Неважно, кто убил шамана: неожиданный смысл фильма «Подельники» 

лыжники в зимних горах Смысл фильма

Страна: Россия

Жанр: драма, триллер

Год производства: 2022

Режиссер: Евгений Григорьев

Актеры: Павел Деревянко, Юра Борисов, Лиза Янковская

Евгений Григорьев, режиссер-документалист, представил свой взгляд на глубинную Россию. “Подельники” – его дебют в игровом кино. Поначалу кажется, что эта картина – очередная “чернуха”, и главный вопрос здесь – это “кто убил Людоеда” (главного антагониста фильма).

Однако не все так просто. Смысл фильма “Подельники” можно понять, если хорошо всмотреться в него: по мере развития сюжета чисто криминальная история постепенно раскручивается в сторону мифологических архетипов, исконно русской этнографии и многовековых традиций.

Сюжет фильма

Описание содержания фильма “Подельники”. Молодой биатлонист Петр, член олимпийской сборной, оставив большой спорт, возвращается в родную пермскую глубинку.

Он хочет устроиться работать в местную школу и преподавать ребятам физкультуру. Вместе с Петром приезжает его жена Настя. Она смотрит на “северную экзотику” с любопытством туристки из большого города.

Юрий Борисов
Юрий Борисов исполнил роль Петра. Кадр из фильма.

Петр с супругой оказываются в буквальном смысле слова “ином мире”. С одной стороны, этот мир достаточно сложен по своим взаимопереплетенным связям, а с другой – до примитивизма прост. Речь здесь идет о системе координат, в которой существуют дикие суеверия, обрывки народных представлений о мировом устройстве, тюремные понятия и изрядно потрепанные советские уроки патриотизма.

В этом мире единственным весомым аргументом является сила. Отзеркаливая известную фразу из “Брата-2”, можно сказать, что люди здесь живут по принципу “Правда в силе”. Главный авторитет в этом угрюмом месте – Виктор по прозвищу Людоед (Павел Деревянко). Он называет себя внуком местного шамана, но что действительно правда – это его тюремное прошлое. Виктора боятся абсолютно все: ведь каждого, кто осмеливается хоть как-то ему перечить, ждет смерть.

Через какое-то время после прибытия Петра Виктор убивает местного художника. И остается на свободе. Это преступление без наказания и запускает главный конфликт фильма “Подельники”.

Впрочем, нельзя сказать, что преступление ничего за собой не повлекло. Согласно мифологии картины, пролитая кровь повлекла за собой нарушение жизненного равновесия, а значит – всевозможные беды: болезнь скота, проблемы в семьях, внезапное появление медведя-шатуна…

“Закон здесь – тайга,” – говорит, хитро прищурившись, Виктор. И с ним согласны практически все жители поселка. Узнав о преступлении, они коллективно молчат. Молчат и Петр с Настей – поначалу от шока, а потом – поддавшись влиянию местного жизненного уклада: жителям тайги существующий где-то там, в цивилизации, юридический закон кажется очень далеким и совсем необязательным для исполнения.

Елизавета Янковская
Роль Насти сыграла Елизавета Янковская. Кадр из фильма.

Впрочем, у погибшего остался сын Илья. Мальчик, в котором Петр давно приметил талантливого спортсмена и которому старается внушить мысль о блестящей карьере, молчать не собирается. В частности, из-за него Петр решается противостоять таежной “системе” и попытаться разорвать безнадегу этого страшного морока.

Илья хочет отомстить Людоеду за отца, и физрук обещает научить его стрелять. На самом деле Петр хочет отвести мальчишку от самоубийственной затеи, но вскоре понимает, что настроен тот крайне серьезно. Волей-неволей, планируя новое преступление, они становятся подельниками…

Кто убил Витю Людоеда?

Ближе к концу картины жители села собираются на местной “площади”, рядом с которой стоит православный Храм – праздновать Масленицу.

Согласно древней традиции, Петр (скучающая, глубоко городская жена которого, точно нежная Красавица, интересуется Чудовищем – инфернальным Виктором) вызывает Людоеда на бой. Ставка высока: проигравший должен уехать. Побеждает Виктор.

В финале на сцену выходит Илья, однако простому, хотя и одержимому местью мальчишке, не по плечу тягаться с таким противником, как Людоед, и достаточно быстро он превращается из охотника в жертву. Вероятно, Виктор без сожаления расправился бы с юным сибирским Гамлетом, но только раздается выстрел, и он падает замертво. Его хоронят, но не так, как это принято в “цивилизованном христианском мире”, а в соответствии с местными традициями.

Как ни странно, но для сути фильма не так важно, кто именно стреляет в Виктора.

Павел Деревянко
Павел Деревянко в роли Виктора. Кадр из фильма.

Людоед убил человека, вхожего к нему в дом, и это злодеяние сказалось на всех. Называя себя шаманом, он тем не менее не смог нейтрализовать кармические последствия своего поступка. Именно поэтому, в соответствии с мифологией всей этой истории, он должен был стать “козлом отпущения”. Смысл концовки фильма “Подельники” заключается в том, что село избавилось от источника настоящих и, вероятно, будущих бед. Все вроде бы просто.

Однако зрители, пытающиеся в своих разборах найти разгадку картины и ее скрытый смысл, предлагают другую, не столь однозначную трактовку финала.

Объяснение концовки выглядит так. Виктор символизирует собой всеобъемлющее, хтоническое зло. Он словно медведь-шатун, пугающий всю округу, как леший из древних сказок. Он отличается от всех, и потому вселяет страх. Режиссер не зря постоянно проводит параллели между Виктором и пробудившимся в тайге зверем: он чужой, он страшный, он должен уйти.

Вроде бы “Подельники” заканчиваются так, как и любая другая страшная сказка: зло наказано, добро торжествует. Тем не менее, картина оставляет ощущение недосказанности.

Кто убил Виктора? Это мог быть кто угодно – любой из выбравших “правильную” в этом конфликте сторону сельчан. Например, это мог быть участковый. Все жители села сплоченно боролись с злодеем, однако, победа оказалась пирровой: убийца все еще среди них…

Смысл фильма и концовки

Сюжет картины можно назвать привычным для отечественного кинематографа. Если дать очень краткое содержание фильма “Подельники”, то можно сказать, что речь в нем идет о похождениях горожан, решивших окунуться в освежающие реалии “глубинной” России.

Однако режиссер картины, Евгений Григорьев, смог посмотреть на давно приевшийся сюжет свежим взглядом и найти новые интересные детали. Благодаря этому в привычном сюжете появились новые (возможно, даже забытые) смыслы.

“Подельники” – это история взросления, а заодно и выбора: освободиться от всей этой “хтони”, или замкнуть на себе вечную цепь из подельников – ведь следующее тело (и дело) не замедлит появиться.

Режиссер говорит со зрителем на вечные темы – о предательстве, страхе, мести и справедливости. Одновременно он пытается понять, кто такой человек – “тварь дрожащая” или “право имеет”? В его картине есть место конфликту не только условных города и деревни, христианства и язычества, цивилизации и древнего хаоса, но и старозаветных и новозаветных принципов. Что представляют собой человеческие ценности? Можно ли жить по своим порядкам? Есть ли в наше время место для принципа “око за око”?

Ярослав Могильников
Роль Ильи исполнил Ярослав Могильников. Кадр из фильма.

Жуткий смысл происходящего заключается в том, что противостоять “общине на крови” оказывается возможно только в том случае, если стать ее частью и приняв правила, по которым живет таежное общество.

Если вдуматься, это довольно безнадежный вывод. Однако, документалистская беспристрастность режиссера картины “Подельники” удивительным образом позволяет зрителю с ним даже смириться. Особенно сейчас, когда та самая, древняя глубинная отечественная “хтонь” добралась не только до крупных городов, но и пересекла границы страны…

Впрочем, взгляд на картину может быть и не таким мрачным. “Подельники” – метафоричное и аллегоричное кино. Сибирское село кажется здесь сказочным пространством, а медведь (тотемное животное пермяков) – скорее древним таежным духом, нежели зверем. Местные жители между собой говорят на своем языке, проводят таинственные обряды, хотя не забывают и о Масленице.

В картине есть и отсылки к мировой классике (чем три Петровны, хранящие местные легенды и суеверия, не три ведьмы из “Макбета”?), и ирония. Нет, это вовсе не чернушная криминальная история о страшной российской глубинке.

По словам Григорьева, главная идея его фильма – это милосердие и прощение. Даже заклятого врага.  Это гораздо более продуктивные и созидательные чувства, нежели месть. Стоит помнить об этом. Тем более сейчас.

лыжная прогулка
Кадр из фильма.
Как вам концовка?
Разочаровала. Мальчику не дали самостоятельно отомстить за отца.
2.74%
Строгая, но справедливая. Так и должно было произойти.
22.9%
Непонятно, кто убил. Ощущение недосказанности.
63.99%
Убийство - всегда преступление.
7.63%
Другое (напишу в комментариях).
2.74%
Проголосовало: 511

Похожие фильмы

Вот несколько картин, похожих по смыслу на “Подельников” с Павлом Деревянко:

  • “Нуучча” (Россия, 2021 год). XIX век, Якутская область. Хабджия и Керемес, переживающие семейную трагедию, принимают у себя в доме русского каторжника;
  • “Капитан Волконогов бежал” (Россия, Эстония, Франция, 2021 год). 1930 год. Главный герой, принимавший активное участие в репрессиях против сограждан, сам становится жертвой доноса. Он вынужден пуститься в бега;
  • “Купе номер 6” (драма, Финляндия, Эстония, Германия, 2021 год). Девушка бежит от предавшего ее возлюбленного из москвы в Мурманск. В поезде она знакомится с угрюмым шахтером.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.