Неважно, кто убил шамана: неожиданный смысл фильма «Подельники» 

лыжники в зимних горах Смысл фильма

Страна: Россия

Жанр: драма, триллер

Год производства: 2022

Режиссер: Евгений Григорьев

Актеры: Павел Деревянко, Юра Борисов, Лиза Янковская

Евгений Григорьев, режиссер-документалист, представил свой взгляд на глубинную Россию. “Подельники” – его дебют в игровом кино. Поначалу кажется, что эта картина – очередная “чернуха”, и главный вопрос здесь – это “кто убил Людоеда” (главного антагониста фильма).

Однако не все так просто. Смысл фильма “Подельники” можно понять, если хорошо всмотреться в него: по мере развития сюжета чисто криминальная история постепенно раскручивается в сторону мифологических архетипов, исконно русской этнографии и многовековых традиций.

Сюжет фильма

Описание содержания фильма “Подельники”. Молодой биатлонист Петр, член олимпийской сборной, оставив большой спорт, возвращается в родную пермскую глубинку.

Он хочет устроиться работать в местную школу и преподавать ребятам физкультуру. Вместе с Петром приезжает его жена Настя. Она смотрит на “северную экзотику” с любопытством туристки из большого города.

Юрий Борисов
Юрий Борисов исполнил роль Петра. Кадр из фильма.

Петр с супругой оказываются в буквальном смысле слова “ином мире”. С одной стороны, этот мир достаточно сложен по своим взаимопереплетенным связям, а с другой – до примитивизма прост. Речь здесь идет о системе координат, в которой существуют дикие суеверия, обрывки народных представлений о мировом устройстве, тюремные понятия и изрядно потрепанные советские уроки патриотизма.

В этом мире единственным весомым аргументом является сила. Отзеркаливая известную фразу из “Брата-2”, можно сказать, что люди здесь живут по принципу “Правда в силе”. Главный авторитет в этом угрюмом месте – Виктор по прозвищу Людоед (Павел Деревянко). Он называет себя внуком местного шамана, но что действительно правда – это его тюремное прошлое. Виктора боятся абсолютно все: ведь каждого, кто осмеливается хоть как-то ему перечить, ждет смерть.

Через какое-то время после прибытия Петра Виктор убивает местного художника. И остается на свободе. Это преступление без наказания и запускает главный конфликт фильма “Подельники”.

Впрочем, нельзя сказать, что преступление ничего за собой не повлекло. Согласно мифологии картины, пролитая кровь повлекла за собой нарушение жизненного равновесия, а значит – всевозможные беды: болезнь скота, проблемы в семьях, внезапное появление медведя-шатуна…

“Закон здесь – тайга,” – говорит, хитро прищурившись, Виктор. И с ним согласны практически все жители поселка. Узнав о преступлении, они коллективно молчат. Молчат и Петр с Настей – поначалу от шока, а потом – поддавшись влиянию местного жизненного уклада: жителям тайги существующий где-то там, в цивилизации, юридический закон кажется очень далеким и совсем необязательным для исполнения.

Елизавета Янковская
Роль Насти сыграла Елизавета Янковская. Кадр из фильма.

Впрочем, у погибшего остался сын Илья. Мальчик, в котором Петр давно приметил талантливого спортсмена и которому старается внушить мысль о блестящей карьере, молчать не собирается. В частности, из-за него Петр решается противостоять таежной “системе” и попытаться разорвать безнадегу этого страшного морока.

Илья хочет отомстить Людоеду за отца, и физрук обещает научить его стрелять. На самом деле Петр хочет отвести мальчишку от самоубийственной затеи, но вскоре понимает, что настроен тот крайне серьезно. Волей-неволей, планируя новое преступление, они становятся подельниками…

Кто убил Витю Людоеда?

Ближе к концу картины жители села собираются на местной “площади”, рядом с которой стоит православный Храм – праздновать Масленицу.

Согласно древней традиции, Петр (скучающая, глубоко городская жена которого, точно нежная Красавица, интересуется Чудовищем – инфернальным Виктором) вызывает Людоеда на бой. Ставка высока: проигравший должен уехать. Побеждает Виктор.

В финале на сцену выходит Илья, однако простому, хотя и одержимому местью мальчишке, не по плечу тягаться с таким противником, как Людоед, и достаточно быстро он превращается из охотника в жертву. Вероятно, Виктор без сожаления расправился бы с юным сибирским Гамлетом, но только раздается выстрел, и он падает замертво. Его хоронят, но не так, как это принято в “цивилизованном христианском мире”, а в соответствии с местными традициями.

Как ни странно, но для сути фильма не так важно, кто именно стреляет в Виктора.

Павел Деревянко
Павел Деревянко в роли Виктора. Кадр из фильма.

Людоед убил человека, вхожего к нему в дом, и это злодеяние сказалось на всех. Называя себя шаманом, он тем не менее не смог нейтрализовать кармические последствия своего поступка. Именно поэтому, в соответствии с мифологией всей этой истории, он должен был стать “козлом отпущения”. Смысл концовки фильма “Подельники” заключается в том, что село избавилось от источника настоящих и, вероятно, будущих бед. Все вроде бы просто.

Однако зрители, пытающиеся в своих разборах найти разгадку картины и ее скрытый смысл, предлагают другую, не столь однозначную трактовку финала.

Объяснение концовки выглядит так. Виктор символизирует собой всеобъемлющее, хтоническое зло. Он словно медведь-шатун, пугающий всю округу, как леший из древних сказок. Он отличается от всех, и потому вселяет страх. Режиссер не зря постоянно проводит параллели между Виктором и пробудившимся в тайге зверем: он чужой, он страшный, он должен уйти.

Вроде бы “Подельники” заканчиваются так, как и любая другая страшная сказка: зло наказано, добро торжествует. Тем не менее, картина оставляет ощущение недосказанности.

Кто убил Виктора? Это мог быть кто угодно – любой из выбравших “правильную” в этом конфликте сторону сельчан. Например, это мог быть участковый. Все жители села сплоченно боролись с злодеем, однако, победа оказалась пирровой: убийца все еще среди них…

Смысл фильма и концовки

Сюжет картины можно назвать привычным для отечественного кинематографа. Если дать очень краткое содержание фильма “Подельники”, то можно сказать, что речь в нем идет о похождениях горожан, решивших окунуться в освежающие реалии “глубинной” России.

Однако режиссер картины, Евгений Григорьев, смог посмотреть на давно приевшийся сюжет свежим взглядом и найти новые интересные детали. Благодаря этому в привычном сюжете появились новые (возможно, даже забытые) смыслы.

“Подельники” – это история взросления, а заодно и выбора: освободиться от всей этой “хтони”, или замкнуть на себе вечную цепь из подельников – ведь следующее тело (и дело) не замедлит появиться.

Режиссер говорит со зрителем на вечные темы – о предательстве, страхе, мести и справедливости. Одновременно он пытается понять, кто такой человек – “тварь дрожащая” или “право имеет”? В его картине есть место конфликту не только условных города и деревни, христианства и язычества, цивилизации и древнего хаоса, но и старозаветных и новозаветных принципов. Что представляют собой человеческие ценности? Можно ли жить по своим порядкам? Есть ли в наше время место для принципа “око за око”?

Ярослав Могильников
Роль Ильи исполнил Ярослав Могильников. Кадр из фильма.

Жуткий смысл происходящего заключается в том, что противостоять “общине на крови” оказывается возможно только в том случае, если стать ее частью и приняв правила, по которым живет таежное общество.

Если вдуматься, это довольно безнадежный вывод. Однако, документалистская беспристрастность режиссера картины “Подельники” удивительным образом позволяет зрителю с ним даже смириться. Особенно сейчас, когда та самая, древняя глубинная отечественная “хтонь” добралась не только до крупных городов, но и пересекла границы страны…

Впрочем, взгляд на картину может быть и не таким мрачным. “Подельники” – метафоричное и аллегоричное кино. Сибирское село кажется здесь сказочным пространством, а медведь (тотемное животное пермяков) – скорее древним таежным духом, нежели зверем. Местные жители между собой говорят на своем языке, проводят таинственные обряды, хотя не забывают и о Масленице.

В картине есть и отсылки к мировой классике (чем три Петровны, хранящие местные легенды и суеверия, не три ведьмы из “Макбета”?), и ирония. Нет, это вовсе не чернушная криминальная история о страшной российской глубинке.

По словам Григорьева, главная идея его фильма – это милосердие и прощение. Даже заклятого врага.  Это гораздо более продуктивные и созидательные чувства, нежели месть. Стоит помнить об этом. Тем более сейчас.

лыжная прогулка
Кадр из фильма.
Как вам концовка?
Разочаровала. Мальчику не дали самостоятельно отомстить за отца.
3.7%
Строгая, но справедливая. Так и должно было произойти.
24.87%
Непонятно, кто убил. Ощущение недосказанности.
60.96%
Убийство - всегда преступление.
8.36%
Другое (напишу в комментариях).
2.11%
Проголосовало: 4785

Похожие фильмы

Вот несколько картин, похожих по смыслу на “Подельников” с Павлом Деревянко:

  • “Нуучча” (Россия, 2021 год). XIX век, Якутская область. Хабджия и Керемес, переживающие семейную трагедию, принимают у себя в доме русского каторжника.
  • “Географ глобус пропил” (Россия, 2013 год). Школьный учитель, страдающий пьянством, пытается вернуть гармонию в личные отношения.
  • “Капитан Волконогов бежал” (Россия, Эстония, Франция, 2021 год). 1930 год. Главный герой, принимавший активное участие в репрессиях против сограждан, сам становится жертвой доноса. Он вынужден пуститься в бега;
  • “Купе номер 6” (драма, Финляндия, Эстония, Германия, 2021 год). Девушка бежит от предавшего ее возлюбленного из москвы в Мурманск. В поезде она знакомится с угрюмым шахтером.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Марина

    В концовке вижу : дракон умер- да здравствует дракон!

    11
    1
    Ответить
  2. Наталья

    Спасибо за фильм. Смотрела на одном дыхании. Все таки есть свет в конце тунелля

    Ответить
  3. Ольга

    Фильм супер!
    Вот только никто не пишет, что художник сам захотел умереть. «А спорим, ты сделаешь сейчас то, что я хочу?». Виктор давал шанс Александру остановится. Но, увы. Александр уже все решил. Жизнь его весела была только тогда, когда он выпьет. Стакан был дороже семьи.

    Виктор не цеплялся за жизнь и сам не против был умереть. Это было видно и в сцене после бани и когда закрыл глаза мальчику.

    Кто теперь станет Людоедом? Возможно сам мальчик.

    47
    1
    Ответить
    1. Аноним

      👍

      Ответить
  4. Андрей

    У мальчика был спрятан под одеждой самопал (подстраховка к яду). Самый простой и эффективный способ мести, тем более что яд, действительно, “не в то горло зашёл”. Вот и выстрелил назад, промахнуться невозможно было. Заметьте, милиционер и односельчане в конце фильма осматривают рану Вити – она у него на груди, и огромная, потому что “впритык” пацан стрелял.
    Кто сами додумались – молодцы!

    22
    1
    Ответить
  5. Алексей

    Великие знатоки) Даже собака знала команду “гости”. В том краю гость неприкасаемый, у Вити был выбор или по воровскому закону или закону тайги, он выбрал первое, художник об этом знал и вынудил его убить, тем самым подписал Вите смертный приговор. Никакого шатуна не было, был просто повод раздать оружие, и убил его ктото из жителей, не важно кто..подельники не зря называется фильм, и крайнего не найти. Закон тайги.

    23
    Ответить
  6. некто

    Меня одного смущает что жена главного героя зачем-то ходила к людоеду (оставила в тайне от мужа момент с тем что он там пальцами всякое делал) и в конце его вроде даже звала уехать вместе

    24
    2
    Ответить
    1. Екатерина

      Изначально, как мне показалось, она ходила с Виктором, чтобы вывести его на чистую воду, записав разговор на видео. Однако, в конце она именно Виктора звала уехать. Это меня очень удивило, и до сих пор остается загадкой. Может понял кто-нибудь что к чему?

      Ответить
    2. unknown

      В голову женщине не залезть, как и в голову режиссера. Для начала она ходила к “людоеду”, чтобы вывести его на чистосердечное признание, записав на видео. Предложение уехать тоже могло быть уловкой. Но “людоед” оба раза не повелся, он сказал, что она сдаст его “ментам” за пределами их поселения. Вариант, что она реально втюрилась в людоеда – не прокатывает, иначе она не говорила бы “да стреляй уже”. Но к мужу уважение она тоже потеряла, поэтому уехала в итоге.

      Ответить
  7. Виктория

    Выкинутое время на просмотр. Не советую.

    10
    18
    Ответить
  8. Аноним

    Пермь это Урал,а не Сибирь.

    17
    1
    Ответить
  9. Саратовец

    Фильм зачётный, мне понравился, единственный вопрос 🙋‍♂️ что с Настей? Она ушла от Петра по какой причине? Разочаровалась в нём или всё-таки измена?

    Ответить
  10. Вася

    Пермь – это не Сибирь.

    Ответить
  11. Елена

    Спасибо за фильм. Заставляет размышлять.
    Деревянко, как всегда, великолепен.

    Ответить
  12. Иван

    Все очень интересно. Но тут больше у меня переживание за девушку Петра, Они были в месте и по какой причине та уехала из деревни а он остался. Что ее сподвигло если у них была лбовь

    Ответить
  13. Гость

    Шерше ля фам.
    Да баба, баба его грохнула, глядите внимательней, баба с ружьём была.

    Ответить
  14. Татьяна

    Фильм теперь один из серии буду ещё пересматривать со временем. Все в нем пропитано символами знаками и такой эмоциональной насыщенностью что оставляет долгое послевкусие. Главный антигерой полностью символ тайги с ее жестокой неоправданной логикой и культом жизни даже через смерть. В нем сила и харизма хтони но приходит новый герой нового времени и старое уходит с болью кровью но так должно быть. Насчёт главной героини – женщина в ней не могла не откликнуться на звериную мужественность Виктора но цивилизация благоразумие воспитание и женская любовь к людям почитание святости жизни думаю не дали дороги бабочкам или в данном случае чему покруче в животе. А уехать с ним она хотела с одной целью только увезти его от мужа. Он уезжать не согласился вместе бы они в одной деревне с Людоедом добром не кончили. Она девушка не глупая вот и решила таким образом отвести беду. Сашка не хотел умирать Людоед ему сказал жёсткую правду такую которую мы сами знаем про себя но всегда поясни глубоко глубоко и он не смог ее вынести и по лёгкому на первый взгляд пути решил нивелировать источник этой правды назвав Людоеда козлом. Хоть так поставить себя мужиком по их. Хтоническим законам. Пойти назад и попросить прощения ну уже совсем было признанием его правоты. Он попал в свою же ловушку вместо того чтобы после этих слов кинуться менять свою жизнь он поставил ее просто на кон своей слабости. Предав жену и сына . Оскар режиссеру и актерам Деревянко просто на высоте особенно в финальной сцене. Как всегда мой самый любимый актер. Спасибо за такое кино!!!

    16
    Ответить
    1. Михаил

      А кто понял самый последний кадр фильма, где съемка с упавшего телефона.

      Кто эти двое и кто бежит и говорит “ну прости”?

      Ответить
      1. Аноним

        Вначале фильма ещё годовалого маленького сына вывалили из санок. Это не телефон, а глаза ребёнка моргают. А в конце они это обнаружили и вернулись за ним

        Ответить
      2. Анатолий

        Фильм начинается с этих кадров – мы смотрим на молодую пару (родителей) глазами ребенка сидящего в санках (а не телефона). Потом они весело идут дальше, но ребенок падает с санок. Фильм заканчивается кадром, где отец ребенка, увидев пропажу поднимает ребенка со словами “ну прости”.

        Ответить
  15. Татьяна Жидкова

    Прочитав комментарии ,добавить
    могу одно …Восторг от картины! Благодарна режиссёру за фильм! Удачи в новых работах!

    11
    1
    Ответить
  16. Ивария

    Отличный фильм, пересматривала, чтобы уловить детали глубокого смысла. Так вот, как-то была участником процесса по убийству в поселке, свидетелей 20 человек, но никто ничего не видел в моменте, это единство круговой поруки людей, связанных единым восприятием произошедшего, единой ментальностью. Как будто все они могли быть исполнителями или жертвой.

    Ответить
  17. Рамиль

    Зачем когда снимают на Урале говорят, что это сибирь и тайга. Я понимаю конечно всё аллегоричность фильма, но в дерене давно так не живут, тем более в такой, где есть школа и главное свой участковый. Вот у нас в деревне есть большая современная школа, а участкового своего давно нет. Местные конечно могут с три короба приезжим городским наплести, но в больших селах нет никого шаманизма и особых традиций. Есть круговая порука когда это выгодно в экономических вопросах, но убийство есть убийство.

    1
    1
    Ответить
  18. Тина

    Фильм понравился. Хожу под впечатлением 3 день. Деревянко и Борисов супер!

    Ответить
  19. Николай

    Урал вообще не изведан, хотя и находится в центре России. Здесь столько таинственного и чего-то древнего. В нем чувствуется какая-то сила земли. Эти горы, реки и огромные моря лесов. Сколько историй про Икотку и других непонятных явлений родом оттуда. Поэтому конец вполне предсказуем, тут не должно быть конкретного убийцы, тут дух Урала. Испокон веков люди здесь жили верой своей, не той которая пришла извне. И вполне возможно, что Виктора убил не человек, а какая-то сила не подвластная ему. Приезжайте и вы все сами увидите и почувствуете.

    Ответить
  20. Елена

    а ч то значит-расскажи.петя,как ты Сашу замерзать оставил?

    Ответить