Страна: Россия
Жанр: драма, триллер
Год производства: 2022
Режиссер: Евгений Григорьев
Актеры: Павел Деревянко, Юра Борисов, Лиза Янковская
Евгений Григорьев, режиссер-документалист, представил свой взгляд на глубинную Россию. “Подельники” – его дебют в игровом кино. Поначалу кажется, что эта картина – очередная “чернуха”, и главный вопрос здесь – это “кто убил Людоеда” (главного антагониста фильма).
Однако не все так просто. Смысл фильма “Подельники” можно понять, если хорошо всмотреться в него: по мере развития сюжета чисто криминальная история постепенно раскручивается в сторону мифологических архетипов, исконно русской этнографии и многовековых традиций.
Сюжет фильма
Описание содержания фильма “Подельники”. Молодой биатлонист Петр, член олимпийской сборной, оставив большой спорт, возвращается в родную пермскую глубинку.
Он хочет устроиться работать в местную школу и преподавать ребятам физкультуру. Вместе с Петром приезжает его жена Настя. Она смотрит на “северную экзотику” с любопытством туристки из большого города.

Петр с супругой оказываются в буквальном смысле слова “ином мире”. С одной стороны, этот мир достаточно сложен по своим взаимопереплетенным связям, а с другой – до примитивизма прост. Речь здесь идет о системе координат, в которой существуют дикие суеверия, обрывки народных представлений о мировом устройстве, тюремные понятия и изрядно потрепанные советские уроки патриотизма.
В этом мире единственным весомым аргументом является сила. Отзеркаливая известную фразу из “Брата-2”, можно сказать, что люди здесь живут по принципу “Правда в силе”. Главный авторитет в этом угрюмом месте – Виктор по прозвищу Людоед (Павел Деревянко). Он называет себя внуком местного шамана, но что действительно правда – это его тюремное прошлое. Виктора боятся абсолютно все: ведь каждого, кто осмеливается хоть как-то ему перечить, ждет смерть.
Через какое-то время после прибытия Петра Виктор убивает местного художника. И остается на свободе. Это преступление без наказания и запускает главный конфликт фильма “Подельники”.
Впрочем, нельзя сказать, что преступление ничего за собой не повлекло. Согласно мифологии картины, пролитая кровь повлекла за собой нарушение жизненного равновесия, а значит – всевозможные беды: болезнь скота, проблемы в семьях, внезапное появление медведя-шатуна…
“Закон здесь – тайга,” – говорит, хитро прищурившись, Виктор. И с ним согласны практически все жители поселка. Узнав о преступлении, они коллективно молчат. Молчат и Петр с Настей – поначалу от шока, а потом – поддавшись влиянию местного жизненного уклада: жителям тайги существующий где-то там, в цивилизации, юридический закон кажется очень далеким и совсем необязательным для исполнения.

Впрочем, у погибшего остался сын Илья. Мальчик, в котором Петр давно приметил талантливого спортсмена и которому старается внушить мысль о блестящей карьере, молчать не собирается. В частности, из-за него Петр решается противостоять таежной “системе” и попытаться разорвать безнадегу этого страшного морока.
Илья хочет отомстить Людоеду за отца, и физрук обещает научить его стрелять. На самом деле Петр хочет отвести мальчишку от самоубийственной затеи, но вскоре понимает, что настроен тот крайне серьезно. Волей-неволей, планируя новое преступление, они становятся подельниками…
Кто убил Витю Людоеда?
Ближе к концу картины жители села собираются на местной “площади”, рядом с которой стоит православный Храм – праздновать Масленицу.
Согласно древней традиции, Петр (скучающая, глубоко городская жена которого, точно нежная Красавица, интересуется Чудовищем – инфернальным Виктором) вызывает Людоеда на бой. Ставка высока: проигравший должен уехать. Побеждает Виктор.
В финале на сцену выходит Илья, однако простому, хотя и одержимому местью мальчишке, не по плечу тягаться с таким противником, как Людоед, и достаточно быстро он превращается из охотника в жертву. Вероятно, Виктор без сожаления расправился бы с юным сибирским Гамлетом, но только раздается выстрел, и он падает замертво. Его хоронят, но не так, как это принято в “цивилизованном христианском мире”, а в соответствии с местными традициями.
Как ни странно, но для сути фильма не так важно, кто именно стреляет в Виктора.

Людоед убил человека, вхожего к нему в дом, и это злодеяние сказалось на всех. Называя себя шаманом, он тем не менее не смог нейтрализовать кармические последствия своего поступка. Именно поэтому, в соответствии с мифологией всей этой истории, он должен был стать “козлом отпущения”. Смысл концовки фильма “Подельники” заключается в том, что село избавилось от источника настоящих и, вероятно, будущих бед. Все вроде бы просто.
Однако зрители, пытающиеся в своих разборах найти разгадку картины и ее скрытый смысл, предлагают другую, не столь однозначную трактовку финала.
Объяснение концовки выглядит так. Виктор символизирует собой всеобъемлющее, хтоническое зло. Он словно медведь-шатун, пугающий всю округу, как леший из древних сказок. Он отличается от всех, и потому вселяет страх. Режиссер не зря постоянно проводит параллели между Виктором и пробудившимся в тайге зверем: он чужой, он страшный, он должен уйти.
Вроде бы “Подельники” заканчиваются так, как и любая другая страшная сказка: зло наказано, добро торжествует. Тем не менее, картина оставляет ощущение недосказанности.
Кто убил Виктора? Это мог быть кто угодно – любой из выбравших “правильную” в этом конфликте сторону сельчан. Например, это мог быть участковый. Все жители села сплоченно боролись с злодеем, однако, победа оказалась пирровой: убийца все еще среди них…
Смысл фильма и концовки
Сюжет картины можно назвать привычным для отечественного кинематографа. Если дать очень краткое содержание фильма “Подельники”, то можно сказать, что речь в нем идет о похождениях горожан, решивших окунуться в освежающие реалии “глубинной” России.
Однако режиссер картины, Евгений Григорьев, смог посмотреть на давно приевшийся сюжет свежим взглядом и найти новые интересные детали. Благодаря этому в привычном сюжете появились новые (возможно, даже забытые) смыслы.
“Подельники” – это история взросления, а заодно и выбора: освободиться от всей этой “хтони”, или замкнуть на себе вечную цепь из подельников – ведь следующее тело (и дело) не замедлит появиться.
Режиссер говорит со зрителем на вечные темы – о предательстве, страхе, мести и справедливости. Одновременно он пытается понять, кто такой человек – “тварь дрожащая” или “право имеет”? В его картине есть место конфликту не только условных города и деревни, христианства и язычества, цивилизации и древнего хаоса, но и старозаветных и новозаветных принципов. Что представляют собой человеческие ценности? Можно ли жить по своим порядкам? Есть ли в наше время место для принципа “око за око”?

Жуткий смысл происходящего заключается в том, что противостоять “общине на крови” оказывается возможно только в том случае, если стать ее частью и приняв правила, по которым живет таежное общество.
Если вдуматься, это довольно безнадежный вывод. Однако, документалистская беспристрастность режиссера картины “Подельники” удивительным образом позволяет зрителю с ним даже смириться. Особенно сейчас, когда та самая, древняя глубинная отечественная “хтонь” добралась не только до крупных городов, но и пересекла границы страны…
Впрочем, взгляд на картину может быть и не таким мрачным. “Подельники” – метафоричное и аллегоричное кино. Сибирское село кажется здесь сказочным пространством, а медведь (тотемное животное пермяков) – скорее древним таежным духом, нежели зверем. Местные жители между собой говорят на своем языке, проводят таинственные обряды, хотя не забывают и о Масленице.
В картине есть и отсылки к мировой классике (чем три Петровны, хранящие местные легенды и суеверия, не три ведьмы из “Макбета”?), и ирония. Нет, это вовсе не чернушная криминальная история о страшной российской глубинке.
По словам Григорьева, главная идея его фильма – это милосердие и прощение. Даже заклятого врага. Это гораздо более продуктивные и созидательные чувства, нежели месть. Стоит помнить об этом. Тем более сейчас.

Похожие фильмы
Вот несколько картин, похожих по смыслу на “Подельников” с Павлом Деревянко:
- “Нуучча” (Россия, 2021 год). XIX век, Якутская область. Хабджия и Керемес, переживающие семейную трагедию, принимают у себя в доме русского каторжника;
- “Капитан Волконогов бежал” (Россия, Эстония, Франция, 2021 год). 1930 год. Главный герой, принимавший активное участие в репрессиях против сограждан, сам становится жертвой доноса. Он вынужден пуститься в бега;
- “Купе номер 6” (драма, Финляндия, Эстония, Германия, 2021 год). Девушка бежит от предавшего ее возлюбленного из москвы в Мурманск. В поезде она знакомится с угрюмым шахтером.
В концовке вижу : дракон умер- да здравствует дракон!
Спасибо за фильм. Смотрела на одном дыхании. Все таки есть свет в конце тунелля
Фильм супер!
Вот только никто не пишет, что художник сам захотел умереть. «А спорим, ты сделаешь сейчас то, что я хочу?». Виктор давал шанс Александру остановится. Но, увы. Александр уже все решил. Жизнь его весела была только тогда, когда он выпьет. Стакан был дороже семьи.
Виктор не цеплялся за жизнь и сам не против был умереть. Это было видно и в сцене после бани и когда закрыл глаза мальчику.
Кто теперь станет Людоедом? Возможно сам мальчик.
👍
У мальчика был спрятан под одеждой самопал (подстраховка к яду). Самый простой и эффективный способ мести, тем более что яд, действительно, “не в то горло зашёл”. Вот и выстрелил назад, промахнуться невозможно было. Заметьте, милиционер и односельчане в конце фильма осматривают рану Вити – она у него на груди, и огромная, потому что “впритык” пацан стрелял.
Кто сами додумались – молодцы!
Великие знатоки) Даже собака знала команду “гости”. В том краю гость неприкасаемый, у Вити был выбор или по воровскому закону или закону тайги, он выбрал первое, художник об этом знал и вынудил его убить, тем самым подписал Вите смертный приговор. Никакого шатуна не было, был просто повод раздать оружие, и убил его ктото из жителей, не важно кто..подельники не зря называется фильм, и крайнего не найти. Закон тайги.
Меня одного смущает что жена главного героя зачем-то ходила к людоеду (оставила в тайне от мужа момент с тем что он там пальцами всякое делал) и в конце его вроде даже звала уехать вместе
Изначально, как мне показалось, она ходила с Виктором, чтобы вывести его на чистую воду, записав разговор на видео. Однако, в конце она именно Виктора звала уехать. Это меня очень удивило, и до сих пор остается загадкой. Может понял кто-нибудь что к чему?
Выкинутое время на просмотр. Не советую.
Пермь это Урал,а не Сибирь.