Птицы-души, лес-чистилище, и другие идеи фильма «Птичий короб»

кадр из фильма Смысл фильма

Страна: США

Жанр: ужасы, фантастика, экранизация

Год производства: 2018

Режиссер: Сюзанна Бир

Актеры: Сандра Буллок, Треванте Роудс, Джон Малкович

Слоган: «Never Lose Sight of Survival» («Никогда не теряй из виду выживание»)

Картину Сюзанны Бир многие называют одновременно научной фантастикой, хоррором и постапокалиптикой. Неторопливый сюжет фильма «Птичий короб» (Bird Box) практически исключает динамику. Но это и не экшн, а скорее интеллектуальное, почти философское кино с интересными отсылками. Его смысл заключается в том, что хаос всегда порождает что-то новое и никто не может остаться “вне игры”. Можно стать хоть праведником, хоть нежитью, но нормально жить получится только в том случае, если удастся сладить с самим собой.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. В центре сюжета фильма “Птичий короб” – художница Мэлори Хейс. Женщину, находящуюся на последнем месяце беременности (и не особо радующуюся этому факту), навещает сестра Джессика.

Тем временем по ТВ транслируют пугающий репортаж, в котором рассказывается о необъяснимых массовых самоубийствах. Не обратив на это особого внимания, девушки едут к гинекологу. В коридоре Мэлори видит женщину, которая с силой бьется головой об оконное стекло. Сестры спешат выбраться наружу и вдруг видят, что за считанные минуты мир вокруг изменился – на улицах царит полнейший хаос. Они с ужасом понимают, что странный вирус, о котором говорили по телевизору, – правда.

Сандра Буллок
Сандра Буллок исполнила роль Мэлори. Кадр из фильма.

Неожиданно Джессика, находящаяся за рулем, тоже начинает вести себя странно. Сидящей рядом Мэлори становится понятно, что сестру напугало нечто, пока ей невидимое. Она пытается успокоить Джессику, но это бесполезно: она не справляется с управлением машины, и та переворачивается. Они выживают, но через несколько секунд все еще находящуюся в трансе Джессику насмерть сбивает грузовик.

Находящейся в шоке Мэлори помогает темнокожий мужчина по имени Том, и они вместе забегают в стоящий неподалеку дом. Там находятся несколько человек, и никто не понимает, что происходит. В конце концов, после долгой дискуссии, герои фильма приходят к выводу, что их атаковали некие невидимые сущности. Открывая им свои глаза, человек впускает их в себя. После этого он совершает самоубийство.

В доме занавешивают окна и тщательно затыкают все щели. В этот момент внутрь просится еще одна выжившая – девушка по имени Олимпия. Вскоре выясняется, что она тоже беременна. Проходит еще какое-то время и в доме заканчивается еда. Несколько человек, в том числе Том и Мэлори, собираются вместе, чтобы отправиться в супермаркет. Предварительно они закрашивают окна машины и подключают GPS. Навигатор вскоре сообщает им о возможном столкновении со всех сторон, и они понимают, что таинственные сущности окружают их. Однако Тому, который находится за рулем, все-таки удается прорваться.

В магазине герои набирают столько еды, сколько могут унести с собой. Там же Мэлори видит птиц, которых тоже решает забрать. Герои собираются уходить, но слышат странный звук из морозильной камеры. Там сидит коллега одного из выживших и просится наружу. Герои выпускают его, но вскоре жалеют об этом – пораженный сущностями, он яростно призывает их открыться им и уверяет, что после этого они смогут постичь смысл всего происходящего. С большим трудом, при помощи парня по имени Чарли, который пожертвовал собой, его загоняют обратно.

Сара Полсон
Роль Джессики сыграла Сара Полсон. Кадр из фильма.

Спустя время в доме появляется еще один человек, Гэри, который рассказывает о происходящем снаружи кошмаре – из психиатрических лечебниц вышли все больные. Они видят сущностей и хотят, чтобы их узрели все остальные… Пожилой мужчина по имени Дуглас агрессивно требует, чтобы тот ушел, но решением большинства новичок остается.

Дальше по ходу сюжета фильма у Мэлори и Олимпии одновременно начинаются схватки. Пока Том и Шерил, девушка-медик, пытаются оказать им помощь, Гэри достает из принесенной им папки рисунки с изображением монстров. Так становится понятно, что он один из “агентов сущностей”.

Он берет клетку с птицами Мэлори и зачем-то ставит ее в холодильник, а потом срывает бумагу с окон. За всем этим наблюдает Дуглас, который пытается предупредить проходящего мимо Тома. Гэри сильным ударом вырубает парня и пытается избавиться от Дугласа, однако тот, вовремя сообразив, закрывает глаза. Затем Гэри идет к роженицам (у Олимпии родилась девочка, а у Мэлори – мальчик) и поднимает жалюзи. Олимпия погибает, а затем в комнату врывается вооруженный Дуглас. К сожалению, стрелять с закрытыми глазами он не может, однако он все равно спускает курок, после чего погибает. Чуть позже пришедшему в себя Тому удается обезвредить безумца, после чего он спасает птиц, и увозит перепуганную Мэлори с детьми подальше от проклятого дома.

С тех пор проходит пять лет. Том и Мэлори живут вместе и воспитывают детей. Иногда они видят людей, разъезжающих на машинах с открытыми окнами и без повязок на глазах.

Ночью им приходит сообщение от некоего Рика, который приглашает их приехать в более безопасное место и дает соответствующие инструкции – чтобы найти убежище, героям нужно будет идти на голоса птиц – пернатые каким-то образом чувствуют сущностей и смогут помочь им уберечься от опасностей. Тому идея нравится – спасенные птички все еще живут с ними, но Мэлори боится, что это ловушка.

Джон Малкович
Джон Малкович снялся в роли Дугласа. Кадр из фильма.

Далее содержание фильма становится более мрачным и динамичным – на дом нападают мародеры. Том велит Мэлори брать птиц, детей и уходить и перебивает почти всех мародеров. Обнаружив, что один из негодяев отправился в погоню за Мэлори, Том бросается за ним. На него начинает влиять одна из сущностей, однако он борется с ней и сражает последнего мародера. После этого он убивает себя.

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. Мэлори добирается до реки и, посадив детей в лодку, начинает работать веслами. Решив передохнуть на берегу, она велит детям сидеть в лодке, а сама идет к заброшенному дому. Там она сталкивается с сущностью, которая начинает преследование. Таинственное чудовище использует все, чтобы заставить ее и детей снять повязки, однако Мэлори сопротивляется изо всех сил. Ближе к финалу они, следуя за голосами птиц, наконец добираются до убежища.

Выжившие смотрят им в глаза и, поняв, что Мэлори с детьми не заражены, принимают их. Рик – мужчина, пригласивший их сюда, говорит, что они находятся в школе для слепых, и комплекс, в котором живут не только люди, но и птицы, надежно защищен. В самой последней сцене Мэлори выпускает спасших ее птиц к сородичам.

Cмысл концовки фильма «Птичий короб» символичен, как и вся лента. По мнению многих зрителей, сделавших разбор картины, сущности символизируют современный мир, который поглощает души людей. Главные герои смогли выжить в хаосе – значит, спасли свои души от современного мира.

Есть и более глубокая трактовка. Река – это жизнь, повязка – это вера, пороги на реке, которые герои преодолевали, пытаясь добраться до убежища, – это черта между жизнью и смертью. Соответственно, лес – чистилище, община – рай, а мир – это хаос, от которого может спасти только вера.

Смысл фильма

После просмотра фильма остается немало вопросов: кто такие сущности и что, собственно, произошло? Вообще, “Птичий короб” – экранизация одноименного романа Джоша Маллермана. Однако, судя по отзывам, разгадки нет и там.

Мы можем понять только то, как действуют невидимые агрессоры: при зрительном контакте они побуждают людей совершить самоубийство. Никакого вируса – просто что-то вроде массовой истерии.

По ходу картины герои периодически высказывают различные предположения: угроза из Северной Кореи, из России, Судный день… В последнее, впрочем, не верит никто, кроме пухленького Чарли, который, в отличие от мужественного Тома, бывшего военного, меньше всего похож на героя – и который единственный из всех совершает “осознанное самоубийство”, пожертвовав собой ради почти незнакомых людей.

По мнению Чарли, человечество было осуждено за свои грехи и все происходящее – это кара, а демонические сущности, которые охотятся на людей, наслаждаются хаосом и разрушениями. Идеи, высказанные Чарли, основываются на изменяющих форму демонах, которые подстраиваются под человечески страхи.

Сущности могут незначительно влиять на мир, но прямой вред они не наносят. Они только проникают в разум и заставляют посмотреть на них. После этого человек себя убивает…

Что люди видят перед смертью? По словам Сандры Буллок, которая сыграла роль Мэлори, в картине есть несколько удаленных сцен. В одной из них сущности все же показывались – в частности, Мэлори видела тварей, похожих на зеленых толстых и длинных гуманоидов с жутким детским лицом. Вероятно, они были метафорическим воплощением ее страхов материнства.

треванте Роудс
Треванте Роудс в роли Тома. Кадр из фильма.

В определенный момент нам дают понять, что самоубийственный эффект возникает только у психически здоровых людей. На умалишенных он не распространяется – наоборот, они становятся яростными фанатами сущностей. Одним из таких “адептов” был Гэри, по вине которого погибли почти все люди, спрятавшиеся в доме. Он не только остался жив после контакта с сущностями, но и запечатлел их. В одной из мизансцен он раскладывает принесенные с собой рисунки, на каждом из которых мы видим ктулхуподобных тварей. Согласно мифологии Лавкрафта, Ктулху – это древняя космическая тварь, сводящая людей с ума и внушающая им фанатичную преданность. Впрочем, рисунки вполне могут быть результатом творческой мысли Гэри.

Вероятно, именно по причине неясной природы сущностей так сложно понять суть фильма. Он очень метафоричен и по ходу сюжета вопросов появляется гораздо больше, чем ответов.

Что символизируют повязки для глаз и школа для слепых, в которой нашли свое спасение Мэлори с детьми? По мнению многих зрителей, речь здесь идет о мормонской идеологии, которая выражается в слепой вере – якобы спасение заключается только в ней. Другая большая метафора – собственно, сам птичий короб.

Птицы чувствуют приближения монстров и поэтому они являются врагами для одних и спасением для других. Во многих мифологиях птица символизирует душу…

Здесь можно провести аналогию: птицы сидят в коробе, когда герои идут по лесу-чистилищу. Оказавшись в убежище, Мэлори выпускает их к другим птицам в месте, которое напоминает нарисованный на старинных гравюрах райский сад. Получается, что остальные выжившие тоже принесли с собой птиц – то есть спасли свои души, предварительно пройдя через чистилище и очистившись в реке.

По мнению части зрителей, не все здесь так просто – за лежащими на поверхности библейскими мотивами лежит пугающий скрытый смысл. Суть заключается в том, что мир ужасен и жесток, а тот, кто откроет глаза и посмотрит на него, либо сойдет с ума, либо захочет покончить с собой. Большинство скорее предпочтут быть слепыми или умрут, чем узрят истину. Свободу в новом мире обретают именно умалишенные, а нормальные попадают в клетку своих норм – в “школу для слепых”, где счастливы жить во лжи и не видеть ужас, творящейся в реальном мире.

Зрячие сходят с ума, а слепые наслаждаются своей слепотой. Может быть, это реальное отражение нынешней действительности?..

спасение детей
Кадр из фильма.
Ваше мнение: кто эти твари?
Инопланетные сущности.
29.02%
Божья кара за людские грехи.
31.61%
Они не существуют: это галлюцинации, следствие воздействия вируса на мозг.
34.2%
Другое (напишу в комментариях).
5.18%
Проголосовало: 193

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на “Птичий короб”:

  • “Тихое место” (США, 2018 год). Маленькая семья живет в уединенном месте. Им нужно вести себя очень тихо, иначе они грозят обратить на себя опасных и крайне прожорливых сущностей…
  • “Явление” (США, Индия, 2008 год). Землю поразила страшная напасть – непонятно почему повсеместно люди совершают самоубийства.
  • “Мгла” (США, 2007 год). Небольшой городок накрывает густой сверхъестественный туман, в котором скрываются страшные монстры.
  • “Слепота” (Бразилия, Канада, Япония, Великобритания, Италия, 2008 год). Жители мегаполиса один за другим теряют зрение. Это происходит так быстро, что во главу угла ставится вопрос выживания.
  • “Молчание” (США, Германия, 2019 год). По чистой случайности спелеологи выпускают на волю кровожадных существ. Слепые кровожадные твари реагируют только на звук…
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Астрономикон

    Во первых, очень похоже на “День Триффидов”, а во вторых это мемагент на всех влияет, конец света класса ЕК.

    4
    7
    Ответить