Темная сторона детства: почему смотреть фильм «Приют» по-настоящему страшно 

главная героиня фильма Приют Смысл фильма

Страна: Испания, Мексика

Жанр: ужасы, триллер, драма, детектив

Год производства: 2007

Режиссер: Хуан Антонио Байона

Актеры: Белен Руэда, Фернандо Кайо, Рохер Принсеп

Слоган: “Un cuento de amor. Una historia de terror”
Критики называют фильм “Приют” в большей степени детищем Гильермо дель Торо, чем Хуана Антонио Байона. И отчасти это правда: почерк дель Торо, выступившего здесь в качестве продюсера, чувствуется с самого начала.

Смысл фильма “Приют” (El orfanato) заключается в том, что семейные секреты и тайны часто оказываются не только вредными, но и разрушительными. Это кино рассказывает и о том, насколько ранимыми и чувствительными бывают “особенные” дети.

“Приют” — это действительно страшный фильм, но ужас навевает не мистическая составляющая, а реальные события.

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Приют”. Испания, наше время. Главная героиня Лаура вместе с мужем Карлосом и сыном Симоном возвращается в место своего детства — старый приют. Сейчас он закрыт, но Лаура мечтает вновь открыть его и поселить там “особенных” детей.

Белен Руэда
Рохер Принсеп в роли Симона, Белен Руэда в роли Лауры. Кадр из фильма.

Как-то утром Лаура вместе с сыном отправилась гулять на пляж и обнаружила там заброшенную пещеру. Симон попросил разрешения поиграть там и Лаура, не видя никакой опасности, разрешила ему это.

Симона долго не было, и женщина, встревожившись, отправилась за ним. После долгих поисков Лаура обнаружила сына, который с кем-то оживленно разговаривал. Он сказал матери, что встретил в пещере мальчика по имени Томас и разговаривал именно с ним.

Вскоре в дом пришла женщина, представившаяся соцработником: она попыталась уверить Лауру в том, что Симон болен ВИЧ-инфекцией. Эту информацию женщина предпочла оставить в тайне.

В день открытия приюта Лаура поссорилась с Симоном и встретила странного мальчика, с которым у нее тоже произошел конфликт. Вскоре она обнаружила, что Симон пропал и бросилась на его поиски. Но найти сына ей так и не удалось.

По истечении девяти месяцев безутешные родители вновь встретились с пожилой соцработницей, которая приходила к ним домой. Лаура была интуитивно уверена, что та каким-то образом связана с пропажей Симона, но понять, что к чему, ей не удалось — несчастную насмерть сбила машина.

Несколько дней спустя домой к Лауре, как к свидетельнице трагедии, пришли полицейские, и женщина узнала, что некогда пожилая соцработница трудилась в приюте в качестве воспитателя. У нее был сын Томас. Он не мог найти общий язык с другими детьми, и однажды те отвели его в пещеру, да там и оставили. Во время прилива мальчик утонул.

Лаура начала собственное расследование. Карлос, которому все это сильно не нравилось, предложил уехать из мрачного особняка, но главная героиня, убежденная в том, что в исчезновении сына оказались замешаны сверхъестественные силы, отказалась.

Однажды она обнаружила тайник, в котором нашла страшных кукол, принадлежавших когда-то жившим в приюте детям. Женщина поняла: мертвые дети приглашают ее поиграть в страшную игру, главным призом в которой будет Симон.

Фернандо Кайо
Фернандо Кайо в роли Карлоса, отца Симона. Кадр из фильма.

Позже ей удалось обнаружить другой, еще более страшный тайник — в одной из печей за домом она нашла прах, принадлежавший детям. Проявив чудеса дедукции, Лаура поняла, что, желая отомстить за Томаса, его мать-воспитательница (она же соцработница) отравила всех детей, сожгла тела, а прах захоронила за домом.

Женщина была уверена: этого достаточно, чтобы вернуть Симона, но призраки детей считали иначе. В конце фильма они предложили ей поиграть в пятнашки, и Лауре пришлось согласиться. В процессе игры дети привели ее к закрытой комнате.

Объяснение концовки

Объяснение концовки выглядит так: в день открытия приюта Лаура случайно заперла Симона в кладовке. Пока она его искала, он умер. Обнаружив мертвого сына, и поняв, что сама стала причиной его гибели, Лаура тронулась рассудком и покончила собой. Но ее душа осталась в приюте — вместе с теми детьми, которым она пыталась помочь. Теперь среди них был и ее Симон.

Смысл концовки фильма “Приют” можно назвать философским. Режиссер этого атмосферного испанского фильма хотел сказать, что смерть — это вечный сон. Лаура навечно осталась в приюте и обрела там покой.

Смысл фильма

Лорка однажды сказал, что Испания — “страна открытой смерти”. Многие испанские картины именно такие — с мрачной идеей о жизни и смерти в центре — красивые, страстные и страшные.

У фильма “Приют” нет скрытого смысла, но менее глубокой из-за этого картина не стала. Здесь Дель Торо и Байона исследуют природу детства и взрослости. Что такое быть взрослым? Это значит иметь огромный груз изматывающих проблем и социальных ролей, которые, согласно определению Лихачева, “этажами ответственностей” позволяют отгородиться от пугающей реальности.

В детстве у человека есть много сил, есть мечты и стремления. Играя, мы забываем о реальности и растворяемся в персонажах выдуманных вселенных. Но однажды что-то происходит. Игра становится все менее и менее увлекательной. Наступает период взросления.

Проживая свою жизнь, мы стремимся к самореализации, и в процессе нам становится понятно, что никакой взрослости не существует: смысл в том, что взрослый — это тот же ребенок, разве что опыта у него побольше.

Суть фильма “Приют” заключается в том, что детство страшно. Заглянув в прошлое, главная героиня картины обнаружила, что ее жизненный проект, в который она так верила, мертв. Там же она воочию столкнулась со своими страхами, от которых пыталась отгородиться пресловутой “взрослостью”.

истерика Лауры
Кадр из фильма.

Постепенно кошмар усилился и стал реальностью: Лаура поняла причину своих страхов, но сами-то страхи никуда не делись. Они не были изжиты — вот в чем смысл ее злоключений. А изжиты они не были, потому что всю свою жизнь Лаура пряталась от себя. Понять это она смогла только после страшной игры с собственными мертвецами – тогда, когда потеряла Симона. И в этот момент она осознала, что дальнейшая жизнь (по сути, существование) не имеет смысла…

Одинокий, мрачный приют, укрытие для детей-сирот, напоминает Чистилище. Лаура и ее семья вломились в это угрюмое царство, потревожив мертвецов.

Ей отчаянно хотелось разбить здесь райский сад, и она никак не могла понять, что эти земли высушены и бесплодны. Неприглядные обитатели Чистилища принялись заигрывать с пришельцами из мира живых с целью получить индульгенцию. Но игра затянулась, и на них взглянула Бездна, принявшая облик скалящейся сталактитами пещеры.

Дель Торо остается верен себе: как и в других его картинах, в “Приюте” на первый план выходят несчастливые дети. Пытаясь укрыться от жестокой реальности в самых небезопасных местах, они кутаются в свои сказочные мысли, благодаря чему им удается поставить заслон от пугающей взрослости.

Это особенные дети, и они – взрослеющие и выросшие – обречены на мучительное одиночество. Выйдя на поле брани, они оказались безоружными, и поняли, что укрыться от бесконечной войны миров, нравов и времен можно только в иллюзии.

несчастливый ребенок
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

Вот несколько картин, похожих на “Приют” по смыслу:

  • “Другие” (США, 2001 год). 1945 год. Грейс, ожидая мужа с войны, вместе с детьми живет в старинном мрачном особняке. Вскоре там появляется трое слуг, которые ведут себя очень странно, и это сильно пугает ее;
  • “Экстрасенс” (Великобритания, 2011 год). 1920 год. Женщина-следователь приезжает в закрытый пансион для мальчиков с целью расследования череды смертей. Местные убеждены, что гибель детей произошла по сверхъестественным причинам;
  • “Лабиринт фавна” (Испания, Мексика, 2006 год). Испания, 1944 год. Юная Офелия вместе с отчимом, офицером-франкистом, и беременной матерью, переезжает жить в военный лагерь. Однажды на прогулке девочка обнаруживает странный лабиринт, в котором оживают мрачные сказки.
Как вам фильм?
Тяжелый и страшный.
30.57%
Сильный, заставляет задуматься.
48.25%
Просто триллер.
12.71%
Как это развидеть?
6.26%
Другое (напишу в комментариях).
2.21%
Проголосовало: 543

Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Тунай

    Явная отправка к Питеру Пену.

    Ответить
  2. Алина

    Как дети, некоторые инвалиды, отвели мальчика на берег моря к скале, и воспитатели не заметили отсутствия всех!!! детей? Он, как минимум бы кричал, и вырывался. Второе, что, Лаура не знала, что детей отравили, и тела исчезли, раз она нашла их в печи 30 лет спустя? Почему дети в 1975 году одеты как в средние века? Почему Симон не звал на помощь, упал с лестницы-то он ночью, после того, как весь дом обыскали полицейские? Короче режиссер придумал начало и финал, а весь фильм заполнили непонятно чем, лишь бы было тупо страшно. Картинка понравилась, а остальное – нет. Подумалось даже – так всем и надо.

    3
    5
    Ответить
  3. Кики

    Чё за кринж? Зачем натягивать сову на глобус? Понятно, что автор статьи невнимательно смотрел фильм, иначе он увидел бы детали, которые помогли бы избежать написания этой скучной простыни, цель которой – тупо много букафф…

    Ответить