Суть и смысл классического вестерна «Однажды на Диком Западе»

Однажды на Диком Западе Смысл фильма

Страна: Италия, США

Жанр: вестерн, драма, приключения, боевик

Год производства: 1968

Режиссёр: Серджио Леоне

Актёры: Клаудиа Кардинале, Чарльз Бронсон, Генри Фонда, Джейсон Робардс

Слоган: «В её жизни было трое мужчин: один – чтобы забрать её, другой – чтобы любить, третий – чтобы убить»

Награды: премия «Сатурн-2004» за лучшее издание классики кино на DVD

Зрителю, решившему погрузиться в классику кинематографа, сюжет фильма «Однажды на Диком Западе» («C’era una volta il West») может показаться слегка запутанным, а поступки героев – не всегда логичными. Однако всё это в некотором роде отражает особенности жанра спагетти-вестерна, представителем которого и является эта картина.

О чём фильм

Итак, сделаем описание и разбор сюжета «Однажды на Диком Западе».

В начале фильма мы наблюдаем сцену появления бандитов на отдалённой железнодорожной станции. Они прогоняют её работников, в числе которых старик-билетёр и девушка из индейского племени, а потом под скрип старой ветряной мельницы чего-то долго ждут. Один из членов банды отмахивается от назойливой мухи, в конце концов загоняя её в дуло пистолета. На станцию прибывает поезд. Однако мужчины не видят в нём того, кого они ждут. Так что банда собирается уходить. Но тут звучит губная гармошка, и злодеи понимают, что их враг всё-таки здесь. Как мы узнаем позже, он носит прозвище Гармоника.

Чарльз Бронсон
Чарльз Бронсон сыграл роль Гармоники. Кадр из фильма.

Гармоника ищет некого Фрэнка, но присутствующие на станции бандиты – лишь его слуги. Музыкант спрашивает, найдётся ли для него лошадь. Бандит, насмехаясь, отвечает, что лишней у них нет. Тогда Гармоника заключает: «Лишних здесь целых две», имея ввиду, что одну он намерен забрать себе. Происходит перестрелка, из которой музыкант выходит победителем.

Мы знакомимся с фермером-вдовцом Макбейном, который вместе с младшим сыном охотится на уток. Дочь Макбейна Маурин накрывает на стол в ожидании прибытия невесты отца. Члены семейства тревожно озираются – кажется, рядом притаился кто-то с недобрыми намерениями. Макбейн обещает дочери, что скоро они станут богатыми. Старший сын Патрик собирается на станцию встречать гостью. Вдруг звучит выстрел, и Маурин падает замертво. Затем ещё несколько – и Макбейн с Патриком тоже убиты.

В живых остаётся лишь младший сын фермера. Показываются бандиты. Один из них спрашивает, имеет ли смысл убивать мальчика. Главарь отвечает утвердительно, ведь подельник назвал его по имени – Фрэнк. Значит, ребёнок может об этом рассказать. Злодей направляет пистолет на мальчика и делает выстрел.

Тем временем в город прибывает невеста Макбейна по имени Джил. Никого не встретив на станции, она отправляется в дилижансе на ранчо Извозчик смеётся над её названием – Чистый Ключ. Ведь это не чудесный оазис, а лишь клочок пустыни вдали от города. Экипаж проезжает мимо рабочих, занимающихся строительством железной дороги, и останавливается в некоем заведении посреди дороги – это одновременно конюшня, кузница и бар. Там Джил встречает бандита по имени Шайен, который только что избавился от поймавших его служителей закона. С помощью выстрела, сделанного по его просьбе одним из посетителей заведения, он избавляется и от наручников, успевая бросить пару фраз в сторону также присутствующего здесь Гармоники. Последний обращает внимание на одежду вошедших слуг Шайена – похожие куртки были на подельниках Фрэнка. Шайен уверен, что Гармоника ошибается, ведь такую одежду носит только его банда.

Генри Фонда
Генри Фонда исполнил роль Фрэнка. Кадр из фильма.

Джил наконец добирается до ранчо и обнаруживает там мёртвую семью Макбейна. Похоронив своего избранника, она остаётся в доме. Теперь ранчо принадлежит ей. Ведь, как   оказывается, Джил и Макбейн тайно поженились ещё в Новом Орлеане, откуда она прибыла. А значит девушка – полноправная наследница.

Представители власти обнаруживают на месте преступления кусок той самой одежды, которую носят члены банды Шайена – шайка Фрэнка явно постаралась, чтобы их подставить. Но шериф не догадываются о подвохе, и блюстители закона отправляются искать своего старого врага.

Гармоника пытает человека по имени Воблз, организовавшего встречу на станции, о том, где находится Фрэнк. Но тот ничего не знает. Из разговора становится ясно, что Гармоника понял: Фрэнк сбрасывает с себя подозрения, подставляя банду Шайена.

Джил осматривает дом: здесь ничто не тронуто и даже драгоценности на месте. В одном из сундуков она находит странную поделку – игрушку в виде железнодорожной станции, а также ещё несколько миниатюрных зданий и деревянный паровозик. Ночью она слышит, как Гармоника играет где-то во дворе на своём инструменте – похоже, он надеется застать Фрэнка.

Утром в дом наведывается Шайен. Он не собирается причинять Джил вред – его цель узнать, какой смысл кому-то убивать семью Макбейна и тем самым подставлять его. Увы, девушка тоже не нашла ответа на этот вопрос.

Зрителю же часть разгадки дают уже в следующем эпизоде. Оказывается, делец Мортон поручил Фрэнку припугнуть Макбейна. Но тот решил «не мелочиться» и убить фермера, являющегося помехой. Теперь он намерен устранить и Джил.

Клаудия Кардинале
Роль Джилл сыграла Клаудия Кардинале. Кадр из фильма.

Девушка собирается отправиться в город, но в конюшне сталкивается с Гармоникой. Тот показывает свою силу, насильно раздевая Джил, но потом спасает от подельников Фрэнка, которые собирались её убить. За этим наблюдает Шайен со своей бандой.

В городе Джил встречается с Воблзом и просит его передать сообщение Фрэнку. Это значит, что Гармоника рассказал о том, кто в действительности убил возлюбленного героини.  Сам он находится неподалёку, следя за Воблзом, который отправляется в поезд к Мортону и Фрэнку. Последний догадывается о слежке и ловит Гармонику, а Воблза убивает в наказание за то, что тот раскрыл его местонахождение. Фрэнк допрашивает пойманного, кто он. Но Гармоника в ответ лишь называет имена убитых злодеем людей.

Фрэнк со своей бандой уезжает заканчивать начатое – ему нужно расправиться с Джил. Воспользовавшись этим, внутрь поезда проникает прятавшийся Шайен. Он ловко убивает подельников Фрэнка, оставляя в живых только калеку Мортона и освобождая Гармонику.

Джил тем временем узнаёт, что Макбейн собирался построить железнодорожную станцию со всей инфраструктурой. Значит игрушки, найденные в его доме, – макеты этого большого проекта. Об этом же догадываются вернувшиеся на ранчо и не нашедшие там Джил Шайен и Гармоника. Последний даёт объяснение, раскрывая смысл авантюры Макбейна: фермер специально купил пока что никому не нужный участок пустыни. Всё дело в том, что единственный источник воды в округе находится именно здесь, и железная дорога, вероятнее всего, будет проложена как раз через это место. Когда это произойдёт, заранее построивший станцию владелец земли озолотится.

Информацию Гармоника узнал, ознакомившись с содержанием документов на собственность. В них же были слова о том, что наследники Макбейна теряют свои права, если станция не будет построена раньше, чем будет проложена железная дорога. Так что Шайен, как и Гармоника, проникшийся симпатией к Джил, заставляет своих людей приступать к строительству. Впрочем, никакого альтруизма – Шайен надеется разбогатеть, ведь девушка непременно поделится прибылью со своими спасителями и помощниками.

Фрэнк разрывает договорённость с Мортоном и берёт его в плен, оставляя под стражей. Он передумал убивать Джил. Девушка, спасая свою жизнь, позволила Фрэнку соблазнить себя. Злодею приходит идея вынудить её продать ранчо, чтобы самому купить его за бесценок.

Джейсон Робардс
Джейсон Робардс в роли Шайенн. Кадр из фильма.

Организуется аукцион, на котором люди Фрэнка угрожают покупателям, чтобы те не поднимали цену. Однако появляется Гармоника и рушит план злодея. Он предлагает неплохую сумму — пять тысяч долларов. Эти деньги он намерен получить в ближайшее время за приведённого Шайена, которого он якобы поймал.

Шайена сажают в поезд, отправляющийся в тюрьму на Юму. Но ему на выручку уже спешат члены его банды.

Фрэнк встречается с Гармоникой и предлагает продать ему участок за ту же сумму, но тот отказывается, снова называя имена убитых злодеем людей.

Мортон предлагает деньги подельникам Фрэнка в обмен на его убийство. Те соглашаются. Однако во время нападения Фрэнку помогает Гармоника, желающий убить злодея позже самостоятельно в честной дуэли.

Фрэнк возвращается в поезд Мортона и обнаруживает там убитых Шайеном членов своей банды. Сам Мортон также при смерти – он тянется к ручью, словно помятуя на последнем издыхании о своей давней мечте отправиться к морю.

Строительство железной дороги возле дома Макбейна идёт полным ходом. Джил хозяйничает по дому. Вероятно, сделка, состоявшаяся на аукционе, была аннулирована из-за бегства Шайена, и девушка теперь – опять полноправный собственник ранчо. Пока Шайен беседует с Джил, Гармоника ждёт Фрэнка. Он знает, что злодея терзает любопытство. Фрэнк непременно вернётся, чтобы узнать кто такой Гармоника – так и происходит.

На дуэли Гармоника убивает Фрэнка. Перед смертью мститель даёт понять, кто он. Когда-то Фрэнк жестоко убил его брата, при этом издеваясь над ним самим, тогда ещё ребёнком. Мальчик должен был держать взрослого брата, находящегося в петле, на своих плечах и играть при этом на губной гармошке.

В финале Гармоника, свершивший свою месть, прощается с Джил и уходит. Вслед за ним отправляется и Шайен, но умирает от раны, полученной в результате выстрела Мортона во время нападения на людей Фрэнка.

По проложенной железной дороге проходит первый поезд. В концовке «Однажды на Диком Западе» мы видим, как Джил встречает пассажиров.

Смысл фильма

Перед нами один из ярчайших представителей спагетти-вестерна, картин о Диком Западе Америки, которые снимались в Италии (отсюда и название). Режиссёр Серджио Леоне во многом его и сформировал. Так что, пытаясь понять суть фильма и дать трактовку деталям, стоит учитывать особенности всего жанра.

А к ним относятся: архетипический сюжет (месть, поиск богатства, странствие таинственного героя), изобретательные диалоги, насыщенный визуальный ряд, тесное взаимодействия изображения и музыки, активное использования приёмов нагнетания обстановки (саспенса) и взаимозаменяемость персонажей. «Однажды на Диком Западе» даёт всё это в концентрированном виде.

Глубокий скрытый смысл искать здесь вряд ли стоит. Глубина здесь уже в каждом кадре, в каждом звуке и слове. Она и в простоте сюжета (пусть иногда и слегка запутанного), и в сложности выстраивания взаимодействия каждого элемента картины. Здесь также множество отсылок к другим повлиявшим на режиссёра фильмам. Например, сцена с ожиданием в начале отсылает к «Ровно в полдень» 1952 года, а поединок Фрэнка и Гармоники – к «Последнему закату» 1961 года.

«Однажды на Диком Западе» – первая часть трилогии Серджио Леоне из сюжетно несвязанных между собой картин. Каждая посвящена историческому периоду, который, так или иначе, «ужесточил» Америку. Первый – строительство железной дороги, второй – мексиканская революция 1910-1917 годов (фильм «За пригоршню динамита»), третий – эпоха «сухого закона» (фильм «Однажды в Америке»).

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Однажды на Диком Западе» также полностью соответствует тому, что принято называть духом спагетти-вестерна. Месть брутального героя, чьё прошлое было покрыто мраком, свершилась. Другой награды ему не нужно.

Условное зло (всё-таки чисто положительных или отрицательных персонажей здесь нет) побеждено. Драматичность происходящего, несмотря на некоторые элементы пародии и юмор, оставляет печальный осадок.

Большего объяснение концовки не требует. Каждый, конечно, волен пуститься в рассуждения о поступках героев и их философии, но лучше здесь оставить ощущение тайны. Иначе «Однажды на Диком Западе» рискует потерять весомую часть своего очарования.

Однажды на Диком Западе
Кадр из фильма.
Как вам концовка?
Справедливость восторжествовала.
44%
Убиты люди, грустно.
16%
Месть бесмысленна и беспощадна, жалко тратить на нее свою жизнь.
36%
Другое (напишу в комментариях).
4%
Проголосовало: 25

Похожие фильмы

  • «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше», «Хороший, плохой, злой» (Италия, 1964-1966): предыдущая, так называемая долларовая вестерн-трилогия Серджио Леоне;
  • «Убийцы цветочной луны» (США, 2023). Реальная история индейского племени в Оклахоме. Когда на этих землях открыли месторождение нефти, некоторые осейджи стали богачами, а вскоре – жертвами серийных убийств.
  • «Ровно в полдень» (США, 1952): ещё один классический вестерн;
  • «Непрощённый» (США, 1992): вестерн от знаменитого Клинта Иствуда с собой же в главной роли;
  • «Ранго» (США, 2011) – занимательный вестерн в анимационном формате.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.