Яблоки, ворон, зеленый человек: в чем суть триллера «Род мужской»

Род мужской Смысл фильма

Страна: Великобритания

Жанр: ужасы, триллер, мистика, драма, арт-хаус

Год производства: 2022

Режиссёр: Алекс Гарленд

Актёры: Джесси Бакли, Рори Киннер, Паапа Эссьеду, Гэйл Ранкин

Слоган: От этого нельзя убежать

Оригинальное название: «Men» («Мужчины»)

Смысл фильма «Род мужской» (2022), несмотря на наполненность отсылками и символизмом, многие трактуют довольно просто и однозначно — как очередную оду феминизму и критику мужской маскулинности. В частности, на такое объяснение наталкивает шокирующая концовка. Разберёмся, справедлива ли эта трактовка и что конкретно пытался донести до зрителей режиссёр.

О чём фильм

В первой сцене мы видим главную героиню по имени Харпер. Она ошарашенно смотрит в окно, глядя, как мимо пролетает её муж. Это воспоминание, к которому ей вместе со зрителями ещё придётся возвращаться. В настоящем же времени мы видим идиллическую картину британской глубинки. В чистом поле ветер сдувает с одуванчика семена. Во двор старинного особняка заходит Харпер, видит яблоню, срывает и вкушает с неё плод. За девушкой наблюдает арендодатель — Джефри. Он встречает её и показывает дом, в котором та хочет пожить некоторое время.

Джесси Бакли
Джесси Бакли в роли Харпер. Кадр из фильма.

В общении Джефри вежлив и обходителен, но его улыбка натянута, смех натужен. Он говорит Харпер, что она совершила проступок: яблоки из сада рвать нельзя — это запретные плоды. Однако тут же поясняет, что это шутка. Джефри проводит небольшую экскурсию по особняку. Дойдя до ванной, он предупреждает, чтобы девушка не бросала предметы женской гигиены в унитаз.

Харпер общается с подругой по видеосвязи, в один момент возникают помехи, и мы видим чьё-то страшное перекошенное лицо. Снова воспоминание: разговор героини и её супруга о расставании. Девушка собирается разводиться, а её муж Джеймс в отчаянии. Он напоминает супруге о клятве верности, которую они давали в церкви, и заявляет, что покончит с собой и это будет на совести Харпер. Та не намерена терпеть подобный шантаж, её уверенность в необходимости развода укрепляется.

Девушка выходит из дома на прогулку, пробирается через прекрасный цветущий лес, на некоторое время останавливается, глядя на ветвистое дерево. Идёт небольшой дождь, гремит гром. Харпер улыбается и закрывает глаза — кажется, сейчас она счастлива. Дождь заканчивается, девушка подходит к длинному тоннелю, внутри которого лужи с дождевой водой. Она пропевает несколько нот — звучит причудливое эхо. Девушка смеётся. Но тут на противоположном конце тоннеля она замечает силуэт человека, который начинает к ней приближаться. Мелодичные переливы сменяются на зловещее эхо крика ворона.

Убегая от преследователя, Харпер пропускает тропинку, ведущую к дому, и подходит к другому тоннелю в противоположном конце дороги. Перед этим в воздухе мелькает семя одуванчика. Тоннель застроен, но есть дверь. Харпер не приближается к ней и карабкается на овраг. На краю леса девушка натыкается на давно заброшенные постройки. Выйдя в поле, она делает фотографию и видит среди развалин обнажённого мужчину — вероятно, её преследователя.

загадочный туннель
Кадр из фильма.

Воспоминание Харпер: её уже мёртвый муж Джеймс, выпрыгнувший из окна, весь в крови висит на железной ограде на проткнутой руке.

Героиня отправляет подруге фотографию обнажённого мужчины, та в ответ пишет: «OMG» (сокращение от «Oh My God» – «О, мой бог»).

Успокоившись, Харпер играет на рояле и чуть позже, показывая по видеосвязи обстановку в особняке, демонстрирует музыкальный инструмент и на вопрос «Ты играешь?» отвечает с небольшим укором «Да, вообще-то!». Во время разговора героиня вновь видит обнажённого мужчину, который ходил по саду и наблюдал за ней. Сейчас он осматривает яблоню и будто бы обнаруживает пропажу. Харпер звонит в полицию, а мужчина пытается проникнуть в дом.

Воспоминание: героиня пишет подруге о своём муже Джеймсе: «Он не останавливается. Я не знаю, что мне делать. Он меня пугает». Тот видит сообщение, скандалит, просит разблокировать телефон и в ответ на фразу «Это мой телефон» бьёт жену в лицо.

Обнажённый мужчина пойман полицией. Харпер даёт показания, беседует с подругой и отправляется в местный католический храм. Перед алтарём стоит каменное изваяние, на одной стороне которого, похоже, изображена голова Зелёного человека – мужского персонажа, являющегося героем древних британских мифов, на другой — тоже древний женский персонаж Шила-на-гиг.

Харпер вспоминает, как прогнала Джеймса после побоев, и кричит. Её слышит священник. На улице девушка видит мальчика в маске американской киноактрисы Мэрилин Монро. Он предлагает сыграть Харпер в прятки, но та говорит, что не в настроении. Разговор прерывает священник. Мальчик уходит, бросая в адрес девушки оскорбление.

мальчик в маске
Зак Ротера-Оксли в роли Семюэла. Кадр из фильма.

Харпер рассказывает историю о том, как она поссорилась с мужем, как она прогнала его в ответ на побои и как тот выпрыгнул или упал из окна верхнего этажа. Священник делает вид понимающего и принимающего собеседника, но давит на чувство вины, говоря, что девушке следовало дать мужу шанс, что мужчины время от времени бьют женщин и это нормально. Харпер посылает проповедника к чёрту и уходит.

Зрителю показывают мёртвую тушу оленя, из темноты его глазницы появляются изображения Шила-на-гиг и Зелёного человека, которые мы уже видели в храме. Камера отъезжает и показывает уже гниющую тушу того же животного, поедаемую червями. Обнажённый мужчина, которого видела Харпер, вставляет в свою голову зелёный лист, становясь похожим на Зелёного человека.

Наступает вечер. Харпер приходит в бар, где находится хозяин особняка, полицейский и ещё несколько похожих друг на друга посетителей. Полицейский сообщает, что обнажённого мужчину, который преследовал девушку, отпустили, поскольку ему нечего было предъявить в качестве обвинений. Харпер, негодуя, покидает бар. На тёмной дороге она вновь слышит что-то похожее на крик ворона.

Харпер возвращается в дом и жалуется подруге по видеосвязи на свои злоключения. Девушка готова сесть на машину и уехать из этого места. Однако подруга говорит, что не стоит из-за какого-то урода менять планы, что она сама приедет в деревню и шутит, что если негодяй снова явится, она отрубит ему мужское достоинство топором. Харпер пытается передать адрес по телефону, но связь прерывается. В её с подругой чате появляется сообщение «Я уже знаю, где ты» и то самое оскорбление, которое бросил ей мальчик у храма.

Мигает свет. Во дворе Харпер видит полицейского, на обращение к нему он не реагирует. Полицейский внезапно исчезают, с дерева начинают сыпаться яблоки. В сторону Харпер бежит другой мужчина. Девушка запирается в доме, но, похоже, туда уже кто-то проник – звучит грохот и звон битого стекла. В дом входит Джефри, якобы услышавший шум и крики, и теперь изображает спасителя, пытающегося разобраться в ситуации. Он заходит на кухню и обнаруживает там раненного ворона. Джефри убивает птицу, сворачивая ей шею. Арендодатель вспоминает слова своего отца, который говорил, что из него никогда не получится толковый военный. Теперь Джефри якобы намерен доказать, что тот был не прав.

Рори Киннер
Рори Киннер сыграл роль Джефри. Кадр из фильма.

Арендодатель исчезает, вместо него появляется тот самый голый мужчина с торчащими из тела зелёными ростками. Он дует на ладонь и в воздух взлетают семена одуванчика. Харпер вдыхает их. Вновь мелькают кадры с Зелёным человеком и Шила-на-гиг на камне, с забаррикадированным тоннелем. Девушка снова в доме, к ней тянет руку голый мужчина. Харпер протягивает свою руку в ответ — мужчина крепко сжимает её и тянет на себя. Девушка вонзает в злоумышленника нож. Тот продолжает тянуть руку в свою сторону и таким образом разрезает свою плоть.

В комнате появляется мальчик. Он с такой же разрезанной рукой. Мальчик винит Харпер, в том, что она ранила его и предлагает сыграть в прятки. Харпер считает до десяти, но не прячется. Вместо мальчика появляется священник также с раненной рукой. Он цитирует стих с сюжетом мифа о Леде и Лебеде и в ответ на вопрос «Что вы такое?» отвечает: «Лебедь». Священник описывает свои похотливые фантазии, говорит, что сексуальность женщины — это её власть и контроль, снова сыплет цитатами и приближается к Харпер вплотную. Девушка даёт отпор, опять вонзая в злодея нож.

Героиня пытается уехать на машине, но сбивает стоящего на дороге Джефри. Тот встаёт, выкидывает Харпер и сам садится за руль. Девушка подымается и видит над собой огромное звёздное небо.

Теперь Джефри преследует Харпер на автомобиле и врезается в ограждения возле дома. Снова появляется голый мужчина уже с цветущими ветками и листьями на голове — теперь он точь-в-точь Зелёный человек, что был изображён в храме. Он ложится, раздвигает ноги — между ними женский половой орган, из которого появляется знакомый зрителям мальчик. Он в свою очередь рожает священника, а тот — Джефри.

Харпер уже не боится — она выглядит усталой, но спокойной. Из плачущего Джефри появляется погибший муж девушки Джеймс. Харпер берёт в руки топор. Джефри садится на диван и призывает взглянуть на него. Он констатирует, что полученные его ипостасями в ходе противостояния с девушкой раны соответствуют повреждениям, которые он получил при падении из окна. Снова звучит обвинение.

Харпер спрашивает: «Что ты хочешь от меня?». Джеймс отвечает: «Любви». Девушка грустно и устало усмехается.

Утром к особняку подъезжает подруга Харпер (как оказалось, беременная), видит следы противостояния с мужчинами и саму девушку. Та сидит на улице, крутит в руках зелёный росток и улыбается.

Смысл фильма

Режиссёр и сценарист Алекс Гарленд наполнил фильм «Род мужской» множеством символов, смысл каждого из которых можно трактовать по-разному. Однако интересно, что вне зависимости от содержания трактовок, скорее всего, в главном вы будете правы и так или иначе уловите идею, которая была заложена. Ведь на самом деле правы даже те, кто считает, что это кино «за женщин и против мужчин», только они видят лишь верхушку айсберга. Попробуем сделать свой разбор основных моментов и вникнуть в суть фильма глубже.

Итак, картина начинается с отсылки к библейскому мифу о запретном плоде с древа познания добра и зла, который сорвала Ева, за что и была изгнана вместе с Адамом из Рая на Землю. Хозяин особняка Джефри, наблюдая за героиней и укоряя ей за проступок, ведёт себя словно бог, обладающий властью. Кроме того, он напоминает девушке о её «нечистой природе», говоря о средствах женской гигиены.

Джефри пытается пока мягко, но внушить Харпер чувство вины. Этим занимаются так или иначе абсолютно все персонажи мужского пола в деревне, таким образом транслируя позицию погибшего мужа девушки Джеймса.

Ветвистое дерево, которое видит Харпер на прогулке, символизирует, возможно, род мужской, но, скорее, вообще — род человеческий, уходящий корнями в глубь веков. Сцена под дождём призвана показать, как древние люди, пребывая в единении с природой, с райским садом, и не вникая в различия между женским и мужским полом, были счастливы.

Далее происходит познание «добра и зла», точнее, мужского и женского. Сначала Харпер вступает в контакт со своим женским началом с помощью заполненного влагой тоннеля (явно символ женского полового органа), испытывая радость. Затем идиллию нарушает обнажённый мужчина, преследуя героиню до противоположного тоннеля – мужского, в который проход закрыт. Его бег сопровождается криком ворона, являющегося во многих религиях дурным предзнаменованием, в христианской традиции – олицетворением сил ада и дьявола.

Когда Харпер показывает фотографию обнажённого преследователя подруге, та пишет сокращение от «О, мой бог». Тем самым нам дают понять, что и этот представитель рода мужского, как и Джефри, мнит себя богом, на деле являясь, скорее, его противоположностью. В подтверждение преследователь изображает хозяина («бога»), обнаружившего пропажу с «райского древа», но врывается в дом словно исчадие ада.

Паапа Эссьеду
роль Джеймса сыграл Паапа Эссьеду. Кадр из фильма.

Так режиссёр с самого начала смешивает библейскую и языческую мифологию (начиная с идущей далее сцены в храме, это становится всё более заметно), постепенно усиливая конфликт женского и мужского. И хотя первое представлено как добро, за которое хочется болеть, второе как устрашающее зло, нам всё же намекают, что и героиня не без греха. Она соврала Джефри о том, что не играет на рояле. Хотя в разговоре с подругой даже слегка обижается, что та не в курсе о её умении музицировать.

Далее в храме намёки «в лоб»: Зелёный человек и Шила-на-гиг. Первый — персонаж, представленный во многих древних культурах по всему миру. Изображается обычно в виде человекоподобного лица в окружении листьев или, скорее, растущего с ними. Зелёный человек ассоциируется с мужской стороной силы природы, с возрождением, с началом нового весеннего цикла жизни.

Далее по сюжету фильма в него будет перевоплощаться обнажённый преследователь (первая сцена перевоплощения чередуется с «возрождением» мёртвого оленя, который становится пищей для представителей новой жизни). Шила-на-гиг — другой древний персонаж, олицетворяющий женскую сторону силы природы и изображаемый часто как женщина с гипертрофированным половым органом.

Мужчины, окружающие Харпер в деревне, ведут себя как агрессоры: священник обвиняет девушку, мальчик-подросток (в маске Мэрилин Монро — актрисы, изрядно пострадавшей от мужского внимания) оскорбляет, полицейский отпускает на свободу преследователя. Режиссёр намеренно изображает их похожими друг на друга – не случайно всех играет один и тот же актёр. Давление мужчин становится всё более устрашающим и приобретает мистический характер: они перевоплощаются друг в друга, пугая Харпер. Адекватнее всех, кажется, выглядит арендодатель Джефри, хотя на самом деле лишь изображает храброго защитника, в финале и он превращается в открытого агрессора. Слова Джефри об отце – лишний намёк, что он неотъемлемая часть рода мужского, преследующего героиню.

Харпер вдыхает семена одуванчика («мужское семя»), которые мелькали в кадре на протяжение всего фильма: мир мужчин всё глубже проникает в героиню, пытаясь овладеть ею. Однако девушка не сдаётся, нанося преследователям увечья. Впрочем, они сами спровоцировали её — всё для того, чтобы Джеймс ещё раз показал свои раны и снова обвинил Харпер.

Интереснее всех в сцене нападения мужчин на Харпер выглядит речь священника. Он называет себя Лебедем и упоминает миф о Леде и Лебеде. Краткое описание мифа: пленённый красотой девушки, дочери этолийского царя Фестия, бог Зевс предстал в образе лебедя и овладел ею. Эротическая составляющая мифа вдохновляла многих скульпторов, художников и поэтов. Фактически эта сцена — продолжение основной линии фильма: мужчина, мнящий себя богом, обвиняя девушку (на этот раз в её сексуальности) пытается заполучить её.

Перед финальной сценой с буквальным перерождением мужчин, Харпер видит огромное звёздное небо, млечный путь — ещё один символ женского начала.

древний знак рода
Кадр из фильма.

Итак, весь фильм мужчины обвиняют и преследуют героиню, заявляя, что она – их собственность. Что всё это значит? Больное подсознание Харпер, психологически травмированной гибелью мужа? Воплощение абьюза? Пожалуй, да. Но основной смысл в демонстрации различия мужского и женского миров. Первый с самых древних времён пытался завладеть вторым, используя все возможные методы от прямой агрессии до кажущихся безобидными манипуляций.

Женщин загоняли в рамки, твердили, что они слабы и должны подчиняться. Но теперь всё меняется: мужчины постепенно теряют свою власть и становятся даже жалкими. Такое объяснение фильма «Род мужской» закреплено его финальной сценой.

Объяснение концовки

Смысл шокирующей концовки фильма «Род мужской» в гипертрофированной демонстрации того же, что было показано до этого: непрекращающихся попыток мужчин сделать женщин своей собственностью. Пытаясь проникнуть в мир последних, первые буквально перенимают их черты, превращаясь в рожениц.

Скрытый смысл показанного цикла перевоплощений заключается в роли, которую играет каждый из мужчин. Первое поколение представляет Зелёный человек, архаичный персонаж, пришедший то ли из библейского рая, то ли из языческого хаоса. Второе – злобный мальчишка, воплощение мужчины-агрессора из древних времён. Он требует внимания, демонстрирует открытую агрессию («кто не спрятался, я не виноват») и злится, не получая того, что хочет.

мужчина и семена
Кадр из фильма.

Представитель третьего поколения — это священник, мужчина-обольститель. Он умеет красиво подать себя, очаровать сладкими речами, но его цель — секс. Это мужчина из средних веков. Джефри — это мужчина-защитник из нового времени. Он заботится о женщине, уступает ей во многом, пытается создать ей комфорт и безопасность. Но и он в какой-то момент становится агрессором.

Завершает цикл представитель новейшего времени Джеймс. Он — яркое воплощение кризиса маскулинности. Этот персонаж морально слабее предыдущих, но по-прежнему желает заполучить женщину в собственность, хотя говорит, что хочет любви. Именно поэтому Харпер в ответ на слова Джеймса так грустно усмехается: она стала сильной, вырвалась из мужского гнёта и видит все его жалкие манипуляции.

В таком объяснении концовки и всего фильма нет унижения мужского достоинства, которое многие здесь разглядели. Скорее, это попытка с помощью символов описать взаимоотношения женщин и мужчин в истории и мифологии на протяжении веков. Глубинный смысл в этом каждый найдёт сам, но, похоже, режиссёр призывает нас к взаимопониманию. Пора прекратить мужчинам вести себя как собственники по отношению к женщинам, а женщинам пора прекратить видеть в мужчинах манипуляторов и агрессоров (как это делает Харпер сквозь призму своего подсознания). Стоит, имея ввиду все половые различия и противоречия, учиться видеть друг в друге хорошее.

Как вам идея фильма?
Откликается. Мужчины VS женщины - так всегда было и будет.
15.59%
Мужчина всегда пытается подчинить женщину - очень точный нарратив.
28.52%
Перебор. Все не так экстремально, хотя доля правды есть.
17.11%
Феминистическая чушь.
8.75%
Что курили авторы?
30.04%
Проголосовало: 263

Похожие фильмы

  • «Оно» (США, 2014): не экранизация Стивена Кинга, а самостоятельное произведение, умело играющее на страхе преследования;
  • «Мама!» (США, 2017): фильм ужасов – метафора от Даррена Аронофски;
  •  «Антихрист» (Дания, 2009): супруги, потерявшие ребёнка, погружаются в пучину безумия — ужасы от культового режиссёра авторского кино Ларса Фон Триера;
  • «Дом на другой стороне» (США, 2020): вдова пытается разгадать тайну страшную тайну мужа, покончившего жизнь самоубийством.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.
О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.