«Однажды в… Голливуде»: почему Тарантино «спас» жену Полански Шэрон Тейт 

Однажды в Голливуде Смысл фильма

Страна: США, Великобритания, Китай

Жанр: драма, комедия

Год производства: 2019

Режиссер: Квентин Тарантино

Актеры: Леонардо ДиКаприо, Брэд Питт, Марго Робби

Слоган: “9-й фильм Квентина Тарантино”

Награды: “Оскары”-2020 в номинациях “Лучший актёр второго плана” (Брэд Питт) и “Лучшая работа художника” (Барбара Линг и Нэнси Хэй), номинации в категориях “Лучший фильм”, “Лучшая режиссерская работа”, “Лучший актер”, “Лучший сценарий”; Премия Гильдии режиссеров Америки, Премия Гильдии киноактеров США.

“Однажды в… Голливуде” – девятый полнометражный фильм Квентина Тарантино. Картина, хорошо показавшая себя в прокате, и собравшая благоприятные отзывы критиков, относится к разряду “кино не для всех”. Как и всегда у Тарантино, здесь есть скрытый смысл, нестандартная идея и интересный финал.

Единого смысла фильма “Однажды в Голливуде” (Once Upon a Time… in Hollywood) не существует, и трактовка картины зависит от эрудиции зрителя и от его мировоззрения.

Сюжет – реальность и вымысел

“Однажды в… Голливуде” – самая личная лента Тарантино. Здесь есть разные подтексты, отсылки к его детству. Из-за этого у части зрителей возникают сложности восприятия картины: в первую очередь она рассчитана на американскую публику, хорошо знакомую с историей своего кинематографа. Лента основана на реальных событиях, но только отчасти. Краткое описание содержания ленты. Действие фильма “Однажды в… Голливуде” разворачивается в конце шестидесятых годов. Известный актер Рик Далтон пытается побороть творческий кризис. В этом ему помогает лучший друг и по совместительству дублер, Клифф Бут.

Рик Далтон
Леонардо ДиКаприо в роли Рика Далтона и Брэд Питт в роли Клиффа Бута. Кадр из фильма.

Рядом с Далтоном поселяется модный режиссер Роман Полански, который снимает кино, совершенно чуждое актеру, помнившему “Золотой век” Голливуда, и находится в зените славы. Старые вестерны Далтона публике уже не нужны, и он оказывается не у дел… Вместе с Риком работу теряет и Бут, который по сути всю жизнь прожил в его тени.

Друзья никак не желают принять тот факт, что их время прошло, и берутся за любую работу. Одновременно Далтон пытается хоть как-то попасть в круг новых “звезд”. Ирония заключается в том, что для многих из них он сам является легендой и уважаемой “звездой”, хотя и не осознает этого.

Параллельно развивается другая сюжетная ветка, связанная с печально известным Чарли Мэнсоном и его сектой под названием “Семья”. Это реальная история. Секта совершала кровавые преступления в середине шестидесятых. Ее члены во всем слушались Мэнсона – преступника-рецидивиста, который 17 лет из своих 32 провел за решеткой.

Выйдя на свободу, Мэнсон собрал вокруг себя нескольких хиппи и принялся проповедовать. Его “религия” представляла собой смесь христианства, сатанизма и саентологии. Себя самого скромняга Мэнсон ассоциировал с Христом и дьяволом одновременно.

Секта, в которую входили как молодые люди, так и девушки, колесила по Калифорнии, употребляла наркотики и устраивала массовые оргии. В какой-то момент Мэнсон решил, что пора приблизить судный день и призвал своих сторонников начать резню. После этого банда совершила нападения на людей, живших в Голливуде и в его окрестностях. В числе зверски убитых были знаменитости, в том числе жена Романа Полански актриса Шерон Тейт. Красавица актриса была на девятом месяце беременности, когда банда ворвалась в ее дом… Так было в реальности. Но в фильме “Однажды в… Голливуде” представлена другая трактовка событий.

В какой-то момент истории Рика Далтона, Полански, Шерон Тейт и Мэнсона тесно переплетаются. В этом сюжете режиссер использует трюк, обкатанный им в “Бесславных ублюдках”. То есть Тарантино взял за основу реальные события и позволил себе обыграть их так, как этого требовал его замысел.

Аль Пачино
Аль Пачино сыграл роль Марвина Шварца. Кадр из фильма.

Объяснение концовки

Все сюжетные линии соединяются в финале картины. Благодаря этому становится понятным ее содержание.

Ближе к финалу Клиффа, получившего серьезное ножевое ранение, отправляют в больницу. Оставшийся невредимым Далтон знакомится с Тейт, которая и не подозревает о том, в какой опасности была ее жизнь всего несколько мгновений назад.

Можно сказать, что Тарантино снял свою субреальность со счастливым концом, где нет места убийству беременной актрисы. Смысл концовки фильма “Однажды в… Голливуде” заключается в том, что старый и новый Голливуд гармонично существуют вместе, а мужская дружба только крепнет.

Есть и несколько иное объяснение концовки – а заодно и тому, почему “Однажды в… Голливуде” имеет такой внушительный хронометраж. Картина Тарантино посвящена целой уходящей эпохе. Длинная она потому, что режиссеру очень тяжело отпускать время, и он хочет протянуть его как можно дольше.

Этот фильм характеризуется сосредоточенностью на мелочах, длинными планами и пустоватыми диалогами (типичная “фишка” тарантиновских фильмов). Таким образом режиссер создал реалистическое и силовое погружение зрителя в эпоху.

Интересны сцены, в которых зритель как бы едет на заднем сиденье автомобиля вместе с героем, слушает радио и смотрит на приборную панель. То есть Тарантино добился того, чтобы зритель действительно “оказался” в этой машине и почувствовал себя там. Рекламные вывески, пластинки, цветные чемоданы, магнитофон, zippo, телепередачи, музыка и многое другое, что так настойчиво существовало в кадре, не просто знакомило зрителя с эпохой, а полностью погружало в нее.

Но Квентин не просто ностальгирует. Одновременно он понимает, что ничего вечного не бывает, и это объясняется в ироничной сцене после титров. А в этой сцене зритель наблюдает черно-белую сцену, в которой присутствует Далтон, в качестве альтер-эго своего Шерифа из сериала “Закон о вознаграждении”.

В той самой сцене он играет в рекламном ролике о сигаретах “Red Apple”. Герой расхваливает сигареты, и вся сцена напоминает о “старом-добром” времени, когда курить было модно. Примечательно, что рекламный ролик оказывается неудачным, и Далтон со вздохом жалуется на двойной подбородок. Своеобразная постирония от Квентина.

Смысл фильма

Как и у любого хорошего кино, у “Однажды в… Голливуде” несколько пластов. Первый – настоящая дружба двух представителей эпохи классического кинематографа. Смысл их отношений заключается в том, что настоящая дружба существует, и далеко не все в мире кино является фальшивкой и фантомом.

Второй пласт – необходимость признания. Эта тема болезненна для многих творческих людей. Многие из нас пытаются мерить свой успех чужими достижениями, но при этом, в силу ограниченного мировоззрения, не могут объективно оценить себя. Эта мысль сквозит через весь фильм Тарантино.

Третий пласт – столкновение старого и нового. Эта тема проскакивает и в отношениях Далтона с киноделами, и в его острой неприязни к хиппи.

Четвертый пласт – человеческая судьба.  Во многих разборах говорится о том, что дальнейшее объяснение смысла фильма (в том числе и его разгадка) зависит от того, насколько зритель знаком с трагедией, случившейся в ночь на 8 августа 1969 года.

Речь идет о Шерон Тейт – супруге режиссера Романа Полански. Молодая красивая женщина была на девятом месяце беременности, когда в ее дом ворвались отморозки из секты Мэнсона и убили и ее, и ее гостей.

Шерон Тейт
Марго Робби в роли Шерон Тейт. Кадр из фильма.

От Тарантино ждали какого-то подвоха, но его не было. И по этой причине “Однажды в… Голливуде” называют самой нетарантиновской работой именитого мэтра. Не было никакой крутой многоходовки, а конец фильма получился хоть и неоднозначным, но воодушевляющим.

Где-то в альтернативной реальности, в недалеком будущем Шерон осталась жива – она наслаждается материнством, и в ее лице режиссер показывает юный и хрупкий Новый Голливуд. Ярость мэнсоновских головорезов осознанно переводят на себя представители Старого Голливуда – Далтон и Бут. Причем парни, действуя слаженно и брутально, не оставляют маньякам ни единого шанса на спасение.

В фильме говорится о необходимости верить в себя и свои силы. Для главного героя вход в дом Полански – это заветная дверь в закрытые задворки Голливуда. Примечательно, что сам себя он считает недостойным этого.

Как оказалось, все с ним в порядке – ему просто нужно было быть самим собой. Выяснилось, что никто о тебе не забыл: люди выросли на твоих фильмах. Достаточно просто заговорить, и ты понимаешь, что даже окружающие тебя  “суперзвезды” самого высокого ранга – обычные люди. Многие из них дружелюбны, просты в общении, не стараются “задавить” тебя своими достижениями, а, может, даже сами мечтают познакомиться с тобой. В жизни все значительно проще, чем мы себе выстраиваем в голове…

И все-таки, главным героем фильма “Однажды в… Голливуде” является уходящая эпоха шестидесятых, стремительно меняющийся Голливуд и Америка в целом.

“Однажды в… Голливуде” – жесткий, кровавый и ироничный фильм. Но “тяжелого” сердца он не оставляет. Как ни странно, это просто сказка со смыслом, которую мэтр подарил поклонникам необычного и умного кино.

эпоха хиппи

Похожие фильмы

Вот несколько фильмов, похожих на “Однажды в… Голливуде”:

  • “8 с половиной” (Италия, 1963 год. Режиссер – Федерико Феллини). В фильме рассказывается о бесконечно уставшем режиссере. Однажды он погрузился в пучину своих воспоминаний и в итоге потерялся между реальностью и миром пугающих фантомов.
  • “Солдаты неудачи” (США, 2008 год. Режиссер – Бен Стиллер). Актеры суперблокбастера вступают в неравный бой с отпетыми головорезами. При этом они думают, что снимаются в фильме.
  • “Да здравствует Цезарь!” (США, 2016 год. Режиссеры – Итан и Джоэл Коэны). Чтобы предотвратить скандал, нужно найти внезапно пропавшую “звезду” фильма. Это замечательная, хлесткая ирония о Голливуде пятидесятых годов.
  • “Игрок” (США, 1992 год. Режиссер – Роберт Олтмен). В центре сюжета являются студийные интриги. Главный герой, Гриффин Милл, пытаясь сохранить свое кресло, совершает преступление, чем запускает цепь странных и страшных событий;
  • “Плутовство” (США, 1997 год Режиссер – Барри Левинсон). В центре сюжета находятся интриги Белого Дома: чтобы замять скандал, ответственные лица приглашают специалиста из Голливуда. Пытаясь реализовать свои амбиции и заработать, он устраивает грандиозное шоу.
  • “Убить Билла” (США, Япония, 2003 год, режиссер – Квентин Тарантино). Жесткий, кровавый фильм о мести и милосердии. Беатрикс всю жизнь мстит своему обидчику, но в финале отказывается от мести.
Как вам фильм?
Невероятно крутой
59.72%
Не очень понятно, но захватывающе
26.85%
За что все эти восторги и "Оскары"?
13.43%
Проголосовало: 216

 

Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

 

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Сергей

    После просмотра фильма, в котором я ничего не понял, наткнулся на вашу статью, которая всё поставила на места очень логично и грамотно. Спасибо!

    Ответить
  2. Василий

    Тарантино оторвался на евреях по полной:
    Показал что еврейка подбила компанию на убийство, и потом разделался с еврейкой с особой жестокостью – загрыз и сжег огнеметом, как немцы сжигали…

    Ответить