История космических Адама и Евы: смысл фильма «Пассажиры»

Кадр из фильма Смысл фильма

Страна: США, Австралия

Жанр: мелодрама, фантастика, триллер

Год производства: 2016

Режиссёр: Мортен Тильдум

Актёры: Дженифер Лоуренс, Крис Пратт, Лоренс Фишборн, Майкл Шин

Слоган: «Ничто не случайно»

Награды и номинации: номинации на премии «Сатурн-2017» и «Оскар-2017».

В сюжет фильма «Пассажиры» («Passengers») авторы явно пытались вместить побольше элементов и мелодрамы, и научной фантастики. Если первое им вполне удалось, то второе вызывает большие вопросы из-за обилия ляпов ещё на уровне сценария. И это не тот случай, когда научно-фантастический антураж служит лишь для создания атмосферы или передачи интересных метафор. Здесь он напрямую влияет на развитие событий.

О чём фильм

Перескажем сюжет фильма, останавливаясь на моментах, которые могли быть не до конца понятными.

Будущее. Космический корабль «Авалон» отправляется на пригодную для жизни планету «Родная Обитель». На борту более пяти тысяч пассажиров вместе с членами экипажа. Все они находятся в состоянии гибернации (искусственного сна), ведь полёт занимает больше ста двадцати земных лет.

Спустя тридцать лет с момента старта с Земли происходит столкновение корабля со скоплением астероидов. Один из них попадает на защитный экран космического судна и распадается на осколки, повреждая обшивку и нарушая нормальное функционирование бортовых систем. В результате этого в одной из пассажирских камер происходит сбой и  гораздо раньше положенного времени (на девяносто лет) просыпается инженер-механик Джим Престон.

Кадр из фильма.
Крис Прэтт в роли Джима Престона. Кадр из фильма.

Джим оказывается в полном одиночестве. Он не может погрузить себя обратно в сон, ведь такой механизм не предусмотрен создателями корабля – до сих пор считалось, что нарушение работы капсул пассажиров невозможно. Джим отчаянно пытается найти выход из сложившегося положения, но в конце концов ему приходится смириться со случившимся. По совету человекообразного робота-бармена Артура он решает абстрагироваться от сложившийся печальной ситуации и жить полной жизнью, пользуясь имеющимися на корабле благами. Однако чувство одиночества перекрывает собой все маленькие радости, и через год Джим уже близок к тому, чтобы совершить самоубийство – он чуть было не вышел в открытый космос без скафандра.

Джим сбегает из шлюза, поскальзывается и видит в одной из капсул прекрасную девушку. Ей оказывается писательница-журналистка Аврора Лэйн. Джим отсматривает записи её собеседования перед набором в межпланетное путешествие и постепенно приходит к выводу, что она – его идеал.

Кадр из фильма.
Дженнифер Лоуренс в роли Авроры Лейн. Кадр из фильма.

После отчаянной борьбы с собственной совестью герой решается взломать капсулу Авроры и таким образом разбудить её. Проснувшись, девушка принимает объяснение, что поломка – результат неисправности корабля, как в случае с Джимом. Парень просит Артура не рассказывать Авроре благодаря кому она на самом деле вышла из искусственного сна.

Между парнем и девушкой начинается роман. Через год Джим собирается сделать Авроре предложение. В ходе беззаботного разговора с роботом-барменом девушка говорит, что между ней и её возлюбленным нет никаких секретов. Артур спрашивает: «Неужели?». Джим подтверждает: «Леди же сказала!». Это даёт роботу основание считать предыдущую договорённость о хранении секрета недействительной. В результате он проговаривается о том, что Аврору разбудил Джим, спасаясь от собственного одиночества.

Девушка приходит в бешенство. Происходит разрыв отношений. После ряда попыток попросить прощение и помириться Джим старается лишний раз не пересекаться с Авророй, равно как и она.

«Авалон» продолжает всё больше сбоить, техника выходит из под контроля. Внезапно пробуждается член экипажа – Гас Манкузо. Джим и Аврора рассказывают ему, что с ними произошло. Пользуясь своими привилегированными правами доступа, Гас производит разбор неисправностей, пытаясь выяснить причину поломки корабля, и находит разгадку. Оказывается, что прохождение «Авалона» через скопление астероидов два года назад вызвало веерное отключение некоторых систем. Вскоре все они грозят выйти из строя – тогда погибнут пассажиры и члены экипажа.

Гасу явно нездоровится – в отличие от главных героев его пробуждение было слишком болезненным. Джим и Аврора производят сканирование его организма в единственной на корабле медицинской капсуле. Согласно описанию, предоставленному техникой, у Гаса сотни патологий. И действительно, вскоре он умирает.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

В финале герои пытаются спасти миссию. Пользуясь допуском Гаса, они обходят корабль и находят заблокированную комнату. В ней произошла разгерметизация. Едва не погибнув, Джим и Аврора заделывают брешь. Однако обнаруженная пробоина не была единственной. По «следам» этих брешей герои проходят в зал, где находится компьютер, управляющий реактором. Джим осуществляет ремонт. Однако сделанная замена платы не помогает. Процессы внутри реактора уже вышли из под контроля – он начинает сильно перегреваться, а значит готов взорваться в любую минуту.

Выясняется, что заблокирован внешний корпус реактора. Единственный способ исправить поломку – выйти в открытый космос и вручную сделать открытие затвора для охлаждения. Джим берёт это на себя. Аврора же должна выпустить огонь из реактора.

Джиму приходит идея, открыв затвор, отлететь подальше и прикрыться от огненного потока взятым с собой щитом. Однако выясняется, что так сделать не получится. Ведь удержать в открытом состоянии затвор можно только вручную. Джим решается принести себя в жертву ради спасения Авроры и тысяч пассажиров.

Девушка, понимая, что иного выхода нет, запускает поток пламени, который выбрасывает парня в космос. Щит не помог. Трос, державший Джима, обрывается.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Благодаря проделанным отчаянным усилиям реактор перезапускается. Аврора бросается вслед за Джимом в открытый космос. Ей удаётся поймать его, ухватившись за конец троса. Аврора затаскивает Джима на борт и кладёт в медицинскую капсулу. Аппарат фиксирует клиническую смерть. С помощью кода доступа Гаса Аврора запускает сразу все возможные процедуры реанимации. Это срабатывает: Джим приходит в себя.

В концовке героям удаётся устранить все сбои на корабле. Джим внезапно выясняет, что единственную медицинскую капсулу можно переделать в капсулу для гибернации. Он предлагает Авроре воспользоваться этой возможностью и погрузиться в сон. Но тогда парень снова останется один. Героиня принимает решение продолжить бодрствовать вместе с ним.

Джим делает Авроре предложение и она принимает его. Оба счастливы.

Проходит восемьдесят восемь лет и «Авалон» добирается до пункта назначения. Проснувшиеся члены экипажа и пассажиры обнаруживают на корабле настоящий цветущий сад. Они находят послание от Авроры в виде книги. Её содержание – история жизни пары на корабле. Аврора заключает: «Мы прожили счастливую жизнь вместе».

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Пассажиры» озвучивает сама героиня в своём послании пробуждённым. Она цитирует слова Артура: «Если долго думать о том, где ты хотел бы быть, упустишь возможность жить здесь и сейчас». Иными словами, если мечта оказалась недосягаема, всегда есть шанс обрести настоящее счастье в текущем моменте. Пройдя с Джимом ряд тяжёлых испытаний, Автора отказалась от будущего на далёкой планете и предпочла остаться с любимым. И не пожалела об этом.

Кстати, в предыдущем варианте сценария (версия 2007 года) концовка была другой – более драматичной. В соответствии с ней все пять тысяч пассажиров и члены экипажа, кроме главных героев, погибают, оказавшись в открытом космосе в своих капсулах. Это происходит вследствие всё того же глобального сбоя в работе корабля и перезагрузки бортовой системы. Однако герои находят на корабле специально сохранённый генетический материал. Используя его, им удаётся продолжить свой род на несколько поколений.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Смысл фильма

Объяснение концовки, кажется, должно совпадать и со смыслом, заложенным авторами в картину. Однако трактовка последнего, похоже, всё же несколько глубже.

Прежде всего, стоит обратить внимание на слоган фильма «Пассажиры». В версии наших локализаторов он звучит как «Ничто не случайно». И да, смысл передан в целом верно. И всё же в оригинале это: «There is a reason they woke up» – «Есть причина, по которой они проснулись».

Что за причина? Всё просто: если бы не проснулся Джим и не разбудил бы Аврору, им не удалось бы совместными усилиями спасти тысячи пассажиров. То есть погибли бы все. Причина: спасение миссии. Эта случайность, похожая на божественное провидение, по большому счёту оправдывает идущий вразрез с моралью поступок Джима. То есть в рамках конкретной ситуации он поступил, разумеется, плохо. Однако в глобальной перспективе значение этого поступка для будущего человечества на далёкой планете трудно переоценить. Не говоря уже о внезапном «счастье с милой в шалаше», которого тоже могло бы не случиться.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Кстати, некие религиозные смыслы в фильме тоже читаются. Джим и Аврора на корабле, где есть все блага, похожи на библейских Адама и Еву в райском саду. Не зря и корабль назван «Авалон» по названию мифического острова из древних легенд – одного из символов земного рая. Некоторые также видят скрытый смысл с религиозным подтекстом в поведении Артура и Гаса. Первого ассоциируют со змеем-искусителем (его совет наслаждаться имеющимися благами вместо попыток решить ситуацию наводят на подозрение), второго – с Иисусом Христом (имеется ввиду его вынужденное самопожертвование и принадлежность к «главным» – членам экипажа, имеющим «божественный» статус). Впрочем, вряд ли авторы хотели зайти настолько далеко. Скорее всего, околобиблейский образ введён ими на поверхностном уровне, без желания углубляться в сложные отсылки.

Увы, в проработку научно-фантастических элементов авторы также не захотели погружаться. На визуальном уровне всё довольно красиво. Но при ближайшем рассмотрении возникает сотня вопросов к логике создателей космического корабля и инициаторов миссии, а также к действующим в мире фильма законам физики. Приведём только некоторые из них.

Как создатели миссии зарабатывают баснословные деньги на полётах, если вложения окупаются только через сотни лет? Почему корабль не обходит опасное скопление астероидов, хотя явно способен это делать? Почему в нём множество элементов роскоши, но страдает безопасность и не предусмотрены хотя бы роботизированные ремонтные бригады? Почему на пять с лишним тысяч человек всего одна медицинская капсула? Почему герои «ныряют» в космос будто с неподвижного объекта и находят там друг друга даже спустя несколько минут, хотя движутся со скоростью, равной половине скорости света?

Большинство подобных вопросов просто проигнорированы создателями. Они явно сосредоточились на мелодраматических элементах, составляющих суть фильма. И это, стоит признать, им удалось: «Пассажиры» – настоящая отрада для неисправимых романтиков.

А вы бы поступили, как Джим: разбудили бы девушку, чтобы не оставаться в одиночестве?
Нет, неправильно принимать такое решение за другого человека.
25%
Наверное да.
25%
Точно да. Может, вообще половину корабля перебудил бы.
50%
Своя версия (напишу в комментариях)
0%
Проголосовало: 8

Похожие фильмы

«Точное равенство» (США, 1996): на космический корабль проникает незваная пассажирка, что грозит гибели всей миссии;

«Пандорум» (Германия, Великобритания, 2009): захватывающий фантастический триллер;

«Луна 2112» (США, Великобритания, 2009): крепкий научно-фантастический фильм;

«Обливион» (США, 2013): отличная фантастика с Томом Крузом;

«Гравитация» (США, 2013): отличный космический блокбастер.

Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.