ужасное в детстве.

Национальный вопрос

Четвёртый аспект – межнациональный. Речь идёт прежде всего о западных европейцах, которые приучили себя к толерантности – к терпимости. Но порой эта терпимость заходит слишком далеко: вплоть до того, что их начинают вытеснять во многих сферах жизни мигранты.

Однако коренные жители Европы молчат, боясь показаться негуманными, невежливыми, негостеприимными и т. д. Этот аспект режиссёр подаёт очень аккуратно, но всё же он виден. Заметим, что мигрант Мухаджид в «Не говори никому» задействован не случайно. Хотя, казалось бы, можно было бы обойтись и без него. И неспроста именно он отрезает язык Агнес. Кстати, это не единственный мигрант в фильме: няня девочки в Дании – тоже иностранка, плохо понимающая речь родителей.

Прошлись сценаристы и по конкретным национальностям. Как минимум здесь есть перевёртыш, когда датчане, среди остальных европейцев (по их мнению) отличающиеся некоторой высокомерностью и большей верой в свою исключительность, ведут себя вопреки стереотипу. Это провоцирует зрителей взывать к персонажам: «Ну же! Будьте же настоящими датчанами!». Голландцы же наоборот – вполне соответствуют сложившемуся мнению об их распущенности.

Хищники и травоядные

Пятый аспект затрагивает тему людей-хищников и людей-жертв («травоядных»). Так, несколько раз авторы делают акцент на том, что Луиза – вегетарианка (опять же: не строгая – конформистка). Очевидно, они считают, что быть хищником в жизни порой необходимо, чтобы не стать жертвой чудовищ. Имя плюшевого кролика Нимус, возможно, отсылает к термину «анимус», введённому психиатром Карлом Юнгом – животной, мужской части психики. Не случайно, Бьёрн его ищет. А после второй пропажи игрушка «чудесным образом» находится сразу, как только датчанин выходит из машины.

Карина Смалдерс
Карина Смалдерс в роли Карин, а Федя ван Хейт в роли Патрикаю Кадр из фильма.

Христианство

Ещё один аспект – религиозный. Прежде всего, христианский. На это намекают имена детей. Абель – отсылка к библейскому Авелю, жертве своего брата Каина. Агнес – это агнец, ягнёнок – символ смирения и жертвенности в христианстве. И не зря вначале фильма в канву повествования будто бы врезан эпизод с просьбой родителей не давать дочери яблочный сок, поскольку он «слишком сладкий». Это отсылка к первородному греху – вкушении плода с древа познания. По библии он заключался в неповиновении господу. Но здесь снова перевёртыш. Смысл в том, что смирение, изначально почитаемое, в христианстве становится для главных героев не добродетелью, а настоящим злом. И лишаются они жизни посредством «классической» библейской казни — побитию камнями.

Мифология

Не последнюю роль в «Не говори никому» играет и древнегреческая мифология. Звучит мадригал «Lamento della Ninfa», который так трогает Бьёрна. Также он звучит после смерти героев. Это плач нимфы, которую бросил любимый ради другой, её взывание к Амуру. К супружеской верности эта отсылка вряд ли имеет отношение. Скорее, речь идёт о том, что благодаря своему постоянному соглашательству Бьёрн потерял что-то важное и теперь тоскует об этом. Титры идут на фоне фрески, которая очень напоминает картины «Похищение Ганимеда» голландских (!) художников Рубенса и Рембрандта. Погружаться в скрытый смысл этого мифа вряд ли стоит, поскольку суть отсылки, скорее всего, в самом факте похищения ребёнка.

В «Не говори никому» упоминается сказка «Русалочка» Андерсена. Причем Патрик говорит именно о печальном варианте её концовки (литературоведы спорят по поводу того, какой из вариантов является первоначальным) – о том, где героиня пожертвовала собой ради принца. Получается очередная отсылка к поведению жертвы.

И наконец, англоязычная адаптация оригинального названия картины («Гости») звучит как «Не говори зла», что отсылает к третьей обезьяне (из трёх) из знаменитого панно в синтоистском святилище, олицетворяющей соответствующую добродетель. Опять же, авторы утверждают: порой стоит «говорить зло», чтобы поставить границы между собой и агрессором, защитить себя и своих близких.

Фотографии на чердаке
Мортен Буриан в роли Бьёрна. Кадр из фильма.

Похожие фильмы

  • «Забавные игры» (Австрия, 1997): соседи терроризируют семью в загородном доме – жестокая драма Михаэля Ханеке;
  • «Забавные игры» (США, Франция, Великобритания, 2007): переосмысление-римейк того же фильма от того же режиссёра;
  • «Коко-ди Коко-да» (Швеция, Дания, 2019): семейная пара вновь и вновь переживает ужасные события, произошедшие с ними в путешествии;
  • «Дом, который построил Джек» (Дания, Швеция, Франция, 2018): история кровавого маньяка от Ларса Фон Триера;
  • «Соломенные псы» (Великобритания, США, 1971): культовый фильм о насилии, мужестве и жестокой мести.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.
Кто виноват?
В насилии всегда виноват насильник, в преступлении - преступник. Нельзя обвинять жертву!
29.41%
Конечно, преступники виноваты. Но не понимаю, почему жертвы сразу не сбежали, почему позволили так с собой обращаться.
64.71%
Это была расплата за глупость и доверчивость.
5.88%
Виноваты демоны в головах у преступников.
0%
Другое (напишу в комментариях)
0%
Проголосовало: 17
О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.