Страна: США, Швеция
Жанр: ужасы, драма, триллер
Год производства: 2019
Режиссер: Ари Астер
Актеры: Флоренс Пью, Джек Рейнор, Вильхельм Бломгрен
“Солнцестояние” (2019) – не просто фильм ужасов, а концептуальное кино с глубоким содержанием. На первый поверхностный взгляд, это кино о психопатах-сектантах. Но, по словам режиссера Ари Астера, смысл фильма «Солнцестояние» (Midsommar) заключается в том, как важно вовремя заканчивать бесперспективные отношения.
Разумеется, с такой трактовкой можно поспорить.
О чем фильм
Краткое содержание фильма. В центре сюжета этой картины находится Дэни, девушка-сирота. Недавно у нее в семье произошла трагедия, и она никак не может прийти в себя. В частности, именно поэтому она отстраняется от своего молодого человека Кристиана, хотя и нуждается в нем.
Однажды одногруппник Дэни, Пеле, приглашает ее и некоторых других ребят из университета в развлекательно-туристическую поездку на север Швеции. Через него же ребята попадают в закрытую секту общинного типа, члены которой называют себя хоргой.
На первый взгляд, там все хорошо: люди в белых одеждах изучают руны, а вокруг них все светло и чисто. Кажется, студентов должны насторожить поверья членов хорги, согласно которым жизнь человека делится на четыре сезона: весну, когда ты ребенок, лето, когда тебя отпускают в паломничество по миру, осень (рабочая пора) и зиму (наставничество).
Но ребята не задают лишних вопросов. Они поселяются в этой коммуне, и какое-то время просто наслаждаются едой и напитками.
А потом Пеле предлагает им принять участие в интересном обряде, посвященном летнему солнцестоянию. Вместе с членами хорги они отправляются к большой скале и видят, как двое старейшин коммуны с криком “Вальхалла!” спрыгивают со скалы. Женщина, прыгнувшая первой, мгновенно погибает. Мужчина ранен, и его добивают несколько членов коммуны.
Дэни и другие ребята в ужасе от того, что здесь происходит, но старейшина коммуны объясняет шокированным студентам, что этот ритуал необходим: жители коммуны верят в круговорот жизни. Они уверены, что старые должны “отдавать жизнь” молодым.
Дэни не устраивает такое объяснение. Более того, самоубийство одного из старейшин хорги стало серьезным ударом для ее и без того расшатанной психики. Зато Кристиан настолько впечатлился, что решил написать диссертацию о жизни странной коммуны. Один из ребят, Джош, уже начал работать над этой темой, но Кристиана это совершенно не волнует.
Старейшины разрешают гостям собирать информацию – при условии, что они не будут озвучивать имена и названия. Джош, захваченный идеей написания диссертации, несмотря на запрет старейшины хорги, под покровом ночи прокрадывается в храм, чтобы достать книгу с рунами… Он и стал первой жертвой жителей хорги.
По мере развития сюжета количество жертв все увеличивалось, но Дэни, которую выбрали королевой мая, и остальные студенты, одурманенные галлюциногенными напитками, уже перестали обращать на это внимание.
Праздник солнцестояния, тем временем, продолжался. На одном из его этапов нужно было принести солнцу девять жертв. В качестве восьми жертв должны были выступить чужаки и жители хорги, а девятую жертву предстояло выбрать королеве мая. Выбирать ей пришлось между Кристианом и случайным местным. Вспомнив былые обиды, Дэни сделала свой выбор…
Расшифровка сюжета
В кинотеатре и на сайте Лордфильм показывали киноверсию. Существует еще и режиссерская версия, хотя смотреть ее, наверное, незачем: идея картины понятна и так.
Суть фильма “Солнцестояние” заключается в конфликте не столько разных культур, сколько веры и неверия. Смысл в том, что неверующий всегда одинок, а верующий может объединиться с другими верующими.
Главные герои (компания американских студентов) воплощают разные обличия сегодняшнего неверующего мира. Например, Джош – это наука. Даже когда он видит зверские ритуальные убийства, он не шокирован, потому что во всем происходящем видит только хороший материал для диссертации. Он не верит в правила, нарушает табу и платит за это.
Марк – человек, которого интересуют только развлечения. Он тоже совершает прегрешение, помочившись у древа предков. Осквернив могилу, он подписал себе смертный приговор.
Дэни и Кристиан – это архетипы женского и мужского в чистом виде. Она воплощает отданность человека эмоциям – именно поэтому она учится на психолога и посещает психотерапевта. Крик, который исходит от нее в самом начале картины, зритель слышит и в конце: это вопль человека, потерявшего рассудок. Именно поэтому, в частности, Дэни удается стать майской королевой.
Кристиан также воплощает кризис христианства. С одной стороны, он вроде бы олицетворяет сострадание, но с другой стороны, оно больше похоже на трусость. Его компромиссность в итоге приводит его к трагическому концу.
В “Солнцестоянии” сталкиваются две темы: семья и культ. В обоих случаях семья показывает полную неспособность к утешению. Репрессивные формы культа, наоборот, людей объединяют.
По словам режиссера “Солнцестояния” (2019), основой сценария стал его собственный опыт болезненного разрыва отношений. Кристиан показан как крайне неприятный персонаж: он обесценивает переживания Дэни, врет ей, забывает про ее день рождения, и, в конце концов, изменяет.
При этом он крадет тему диссертации у Джоша, а когда запахло жареным, и вовсе отрекается от своих друзей. Дэни, в свою очередь не жертва. Она изо всех сил цепляется за отношения и пытается удержать Кристиана, хотя знает, что он давно уже к ней охладел. При этом ни у него, ни у нее не хватает решимости разорвать отношения.
Смысл концовки
В конце фильма Дэни выбирает в качестве жертвы Кристиана. Члены хорги опаивают его, помещают в шкуру медведя и приносят в храм. Он жертва, символизирующая нечестивость, от которой следует избавиться. Вместе с Кристианом там находятся и другие жертвы. Члены хорги приносят солому и поджигают храм…
Можно попытаться найти объяснение тому, что Дэни выбрала своего бывшего парня, тем самым убив его: к тому моменту она уже находилась не в своем уме. Одновременно она понимала, что Кристиан причинил ей сильную боль.
Чтобы понять смысл сюжета этой жуткой сцены и найти ей объяснение, следует вспомнить, что основной темой “Солнцестояния” является тема принадлежности.
В самом начале фильма Дэни страдает от одиночества: она чувствует, что Кристиан ее не любит, и все еще переживает потерю близких. Рядом с Кристианом она не испытывает чувства “принадлежности и дома”, а члены хорги едины во всем.
Например, когда первая жертва бросается со скалы и ломает ноги, хорганы вместе с ним кричат от боли. Когда Кристиан “спаривается” с одной из членов общины, свидетели этого издают характерные ритмичные звуки. А во время последнего жертвоприношения создается такое впечатление, что пламя пожирает и хорганов тоже…
Смысл концовки фильма «Солнцестояние» заключается в том, что “ритуал принадлежности” был совершен. В конце Дэни, несмотря на все творящиеся вокруг нее ужасы, улыбается. Разгадка ее странного поведения в том, что ее, некогда отвергаемую, не просто полюбили, а сделали идолом. Хорга стала ее новой семьей.
Основная трактовка концовки такая: погибающий в огне Кристиан символизирует не только символическое зло, но и полное освобождение Дэни.
Другая версия
Есть и несколько другое объяснение концовки.
Герои фильма – типичные представители современного (толерантного) общества. Они стараются соблюдать все приличия. Женщина по-прежнему зависит от мужчины. Мужчина делает все, что хочет, а женщина делает то, что желает он.
С одной стороны, финал “Солнцестояния” является абсолютным штампом фильмов ужасов (если точнее, слэшеров), но с другой стороны все немного не так.
“Последняя выжившая” (по идее, девушка, которая является аутсайдером в компании, не только выживает, но и побеждает маньяка/чудовище), самая слабая из всей команды, в финале сама становится убийцей, палачом, карателем. Смысл в том, она карает не зло, а ту самую слабость, на стороне которой больше не желает находиться.
С одной стороны, “Солнцестояние” – безусловно, феминистский фильм. Но в то же время это кино о крахе идеи гуманизма феминизма: режиссер считает, что он приводит к насилию и к смерти.
Основан на реальных событиях?
Кстати, дальнейшая судьба Дэни не так уже солнечна. Она стала символом плодородия, она проводила ритуалы с закапыванием мяса мертвого животного, с разбитым яйцом (разбитый символ жизни) и с погребением (смертью) зерна. Жертвы закопали (убили), чтобы они возродились и дали плоды.
Согласно традициям хорганцев, королеву мая тоже сжигают на 9-й день. Поэтому финал картины можно считать открытым.
Фильм “Солнцестояние” не фантастический или сказочный: он обращается к очень интересному человеческому опыту – к опыту языческих верований и ритуалов.
И все-таки, во всех рецензиях и разборах фильма отмечают, что все показанное в фильме – плод вымысла режиссера. Это могло бы быть реальным, но все-таки это нереально.
В фильме показана ненастоящая Швеция: его снимали в Венгрии. Язык, на котором периодически разговаривали жители хорги – выдуманный язык. То есть в каком-то смысле “Солнцестояние” – абсолютная абстракция, которая кажется возможной. И пограничность возможного и выдуманного создает ось особенного напряжения.
Похожие фильмы
- «Микулай» (Россия, 2023) – артхаусная мистическая драма о заброшенной татарской деревне.
- «Таинственный лес» (США, 2004): интригующий триллер о жителях деревушки в центре леса, населённого монстрами.
- «Топи» (Россия, 2021): отечественный мистический сериал о деревне, из которой невозможно выбраться.
- «Не стучи» (Финляндия, Эстония, 2022). Мистический триллер-драма с эко-мотивами о том, как лес мстит своим обидчикам.
Плохой фильм.
Фильм вообще не впечатлил меня. Концовка фильма тупая.
Самый дибильный фильм ужасов
Фильм Солнцестояние – претенциозная чушь. Непонятно, что меня раздражает сильнее, он сам – затянутый, нудный, скучный, со странными персонажами, которые будто то и дело говорят тебе: “а теперь угадай, что мы символизируем, что мы вообще делаем в кадре?” – или комично высокомерные комментарии в стиле “у-у, это кино не для средних умов!”.
Понятно, что хотел сказать автор. Начало фильма мне даже понравилось: сложные отношения, парень не решается порвать с девушкой, с которой не счастлив, у которой вечно проблемы в отношениях с сестрой, и для которой даже интим (с упоминания друзей парня) – дело десятое в отношениях. Я сам был на месте этого парня, видимо, поэтому завязка меня зацепила и хотелось посмотреть на эту сюжетную линию между главными героями. Как же я обломался. Самое “глубокое”, что есть в фильме – это то, что он сам как такие отношения – ты ждёшь от него чего-то, некоего развития, положительных эмоций, а тебе пихают странные образы, навязывают чувство вины за твою чёрствость и недалекость, неспособность прочувствовать высокие материи. И вот сидишь ты и смотришь, заставляешь себя, и ждёшь хоть каких-то светлых моментов, а их всё нет.
Довольно круто, абсолютно концептуально, сплошные символы. Их надо уметь видеть и читать, что незрелому человеку невозможно.
Глупо искать в этом фильме какой-то тайный смысл и тратить время на его понимание. Единственное, что даёт почву к размышлению, это не связываться с различными сектами где люди поистине становятся безумными. Это происходит на самом деле. И этот фильм показывает как с виду обычные люди оказываются ненормальными. А фильмец так себе, второй раз смотреть не стал бы.
РЕЖИССЕР ОЧЕВИДНО ТОЖЕ НЮХАЕТ ДЫМОК.ПРИДУМАТЬ ТАКУЮ АХИНЕЮ.НАДО ИМЕТЬ НЕЗДОРОВУЮ ПСИХИКУ. ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО
. ЗЛОБНЫЕ СЕКТАНТЫ. ФУ КАКАЯ ГАДОСТЬ……..
Фильм глубокий, его смотреть лучше внимательно. Несмотря на то, что фильм вызывает мрачный озноб, он затрагивает более глубокие темы, связанные с традициями и глубоко укоренившимися системами верований. Эта скрытная, изолированная община перекликается с закрытым мышлением основных религиозных и политических групп по всему миру. А чужеземные современная молодежь, приводят зрителей в этот мир с чувством туристического чрезмерного любопытства,которое возникает от того, что современные люди не знают, чем же поразвлечь себя еще и еще и бесконечно, и многое уже не радует и не вызывает чувства эйфории. фильм еще раз удостоверил меня в том, что надо обращать внимание на мелочи, к людям, что люди с нарушенной психикой и приема разных галюцинагенных препаратов на вид и в общении приятные и легкие, но что творится у них в голове никому неизвестно и это приводит к трагическому финалу.
Лечи голову девочка
А без хамства и перехода на личности никак? Или это весь уровень аргументации, почему вы не согласны с мнением другого человека? Давно стали специалистом в области медицины, что по одному комментарию способны определить возраст человека и что ему надо лечить?
Фильм как обосранный деревенский туалет. С виду он красивый, стройный и очень привлекательный, но если ты туда зайдёшь, то ты поймёшь, что всё обосрано и единственное, что здесь глубокое, так это яма с говном.
Пустой и дурацкий фильм. Яркий пример того, как из сектантов и психов выжимают пресловутую “концептуальность”. Чтож, давайте подыграем:закатив глаза и будем вещать про тайный смысл.
Редкостное говнище! Это фильм о больных людях и страданиях на фоне обмана
Фильм абсолютная хрень. Скучно. безсмысленно. Однозначно заказ на очернение язычества. Никакой логики в жертвоприношении. Повсюду наркотики. Психоделика!
Очередной бред…
Очередная ересь накурившегося или под кайфом режиссёра!!! Фильм затянут,зря потрачено время для просмотра! Не рекомендую, это не ужасы!!!!
ПАМАГИТЕ11!!!1 объяснте что за девушка с большой губой?????!!!!!
Это мужик чел
Фильм редкостное 💩
У меня чуть более приземлённый взгляд на этот фильм. Не увидела я никакого катарсиса или явного разрыва токсичных отношений, увидела другое, более банальное.
Периодически сестра героини напоминает о себе – то смотрит в зеркало во время трипа, то снится, то, говорят, мелькает в листве деревьев. Это можно счесть за намёк (неважно, авторский или нет), что героиня сама превращается, а к концу фильма превратится в сумасшедшую – как и её сестра. Предрасположенность у неё может быть, ведь у них одна генетика.
Один из признаков клинического сумасшествия – это как раз желание убить близких за несоразмерное преступление, – тем более такого, которого они даже, в сущности, не совершали. Родители героини и её сестры может и были косвенно виноваты, но лишь в том, что родили сестру на свет и тем самым заставили страдать. Парень героини тоже не обращался с ней плохо, хоть и подумывал расстаться, а изменил в состоянии сильно изменённого сознания. Сумасшествие – это и есть желание преподать несоразмерную кару.
Когда пришельцы ступают на землю общины, их встречают фразой “Добро пожаловать домой”. Это, вместе с остальными событиями, означает недвусмысленность – все пришельцы должны остаться навсегда или погибнуть. Когда Пеле уговаривает Дани остаться, он, не сообщая об этом, пытается спасти ей жизнь. Если бы она всё же ушла – была бы зверски убита, как и все её сотоварищи.
Но община подходит не всем – лишь тем, кто вполне в состоянии жить в вечном сумасшествии, карать без преступлений, в том числе и близких, прятать за красивой декорацией чудовищное по сути нутро. И делая выбор остаться, а затем не поменяв его, Дани, делает шаг в пропасть сумасшествия, становится чуть больше похожа на юродивого общины, не стеснённого рассудком вообще. И улыбка в конце – не катарсис, а полоумие.
Кто-то подметил любопытную деталь – как перекликается предсмертная записка сестры “всё черно, я не вывожу больше” и имя монстра “Чёрный”, назло которому девушки танцуют под Майским деревом. Это тоже наводит на мысль, что сестра не смогла жить в собственном чёрном мире, а вот Дани смогла, победив в состязании против “чёрного монстра”. Только монстр никуда не делся, она просто смогла с ним жить, он ей теперь не мешает.
Фильм дерьмо тупейшее, потратить на него 2.5 часа огромная ошибка. Просто бред сумасшедшего
Это ***дец.
Члены комунны говорили как раз на шведском языке
Судя по негативным комментариям Ари Астера, как обычно, никто не понял. Очень тонкий и глубокий фильм с просто шедевральной работой оператора и постановщика. Желаю Астеру только успехов. Статья, кстати, хорошая. Но про язык этих сектантов Вы немного не поняли…