Что на самом деле происходит с героем Энтони Хопкинса в фильме «Отец»

Отец 2020 Энтони Хопкинс Смысл фильма
Автор статьи
Серафима Вишняк
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Люблю искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишу странные сказки, обожаю сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Страна: Великобритания, Франция

Жанр: драма

Год производства: 2020

Режиссер: Флориан Зеллер

Актеры: Энтони Хопкинс, Оливия Колман, Марк Гэтисс

“Отец” (“The Father”) — тревожная камерная картина. Смысл фильма “Отец” в том, что старость неизбежна, и в том, как важно, чтобы в преклонные годы рядом с нами были по-настоящему близкие люди. А еще это фильм о том, что от судьбы не уйдешь. Но попытаться можно и нужно.

О чем фильм

В центре сюжета фильма “Отец” – фигура пожилого респектабельного мужчины по имени Энтони (Энтони Хопкинс), который живет в шикарной квартире в Лондоне.

Главный герой считает, что, несмотря на преклонный возраст, он прекрасно может позаботиться о себе сам. Но его дочь Энн с ним категорически не согласна. Она собирается переехать в Париж и поэтому хочет найти для отца сиделку.

Энтони Хопкинс, Оливия Колман
Главные роли играют Энтони Хопкинс и Оливия Колман. Кадр из фильма.

Задача это крайне непростая, поскольку Энтони — старик с характером. Проще говоря, герой Энтони Хопкинса упрям, как осел, и чрезвычайно требователен. Ситуация выглядит вполне тривиально, но внезапно начинают происходить различные странности и содержание фильма “Отец” становится все более запутанным.

Например, в квартире появляются незнакомые люди, а сама героиня начинает неуловимо меняться…

Сюжетная линия фильма с блистательным Энтони Хопкинсом представляет собой сложную комбинацию, включающую в себя настоящее, прошлое, а также — эмоциональные переживания Энтони.

Все происходящее показано глазами главного героя. Во всех разборах и рецензиях подмечают этот момент, и высказывают предположение, что таким образом режиссер пытался продемонстрировать то, как видит мир пожилой и очень больной человек.

Фильм “Отец” снят по одноименной пьесе французского писателя и драматурга Флориана Зеллера (он и выступил в качестве сценариста и режиссера), которая с большим успехом ставится в театрах по всему миру. Почти все действия происходят в одной квартире, но несмотря на это, картина (кстати, за роль в ней Энтони Хопкинс получил “Оскар”) получилась очень динамичной.

Расшифровка сюжета

Поначалу фильм похож на триллер, и кажется, что все происходящее – лишь часть коварного плана дочери, которая хочет отправить отца в дом престарелых, наладить свою жизнь и переехать в Париж.

Но потом выясняется, что все далеко не так просто. Причем, так непросто, что даже люди, причастные к созданию картины, до конца были не уверены, что же там на самом деле произошло, какое этому можно найти объяснение, и какой во всем этом смысл.

Задолго до финала зритель понимает: главного героя не дурачат, и его проблема куда серьезнее, чем это казалось вначале. Точный диагноз в фильме не звучит, но, вероятнее всего, Энтони страдает деменцией, или прогрессирующей болезнью Альцгеймера.

Фильм “Отец” — практически физическое воплощение процесса деформации сознания, его угасания. Нечто похожее присутствует с главным героем произведения “Цветы для Элджернона” Киза.

Смысл такого подхода заключается в том, что современный человек точно так же дезориентирован, как Энтони, и точно также подозревает всех и вся. В этом случае зритель является не сторонним наблюдателем, а практически участником событий: он словно “перемещается” в голову героя Энтони Хопкинса и пытается разобраться, что происходит.

Наверное, главная идея фильма “Отец” пересекается с идеей “Короля Лира”. Здесь нет никакого скрытого смысла: все лежит на поверхности. Но менее глубокой от этого картина не становится.

Смысл фильма заключается в том, как страшна бывает детская неблагодарность. Главный герой картины “Отец” – это тот же король Лир, а героиня, Энн – это Гонерилья, которая успешно притворяется Корделией. Она искренне привязана к отцу и страдает из-за того, что страдает он.

Но все-таки мы живем в обществе, которое основывается на рыночных принципах. С точки зрения экономической теории, все мы — потребители, и наше поведение основывается на теории альтернативной стоимости и на принципе рациональности. Каждый понимает, что пожилому родителю нужен уход, но если есть возможность использовать время как-нибудь иначе — почему бы и нет?..

конфликт отца и дочери
Кадр из фильма.

До самого конца сложно понять, где реальность, а где — больные, спутанные мысли главного героя. Ряд эпизодов повторяется с некоторыми изменениями, и разобраться в том, какая версия правдивая, нелегко — а то и невозможно.

Например, в квартире внезапно оказывается посторонний мужчина, утверждающий, что это его дом, а сам он — зять Энтони. Потом появляется незнакомая ни главному герою, ни зрителю девушка, которая говорит, что она его дочь.

Это часть авторского замысла. Чтобы найти объяснение всему, что происходит на экране, нужно посмотреть на события глазами главного героя.

Зрителя сбивает с толку даже планировка квартиры, которая служит местом действия. В сценической версии предметы мебели уносили со сцены во время перерыва между действиями – пока, в конце-концов, не оставалась одна кровать в пустой белой комнате.

Так был найден кинематографический эквивалент в виде лабиринта, который неуловимо меняется. По словам Зеллера, когда он писал сценарий, у него были особые представления о квартире главного героя. День за днем, в течение съемок, он вносил небольшие изменения в планировку. Это были маленькие, незначительные детали. У зрителя должно было возникнуть странное ощущение: обстановка знакомая, но что-то (непонятно, что) поменялось. В итоге появлялось чувство дезориентации.

Подобные изменения на протяжении всего действия становились все более заметными. Ближе к финалу их уже было невозможно игнорировать.

Особое внимание в этом кино уделяется деталям. Например, в одной из мизансцен падает и разбивается кружка. Вероятно, эта кружка символизирует мозг Энтони, который постепенно разрушается от болезни.

Этими осколками наполнен весь фильм. Например, Зеллер акцентирует внимание зрителя на постоянно пропадающих наручных часах: это символизирует пропавшее время. Также в фильме регулярно повторяется разговор о Париже. Показанные метафоры возникают ощущение присутствия неких островков реальности, а также становятся одной из зацепок для Энтони в действительности.

Интересным кажется и цветовое решение картины: по мере развития сюжета коричневый и зеленые цвета обстановки и костюмов главного героя заменяются синим и голубым: создается такое впечатление, что голубой оттенок символизирует болезнь, которая “съедает” жизнь Энтони.

Лора в гостях у семьи
Роль Лоры сыграла Имоджен Путс. Кадр из фильма.

При упоминании фильма “Отец” часто звучит слово “головоломка”. Флориан Зеллер рассказывал, что в последний день съемок выяснилось, что у его французских и английских продюсеров были разные версии касательного того, что происходило в фильме на самом деле, а что в нем было плодом воображения главного героя.

Продюсеры искренне волновались по этому поводу, а Зеллер ответил так: “В том-то и дело: вы должны сомневаться в собственном понимании”.

Фильм “Отец” напоминает о хрупкости нашего сознания и говорит о том, как легко потерять самих себя. Картина невольно заставляет задаться вопросом: насколько реально то, что мы видим?

Смысл концовки

Если в самом начале фильма поведение героя Хопкинса кажется раздражающим, то в финале это совершенно не так. В самом конце герой зовет и ясно помнит только одного человека — свою мать.

У концовки этой картины, как и у многих других подобных, несколько смыслов. Если взять самый простой вариант, то смысл концовки фильма “Отец” заключается все-таки в том, что несчастного старика весь фильм просто “газлайтили” – сводили с ума.

Есть и более запутанное объяснение концовки. Когда Энтони жмурится, происходит склейка, которая отправляет зрителя обратно в квартиру. Возможно, в течение всей ленты герой уже находится в больнице: на это дает намек выход Энн в самом начале, который перекликается с ее выходом из больницы ближе к финалу.

То есть, вероятно, зритель видит “винегрет” из воспоминаний, и возвращается в реальность только в самом конце действа, показанном от лица медсестры.

Картина “Отец” была создана “под Хопкинса”. Режиссер три года ждал, пока сэр Энтони закончит работу в другом фильме.

Неофициально считается, что здесь великий актер сыграл себя, потому что совпадает все: и имя, и дата рождения, и отношения с дочерью, и даже мать зовут точно так же.

А как вы думаете, что на самом деле происходит в фильме?
Герой Хопкинса иногда воспринимает окружающее адекватно, а иногда видит галлюцинации. Другими словами, он постепенно выживает из ума.
29.41%
Дочь поступает эгоистично и несправедливо, героя фактически выживают из дома.
0%
Все происходящее - плод воспоминаний и галлюцинаций героя, который лежит в больнице.
70.59%
Проголосовало: 17

Добавить комментарий

Adblock
detector