Что на самом деле произошло в фильме «Решение уйти»

разоблачение убийства Смысл фильма

Страна: Южная Корея

Жанр: детектив, триллер, мелодрама, криминал

Год производства: 2022

Режиссер: Пак Чхан-ук

Актеры: Пак Хэ-иль, Тан Вэй, Ли Джон-хён

Награды и номинации: В 2022 году фильм получил Золотую пальмовую ветвь в номинации “Лучший режиссер”

По мнению некоторых зрителей, “Решение уйти” (Decision to Leave) – наиболее зрелая работа в карьере Пак Чхан-ука. Здесь корейский режиссер отходит от привычного стиля с шокирующими сценами и концентрируется на красивой истории любви, облаченной в мистический детектив.

Смысл фильма «Решение уйти» заключается в уточнении природы первостепенных человеческих решений. Ведь иногда они определяют нашу дальнейшую судьбу.

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Решение уйти”. Детектив Хэ Чжун страдает бессонницей. Он живет в Пусане и изредка видится со своей женой, Чжон Ан, работницей атомной электростанции, которая проживает в Ипо. Однажды на стол детектива ложится дело о гибели сотрудника иммиграционной службы Ки Ду Су: тело мужчины обнаружили у подножия горы, на которую он часто поднимался. Он был опытным альпинистом и его смерть выглядит очень странной.

Пак Хэ-иль
Пак Хэ-иль исполнил роль Хэ Чжуна. Кадр из фильма.

Взявшись за расследование, детектив встречается с Со Рэ, молодой женой погибшего. Девушка, эмигрантка из Китая – бывшая медсестра. Она работает сиделкой и, как кажется Хэ Чжуну, не слишком взволнована смертью мужа.

В ходе расследования детектив выясняет, что муж Со Рэ к тому же еще и работал в сфере эмиграции и, вероятно, нередко поднимал на жену руку. Он почти уверен, что налицо брак по расчету и убийство из ревности или мести. Его уверенность подогревается холодной отстраненностью девушки, когда она говорит о муже, и наличием на ее теле странных царапин.

Хэ Чжун следит за девушкой, постепенно глубоко влюбляется в нее и пытается доказать уже ее невиновность. В частности, он находит свидетельницу, пожилую женщину, за которой ухаживает Со Рэ. Та говорит детективу, что на момент трагедии сиделка была с ней. Позже ее слова подтверждают и камеры наблюдения.

Хэ Чжун продолжает назначать Со Рэ встречи, которые носят все более и более интимный характер. Проникнувшись к детективу доверием, девушка рассказывает ему о своем прошлом. А оно у нее мрачное: по просьбе своей больной матери она дала ей смертельную дозу фентанила, после чего, преследуемая властями страны, была вынуждена бежать в Корею.

Неожиданно в голову Хэ Чжуна приходит одна идея. По его просьбе девушка отдает ему все письма мужа. Проанализировав их, детектив убеждается в том, что погибший был насквозь коррумпированным чиновником и ему грозило разоблачение. Одну из записок детектив трактует как предсмертное письмо и с великим облегчением говорит Со Рэ, что та больше не подозреваемая.

Тан Вэй
Тан Вэй сыграла роль Со Рэ. Кадр из фильма.

Они постепенно сближаются. Однажды, посетив квартиру Хэ Чжуна, Со Рэ уничтожает собранные им улики – она уверяет своего друга, что именно зацикленность на работе способствует его длительной бессоннице. Тот принимает ее объяснение, но однажды обнаруживает, что у возлюбленной и ее пожилой клиентки, которая дала показания в ее пользу, одинаковая модель мобильного.

Более того, у старушки развивается деменция и она путает дни недели. Вскоре детектив выясняет, что Со Рэ подменила свой телефон на телефон клиентки, а затем поднялась на гору, чтобы столкнуть мужа, из-за чего и получила синяки и царапины. Он догадывается, что “предсмертное письмо” также было составлено ею и наконец понимает, что, вероятнее всего, она специально сблизилась с ним, чтобы уничтожить собранные против нее улики. Детектив горько упрекает возлюбленную, но в конце концов велит ей выбросить уличающий ее телефон в море…

Итак, 13 месяцев спустя главный герой снова встречает свою возлюбленную. Она успела снова выйти замуж. Ее супруг – жулик, финансовый махинатор. Из-за его не совсем законных действий получает инфаркт мать местного криминального авторитета. Сын погибшей женщины решает разобраться с жуликом, но встречает только Со Рэ и угрожает ей: если его мать умрет, он убьет ее мужа.

Со Рэ – медсестра и она вызывается помочь: пока она присматривает за матерью бандита, с ее мужем ничего не случится. Спустя время они с мужем переезжают в тот город, в котором живет с женой Хэ Чжун. Почти сразу после их встречи умирает мать криминального авторитета, а сам он убивает мужа Со Рэ.

Хэ Чжун, твердо уверенный в том, что финал жизни мужчины приблизила инфернальная китаянка, берется за расследование. Но как только он оказывается рядом с ней, бессонница исчезает… В этот момент от него уходит жена.

Объяснение концовки

Объяснение концовки выглядит так. Пользуясь мобильным приложением, детектив находит Со Рэ. Девушка говорит, что в свою очередь хочет помочь Хэ Чжуну в благодарность за то, что он не сдал ее властям. Детектив недоумевает, но она поясняет – его инструкции, которые он ей дал прежде чем принял решение уйти от нее, попали в руки ее второму мужу, и он собирался разоблачить их…

На берегу Со Рэ выкапывает яму в песке, залезает в нее и гибнет в поднявшемся приливе. Хэ Чжун приходит на пляж и отчаянно ищет возлюбленную, не зная о том, что ее уже нет в живых…

Смысл концовки фильма «Решение уйти» заключается, вероятно, в том, что любовь толкает людей на сильные действия. Ради любви к Со Рэ Хэ Чжун уничтожил улики и, по сути, подставился, оставив ей рекомендации относительно того, как замести следы. Девушка вернула ему долг, подсказав, как он сможет замести следы и уйти от ответственности. Но, с учетом того, что остаться вместе им было не суждено, она решила уйти из жизни.

Впрочем, это официальная версия. На самом деле, “Решение уйти” – это не дорама, а сложный и умный фильм. То есть значение финала картины может быть совершенно иным. Понять его можно, если досконально разобрать ленту.

Тан Вэй, Пак Хэ-иль
Кадр из фильма.

Смысл фильма

Чтобы понять суть фильма, нужно уяснить, что это – классический неонуар, в основе которого находятся хичкоковские картины. А центральным референсом ленты Пак Чхан-ука было культовое “Головокружение” именитого мастера.

В своих разборах картины зрители отмечают, что “Решение уйти” идет слишком долго. Такое ощущение складывается из-за неспешности повествования и самой структуры картины.

Эта лента словно бы разделена на два фильма. Первый из них, основанный на хичкоковском “Головокружении”, заканчивается ровно посередине. 13 месяцев спустя начинается другой фильм, который напоминает “Бессонницу” Кристофера Нолана и который вполне мог бы существовать вне зависимости от хичкоковщины. Но в таком “миксе” есть особый смысл.

У “Решения уйти” есть несколько трактовок. Согласно одной из них, главный герой – не полицейский и не кореец. Он – писатель и китаец, живущий в Корее…

Пак Ён-у
Роль Има Хо-Сина сыграл Пак Ён-у. Кадр из фильма.

Все происходящее нереально

У Хэ Чжуна есть проблема – он находится в чуждой ему среде и относится к себе весьма уничижительно. Узнав о своем диагнозе (рак легких), он впадает в депрессию, начинает пить, бить жену и постоянно где-то пропадает. Она не выдерживает и принимает решение уйти от него. Потеряв ее и пытаясь справиться с усугубившейся депрессией, Хэ Чжун пишет детектив. Причем вдохновляется он дорамами, которые постоянно смотрела его жена.

Смысл в том, что в этом детективе он представляет себя в образе инспектора, а свою жену – в образе подозреваемой. Их роман, основанный на том, что Хэ Чжуна притягивает почти мистическая загадочность Со Рэ, является демонстрацией того, какими еще молодой и привлекательный мужчина хотел бы видеть свои отношения с супругой.

Он пишет роман с весьма неоднозначной концовкой и хочет показать его жене. Но та уже вышла замуж за другого… Вполне возможно, чтобы написать книгу и узнать, что в жизни его бывшей жены есть другой мужчина, ему понадобилось 13 месяцев. Это окончательно убивает главного героя. У него рак и он понимает, что возможности вернуть жену у него теперь нет. Поэтому он принимает решение уйти из жизни.

В пользу этой трактовки говорит несколько мизансцен, в которых он надиктовывает текст на свои смарт-часы с диктофоном. Видеоряд подтверждает: диктуя текст, он словно руководил всеми действиями Со Рэ. К тому же, монтаж всех сцен, в которых он следит за девушкой, выглядит одинаково: Хэ Чжун смотрит на нее со стороны, через бинокль – но одновременно находится в одной с ней комнате.

Разгадка всего действа проста: это просто визуализация работы мозга писателя. То есть он наблюдает за своими персонажами со стороны, но одновременно глубоко погружен в текст. При этом то, что происходит между детективом и подозреваемой, сильно напоминает не столько даже старомодные хичкоковские триллеры, сколько именно дорамы, которые смотрят и жена Хэ Чжуна, и Со Рэ.

Ли Джон-хён
Ли Джон-Хён исполнила роль Юнг-Ан. Кадр из фильма.

Все было на самом деле

Если принять во внимание первую, “хичкоковскую” ленту, на которой основывается “Решение уйти”, главный герой – все-таки полицейский. И он страдает бессонницей, причиной которой, по его словам, являются нераскрытые дела. Но это неточно: иногда он думает, что нарушение сна связано с его весьма странной семейной жизнью.

Обыденный мир главного героя – проблемы как в личной жизни, так и на работе. Инициирующее событие – встреча с подозреваемой. Осознанное желание Хэ Чжуна – решить все свои проблемы, неосознанное желание – раскрыть дело.

Встреча с Со Рэ так или иначе помогает ему избавиться от бессонницы, то есть она является средством к осуществлению осознанного желания. Но наступает момент кризиса, и главный герой встает перед выбором: спасти любимую и оставить раскрытое дело нераскрытым, или сдать Со Рэ властям и жить с нелюбимой женой. Какой бы вариант он ни выбрал, проблема со сном в любом случае останется.

Что делает Хэ Чжун? Он выбирает худший из возможных вариантов. То есть он не раскрывает дело и уходит к нелюбимой жене. Зачем он так делает? Понять это (а заодно и скрытый смысл всего происходящего) поможет вторая часть картины.

А здесь происходит самое странное. Казалось бы, Хэ Чжуну и Со Рэ ничто не мешает быть вместе. Но вместо этого девушка решает свести счеты с жизнью. При этом она оставляет возлюбленного ровно в том состоянии, в котором он пребывал до встречи с ней.

Почему так происходит? Чтобы понять это, нужно объединить обе части “Решения уйти” в одну. Но для начала следует “отмотать” кино на середину.

Ко Гён-пхё
Ко Гён-пхё сыграл роль Су-Вана. Кадр из фильма.

Итак, главный герой оказывается перед выбором. Он не знает точно причину, по которой страдает бессонницей. Пытаясь угадать, как поступить с любовницей, Хэ Чжун на самом деле старается понять, в чем причина нарушения сна. Если он совершит преступление и сокроет факты, указывающие на причастность Со Рэ к смерти ее мужа, но при этом останется с ней, он решит проблему бессонницы и будет счастлив. Но что, если причина его бессонницы заключается в нераскрытых преступлениях? Тогда он лишается жены и продолжает страдать нарушением сна.

Не в силах рискнуть, Хэ Чжун выбирает самый плохой вариант. Он как будто осознанно и вполне добровольно оказывается в некоем лимбе. В связи с этим можно предположить, что вся вторая часть “Решения уйти” – попытка представить, к чему может привести принятое решение.

В течение всей условной второй части фильма Со Рэ периодически повторяет рефрен: “А что, если я сейчас играю твою роль?”

Кризис, с которым столкнулся детектив, таким образом приравнивается к нераскрытому делу.  Со Рэ на данный момент находится в том же психологическом состоянии, в котором находился Хэ Чжун, когда решил отпустить ее. То есть для нее очевидным вариантом, при невозможности принятия решения, оказывается самоубийство.

Что представляет собой выбор, который делает в итоге главный герой? Чем он является, если не своеобразным самоубийством? Да, он продолжает существовать, но он глубоко несчастлив. Видимо, именно поэтому он много времени проводит в курилке на работе, хотя единственный из коллег не курит. Ведь пассивное курение гораздо вреднее активного.

решение уйти
Кадр из фильма.

Интересно, что в фильме “Решение уйти” курение неоднократно сравнивается с преступлением. Но его можно сравнить и с одержимостью девушкой. Герой не в силах справиться ни с чем. Героиня – тоже, но зато она способна сделать эвтаназию и пойти на продуманное до мелочей убийство. Вместе они не в силах справиться с влечением друг к другу. По этой причине они готовы разрушать жизни окружающих людей.

Подобная параллель может указывать на то, что Хэ Чжун действительно смертельно болен. В конце картины, когда он идет по следу своей возлюбленной, догадываясь, что она может сделать с собой, он говорит, что “все равно умрет”.

Если принять во внимание, что герой смертельно болен (тем же раком легких), на выбор, который он делает, можно посмотреть несколько иначе. Он понимает, что ему может стать плохо в любой момент, но при этом пытается спасти окружающих. Вероятно, он принимает решение уйти из жизни. То есть, вся “нолавщина” просто демонстрирует более приятные варианты развития событий для людей, окружающих Хэ Чжуна. Но с одной оговоркой: Со Рэ при этом играет его роль. Все, что происходит с ней по истечении 13 месяцев, является демонстрацией тех обстоятельств, в которых оказался детектив.

То есть все произошедшее с главным героем действительно было на самом деле. Он не писатель, а полицейский. Но у него действительно рак легких. Но, делая выбор – раскрыть дело или уйти с любовницей, предав свой полицейский долг, – он приходит к решению уйти из жизни. Поскольку предложенные ему варианты оба плохие (выбирая личное счастье, он сделал бы несчастными других людей), он совершает самоубийство.

главные герои
Кадр из фильма.
Какая трактовка вам ближе?
Все происходящее нереально.
7.83%
Все происходило на самом деле.
36.96%
Вообще ничего не понял.
53.91%
Другое (напишу в комментариях)
1.3%
Проголосовало: 460

Похожие фильмы

Вот еще три картины, похожие по смыслу на фильм “Решение уйти”:

  • “Головокружение” (США, 1958 год). Детектив Скотти Фергюсон, страдающий акрофобией, по просьбе бывшего коллеги следит за его привлекательной женой. Молодая женщина одержима желанием свести счеты с жизнью.
  • “Основной инстинкт” (США, 1992 год). Детектив Ник Каррен расследует дело о жутком убийстве. Одной из главных подозреваемых становится обольстительная Кэтрин.
  • “Бессонница” (США, 2002 год). Детектив Уилл Дормер, расследуя преступление, теряет напарника и на этом фоне лишается сна. Вскоре у него появляется подозреваемый, который ведет себя невероятно странно.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Игорь

    Решение уйти – фильм, о сложностях. Сложностях семейной жизни.О главном герое. Попытка прикрыть обыкновенную усталость от собственной жены кем-то вне. И попытка бегства от рутины работы в какой-то нереальный мир. А посидеть, обсудить, что мешает быть счастливыми вдвоём ума не хватает. любые вопросы и непонятки необходимо спокойно и с любовью обсуждать. А тут, чуть что, со скалы человека.. Так нельзя.

    Ответить