В мире «Паразитов»: сюжет, идея, символы оскароносного фильма

Кадр: ужас Смысл фильма
Автор
Мария Борелье
Мария Борелье
Переводчик, журналист. Вместо вас разберусь в мудрёных смыслах. Нет, у меня не грустное лицо, это я думаю.

«Паразиты» взяли «Оскар» в номинации «Лучший фильм», и это стало значимым событием в мире кинематографа: это первый случай победы не англоязычного кино. Причем экзотичного для Европы – корейского.

Режиссер Пон Чжун Хо в своих интервью приоткрыл смысл фильма «Паразиты» и его концовки. Но – хитрый жук – основную идею оставил зрителям додумывать самостоятельно.

Жанр фильма трансформируется от начала к концу. Начинаясь как простенькая черная комедия, ко второй половине фильм становится жестоким триллером, а попутно обрастает чертами философской драмы.

О чем кино

Фильм рассказывает о двух корейских семьях: невероятно бедная семья Кимов и невероятно богатая семья Паков. Кимы живут в сыром полуподвале в самом бедном районе города, за копейки собирают коробки из-под пиццы и ловят соседский вай-фай: оплачивать свой интернет денег нет.

Паки живут в громадном дизайнерском особняке. Однажды старший сын Кимов по рекомендации друга случайно устраивается репетитором в дом богачей Паков. С этого начинаются приключения двух семей.

Какая из семей настоящие паразиты

Фильм намеренно не отвечает на этот вопрос. Позиция режиссера в том, что все современное общество построено на принципе паразитизма. Богатые делегируют «ручную» работу бедным. Богатая домохозяйка даже не умеет загружать посуду в посудомойку – нанимает для этого слуг.

Бедные, видя большие деньги, не могут удержаться от искушения и всеми возможными нечестными способами садятся богатым на шею, присасываясь к их кошельку или холодильнику.

Тема социального неравенства и разрыва между богатыми и бедными и стала главной для Пон Чжун Хо. Он начал работу над фильмом еще в 2013 году, но в 2019 тема всеобщего паразитирования стала еще более явной.

Кадр: селфи
Кадр из фильма

В своих интервью Пон Чжун Хо говорит, что главная эмоциональная задача фильма – чувство страха: он хотел, чтобы после фильма зритель испугался масштаба и неотвратимости социального расслоения. Если мы продолжим жить так, как живем сейчас, и наши дети будут жить по нашим правилам, мы обречены на вечное заточение в ловушке паразитизма, нечестности, эгоизма и инфантильности.

Во время просмотра нельзя понять, на чьей стороне режиссер: сочувствует ли он бедным, старается ли выставить их в лучшем свете? Играет ли он на сентиментальном чувстве жалости к семье Кимов? Показывает ли он богачей Паков более чистыми (в прямом и переносном смысле) и приятными людьми? Сочувствует ли он впечатлительной богатой маме, искренне переживающей за психику своего сына, которую так легко обмануть?

Нет, режиссер не создает завершенных образов «злодеев» и «жертв». Он одинаково не любит, но при этом жалеет и понимает всех своих героев. Как только зритель встает на сторону одной семьи, она тут же совершает какую-то мерзость. Как только зритель решает, что другая семья – злодеи, так они тут же делают что-то трогательно человечное.

бедные
Кадр из фильма

Ко второй половине фильма ярко прослеживаются телесные ассоциации с насекомыми-паразитами. Бедняки ползают, бегают на четвереньках, прячутся в темных местах. Когда зажигают свет в гостиной, Ким замирает лежа на полу, как таракан, который боится тапка. А интимная сцена с богачами похожа на совокупление насекомых.

Бедность и богатство. Символика

Если смотреть фильм внимательно, мы увидим, как практически каждая деталь «Паразитов» символизирует разницу положения богатых и бедных. Паки и Кимы – зеркальное отражение друг друга, только зеркало кривое.

Богатая семья Паков живет на холме в огромном футуристичном доме. Бедные Кимы – на дне города, в подвале многоэтажки.

В фильме много лестниц: в доме Паков идущие вверх, у Кимов – вниз. Даже в городе нужно спуститься по лестнице к Кимам домой. Это метафора «иерархической лестницы» или социальной «пищевой цепочки», где бедные неизбежно уязвимы, а богатые царят на вершине мира.

богатые
Кадр из фильма

Обычный проливной дождь становится катастрофой для Кимов – их квартиру затапливает до середины. А на лужайке Паков только газон становится еще зеленее.

Режиссер говорит, что девиз «надо стараться, тогда все получится» — часто лживое обещание. Социальное положение и безработица бывают сильнее обычных людей.

Символичен эпизод в начале фильма – Кимы отказываются от идеи бороться с тараканами и отдают эту проблему на волю случая. И это работает: по их улице проезжает машина дезинфекции, которая через открытые окна дезинфицирует и их подвал.

Полное отсутствие плана действий, опущенные руки, тотальная бедность и особый неистребимый неприятный запах – то, что наполняет образ Кимов. Качество, которое помогло им на краткое время добиться успеха – хитрость.

При этом Кимы талантливы. Сын отлично преподает английский язык, а дочь прекрасно рисует и справляется с неординарным сыном Паков. Мать сразу осваивает тонкости ведения хозяйства в новом доме, а отец профессионально осваивает управление новой машиной. Их бедность – это судьбоносное внешнее условие, которое не дает им иного выбора, кроме как стать преступниками.

Паки же в силу своего положения брезгуют бедностью. Это стереотипные  богатые люди: они не талантливые, инфантильные и эгоистичные. А качество, в конце концов погубившее их – наивность.

Пон Чжун Хо вставляет в фильм фразу: «На каждую вакансию охранника откликается 500 людей с высшим образованием». Эту статистику по Южной Корее режиссер услышал где-то в новостях, и она так его впечатлила, что появилась в фильме. Это действительно большая проблема для корейцев: жесткая конкуренция оказывает на них сильное психологическое давление.

Бункер

Если вас интересует, действительно ли в Южной Корее богачи так паранойят, что строят бункеры на случай ядерной войны – да, действительно. Есть ли в этом смысл? Мы не знаем. Но Пон Чжун Хо говорит, что это реальная корейская практика, правда, среди самых богатых людей. Лично у него в доме бункера нет.

Камень

Заметный символ в фильме – «камень богатства». Младший Ким получает его в подарок от успешного друга, который дает ему «путевку» в семью Паков.

Камень
Кадр из фильма

Друг работал репетитором у Паков, но сейчас уезжает учиться и рекомендует Кима на его место. С этого момента, то есть фактически с момента получения камня, и начинаются перемены. Через обман и поддельные документы он поступает к ним на работу, а затем перетаскивает и всю семью.

Многим русскоязычным зрителям кажется, что в этом камне заложен какой-то более глубокий смысл, который нам непонятен. Нет, здесь все прозрачно, и сам режиссер Пон Чжун Хо это подтверждает. «Почему именно камень?» – «Потому что в детстве как-то любил камни».

Это засечка, от которой можно отсчитывать начало драмы. К концу фильма мы видим, что камень оказывается «фальшивкой», ложной надеждой на счастье: вместо обещанного богатства он принес только беды и смерть.

Запах

С начала фильма и до решающей минуты зрителя преследует особый запах, исходящий от семьи Кимов, и он очень важен.

Паки не знают, что все их слуги – члены одной семьи, но именно их общий неприятный запах наталкивает их на подозрения. Это запах дешевого стирального порошка, подвала, пота, приставшей грязи, старой одежды.

Богачи Паки не выносят этого запаха и невольно зажимают нос. Этот жест становится главным символом социального расслоения, он же – причина кровавого экшна в конце фильма. Кимы, бедные и болезненно горделивые, оскорблены таким отношением к себе. Более того, они понимают, что запах действительно противен. Это оскорбляет их еще больше.

При этом важной деталью становятся личные границы. Господин Пак, глава семьи, часто упоминает о необходимости соблюдать личные границы – это его строгое жизненное правило. Но в момент, когда он чувствует тот самый запах бедности от водителя, личные границы между двумя семьями разрушаются. Возвращаясь домой, он обсуждает этот запах со своей женой, и та признается, что понимает, о чем он.

Запах тела – одна из самых интимных составляющих человеческого образа, ведь ты не почувствуешь его, пока не подойдешь к человеку слишком близко. Это интересный тонкий момент, намекающий на грядущую катастрофу: «что-то с этими семьями уже не так».

Смысл концовки

Внимание, отсюда начинаются спойлеры! Если вы еще не смотрели, возвращайтесь, как посмотрите!

Бункер, в котором уже четыре года живет муж бывшей домработницы – это самое дно иерархической лестницы. Ниже уже невозможно. Отчасти оно диктует жуткую кровавую концовку фильма. Ким-младший вооружается «камнем богатства» и спускается в бункер убить мужа домработницы, но муж сам на него нападает. Именно благодаря Киму-младшему муж вырывается из бункера и идет убивать.

В это время на заднем плане дочь Паков спасает Кима-младшего: они трогательно влюблены друг в друга. Это сильный момент, который плохо читается среди резни: в сердцах ребят живет любовь.

Господин Пак, оказавшись рядом с безумным, зажимает нос – чувствует тот самый запах. Отец Кимов видит это, сходит с ума от накопившейся ярости и убивает Пака.

Так образ безумного мужа из бункера закольцовывается с образом старшего Кима: Ким прячется в бункере и начинает жить там. Жена Пака переезжает из этого проклятого места, в дом заезжают новые жильцы, по ночам Ким ворует еду из их холодильника.

Жильцы думают, что одна лампочка в коридоре барахлит, но это не так: это Ким шлет послание своему сыну азбукой Морзе, не зная, увидит ли он когда-нибудь его. В конце концов сын подходит к этому дому и расшифровывает письмо.

Кадр: ужас
Кадр из фильма

Ким-старший остается в заточении на дне иерархии, а мать с сыном оказываются там же, где были в начале. Госпожа Пак оказывается без мужа и исчезает из поля зрения. И только смутная мечта Кимов стала более очерченной: сын собирается выучиться, разбогатеть и купить этот дом, воссоединившись в нем с отцом. Осуществима ли она? Зритель решает сам.

Режиссер открыто говорит в своих интервью, что не хочет помогать своим зрителям с пониманием концовки, не хочет давать подсказки. Он рассказывает  историю: бедные попытались обманом выбраться со дна на вершину иерархии, у них не получилось.

С одной стороны, открытый финал дает надежду на то, что у Кима-младшего все получится, он выучится, выкупит дом и спасет отца – он правда талантлив и умен. Но, с другой стороны, сколько лет на это уйдет? И смогут ли они быть счастливыми после кровавой бойни, которую устроили? Нам кажется, что нет. Корейская безработица и кровавая история семьи почти лишает их шансов на счастье. И эту страшную, пугающую идею безысходности, по сути, Пон Чжун Хо и хочет нам передать.

Почему «Паразиты» получили «Оскар»

«Паразиты» получили приз киноакадемии по двум главным причинам: Пон Чжун Хо поднял остросоциальную актуальную тему, которая попала точно в сердечко большинству киноакадемиков. И при этом сделал захватывающую художественную картину, которая действительно держит зрителя заинтересованным, внимательным и напряженным все два часа. Эти критерии так редко совпадают, что их уже достаточно для Оскара.

Сам режиссер был уверен, что «Паразиты» не получат ни Золотую пальмовую ветвь, ни тем более Оскар, потому что считал его слишком специфическим корейским фильмом, который иностранцы просто не поймут.

А вы бы дали "Паразитам" "Оскара"?
Да, конечно
82.64%
Ни за что, о чём и чем они вообще думали
14.88%
Напишу в комментариях
2.48%
Проголосовало: 121

 

Добавить комментарий

Adblock
detector