«Пролетая над гнездом кукушки»: идеи и аллегории фильма

Джек Николсон Смысл фильма

Страна: США

Жанр: драма

Год производства: 1975

Режиссер: Милош Форман

Актеры: Джек Николсон, Луиза Флетчер, Уилл Сэмпсон

Слоган: «If he’s crazy, what does that make you?»

Награды и номинации: В 1976 году фильм получил премию “Оскар” в 5 номинациях.

Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Фильм Милоша Формана не понравился автору романа-первоисточника, но стал культовым во всем мире.

Смысл фильма “Пролетая над гнездом кукушки” заключается в ценности свободы. Картина рассказывает бунтарском духе и нежелании смиряться с условиями, в которые тебя порой ставит жизнь.

Фильм и книга

Когда завершилась церемония награждения “Оскар”, Кен Кизи, автор книги, по которой был снят фильм “Пролетая над гнездом кукушки”, выключил телевизор и сказал: “Они все испортили”.

У писателя было несколько причин выражать недовольство. Во-первых, Милош Форман изменил концепцию картины: если у Кизи повествование велось от имени Вождя – глухонемого индейца, страдающего галлюцинациями, то в кино на первый план вышел бунтарь МакМерфи.

Джек Николсон
Джек Николсон в главной роли бунтаря МакМерфи. Кадр из фильма.

А во-вторых, Форман иначе взглянул на сестру Рэтчед. В книге это не просто хладнокровная и властная женщина – это безэмоциональная машина. В фильме она получилась совершенно другой. А все дело в том, что Милош Форман считал эту историю своей личной. В своей книге режиссер писал об этом так: “Коммунистическая партия была моей сестрой Рэтчед, они говорили мне, что можно, а что нельзя”.

Кизи не раз сожалел о продаже авторских прав на экранизацию романа Кирку Дугласу. Сначала он сделал шоу на Бродвее, где сам сыграл роль МакМерфи, а затем передал права Майклу Дугласу, который стал продюсером картины Формана.

О чем фильм

Содержание фильма “Пролетая над гнездом кукушки”.

70-г годы ХХ века, США. В психиатрической лечебнице все идет своим чередом: стерильные стены, рутина из приема лекарств и игры в карты, просмотра новостей по телевизору, еды и сна.

Рутиной управляет единовластный правитель – сестра Милдред Рэтчед. Железная леди с нервами-канатами, она является образцовым работником. Она из тех, кто всегда руководствуется исключительно “благими намерениями”. И она истязает своих подопечных. Пациенты запуганы. Тех же, кто пытался протестовать, ждет сеанс терапии электрошоком…

Луиза Флетчер
Луиза Флетчер сыграла роль сестры Милдред Рэтчед. Кадр из фильма.

Но все изменилось, когда на пороге клиники появился некий Р. П. МакМерфи. Он преступник. Чтобы не работать в исправительном учреждении, он решил изобразить сумасшествие. МакМерфи искренне рад, что попал в клинику. Но радоваться ему пришлось недолго. Вскоре он понял, что он попал в худшее место, чем тюрьма.

Не сумев смириться с тем, что кто-то подписывается на такое добровольно, новичок вносит в жизнь тихого госпиталя свои коррективы. Ему удается сплотить вокруг себя нескольких человек. Хардинг, “Вождь” Бромден, Билли Биббит, Чарли Чесвик, полковник Маттерсон и Мартини недовольны тиранией, но раньше они испуганно молчали.

Так началась история противостояния двух воль и двух мировоззрений… История, которая не могла закончиться ничем хорошим.

Объяснение концовки

Ближе к концу МакМерфи сознательно провоцирует сестру Рэтчед, а потом совершает против нее насильственные действия. Его признают буйным и назначают особое “лечение” – лоботомию. Один из пациентов, молчаливый Вождь, отказавшись смириться с тем, что свободолюбивый “Мак” обречен существовать в “режиме овоща”, убивает его. После этого он, единственный из всех пациентов, сбегает из лечебницы.

С одной стороны, объяснение концовки выглядит так: сильный человек имеет право на свободу. Осознав свою силу, этот человек вышиб двери и вышел на волю. Но у фильма есть еще и скрытый смысл.

Уилл Сэмпсон
Уилл Сэмпсон в роли Вождя Бромдена, Джек Николсон в роли МакМерфи. Кадр из фильма.

Казалось бы, главной идеей картины “Пролетая над гнездом кукушки” является борьба свободной личности против Системы. Но проблема в том, что все герои фильма были свободны: они пришли в клинику сами и могли уйти в любой момент. На этом фоне смысл концовки фильма “Пролетая над гнездом кукушки” выглядит несколько иначе.

Почему до появления МакМерфи никто не уходил из клиники? Потому что герои понимали: они больны и им нужна помощь. То есть им нужен был контроль и порядок, обеспечиваемые сестрой Рэтчед. Аналогию провести несложно: “порядок в государстве обеспечивается дубиной полицейского”. МакМерфи – олицетворение борьбы ради борьбы: он не понимал ни цели, ни последствий своих действий. Бесцельные действия ни к чему хорошему не приводят.

Свобода без ответственности – это просто хаос. МакМерфи не смог сказать, что он будет делать со своей свободой (оценил он ее только когда потерял, и, в принципе, он сам был в этом виноват). Он прекрасно видел и понимал, что “так нельзя”. Но сказать, “как надо”, он не сумел. Он взлетел, не представляя, куда собирается приземлиться. То же самое он предлагал сделать и остальным. Прислушался к нему только Вождь. Что ждет его? Неизвестно.

Смысл фильма

Смысл Милоша Формана “Пролетая над гнездом кукушки” лежит на поверхности. Его картина – аллегория на государство как аппарат насилия и подавления. Он в точности цитирует Блаженного Августина, который однажды сказал: “Государство – создание человеческое, его цель – временная, оно создано насилием и держится принуждением.”

А еще “Пролетая над гнездом кукушки” – аллегория на общество, которое, несмотря на все усилия и стремления к свободе, вынуждено жить в существующей системе полного контроля личности.

Суть фильма – в демонстрации модели такого общества. Каждый из героев картины олицетворяет собой разные социальные роли людей в обществе. Сестра Рэтчед – это Государство. Точнее, это часть Системы, которая, при внешней видимости заботы, управляет обществом через авторитарный порядок.

Один из пациентов, Дэйл Хардинг, – типичный человек системы. Он живет по ее правилам и не приемлет никаких изменений, потому что хочет существовать в своей зоне комфорта. Он готов к изменениям, но только до тех пор, пока система будет ему это позволять.

Уильям Редфилд
Уильям Редфилд в роли Дейла Хардинга, Джек Николсон (МакМерфи) и Сидни Лэссик в роли Чарли Чесвика. Кадр из фильма.

Билли – типичная жертва. Его подавляет не только государство, но и окружение в лице его матери. МакМерфи для него – внешний выразитель его глубинного протеста. Он не смог выйти за рамки Системы, он был слишком слаб для этого. Его попытка закончилась трагически.

Чарли Чесвик – слабовольный и слабохарактерный человек, подавленный государством и задвинутый на его задворки. Вождь, прикидывающийся глухонемым, по своей воле остается в рамках Системы, и остается незамеченным ею. Остальные обитатели клиники – типичная серая масса, принимающая решения в зависимости от обстоятельств.

МакМерфи – пассионарная личность, готовая к решительным действиям и не желающая быть частью подобной системы. С точки зрения самой Системы он маргинальный и опасный элемент.

Герои фильма “Пролетая над гнездом кукушки” добровольно принимают правила навязанной им игры. Попытка отстоять свои интересы сводится к обычному потреблению. Переступить грань из всех героев смог только Вождь.

Основная мысль фильма “Пролетая над гнездом кукушки” звучит так: Система прежде всего в голове, а сломать ее можно, познав природу свободы как одного из главных принципов человеческого бытия.

Есть и другая трактовка картины. МакМерфи всем говорил, что хочет сбежать, и именно поэтому у него ничего не получилось. Вождь, никому не рассказывая о своих планах, в самом конце фильма сказал “Я готов” и, действуя по принципу “Здесь и сейчас”, покинул лечебницу.

Речь идет об избыточном потенциале – когда долго готовишься и очень хочешь, событие не наступает. Есть такая психологическая ловушка: рассказывая о своих планах, человек получает удовольствие, как будто бы уже совершил все, что хотел. Поэтому один из смыслов фильма может заключаться в фразе: “Никому не рассказывай о своих планах”.

Смысл названия

“Кто из дома, кто в дом, кто над кукушкиным гнездом…” Эти слова из детской считалочки произносит МакМерфи.

Чтобы понять смысл названия картины, нужно уяснить, что “Кукушкино гнездо” – сленговое американское название клиник для душевнобольных. В оригинале книга (и фильм) называется “ONE FLEW OVER THE CUCKOO’S NEST “. “Nest” означает не только “гнездо”, но и “убежище”. “Cuckoo” – не только кукушка, но и “ку-ку”, то есть душевнобольной.

Полет над таким местом без приземления означает обретение свободы. Именно это пытался сделать МакМерфи – и именно туда он желал увлечь своих товарищей.

Кстати, Кен Кизи стал настоящей иконой движения “Детей цветов” как в США, так и во всем мире – везде, где получили распространение и поддержку идеи свободы личности.

психиатрическая лечебница
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

Вот несколько картин, похожих по смыслу на “Пролетая над гнездом кукушки”:

  • “Пробуждение” (США, 1990). Главный герой, врач, пытаясь “пробудить” пациентов, страдающих редким заболеванием, использует экспериментальные препараты;
  • “Планета Ка-Пэкс” (Германия, США, 2001). Однажды в психиатрическую лечебницу попадает странный пациент, утверждающий, что он – представитель внеземной цивилизации;
  • “Общество мертвых поэтов” (США, 1989). Эксцентричный учитель-вольнодумец заставляет своих учеников думать самостоятельно.
Несмотря ни на что, вызывает восхищение своей смелостью и стремлением к свободе.
61.9%
Бунт ради бунта не имеет смысла.
9.52%
Его очень жаль, но такой конец закономерен.
23.81%
Просто псих.
4.76%
Другое (напишу в комментариях)
0%
Проголосовало: 21

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.