Бедные, богатые и кот Шредингера: разбор фильма «Пылающий»

пылающая теплица Смысл фильма

Страна: Южная Корея

Жанр: детектив, триллер, драма

Год производства: 2018

Режиссер: Ли Чхан-дон

Актеры: Ю А-ин, Чон Джон-со, Стивен Ян

Слоган: «У каждого есть своя тайна»

Награды и номинации: В 2018 году картина была представлена в Каннах и получила приз ФИПРЕССИ.

По мнению многих зрителей, сюжет фильма «Пылающий» (Beoning) лишь отдаленно напоминает первоисточник – книгу Харуко Мураками. Поэтому его следует воспринимать как отдельное произведение.

Ли Чхан-дон снял медитативный триллер-обманку, рассказывающий о трагической пропасти между богатыми и бедными, городом и деревней, искусством и коммерцией, искренностью чувств и холодным расчетом.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. Все начинается со случайной встречи двух старых знакомых – юноши Ли Чон Су и девушки Хэ Ми. Молодой человек – начинающий писатель, но дела у него идут не очень хорошо и ему приходится подрабатывать. Девушка игриво предлагает Чон Су посидеть где-нибудь и тот соглашается. В кафе Хэ Ми говорит, что собирается ехать в Африку и просит парня присмотреть на время ее отсутствия за ее котом Бойлом.

Ю А Ин
Ю А Ин исполнил роль Ли Чон Су. Кадр из фильма.

Тот соглашается и чуть позже приходит к девушке домой. Кота нигде нет и молодому человеку кажется, что его вообще не существует. Девушка загадочно улыбается, но разгадку держит при себе. Ребята начинают флиртовать, а потом оказываются в одной кровати.

После отъезда девушки Чон Су исправно приезжает к ней домой и кормит кота. Самого зверя юноша по-прежнему нигде не видит, но однажды в лотке он находит кошачьи фекалии. Он искренне радуется – ведь это говорит о том, что кот существует, а значит, во всех его действиях есть смысл.

Сам Чон Су живет на ферме и присматривает за хозяйством отца, которого обвиняют в нападении на человека. Встретившись однажды с молодым человеком, адвокат просит его поговорить с отцом. “Скажи, чтобы он умерил свою гордыню и извинился перед человеком,” – говорит он. Однако юноша не уверен, что сможет это сделать – у них с отцом не самые простые отношения…

Вскоре возвращается Хэ Ми. Она не одна – с ней приехал молодой человек по имени Бен. Чон Су догадывается, что они состоят в отношениях, однако уходить в сторону не спешит. Потихоньку у троицы завязывается странная дружба и они часто проводят время вместе. Однажды выясняется, что Бен богат, а чуть позже он признается, что у него есть весьма странное хобби – каждые два месяца он сжигает заброшенную теплицу. Следующее сожжение, по словам Бена, произойдет уже скоро – и вполне возможно, это случится в той же местности, где живет главный герой.

Чон Су принимается наблюдать за окрестностями – в словах Бена ему почудился некий зловещий смысл и теперь он хочет найти сожженные ранее теплицы. Однако это ему не удается. Тем временем из поля его зрения пропадает Хэ Ми – она не приходит на встречи и не отвечает на его звонки.

Чон Джон Со
Роль Шин Хэ Ми сыграла Чон Джон Со. Кадр из фильма.

Чон Су переключается на поиски девушки, но найти ее тоже не может. Ее квартира кажется неестественно чистой, а признаков кота в доме нет. Единственное, что он узнает – это то, что она погрязла в кредитах. Затем молодой человек выслеживает Бена и спрашивает его о теплице. Тот отвечает, что недавно, как и хотел, провел свой странный ритуал, причем, сделал это в двух шагах от дома Чон Су. Когда главный герой спрашивает о Хэ Ми, Бен только пожимает плечами: он понятия не имеет, где она.

Однажды Бен приглашает Чон Су к себе домой. Там главный герой видит ухоженного кота – по словам Бена, он подобрал его на улице. А в санузле главный герой находит часы, очень похожие на те, которые он в свое время подарил Хэ Ми. Странности множатся: внезапно выбежавший из квартиры кот отзывается на имя Бойл. Произведя разбор ситуации и пораскинув мозгами, юноша понимает, что за исчезновением Хэ Ми, вероятнее всего, стоит Бен…

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. В финале в голову Чон Су приходит достаточно странная идея. Он просит Бена встретиться с ним на пустыре и намекает на то, что нашел девушку. Приехав, Бен не видит никакой Хэ Ми и спрашивает у Чон Су, где она. Главный герой внезапно набрасывается на него и бьет ножом в живот. Затем он кладет тело Бена в машину, обливает автомобиль бензином, раздевается догола, кидает в салон свою пропитанную кровью одежду и поджигает. После этого он садится в свою машину и уезжает.

Сказать однозначно, в чем заключается смысл концовки фильма «Пылающий», сложно: картина не дает никаких прямых ответов и это дает повод придумать огромное количество разных интерпретаций.

трое друзей
Кадр из фильма.

Первый вариант – самый очевидный: Бен – маньяк. Он убил Хэ Ми (под теплицами он, вероятнее всего, имел в виду женщин. В пользу этого предположения говорит тот факт, что ни одной сожженной теплицы Чон Су так и не нашел, а девушка вскоре исчезла) и понес за это наказание.

Почему главный герой не пошел в полицию, а убил Бена? Дело в том, что у него были только косвенные доказательства вины соперника – имя кота и часы девушки. Поэтому он решил взять дело в свои руки – проще говоря, дал волю своему гневу и ревности и отомстил.

Согласно другой трактовке, все (или почти все) события картины происходили только в голове у Чон Су, который все-таки был писателем. Также можно предположить, что вплоть до исчезновения девушки происходили реальные события, а потом началась выдумка. Выглядит это так: не зная, как объяснить это событие, Чон Су начал писать книгу, в которой демонизировал Бена. Убил он его тоже на страницах книги – именно такой была его месть сопернику.  Что на самом деле случилось с Хэ Ми, неизвестно. Однажды она обмолвилась, что хотела бы исчезнуть. Вероятно, ее мечта сбылась, только каким образом – остается только догадываться.

“Пылающий” – экзистенциальный, притчевый фильм. Сюжетная линия здесь скорее образна, чем конкретна. А самое интересное заключается в том, что его никак нельзя назвать фильмом с открытым концом – скорее, это многослойная картина с открытым сюжетом.

Смысл фильма

Картина основана на книге Мураками (точнее, на рассказе “Сжечь сарай”), написанной в 1982 году. Лента Ли Чхан-дона представляет собой ее вольную адаптацию. Если рассказ Мураками в большей степени является притчей со скрытым смыслом, то фильм представляет собой метафорический психологический триллер.

Именитый писатель выстроил свою историю на хэмингуэевский манер и оставил читателю широкое пространство домысла. Тема сарая выступила у него аллегорией того, как событие, лишенное внятных подробностей и видимой мотивации, провоцирует человеческий (в частности, писательский) мозг на производство странных домыслов.

Режиссеру “Пылающего” удалось сохранить недоговоренность муракамиевской прозы. Но при этом он осознанно перенес историю в современную Корею и пропитал ее остросоциальными смыслами. При этом в центре его фильма также оказалась тема сложного механизма восприятия, а во главе угла встал вопрос: способны ли люди в принципе понимать друг друга?

Хронометраж картины составляет почти 2,5 ч. При этом Ли Чхан-дон не стремится развлечь зрителя или напугать его. Действие в “Пылающем” развивается неспешно, даже несколько лениво. Тем не менее, несколько суховатый и отстраненный режиссерский метод удивительным образом сохраняет свой темп. Что касается персонажей, то они не вызывают особой симпатии. Чон Су выглядит настоящей сомнамбулой, Хэ Ми кажется пустышкой, желающей красиво жить, не прилагая к этому никаких усилий, а Бен – типичным представителем “золотой молодежи”. Но при этом фильм парадоксально притягателен: за довольно неприятными героями интересно наблюдать, а сам сюжет заставляет думать.

Стивен Ян
В роли Бена снялся Стивен Ян. Кадр из фильма.

Ли Чхан-дон следует идеям Мураками о смысловой амбивалентности происходящего. В частности, он позволяет нам рассматривать все происходящее с нескольких точек зрения. С одной стороны есть Бен с его, мягко говоря, странным хобби, с другой – Хэ Ми с ее котом Шрёдингера, с третьей – сам сонный Чон Су. Зритель постоянно колеблется между “Что случилось с девушкой?” и “А было ли это вообще?” и в этом заключается особая прелесть картины.

Но в чем, все-таки, суть фильма? Эта лента является триллером лишь отчасти. В большей степени это драма, рассказывающая о социально-политическом тупике общества, а заодно – об удивительной природе творчества и о субъективности реальности. Однако неслучайно в одном из своих интервью режиссер сказал, что его работа символизирует трагизм людей, вынужденных как-то существовать в современном мире.

Можно предположить, что в образах двух юношей и девушки он постарался охватить проблемы, актуальные во все времена. Речь идет о пропасти между людьми, родившимися с золотой ложкой во рту, и теми, кто вынужден заниматься тяжелым трудом. А еще речь здесь идет о звенящей несправедливости, ощущение которой рано или поздно приводит к сальериевской зависти – и, соответственно, к трагедии.

К сожалению (и это самое печальное), автор не видит оптимистического выхода из сложившейся ситуации. Финал если не трагичен, то безрадостен: истерзанная, опустошенная и бесконечно одинокая душа уходит в никуда. От созерцания последних кадров становится как минимум неуютно, а как максимум – жутко.

дорога в тумане
Кадр из фильма.
Ваше мнение: что произошло?
Бен - маньяк, убивающий женщин.
28.57%
Все произошедшее в конце фильма случилось только в воображении писателя Чон Су.
28.57%
Вообще ничего не понял.
42.86%
Своя версия (напишу в комментариях).
0%
Проголосовало: 7

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на фильм “Пылающий”:

  • “Паразиты” (Южная Корея, 2019 год). Семейство Кимов – бедняки. Однажды судьба сводит их с богатым семейством Паков…
  • “Магазинные воришки” (Япония, 2018 год). В центре сюжета находится семья рабочего. Однажды он похищает маленькую девочку…
  • “Фотоувеличение” (Великобритания, Италия, США, 1966 год). Однажды в объективе молодого фотографа оказывается милая пара. Вскоре выясняется, что с молодыми людьми не все так просто.
  • “Под Сильвер-Лэйк” (США, 2019 год). Главный герой знакомится с привлекательной девушкой. На следующий день она исчезает.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
Задать вопрос

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.