Фильм «Прометей»: за 33 года до событий «Чужого»

Прометей Ридли Скотта Смысл фильма

Страна: США

Жанр: научная фантастика, триллер, ужасы

Год производства: 2012

Режиссер: Ридли Скотт

Актеры: Нуми Рапас, Майкл Фассбендер, Шарлиз Терон, Логан Маршалл-Грин, Гай Пирс

Слоган: «Они искали начало человечества, но нашли его конец»

Награды и номинации: в 2013 году BAFTA и «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, премия «Сатурн» в номинации лучший научно-фантастический фильм.

Фильм Ридли Скотта изначально задумывался как приквел к ленте «Чужой», действие которого происходит в 2122 году.

В фильме «Прометей» (Prometheus) команда исследователей отправляется на далекую планету в поисках создателей жизни на Земле. Смысл фильма «Прометей» – в жажде людей найти ответ на вопросы, кто создал человечество и почему решил его уничтожить.

Сюжет

Первые кадры картины поначалу не слишком понятны зрителю. Инопланетянин-гуманоид, стоя на обрыве перед водопадом, пьет некую радужную жидкость из странного металлического сосуда. Его тело начинает трансформироваться, существо падает в воду и распадается на мелкие частицы. В результате ДНК пришельца порождает новые клетки, которые начинают усиленно делиться.

создание планеты
Кадр из фильма.

Лишь по ходу фильма, а скорее, ближе к его концу, зритель получает разгадку. Так режиссер Ридли Скотт показал процесс заселения Земли людьми. Человеческая ДНК зародилась якобы именно из клеток павшего гуманоида. Этих создателей человеческой цивилизации зовут «инженерами», но кто они такие и откуда взялись, остается главной загадкой картины.

Далее начинается непосредственное описание событий фильма. На Земле 2089 год. Археологи Элизабет Шоу и Чарли Холлоуэй изучают древние надписи на скалах, наследие былых цивилизаций. Найдя в них общую деталь, похожую на звездную карту, ученые интерпретируют это, как приглашение от предшественников человечества, «инженеров».

Эта трактовка оказывается ложной — надписи были скорее предупреждением, а не призывом. В фильме «Чужой» 1979 года, приквелом к которому считают фильм «Прометей», Ридли Скотт использовал ту же «фишку». Исследователи получили сигнал с инопланетного корабля и расценили его как «SOS», но это было предупреждение об опасности.

Питер Вейланд, пожилой генеральный директор компании Weyland Corporation, финансирует экспедицию на борту научного судна «Прометей». Экипаж корабля отправляется к далекой планете LV-223, находясь в состоянии стазиса — летаргического сна. В это время андроид Дэвид наблюдает за их путешествием. Прибыв на место в декабре 2093 года, руководитель миссии Мередит Викерс приказывает разбудить остальных участников экспедиции и собирает их в общем зале.

главные герои фильма
Логан Маршалл-Грин в роли Холлоуэйя, Нуми Рапас в роли Элизабет Шоу и Майкл Фассбендер в роли Дэвида. Кадр из фильма.

Перед экипажем предстает голограмма Питера Вейланда — руководителя компании. Он говорит, что сам он к этому моменту уже мертв, но хочет, чтобы участники группы нашли «инженеров» и открыли главную тайну происхождения жизни на Земле. Попутно он рассказывает о своем «сыне» Дэвиде — созданном им андроиде, который не может постареть или умереть. Этот герой впоследствии становится одним из ключевых в фильме.

«Прометей» приземляется на бесплодную гористую поверхность рядом с большим искусственным сооружением, содержание которого команда исследует. Внутри они находят каменные цилиндры, монолитную статую гуманоидной головы и обезглавленный труп большого пришельца, предположительно «инженера».

Позже команда находит и другие тела. Они не видят смысла продолжать миссию, решив, что этот вид вымер. Элизабет Шоу забирает на корабль голову гуманоида для изучения.

Члены экипажа Миллберн и Файфилд по пути в пещере сворачивают не туда и отстают от остальных. Они застревают внутри горы. Надвигающийся шторм вынуждает команду срочно вернуться на корабль. Андроид Дэвид перед уходом тайно вынимает какой-то цилиндр из конструкции и забирает с собой, в это время из оставшихся цилиндров начинает течь темная жидкость.

В лаборатории на судне Шоу исследует голову гуманоида. Выясняется, что его ДНК на 100% соответствует ДНК человека. Дэвид исследует принесенный из пещеры цилиндр и жидкость внутри. Он намеренно добавляет эту субстанцию в напиток Холлоуэя. Тот выпивает ее, не подозревая, что стал отныне носителем инородных клеток.

голова гуманоида-инженера
Кадр из фильма.

Оказавшись в каюте, Шоу и Холлоуэй занимаются любовью. Эта сцена важна для объяснения, откуда в дальнейшем внутри Элизабет окажется зародыш инопланетного существа.

Тем временем Миллберн и Файфилд ждут в пещере, когда стихнет шторм, и команда вернется за ними. Вдруг из растекающейся по земле жидкости вылезает змееподобное существо и убивает обоих ученых. Когда команда возвращается за ними, они находят только изуродованные трупы. Дэвид обнаруживает диспетчерскую, в которой находится выживший спящий «инженер» и большая голографическая карта звездного неба с изображением Земли.

У Холлоуэя проявляются признаки заражения непонятной инфекцией. Его срочно отправляют обратно к кораблю, но Мередит Викерс отказывается пускать его на борт и, по его же настоянию, сжигает его из огнемета. Позже медицинское обследование показало, что Шоу, несмотря на то, что ранее была бесплодна, сейчас беременна. Но и она, и обследовавший ее Дэвид понимают, что внутри нее — не обычный ребенок. Это инопланетный монстр, и Элизабет решает убить его.

Женщина использует автоматизированный операционный модуль, чтобы сделать себе кесарево сечение. Так она извлекает из своего живота существо, похожее на кальмара. Это, по объяснению режиссера, и есть предшественник Чужого, хотя пока и не слишком похож на него. После операции, войдя в одну из комнат, она обнаруживает, что Питер Вейланд жив. Старик (по сюжету ему в этот момент было 103 года) объясняет, что смысл его нахождения на борту прост: он хочет спросить «инженеров», как предотвратить смерть от старости.

Шарлиз и Идрис
Шарлиз Терон в роли Виккерс и Идрис Эльба в роли капитана Янека. Кадр из фильма.

Мутировавший Файфилд возвращается на «Прометей» и убивает нескольких членов экипажа, прежде чем его уничтожают. Капитан корабля Янек предполагает, что эта гора с пещерами имеет скрытый смысл. Она была раньше военной базой «инженеров», которая потеряла контроль над опасным биологическим оружием — темной жидкостью. Он также делает разбор структуры горных пород и определяет, что внутри находится космический корабль.

Питер Вейланд и команда возвращаются в пещеру в сопровождении Элизабет Шоу. Дэвид будит спящего «инженера» и говорит с ним на протоиндоевропейском языке. По словам доктора Анила Билту, одного из лингвистов, помогающих создавать язык «инженеров», Дэвид сказал: «Этот старый человек (имеется в виду Вейланд) хочет прожить дольше. Он считает, что вы можете помочь ему с этим».

Услышав слова Дэвида, «инженер» впадает в ярость. Он обезглавливает андроида и убивает Вейланда и его команду, прежде чем реактивировать космический корабль. Элизабет Шоу убегает и предупреждает капитана Янека, что «инженер» планирует полететь к Земле и уничтожить ее. Янек и оставшаяся команда жертвуют собой, тараня инопланетный корабль. Перед этим они катапультируют спасательный модуль, в котором укрывается Мередит Виккерс.

Выйдя из строя, космический корабль «инженера» падает на землю, убивая Виккерс. Элизабет Шоу идет к спасательной шлюпке и обнаруживает, что ее инопланетный «отпрыск» (извлеченный из живота плод) жив и вырос до гигантских размеров. Гуманоид открывает воздушный шлюз спасательной шлюпки и атакует Шоу. Вдруг ей приходит идея: женщина бросает инопланетное существо в лицо гуманоида. Монстр проталкивает яйцеклад в горло «инженера», и тому наступает конец.

Элизабет находит останки Дэвида и с его помощью запускает еще один космический корабль. Она говорит, что не хочет возвращаться на Землю, а планирует добраться туда, откуда родом сами «инженеры». Женщина хочет понять, почему существа, создавшие человечество, решили потом его уничтожить.

кадр с гуманоидом
Кадр из фильма.

В финале Шоу оставляет послание для потомков, которое звучит перед титрами: «Финальный отчет корабля «Прометей». Вся его команда погибла. Если вы получаете это сообщение, не пытайтесь добраться до места его отправления. Сейчас здесь только смерть. Сегодня наступил новый 2094 год. Меня зовут Элизабет Шоу, я последняя выжившая из экипажа, и я все еще продолжаю искать». Последний кадр фильма: в спасательном модуле из груди «инженера» вырывается инопланетное существо, уже больше напоминающее легендарного Чужого.

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Прометей» можно понимать по-разному. С одной стороны, это победа добра над злом. Оставшиеся в живых члены команды принесли себя в жертву ради спасения Земли. Также есть победа женского начала над мужским. Ведь именно Элизабет стала последней из людей, кто выжил и получил шанс найти ответы на главные вопросы человечества.

Но как же Дэвид? Он тоже уцелел, его роль в судьбе выжившей Шоу огромна. Именно с его помощью она может продолжить путь к другим мирам. В этом смысле напрашивается следующее объяснение концовки: создатели фильма намекают на то, что будущее за взаимодействием человека и искусственного интеллекта. Этот процесс виден уже сейчас, но с годами будет лишь набирать обороты.

Смысл фильма

Фильм «Прометей» во многом символичен, а смысл названия картины в том, что Ридли Скотт обратился к греческой мифологии. Прометею, гигантскому титану, приписывают создание человеческой расы из глины и кражу огня у богов для передачи людям. За это последнее преступлпение он был привязан к скале. Каждый день прилетал орел и выклевывал его печень. Символическая связь между титаном Прометеем и гигантским «инженером» очевиден.

Отдельного внимания заслуживает режиссерская трактовка основных религиозных принципов. Элизабет Шоу — убежденная христианка и постоянно подчеркивает это. Но, веря в Создателя, в Христа, она понимает, что ее теория не будет принята остальными. Даже найдя «инженеров» и поняв, что они дали жизнь всему человечеству, Шоу не отказывается от своих принципов. На реплику Чарли: «Нас же создали эти гиганты, а не Бог» она парирует: «Но кто-то же создал их самих?».

Ридли Скотт хотел, чтобы фильм закончился заявлением Элизабет Шоу о том, что она все еще ищет окончательные ответы. Он сам не раз говорил в интервью, что именно в этом смысл фильма и всей жизни в целом. Главным вопросом команды исследователей было, почему «инженеры», создав людей на Земле, решили потом уничтожить их. Прямого объяснения в фильме нет, но есть подсказки, ведущие к ответу.

Скорее всего, создателям по какой-то причине не понравилось то, что они увидели. Это как сама Элизабет, получив наконец возможность дать жизнь новому существу, поняла, что оно не достойно этого и решила его убить. Есть в фильме и религиозная трактовка: «инженеры» однажды посылали на Землю Христа, но люди распяли его, чем заслужили кару — уничтожение.

Также ответом может быть и то, что люди для создателей были просто экспериментом, источником ДНК и объектом наблюдений. Когда интерес к ним иссяк, «биоматериал» в виде человечества подлежал уничтожению. Скрытый смысл фильма в том, что мы не знаем точного ответа, но пытаться найти его обязаны. Элизабет Шоу олицетворяет всю нашу цивилизацию, ищущую разгадку своего происхождения.

Как вам идея, что человеческую цивилизацию создали внеземные существа?
Я что, просто "биоматериал"? Конечно, нет. Дикая неправдоподобная версия.
6.37%
Человека создал Бог, а не инопланетяне.
14.23%
Почему нет, все возможно.
51.69%
Думаю, что все примерно так и было.
27.72%
Проголосовало: 267
Автор статьи
Павел Лебедев
Павел Лебедев
Журналист, филолог. Читает книги между строк, в фильмах вникает в самую суть. Любимый жанр - фэнтэзи. Умеет видеть необычное даже в самых простых вещах.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Роман

    Зачем Дэвид возродил Ксеноморфа ?

    Ответить
    1. Павел Лебедев (автор)

      В фильме “Прометей” Дэвид никого не возрождал! Он сделал это уже во второй части – в картине “Чужой: Завет”. По задумке и словам самого Финчера, андроид Дэвид счел “ниже своего достоинства служить людям”. А в ксеноморфах он увидел идеальное существо, которое он поначалу просто изучал, делал разные генетические опыты. Словом, робот играл в Бога. Он открыто говорил, что для воплощения задумки (оживления ксеноморфа) ему не хватает лишь живого человеческого тела. Дэвид – это Люцифер своего времени, заигравшийся со злом.

      Ответить