Гений и злодейство: что происходит с героями фильма «Одержимость» 

ученик и учитель Смысл фильма

Страна: США

Жанр: драма, музыка

Год производства: 2013

Режиссер: Дэмьен Шазелл

Актеры: Майлз Теллер, Дж.К.Симмонс, Пол Райзер

“Одержимость” – это фильм об “американской мечте” и одновременно – об “американской трагедии”. Он рассказывает о том, как нужно добиваться цели, и одновременно критикует “успехоориентированность” общества.

Смысл фильма “Одержимость” (Whiplash) заключается в том, что порой в человеке удивительным образом сочетаются гений и злодейство. Чего в нем больше – это уже другой вопрос.

О чем фильм

Фильм “Одержимость” повествует о талантливом студенте консерватории, который жаждет стать великим музыкантом. Однако он попадает под влияние деспотичного дирижера Флетчера, который работает с людьми по принципу “есть два мнения: мое и неправильное” и для создания гениев использует жестокие и унизительные методы.

учитель-деспот Флетчер
Учитель-деспот и дирижер консерватории Флетчер. Эту роль исполнил Джонатан Кимбл Симмонс. Кадр из фильма.

Эндрю – молчаливый, слегка аутичный, но зато очень трудолюбивый и талантливый юноша. Одна из главных черт его характера – отказ идти на компромиссы в творчестве. Он прекрасно знает, что каждый совершенный им компромисс отдаляет его от мечты стать великим.

Эндрю – целеустремленный и талантливый. И все-таки он эгоистичный и, мягко говоря, не самый приятный человек. Конечно, можно возразить, что никто из великих гениев не был душкой. Это так, но между теми, кто любит искусство в себе и теми, кто любит себя в искусстве, все-таки есть тонкая, но четкая грань…

Молодой человек мечтает заниматься у самого лучшего преподавателя. Вообще учиться у него, несмотря на его скверный характер, хотят абсолютно все. Но выбор Флетчера, набирающего ударников в свой оркестр, падает именно на Эндрю, хотя он далеко не в восторге от игры юноши. Объяснения этому нет никакого. Но именно так начинается история их странных отношений.

Учитель и ученик

После многочисленных репетиций молодой музыкант получает желаемое – место первого барабанщика. Успех кружит ему голову, он рвет отношения со своей девушкой и отстраняется от семьи.

барабанщик Эндрю после аварии
Эндрю – молодой барабанщик на концерте после аварии. Роль парня сыграл Майлз Александр Теллер. Кадр из фильма.

По вечерам он усердно репетирует, игнорируя студенческие вечеринки. У него нет друзей, но Эндрю не переживает по этому поводу, и с легкостью “отпускает” все возможности, которые он считает бесполезными. Он точно знает, чего хочет, и не подстраивается бездумно под обстоятельства и педагогов. Он уверен в том, что соглашательство – это путь к посредственности. Юноша не жалеет себя, когда на него орут и даже бьют: он уверен, что это воспитывает его характер.

Однажды, опаздывая на концерт, он попадает в аварию. Несмотря на свое ужасное состояние, он идет не в больницу, а на выступление, рискуя подставить весь оркестр.

Последствия аварии не позволяют парню показать на выступлении более-менее вменяемую игру. Это становится причиной жесткого срыва, и, как следствие – исключения из консерватории. Музыкальная карьера Эндрю заканчивается, так и не начавшись.

Спустя полгода жизнь снова сводит ученика и наставника. Как оказалось, Флетчер уже не преподает в консерватории, а всему виной послужило анонимное сообщение о жестокости грозного дирижера.

Встреча неожиданно заканчивается дружелюбным приглашением экс-преподавателя поиграть вместе. Эндрю понимает, что некая высшая сила дает ему второй шанс, и он не собирается его упускать: Флетчер зовет его не куда-нибудь, а на особенный концерт перед особенной публикой, и предлагает поиграть знакомые композиции.

Отражающие персонажи

Характер главного героя оттеняют (или зеркалят) другие персонажи, которые имеют отношение либо к самореализации, либо к творчеству. Почти все они по тем или иным причинам не добились успеха в своем деле. Например, отец Эндрю – писатель, ушедший в преподавание. Несмотря на то, что он стал учителем года, в творчестве он все-таки не реализовался.

Девушка главного героя, Николь, поступила в вуз, но так и не выбрала будущую профессию. Когда Эндрю спрашивает у нее, почему она туда поступила, ответ был гениальный: “Просто меня туда взяли”.

Среди конкурентов Эндрю есть очень способные студенты, обладающие своим набором качеств, помешавших им добиться успеха в профессии.

У родственников Эндрю его успехи не вызывают особых восторгов. Более того, никто не воспринимает всерьез то, чем он занимается. Кстати говоря, это вечная проблема всех творческих людей. Отец великого Генделя однажды говорил сыну: “Займись делом! Музыкой ты можешь заниматься на досуге”. Примерно такое же отношение к музыкантам (некоторые вообще доходят до того, что не считают, что музыкант – это такая же профессия) наблюдается в семье Эндрю – и в обществе в целом сейчас.

В некоторых эпизодах фильма “Одержимость” возникают персонажи, которые проявляют то, что может случиться с Эндрю, если он не добьется своей цели – будь то мама Николь, которая мечтала стать актрисой, но распрощалась со своей мечтой, или никому не интересный уличный музыкант, или же один из учеников Флетчера, судьба которого была еще более трагической.

Расшифровка сюжета

Главная идея фильма “Одержимость” подчеркивается во всех рецензиях и разборах. Никакого скрытого смысла в картине нет. Основная мысль гласит, что для достижения цели нужно отдать все и даже немного больше. Только такой человек может достичь успеха и стать настоящим творцом.

Чтобы зритель понял смысл фильма, был создан целый образный ряд, который иллюстрирует выражение “потом и кровью”. Режиссер настойчиво акцентирует внимание зрителя на окровавленных руках Эндрю, и на поте, который градом льется по его лицу.

встреча Эндрю с девушкой
Свидание Эндрю с девушкой. Кадр из фильма.

Талант требует реализации. Есть много способных людей, которые ничего не делают и зарывают свой дар в землю. Можно с уверенностью сказать, что они несчастливы – и именно поэтому. Когда человек точно знает, что он может, но при этом ничего не делает, это рождает в нем необъяснимое чувство тревоги, которая перерастает в общую неудовлетворенность жизнью.

Никаких других трактовок здесь быть не может: “Одержимость” – достаточно простой фильм. Можно сказать, что это кино – руководство для тех, кто хочет добиться успеха в своей профессии, ведь выдающийся результат – это только 10% таланта и 90% усидчивости и трудолюбия.

Фильм особенно запал в душу творческим людям именно из-за его жесткого содержания. Это кино полностью опровергает некоторые стереотипы, связанные с творчеством.

Один из стереотипов выглядит так: если ты поступишь в престижный оркестр (театр, вуз), тебя в любом случае ждет успех. Ничего подобного. Человеку в любом случае придется каждый день доказывать, что он достоин своего места. Более того, все старания не дают гарантию того, что тебя не вышвырнут на улицу после первого провала.

Барабанные палочки
Кадр из фильма.

Второй стереотип набил оскомину всем здравомыслящим людям. Он звучит так: талант всегда пробьет себе дорогу. Это тоже неправда. На одного талантливого человека всегда найдется сотня посредственностей, которые сожрут тебя благодаря своему трудолюбию и умению пробиваться.

Ломается и третий стереотип (именно поэтому содержание картины, особенно ближе к концу, стало достаточно мрачным), который звучит так: “Любовь даст тебе вдохновение, а семья обязательно поддержит тебя”. Этого не будет. Отношения отнимают очень много времени, а семья никогда не поддержит твое стремление умереть молодым, но великим.

Объяснение успеха фильма “Одержимость” такое: он подробно “разжевывает” актуальную сегодня тему реализации в профессии. Кроме того, Эндрю все-таки добивается своей цели, и перешагивает через собственные возможности. А это – все, чего, наверное, хотелось бы всем нам.

Смысл концовки

Во все времена месть была блюдом холодным, успевшим остыть и настояться, не требующим аргументов и оправданий. Ближе к концу фильма Флетчер произнес фразу, озадачившую многих зрителей. Дословно он спросил: “Ты думаешь, я дебил?”, заставив юношу изумленно открыть рот и застыть на одном месте, как идол.

Ближе к финалу выясняется, что норовистый дирижер после увольнения из консерватории из-за анонимных показаний Эндрю потерял очень многое. Он прекрасно понял, кто на него донес, и решил отомстить – подставить своего бывшего ученика на глазах “уважаемой публики”.

Композиции оказываются далеко не такими знакомыми, как думал Эндрю. Более того, он понимает, что выехать на одной импровизации в такой ситуации невозможно. Поняв, что это действительно финал всей его карьеры, молодой музыкант покинул сцену.

Но не навсегда.

Дело в том, что в Эндрю (как и во Флетчере) удивительным образом уживались и “Моцарт”, и “Сальери”. Глубоко стрессированный, он вернулся на сцену и неожиданно поймал кураж. Концовка фильма почти голливудская: Эндрю впечатлил не только публику, но и своего экс-наставника. Наверное, никакого другого объяснения концовки здесь и не требуется.

Глубинный смысл этой картины кроется в самом названии, но не в переводе, а именно в оригинале. “Whiplash” дословно означает “Удар хлыста”. Здесь подразумевается тот кнут от пряника, который действует намного эффективней этого самого пряника…

успех на концерте
Кадр из фильма.

Другая версия

Смысл фильма не в том, как важно реализовать свой талант, и даже не в том, как человеку необходима сила воли: картина рассказывает о жестокой и бессмыссленной борьбе двух эго.

Смысл концовки фильма “Одержимость” заключается в том, что конфликт здесь разрешается не потому, что победила одна из сторон, а потому что оба антагониста смогли переступить через свое эго во имя того, что оба любили больше всего на свете.

В финале победила музыка.

А вам близка идея этого фильма?
Да. Добиваться цели потом, кровью и в итоге победить - это вдохновляет.
55.24%
Предпочитаю быть обычным человеком и просто жить. Без гениальности и всей сопутствующей жести.
9.06%
Не согласен с идеей. Победа не всегда требует таких огромных жертв. Можно совместить успех и гармонию в жизни.
22.85%
Герой восхищает, но это не про меня и не про мою жизнь.
10.41%
Не понравился фильм, не зацепила идея.
2.43%
Проголосовало: 1479

Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Сергей

    А с чего решили что фраза Флетчера ” я знаю что это ты”, относится к увольнению дирижёра? Как по мне, то фраза означает что, именно Ниман то, кого изкал Флетчера. Вообще, последняя часть срежисированна гениально

    0
    2
    Ответить
    1. -

      Потому что он сказал: “Ты думаешь, я дебил? Я знаю, что это был ты, ублюдок”. После чего он объявил совершенно не ту композицию, о которой сказал Ниману, посмотрел на него и злодейски улыбнулся. Это очевидно была месть.

      2
      1
      Ответить
      1. Анна

        Так именно в этом и загвоздка, он говорил, что настоящего музыканта ничего не сломает, затем он сказал эту фразу и подкинул ему сложную ситуацию, чтобы Ниман убедился в этом сам и подтвердил это

        Ответить
        1. Екатерина

          Фраза двусмысленная. Каждый понимает по-своему. Эндрю сначала понял, что это место, А затем, обнимаясь с отцом, понял наверное, как вы…

  2. Екатерина

    Если моя цель делает из меня невротика и параноика, такая цель мне вредна и не соответсвенно не нужна. В данном случае цель не оправдывает средства.

    Ответить