«Нелюбовь»: что случилось с мальчиком Алешей

кадр из фильма Смысл фильма

Страна: Россия, Франция, Бельгия, Германия

Жанр: драма

Год производства: 2017

Режиссер: Андрей Звягинцев

Актеры: Марьяна Спивак, Алексей Розин, Матвей Новиков

Слоган: «A Missing Child. A Marriage Destroyed. A Country in Crisis» (Пропавший ребенок. Разрушенный брак. Страна, переживающая кризис)

Награды и номинации: В 2018 году картина номинировалась на “Оскар” и получила приз жюри на Каннском кинофестивале.

Фильмы Андрея Звягинцева – это не детективы, требующие от зрителя внимания и умения складывать кусочки паззлов. Это социальные драмы. С этой точки зрения вопрос, что случилось с мальчиком в фильме «Нелюбовь», становится неактуальным. Режиссер говорит о мире, из которого ушла любовь. Его грустная, сложная для восприятия картина, снятая в холодных тонах, рассказывает о биче современного общества – о пугающем равнодушии.

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Нелюбовь”. Октябрь 2012 года. Супруги Евгения и Борис, тяжело переживающие кризис семейной жизни, готовятся к разводу. Он пока еще живут вместе, но оба строят другие отношения и не скрывают этого друг от друга.

Марьяна Спивак
Марьяна Спивак в роли Жени. Кадр из фильма.

Один из главных вопросов, который предстоит решить супругам – с кем из них останется жить их 12-летний сын Алеша. Мальчик, тяжело переживающий распад семьи, однажды ночью подслушивает разговор родителей. Его содержание поражает парнишку в самое сердце: ни отец, ни мать не хотят больше воспитывать его. Обоим хочется строить новую жизнь, и они уверены, что Алеша будет им только мешать. Борис, пытаясь найти хоть какой-то компромисс, предлагает отдать сына на воспитание бабушке, но Женя, подумав, отвечает, что не стоит этого делать – ее мать не любит внука. Потом они всерьез рассматривают идею отдать мальчика в детский дом, но сомневаются, что ювенальная юстиция это допустит.

Утром Алеша уходит в школу, но домой не возвращается. Родители, поглощенные своими новыми отношениями на стороне, замечают это не сразу. Тревогу начинает бить классная руководительница, сообщившая Жене, что Алеши нет в школе уже второй день. Борис уверен, что смысла беспокоиться нет, но Женя, проигнорировав его слова о том, что мальчик, вероятно, скоро вернется сам, обращается в полицию.

Оперуполномоченный, занимающийся делом Алеши, честно говорит, что полиция здесь ничем не поможет и предлагает родителям обратиться к волонтерам из негосударственного поискового отряда. Координатор отряда Иван предполагает, что мальчик скрывается у бабушки, но Женя в этом сомневается. В конце концов она сдается под натиском и вместе с Борисом едет к матери. Бабушка Алеши не верит в пропажу внука и полагает, что Женя с мужем просто придумали это с целью “повесить” мальчика на нее после развода.

Раздраженная разговором с матерью, Женя срывается на Борисе, и сообщает ему, что вышла за него замуж не по любви, а только чтобы уйти из дома и горько сожалеет, что в свое время не сделала аборт. Возмущенный Борис высаживает жену на полпути и уезжает.

Алексей Розин
Роль Бориса Слепцова сыграл Алексей Розин. Кадр из фильма.

Тем временем волонтеры пытаются найти Алешу. Иван приходит в класс мальчика и, установив контакт с другом пропавшего, узнает о некоей “базе”. Она представляет собой огромную “заброшку” в лесу – по словам Алешиного одноклассника, пацаны из школы часто там собираются. Вместе с Борисом поисковики отправляются туда, но находят только куртку парнишки. Примерно в это же время в одну из больниц доставляют найденного на улице мальчика, который по описанию похож на Алешу. Женя приезжает в больницу, но это оказывается не ее сын.

Ближе к финалу супругов приглашают на опознание обезображенного тела подростка. Женя, вдруг забившись в истерике, кричит, что мертвый мальчик не Алеша и в ярости набрасывается на Бориса с упреками.

Иван советует родителям провести сравнительный анализ ДНК, однако те словно не слышат его…

Объяснение концовки: что случилось с мальчиком

Объяснение концовки картины. С момента пропажи Алеши проходит два года. Его не смогли найти ни живым, ни мертвым и он числится пропавшим без вести.

Судьба несчастного мальчика так и осталась неясной для зрителя, но, судя по поведению Жени, она узнала его в умершем ребенке. Впрочем, у сцены с ее истерикой есть и другая трактовка – она представила, что это мог быть Алеша и вдруг начала что-то понимать. В отличие от Бориса (вполне возможно, что у него были абьюзивные отношения с отцом, которые он пока не может отпустить), она уже почти готова выйти из круга, нужен только толчок.

В любом случае очевидно, что мальчика больше нет в живых, он стал жертвой родительской нелюбви.

Борис и Женя живут отдельно. Борис воспитывает сына от второй жены, но теплых чувств к нему не испытывает. Женя, соединившаяся, как она сама говорила, с любимым человеком, не чувствует себя счастливой.

Смысл концовки фильма «Нелюбовь» достаточно простой: несмотря на пережитое потрясение, Женя и Борис вновь вернулись к прежнему и привычному обоим состоянию нелюбви.

По мнению многих зрителей, сделавших разбор картины Звягинцева, вся суть фильма заключается именно в финальных сценах, которые сам режиссер назвал эпилогом. А показан там ужас жизни, в которой нет любви. Ничего не закончилось – просто появился новый виток все той же “нелюбви”.

Кстати, изначально режиссер задумывал другую концовку, но потом понял, что в том, что история завершается именно так, а не иначе, есть особый смысл. По его словам, он заставил своих героев ходить по кругу не для того, чтобы показать безнадежность ситуации. Разгадка заключается в том, что порочный круг, в котором оказались Борис и Женя, можно разорвать – было бы желание.

Смысл фильма

Таланты Андрея Звягинцева определенно не ограничиваются умением снимать хорошее, вдумчивое кино со скрытым смыслом. У него имеется другое видение – он смотрит на мир иначе и будто бы видит его таким, какой он есть. Если проводить аналогию с наполовину полным/пустым стаканом, то режиссер идет еще дальше и в своем творчестве отражает серость окружающей его реальности.

Каждый его фильм (и “Нелюбовь” не исключение) является четко выверенным пейзажем, в котором показана реальная Россия. Его герои настоящие – они либо утопают в мещанском аду, либо безуспешно пытаются противостоять Системе…

Самое интересное, что никому из них (даже условно “хорошим”) не хочется сопереживать.

У понятия “нелюбовь” есть только одна трактовка: это то чувство, которое люди распространяют не только друг на друга, но и на окружающий мир. Женя и Борис сошлись отнюдь не из-за теплых чувств друг к другу, а просто потому им это было выгодно и удобно. И в другие отношения они вступили не из-за большой любви к новым партнерам. Жене просто хотелось пристроиться к богатому любовнику. У Бориса на работе руководство по религиозным соображениям начало увольнять всех неженатых мужчин и ему срочно было нужно создать новую семью.

Звягинцев умело показывает, как люди перестают быть людьми и превращаются в бездушные программы для получения удовольствия или выгоды. Перестав действовать по зову сердца и начав работать по заданному алгоритму, они становятся похожи на зомби или биороботов. Любить такие существа, разумеется, неспособны.

«Нелюбовь»: что случилось с мальчиком Алешей
Матвей Новиков в роли Алеши Слепцова. Кадр из фильма.

Нелюбовь вырастает из эгоизма. Откуда он берется? Неизвестно, что там с Борисом, но на примере Жени все прекрасно видно. Мать Жени – грубая, жесткая женщина, с которой у нее нет ни взаимопонимания, ни, тем более, любви. Вероятно, эту модель поведения она переняла от своих родителей. Отчего все так? Есть предположение, что все дело в суровом менталитете наших предков. Во времена их молодости дети рождались “по залету” и родители, в целом руководствуясь принципом “выживет – хорошо, не выживет – и ладно”, не обращали на них никакого внимания.

Мы копируем поведение наших родителей и невольно отзеркаливаем его на своих близких. Женя плохо обращается с мужем и сыном не просто так, а потому, что мать некогда плохо обращалась с ней. Она росла в среде, в которой полностью подавляли ее личность и таким образом привили нелюбовь. В фильме четко показано, как жестокость и эгоизм переходят из поколения в поколения. Режиссер дает понять, что человек, выросший в нелюбви, никогда не сможет научиться любить…

Примечательно, что речь в “Нелюбви” идет о вполне успешных и материально благополучных людях – о пресловутом среднем классе, у которого есть все, что нужно. Просторная квартира в столице, рядом – вся необходимая инфраструктура… Программа безоблачной жизни задана. Однако что-то все равно идет не так.

Как отмечал сам Звягинцев, герои его фильма заключены в порочный круг нелюбви. Единственный, кто смог вырваться из него, – это Алеша.

поисковая группа
Кадр из фильма.

В этом фильме Звягинцева, как и в других его работах, символизм тонко переплетается с реализмом. Самый большой отклик эта история получает в самом начале и в конце, когда мы, по сути, остаемся ни с чем. Звягинцев – требовательный режиссер. Он каждый раз просит нас думать самостоятельно. На сей раз, перед нами стоит более легкая задача, нежели после просмотра того же “Левиафана”. И вообще, “Нелюбовь” – достаточно простая, почти однобокая картина.  Но именно в простоте режиссер глубоко раскрывает тему нелюбви и равнодушия. Что от нас требуется? Просто посмотреть на себя со стороны и сделать соответствующий вывод.

Благодаря искренним слезам Жени, благодаря чистым глазам белокурого ангела – несчастного мальчишки, чья жизнь оборвалась просто потому, что его никто не любил, благодаря волонтерам, чье бескорыстное служение заставляет верить в то, что далеко не все готовы превратиться в биороботов, в “Нелюбви” нет ощущения отчаянной безысходности. Хотя, может быть, режиссер нас просто пожалел?..

мальчик в лесу
Кадр из фильма.
Мать узнала его в погибшем подростке, но не захотела этого признать.
57.65%
Погиб, но тело так и не нашли.
21.56%
Все-таки надеюсь, что он выжил и где-то скрывается, не желая оставаться с родителями.
20.02%
Другое (напишу в комментариях).
0.77%
Проголосовало: 909
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на “Нелюбовь” Звягинцева:

  • “Левиафан” (Россия, 2014 год). Николай вместе с женой и сыном живет в старом доме на берегу Белого моря. Власти пытаются выкупить у него дом, потом – отнять, но мужчина решает бороться.
  • “Похороните меня за плинтусом” (Россия, 2008). Бабушка-манипулятор жестоко “воспитывает” внука Сашу.
  • “Елена” (Россия, 2011 год). Елена живет в счастливом повторном браке, однако ее мысли постоянно крутятся вокруг сына от первого брака…
  • “Аритмия” (Россия, 2017 год). Олег – талантливый врач и альтруист. Вот только спасая других, он совершенно забыл о себе…
  • “Возвращение” (Россия, 2003 год). Двое мальчишек внезапно встречаются со своим отцом, который увозит их на удаленный остров.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Наталья

    Интересный фильм

    Ответить
  2. Даулет

    мальчик был в больнице,но мать решила его не забирать. выбрала новую жизнь…

    Ответить
  3. Светлана

    Видела не все фильмы режиссёра Звягинцева. Планирую посмотреть. “Аритмия” и “Нелюбовь” очень впечатлили. Глубокий смысл несут эти картины, хорошо, что есть ещё такие режиссёры. Может хоть через фильмы люди призадумаются как жить и что делать. Как известно, лучше на чужих ошибках учиться))). Спасибо режиссёру.

    Ответить