Патриархальная секта и освобождение: разбор скандального фильма «Приди ко мне» 

Приди ко мне Смысл фильма

Жанр: драма, триллер

Год производства: 2019

Режиссер: Малгожата Шумовска

Актеры: Рэффи Кэссиди, Михил Хёйсман, Дениз Гоф

Малгожату Шумовскую считают одной из самых влиятельных независимых женщин-режиссеров нового времени. В своих картинах она любит показывать жизнь обычных людей и не боится поднимать сложные темы. Не стал исключением и фильм “Other Lamb”. Сюжет и смысл фильма «Приди ко мне» достаточно нестандартные: речь в этой ленте идет о закрытой общине и об исследовании психологии ее членов.

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Приди ко мне”. В центре сюжета Сэла – юная девушка, живущая в небольшом общинном поселении, окруженном лесом. Во главе общины находится единственный мужчина поселка, Пастырь. Он ежедневно доносит до паствы псевдорелигиозные идеи об избранничестве, духовном просветлении и продвижении по тернистому пути к земному раю.

Рэффи Кэссиди
Рэффи Кэссиди исполнила роль Сэлы. Кадр из фильма.

Женщин и девушек общины он делит на три группы: жены, провинившиеся и дочери. Все они ходят в одежде красного, синего или белого цвета.

Юная Сэла, которая все чаще ловит на себе взгляды Пастыря, понимает, что вскоре тоже станет одной из его “жен” и с большим волнением ожидает этого события. Она часто видит различные видения-фантазии и он внушает ей, что она – особенная…

Семья живет вдали от цивилизации и разводит овец. Их жизнь течет спокойно – ровно до тех пор, пока к Пастырю не приходит представитель власти и не просит их покинуть насиженное место.

В общине, созданной Пастырем, женщины и девушки ежедневно сталкиваются с психологическим давлением и физическим насилием. Но многим из них кажется, что ничего особенного не происходит. Точно овцы, слепо следующие за пастухом, привыкшие к патриархальному укладу, они считают, что все идет так, как надо.

Вскоре община отправляется на поиски нового места. Во время этого путешествия Сэла сближается с одной из женщин, Сарой, которая предупреждает ее о том, что Пастырь, которого девушка просто боготворит, любит причинять боль. Увидев шрамы на груди Сары, Сэла всерьез задумывается.

Спустя какое-то время Сэла, ранее считавшая, что ее мать умерла при родах, узнает от Сары, что это не так. Ее мама, как и Сара, были первыми женами Пастыря. Однажды несчастная женщина получила заражение, а Пастырь отказался отвезти ее в больницу, и она скончалась.

В голове у Сары бродят бунтарские мысли: она давно уже не верит Пастырю, но жизни вне общины не представляет, да и идти ей некуда.

Спустя какое-то время одна из “жен” умирает при родах на глазах у Сэлы. Судьба новорожденного мальчика мало интересует лидера общины, и он оставил бы его умирать, если бы некоторые женщины не начали возмущаться.

Ближе к концу фильма Пастырь, вдруг поняв, что в общине зреет революция и его авторитет находится под вопросом, прибегает к устрашению своих “овец”. Он избивает одну из женщин, а затем, призвав к себе Сэлу, насилует ее. Девушка в это время красочно представляет себе, как все женщины общины собираются вместе и убивают своего мучителя…

Михил Хёйсман
Пастырь и дочери. Кадр из фильма.

Объяснение концовки

Объяснение концовки следующее: в финале картины Пастырь призывает к себе Сэлу и еще нескольких женщин и сообщает им, что они должны стать его новыми женами. Мизансцена происходит на берегу озера, на котором лежит женская одежда. Больше рядом с Пастырем никого нет. На вопрос, куда делись другие женщины, он отвечает, что они ушли в иную жизнь.

Терпению Сэлы приходит конец, и она открыто выступает против него. Он пытается физически усмирить ее, но разъяренная девушка дает ему решительный отпор. На этом сцена заканчивается.

Спустя несколько дней полицейские обнаруживают несколько мертвых женщин и тело Пастыря с привязанными к голове бараньими рогами, подвешенного между двумя деревьями. Тем временем оставшиеся женщины вместе с Сэлой собираются у водопада на месте своего прежнего поселения.

Смысл концовки фильма «Приди ко мне» заключается в том, что женщины, убив своего мучителя, избрали нового Пастыря – Сэлу. То есть из изжившего себя патриархата они перешли в матриархат.

Финал фильма, который на первый взгляд провозглашает торжество свободы, на самом деле трагичен. Девушки, в течение многих лет оторванные от реальности, к сожалению, не смогут жить полноценной жизнью. Интегрироваться в общество у них также едва ли получится – впрочем, вероятно, они сами этого не захотят. Однако полиция, обнаружив их местоположение, сможет предъявить им ряд обвинений…

Смысл фильма

Многие зрители в своих разборах фильма “Приди ко мне”, называют картину “отвратительной” и “аморальной”. И действительно, многие отраженные в ней идеи являются антигуманными. Больше всего зрителей поражает то, что многие женщины приходили в общину и оставались в ней добровольно.

Разгадка такого поведения “овец” заключается в том, что юные девушки просто не знали, что может быть как-то иначе, а взрослые женщины видели в общине хорошую “экологичную” альтернативу миру, в котором им, по их мнению, не было места. Так, пытаясь выбраться из одной ловушки, они, сами того не осознавая, загнали себя в другую.

Смысл в том, что если во внешнем мире царит социальный закон, то в их маленькой общине вообще властвует беззаконие. Прожив долгое время под руководством Пастыря, большинство женщин оказывается не в состоянии вернуться к обычной жизни, ведь их сознание и привычки оказываются полностью искажены.

Фильм “Приди ко мне” не рассказывает ни одной личной истории, благодаря которым можно было бы понять причину их слепого повиновения Пастырю. Однако логику их поступков можно объяснить.

Смысл в том, что община, показанная в фильме – это обыкновенная секта. Лидеры подобных деструктивных организаций – прекрасные манипуляторы, обладающие способностью убеждать. Они моментально считывают потребности человека и предлагают то, чего ему не хватает.

Одной из причин, приводящих людей в подобные “общины”, является потребность в любви и дружбе. Можно предположить, что до знакомства с Пастырем женщины находились в стрессе или страдали от одиночества. Лидер секты обещал им стать заботливым мужем и отцом, сулил им тихую гавань и рай на земле, в котором все его жены и дети будут сосуществовать в мире и согласии. Он постарался убедить общину в том, что вместе они единая, любящая и просветленная духовно семья. Одновременно он внушал женщинам, что они не только красивы и уникальны, но еще и полные ничтожества, которые без него и его поддержки не выживут.

Михил Хёйсман
Михил Хёйсман в роли Пастыря и Рэффи Кэссиди в роли Сэлы. Кадр из фильма.

Трактовка образа Пастыря предельно проста – это типичный психопат. Боящийся в будущем потерять свой статус, он заставляет своих “жен” избавляться от младенцев мужского пола. Пытающийся внешне походить на Христа, он является настоящим чудовищем, по которому скучает ад…

Фильм “Приди ко мне” наполнен символизмом. Его оригинальное название (“Other Lamb”) можно буквально перевести как “Другой барашек”. В этом заключается скрытый смысл картины.

Пастырь воспринимает общину, как отару овец, которые днем за днем безропотно исполняют череду физических и физиологических действий. С овцами, которые во многих культурах символизируют невинность и жертвенность, создатели фильма сравнивают неопытных девушек, готовящихся стать женами своего лидера. Другой барашек – это Сэла, сумевшая распознать хищную натуру Пастыря.

Мечтая об освобождении, девушка часто представляет себе красивую обнаженную женщину на фоне буйной дикой природы, открывающей ей свои тайны. Этот образ можно соотнести и с Евой в райском саду, и с архетипическим образом женщины, как великой матери-прародительницы.

Самого Пастыря можно сравнить с бараном, который ревностно охраняет свою отару. В финале картины женщины, водружая на голову своего мучителя бараньи рога, словно обнажают его истинную сущность.

Особое метафорическое значение несут в себе цвета одежды членов общины. Красный, голубой и белый – это цвета облачения Девы Марии. Красные платья, символизирующий физиологическую зрелость, носят “жены”, бирюзово-голубой, отображающий в христианстве духовную чистоту, является цветом юных девочек и девушек. Белые одежды надеваются только во время ритуалов. Они символизируют просветление или духовное перерождение.

Можно предположить, что суть фильма лежит на поверхности: в нем говорится о желанном освобождении от патриархата. Однако “Приди ко мне” рассказывает не только о феминизме. Одной из главных идей этой необычной картины является необходимость освобождения разума от манипулирования и навязанных ему догм и стереотипов.

быт женщин в селении
Кадр из фильма.
Что, по вашему мнению, ждет героинь фильма?
Сумеют выбраться к людям и вписаться в современную цивилизацию.
16.13%
Их обвинят в убийстве и посадят в тюрьму.
19.35%
Будут судить, но оправдают.
39.78%
Не решатся выйти к людям и умрут от голода.
19.35%
Другое (напишу в комментариях).
5.38%
Проголосовало: 372

Похожие фильмы

Вот несколько фильмов, похожих по смыслу на “Приди ко мне”:

  • “Солнцестояние” (США, Швеция, 2019 год). Группа студентов-антропологов приезжают в Швецию, чтобы посмотреть на интересный языческий обряд. Вскоре им становится ясно, что члены приютившей их общины весьма небезобидны;
  • “Апостол” (Великобритания, США, 2018 год). Девушку похищают с целью выкупа. На ее поиски отправляется брат, которого все считают погибшим;
  • “Таинственный лес” (США, 2004 год). Маленькая деревушка окружена мрачными лесами, в которых обитают жуткие монстры. Однажды перемирие, заключенное между людьми и чудовищами, нарушается.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Соня Утёнок

    Итак, значит, слушаем тетю. Фильм “Прийди ко мне” очень символичен, наполнен глубоким смыслом. Картина описывает внутренний конфликт героини, возникший в результате ее анализа окружающей ее обстановке. Воспитанная с рождения в общине, состоящей из пастыря и его “овечек”, которая видела спасение в своем предводителе, осознает зыбкость их жизненного уклада. Она уже не видит в нем всемогущего учителя, а крайне слабого по своей сути человека. Переломным моментом является откровенный диалог с изгнанной женщиной. Героиня начинает осознавать ужасную реальность общины. Она мечтает выйти за ее пределы, ощутить свободу, как ощущала некогда “некудышная”, по словам пастыря, женщина. Символичным является сцена, где Села смотрит на единственного барашка в стаде, рога которого она повесит на пастыря в конце фильма. Сначала девушка пытается понять его сущность, становится на колени, как он, потом рычит в его сторону. Она понимает, что его авторитет не непоколебим. В ней есть задатки нового предводителя, которым она стала, держа в руках молодого ягненка. Матриархат одержал верх над патриархатом.

    Ответить
  2. Ирина

    Хочется очень верить что этих девушек кто то все таки заметит в лесу и выаедит их в социум и поможет .социализировать можно многих главное желание

    Ответить