Страна: США
Жанр: ужасы, фантастика, экранизация
Год производства: 2018
Режиссер: Сюзанна Бир
Актеры: Сандра Буллок, Треванте Роудс, Джон Малкович
Слоган: «Never Lose Sight of Survival» («Никогда не теряй из виду выживание»)
Картину Сюзанны Бир многие называют одновременно научной фантастикой, хоррором и постапокалиптикой. Неторопливый сюжет фильма «Птичий короб» (Bird Box) практически исключает динамику. Но это и не экшн, а скорее интеллектуальное, почти философское кино с интересными отсылками. Его смысл заключается в том, что хаос всегда порождает что-то новое и никто не может остаться “вне игры”. Можно стать хоть праведником, хоть нежитью, но нормально жить получится только в том случае, если удастся сладить с самим собой.
О чем фильм
Краткое описание содержания картины. В центре сюжета фильма “Птичий короб” – художница Мэлори Хейс. Женщину, находящуюся на последнем месяце беременности (и не особо радующуюся этому факту), навещает сестра Джессика.
Тем временем по ТВ транслируют пугающий репортаж, в котором рассказывается о необъяснимых массовых самоубийствах. Не обратив на это особого внимания, девушки едут к гинекологу. В коридоре Мэлори видит женщину, которая с силой бьется головой об оконное стекло. Сестры спешат выбраться наружу и вдруг видят, что за считанные минуты мир вокруг изменился – на улицах царит полнейший хаос. Они с ужасом понимают, что странный вирус, о котором говорили по телевизору, – правда.

Неожиданно Джессика, находящаяся за рулем, тоже начинает вести себя странно. Сидящей рядом Мэлори становится понятно, что сестру напугало нечто, пока ей невидимое. Она пытается успокоить Джессику, но это бесполезно: она не справляется с управлением машины, и та переворачивается. Они выживают, но через несколько секунд все еще находящуюся в трансе Джессику насмерть сбивает грузовик.
Находящейся в шоке Мэлори помогает темнокожий мужчина по имени Том, и они вместе забегают в стоящий неподалеку дом. Там находятся несколько человек, и никто не понимает, что происходит. В конце концов, после долгой дискуссии, герои фильма приходят к выводу, что их атаковали некие невидимые сущности. Открывая им свои глаза, человек впускает их в себя. После этого он совершает самоубийство.
В доме занавешивают окна и тщательно затыкают все щели. В этот момент внутрь просится еще одна выжившая – девушка по имени Олимпия. Вскоре выясняется, что она тоже беременна. Проходит еще какое-то время и в доме заканчивается еда. Несколько человек, в том числе Том и Мэлори, собираются вместе, чтобы отправиться в супермаркет. Предварительно они закрашивают окна машины и подключают GPS. Навигатор вскоре сообщает им о возможном столкновении со всех сторон, и они понимают, что таинственные сущности окружают их. Однако Тому, который находится за рулем, все-таки удается прорваться.
В магазине герои набирают столько еды, сколько могут унести с собой. Там же Мэлори видит птиц, которых тоже решает забрать. Герои собираются уходить, но слышат странный звук из морозильной камеры. Там сидит коллега одного из выживших и просится наружу. Герои выпускают его, но вскоре жалеют об этом – пораженный сущностями, он яростно призывает их открыться им и уверяет, что после этого они смогут постичь смысл всего происходящего. С большим трудом, при помощи парня по имени Чарли, который пожертвовал собой, его загоняют обратно.

Спустя время в доме появляется еще один человек, Гэри, который рассказывает о происходящем снаружи кошмаре – из психиатрических лечебниц вышли все больные. Они видят сущностей и хотят, чтобы их узрели все остальные… Пожилой мужчина по имени Дуглас агрессивно требует, чтобы тот ушел, но решением большинства новичок остается.
Дальше по ходу сюжета фильма у Мэлори и Олимпии одновременно начинаются схватки. Пока Том и Шерил, девушка-медик, пытаются оказать им помощь, Гэри достает из принесенной им папки рисунки с изображением монстров. Так становится понятно, что он один из “агентов сущностей”.
Он берет клетку с птицами Мэлори и зачем-то ставит ее в холодильник, а потом срывает бумагу с окон. За всем этим наблюдает Дуглас, который пытается предупредить проходящего мимо Тома. Гэри сильным ударом вырубает парня и пытается избавиться от Дугласа, однако тот, вовремя сообразив, закрывает глаза. Затем Гэри идет к роженицам (у Олимпии родилась девочка, а у Мэлори – мальчик) и поднимает жалюзи. Олимпия погибает, а затем в комнату врывается вооруженный Дуглас. К сожалению, стрелять с закрытыми глазами он не может, однако он все равно спускает курок, после чего погибает. Чуть позже пришедшему в себя Тому удается обезвредить безумца, после чего он спасает птиц, и увозит перепуганную Мэлори с детьми подальше от проклятого дома.
С тех пор проходит пять лет. Том и Мэлори живут вместе и воспитывают детей. Иногда они видят людей, разъезжающих на машинах с открытыми окнами и без повязок на глазах.
Ночью им приходит сообщение от некоего Рика, который приглашает их приехать в более безопасное место и дает соответствующие инструкции – чтобы найти убежище, героям нужно будет идти на голоса птиц – пернатые каким-то образом чувствуют сущностей и смогут помочь им уберечься от опасностей. Тому идея нравится – спасенные птички все еще живут с ними, но Мэлори боится, что это ловушка.

Далее содержание фильма становится более мрачным и динамичным – на дом нападают мародеры. Том велит Мэлори брать птиц, детей и уходить и перебивает почти всех мародеров. Обнаружив, что один из негодяев отправился в погоню за Мэлори, Том бросается за ним. На него начинает влиять одна из сущностей, однако он борется с ней и сражает последнего мародера. После этого он убивает себя.
Объяснение концовки
Объяснение концовки картины. Мэлори добирается до реки и, посадив детей в лодку, начинает работать веслами. Решив передохнуть на берегу, она велит детям сидеть в лодке, а сама идет к заброшенному дому. Там она сталкивается с сущностью, которая начинает преследование. Таинственное чудовище использует все, чтобы заставить ее и детей снять повязки, однако Мэлори сопротивляется изо всех сил. Ближе к финалу они, следуя за голосами птиц, наконец добираются до убежища.
Выжившие смотрят им в глаза и, поняв, что Мэлори с детьми не заражены, принимают их. Рик – мужчина, пригласивший их сюда, говорит, что они находятся в школе для слепых, и комплекс, в котором живут не только люди, но и птицы, надежно защищен. В самой последней сцене Мэлори выпускает спасших ее птиц к сородичам.
Cмысл концовки фильма «Птичий короб» символичен, как и вся лента. По мнению многих зрителей, сделавших разбор картины, сущности символизируют современный мир, который поглощает души людей. Главные герои смогли выжить в хаосе – значит, спасли свои души от современного мира.
Есть и более глубокая трактовка. Река – это жизнь, повязка – это вера, пороги на реке, которые герои преодолевали, пытаясь добраться до убежища, – это черта между жизнью и смертью. Соответственно, лес – чистилище, община – рай, а мир – это хаос, от которого может спасти только вера.
Смысл фильма
После просмотра фильма остается немало вопросов: кто такие сущности и что, собственно, произошло? Вообще, “Птичий короб” – экранизация одноименного романа Джоша Маллермана. Однако, судя по отзывам, разгадки нет и там.
Мы можем понять только то, как действуют невидимые агрессоры: при зрительном контакте они побуждают людей совершить самоубийство. Никакого вируса – просто что-то вроде массовой истерии.
По ходу картины герои периодически высказывают различные предположения: угроза из Северной Кореи, из России, Судный день… В последнее, впрочем, не верит никто, кроме пухленького Чарли, который, в отличие от мужественного Тома, бывшего военного, меньше всего похож на героя – и который единственный из всех совершает “осознанное самоубийство”, пожертвовав собой ради почти незнакомых людей.
По мнению Чарли, человечество было осуждено за свои грехи и все происходящее – это кара, а демонические сущности, которые охотятся на людей, наслаждаются хаосом и разрушениями. Идеи, высказанные Чарли, основываются на изменяющих форму демонах, которые подстраиваются под человечески страхи.
Сущности могут незначительно влиять на мир, но прямой вред они не наносят. Они только проникают в разум и заставляют посмотреть на них. После этого человек себя убивает…
Что люди видят перед смертью? По словам Сандры Буллок, которая сыграла роль Мэлори, в картине есть несколько удаленных сцен. В одной из них сущности все же показывались – в частности, Мэлори видела тварей, похожих на зеленых толстых и длинных гуманоидов с жутким детским лицом. Вероятно, они были метафорическим воплощением ее страхов материнства.

В определенный момент нам дают понять, что самоубийственный эффект возникает только у психически здоровых людей. На умалишенных он не распространяется – наоборот, они становятся яростными фанатами сущностей. Одним из таких “адептов” был Гэри, по вине которого погибли почти все люди, спрятавшиеся в доме. Он не только остался жив после контакта с сущностями, но и запечатлел их. В одной из мизансцен он раскладывает принесенные с собой рисунки, на каждом из которых мы видим ктулхуподобных тварей. Согласно мифологии Лавкрафта, Ктулху – это древняя космическая тварь, сводящая людей с ума и внушающая им фанатичную преданность. Впрочем, рисунки вполне могут быть результатом творческой мысли Гэри.
Вероятно, именно по причине неясной природы сущностей так сложно понять суть фильма. Он очень метафоричен и по ходу сюжета вопросов появляется гораздо больше, чем ответов.
Что символизируют повязки для глаз и школа для слепых, в которой нашли свое спасение Мэлори с детьми? По мнению многих зрителей, речь здесь идет о мормонской идеологии, которая выражается в слепой вере – якобы спасение заключается только в ней. Другая большая метафора – собственно, сам птичий короб.
Птицы чувствуют приближения монстров и поэтому они являются врагами для одних и спасением для других. Во многих мифологиях птица символизирует душу…
Здесь можно провести аналогию: птицы сидят в коробе, когда герои идут по лесу-чистилищу. Оказавшись в убежище, Мэлори выпускает их к другим птицам в месте, которое напоминает нарисованный на старинных гравюрах райский сад. Получается, что остальные выжившие тоже принесли с собой птиц – то есть спасли свои души, предварительно пройдя через чистилище и очистившись в реке.
По мнению части зрителей, не все здесь так просто – за лежащими на поверхности библейскими мотивами лежит пугающий скрытый смысл. Суть заключается в том, что мир ужасен и жесток, а тот, кто откроет глаза и посмотрит на него, либо сойдет с ума, либо захочет покончить с собой. Большинство скорее предпочтут быть слепыми или умрут, чем узрят истину. Свободу в новом мире обретают именно умалишенные, а нормальные попадают в клетку своих норм – в “школу для слепых”, где счастливы жить во лжи и не видеть ужас, творящейся в реальном мире.
Зрячие сходят с ума, а слепые наслаждаются своей слепотой. Может быть, это реальное отражение нынешней действительности?..

Похожие фильмы
Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на “Птичий короб”:
- “Тихое место” (США, 2018 год). Маленькая семья живет в уединенном месте. Им нужно вести себя очень тихо, иначе они грозят обратить на себя опасных и крайне прожорливых сущностей…
- “Явление” (США, Индия, 2008 год). Землю поразила страшная напасть – непонятно почему повсеместно люди совершают самоубийства.
- “Мгла” (США, 2007 год). Небольшой городок накрывает густой сверхъестественный туман, в котором скрываются страшные монстры.
- “Слепота” (Бразилия, Канада, Япония, Великобритания, Италия, 2008 год). Жители мегаполиса один за другим теряют зрение. Это происходит так быстро, что во главу угла ставится вопрос выживания.
- “Молчание” (США, Германия, 2019 год). По чистой случайности спелеологи выпускают на волю кровожадных существ. Слепые кровожадные твари реагируют только на звук…
Во первых, очень похоже на “День Триффидов”, а во вторых это мемагент на всех влияет, конец света класса ЕК.