Сюжет и разбор драмы «Роковое искушение» от Софии Копполы

Роковое искушение Смысл фильма

Страна: США

Жанр: драма, мелодрама, история

Год производства: 2017

Режиссёр: София Коппола

Актёры: Колин Фаррелл, Кирстен Данст, Николь Кидман, Уна Лоуренс, Эль Фаннинг

Слоган: «Невинные, пока их не предали»

Награды и номинации: Золотая пальмовая ветвь за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале 2017 года.

Сюжет фильма «Роковое искушение» («The Beguiled»), второй по счёту экранизации произведения американского писателя Томаса Куллинана «Обманутые», во многом повторяет события первой. И хотя режиссёр уверяет, что ориентировалась прежде всего на книгу, картины во многом похожи, вплоть до идентичных кадров. Так что сравнения не избежать.

Сюжет

Действия «Рокового искушения» происходят в 1864 году в штате Вирджиния (США) в разгар гражданской войны между Севером и Югом. Двенадцатилетняя девочка Эми находит раненного воина – капрала Джона МакБёрни. Он оказывается солдатом армии северян. Эми рассказывает, что поблизости находится пансион для девушек, в котором находятся ещё четыре студентки, учительница и директор. Вряд ли те обрадуются появлению представителя вражеской армии, но выбор очевиден – Джон истекает кровью, смысла оставаться в лесу нет. Энн доводит МакБёрни до пансиона и тот тут же падает без сознания.

Колин Фаррелл
Колин Фаррелл сыграл роль Джона МакБёрни. Кадр из фильма.

Девушки затаскивают раненого в здание. Директор пансиона мисс Марта сначала просит Эми вывесить синий платок на ворота, являющегося для патруля южан сигналом о том, что на этой территории находится пленник. Однако чуть подумав, женщина отказывается от этой идеи: из-за полученных ранений конец гостя в стане своих врагов будет неминуем. Марта решает обработать и зашить рану капрала, а затем выздоровевшего сдать его южанам. Вместе с учительницей Эдвиной она извлекает из ноги раненого осколки картечи.

На уроке вышивания студентка Джейн высказывает предположение, что капрал может быть шпионом, которой с наступлением темноты приведёт в пансион свою армию. Эдвина возражает.

Мимо пансиона проходят южане, ведущие пленных. Выйдя на улицу, Марта разговаривает с солдатами, но ничего не говорит про раненого северянина. Она просит у командира отряда патроны для своего револьвера и тот отдает ей несколько штук. Солдаты уходят. Наблюдающие за этим из окна девочки, похоже, рады, что Марта не выдала капрала.

Утром Эми тайком навещает МакБёрни. Джейн интересуется у Эдвины, долго ли солдат пробудет в музыкальном классе, ведь она не может заниматься в одной комнате с врагом. Вошедшая директор замечает, что Эдвина надела брошь.

Обрабатывая рану Джона, Марта общается с ним. Тот высказывает благодарность, что женщины помогли ему. Студентка Алисия, открыв дверь в комнату, прерывает разговор и предлагает свою помощь. Марта отказывается и просить сказать всем, что вход сюда воспрещён. Директор предупреждает капрала, что долго он здесь не пробудет.

Николь Кидман
Роль Марты исполнила Николь Кидман. Кадр из фильма.

Солдата навещает Мэри и даёт ему молитвенник, чтобы тот исповедался перед смертью. Но МакБёрни полон оптимизма и намерен ещё пожить. Эдвина сталкивается в дверях с Мэри и замечает, что та взяла без разрешения её серёжки.

Делая перевязку капралу, Эдвина узнаёт, что он сбежал с поля боя и сам считает это разумным решением. МакБёрни делает девушке комплименты и расспрашивает о её жизни. Кроме того, он задаёт вопрос о её заветном желании. Эдвина отвечает, что хотела бы уехать отсюда подальше.

Вечером Алисия уходит с занятий и тайком навещает капрала, целует его и желает спокойной ночи.

На следующий день Марта предлагает всем девушкам зайти в комнату МакБёрни. Там они исполняют для солдата песню, однако их прерывают: в дверь пансиона стучатся южане. Девушки продолжают прятать от них капрала, понимая, что, скорее всего, солдаты его просто пристрелят, если увидят. Позже Марта выпивает вместе с МакБёрни, они беседуют.

Через несколько дней состояние здоровья капрала улучшается – он уже может ходить, опираясь на трость. МакБёрни помогает девушкам в работе по саду. Эми приносит капралу воды. Тот говорит, что считает девочку своим лучшим другом. При этом МакБёрни просит никому об этом не рассказывать. Эми сталкивается с Алисией, которая угрожает ей и требует не говорить о ней с подругой никаких гадостей капралу.

Марта проверяет ногу МакБёрни и заключает, что она заживёт к концу недели, а значит капралу пора покинуть пансион. Но капралу некуда идти – он не против побыть здесь ещё некоторое время. Девочки решают угождать гостю, чтобы тот оставался вопреки желанию Марты.

Кирстен Данст
Роль Эдвины Дэбни сыграла Кирстен Данст. Кадр из фильма.

Джон признаётся в любви Эдвине, предлагает уходить вместе. Пара целуется. Их прерывает Алисия, приглашая на ужин. Перед трапезой девочки надевают свои самые лучшие наряды, чтобы понравиться гостю. За столом они кокетничают перед капралом, каждая старается выделиться на фоне других.

Алисия заигрывает с МакБёрни, но тот направляется к Эдвине и делает ей комплимент. Он просит разрешения прийти к ней ночью. Марта прерывает их и предлагает капралу выпить. Теперь комплименты достаются директору. Джон просит её позволить остаться в пансионе. Во время разговора становится ясно, что Марта тоже увлечена капралом.

Ночью, услышав шум, Эдвина поднимается в комнату Алисии и видит, как МакБёрни целует ту, находясь в её постели. Капрал пытается дать объяснения, но Эдвина в отчаянии сталкивает его с лестницы. В результате МакБёрни получает открытый перелом ноги. Алисия рассказывает всем, будто бы капрал ворвался в её комнату и начал приставать.

Глядя на ранение, Марта принимает решение об ампутации, иначе может развиться гангрена. Через некоторое время после операции МакБёрни просыпается и, видя обрубок ноги, делает вывод, что директор отрезала её специально из мести. Ведь в ту ночь капрал пошёл не к ней.

Алисия входит в комнату к МакБёрни. Тот, переполненный злостью, требует от девушки, чтобы она принесла ключ от двери. Проходящую мимо запертой комнаты Джейн, МакБёрни зовёт к себе и просит замолвить за него словечко, чтобы ему несмотря ни на что позволили остаться.

Эль Фаннинг
Колин Фаррелл в роли Джона МакБёрни, Эль Фаннинг исполнила роль Алисии. Кадр из фильма.

Обитательницы пансиона рассуждают о капрале – их мнения расходятся. Кто-то призывает прогнать его, кто-то говорит, что он не сделал ничего плохого. Разговор прерывает   сам МакБёрни. Он кричит на всех, обвиняя в том, что его специально покалечили из-за ревности. Эми просит капрала не шуметь, ведь он пугает её черепашку. Но МакБёрни в ярости хватает питомца и бросает оземь, убивая его.

Марта просит Эми привязать синий платок на воротах. Но это замечает капрал и снимает его. МакБёрни в гневе продолжает высказывать о девушках всё, что думает. Он говорит, что быть калекой хуже смерти, что доверился мнимой доброте, а его за это изувечили. Капрал угрожает расправой, если кто-то замыслит ещё что-то плохое против него. МакБёрни уходит, Эдвина идёт за ним и запирается вместе с капралом в комнате. Там пара занимается любовью. Остальные думают, как избавиться от опасного гостя. Мэри предлагает использовать грибы, которые любит капрал. Марта одобряет эту идею, решая отравить МакБёрни во время якобы примирительного ужина.

За ужином капрал благодарит всех за трапезу. Марта зачитывает молитву. Девушки предлагают МакБёрни отведать грибы – тот соглашается. Он пытается поделиться с Эдвиной, но Эми напоминает той о её нелюбви к грибам. Капрал просит прощения за своё поведение и через некоторое время падает замертво.

В концовке, завязав синий платок на воротах, девушки выносят обёрнутое в простыню тело МакБёрни за ворота. Последний кадр: обитательницы пансиона стоят на крыльце – мы видим их через решётку.

Сравнение с версией 1971 года

София Коппола изначально позиционировала фильм «Роковое искушение» как женский взгляд на конфликт, содержание которого изложено в книге Томаса Куллинана и первоначальной версии картины 1971 года. Последняя в русскоязычной версии называлась «Обманутый», хотя английские названия идентичны («The Beguiled» – «Обманутый» или «Обманутые»).

При этом режиссёр подчёркивала, что не хотела, чтобы фильм выглядел как феминистский посыл. И действительно, налицо неоднозначность поведения героев – нельзя сказать, что кто-то здесь является в чистом виде злом или добром. Однако описание персонажей всё-таки значительно расходится с первой картиной, где тоже всё было не так однозначно, причём расходится в сторону отдачи большего предпочтения именно девушкам. В версии 1971 года в пансионе было некое подобие закрытой секты во главе со строгой Мартой во главе. У последней имелись и свои скелеты в шкафу – чего стоит только упоминание об инцесте с погибшим (или даже убитым ею) братом. Показали в той картине и позицию южан относительно рабства – там в пансионе работала негритянка, которую все, конечно, считали ниже себя. Девушки в основном не были жертвами обстоятельств – хорошо показаны такие их черты как ревность, мстительность, коварство.

Однако раскрытию их с негативной стороны во многом способствовал МакБёрни, который крутил роман чуть ли не со всеми подряд. Например, в самом начале картины он целует двенадцатилетнюю Эми. Впрочем, в фильме это оправдано попыткой не попасться врагам с помощью отвлечения внимания девочки. Большинство остальных провокационных поступков капрала также преподносится в качестве попыток выжить.

В целом можно сказать, что фильм 1971 года в отличие от версии 2017 – это в большей степени мужское кино с примесью жанра «вестерн». Даже откровенных сцен с демонстрацией женского тела здесь больше. В «Роковом искушении», напротив, эротизм сконцентрирован на мужском теле (например, в сцене омывания). В отношении женщин внимание уделяется их нарядам, причёскам. Окружающая обстановка также более изысканная и не совсем реалистичная для описываемого времени.

вечер с капралом
Кадр из фильма.

Если в «Обманутом» ухаживания МакБёрни (в исполнении Клинта Иствуда) довольно прямолинейны, то в «Роковом искушении» герой Колина Фаррелла более обходителен. С другой стороны, первый в финале не превращается в зверя. Он действительно искренне извиняется за своё поведение (даже после убийства черепашки раскаивается, говоря, что не хотел этого) и принимает твёрдое решение уходить вместе с избранной им Эдвиной. Второй же под влиянием гнева будто бы показывает своё истинное животное нутро. Он истерит, пьёт, угрожает, стреляет. Даже сцена секса с Эдвиной больше походит на сцену изнасилования.

«Обманутый» больше раскрывает персонажей, «Роковое искушение» же стремится погрузить в свою атмосферу. Но из-за этого в новой версии мы не можем быть так же объективны. И поскольку в основном мы смотрели на ситуацию с точки зрения девушек, мы даём соответствующую трактовку событиям: обитательницы пансиона во многом оказались жертвами своего гостеприимства.

Смысл фильма

Несмотря на сказанное, пожалуй, не стоит примыкать ни к той, ни к другой стороне конфликта «Рокового искушения». Не нужно подробного разбора, чтобы понять: в случившемся виноват и сам МакБёрни, и те, кто его приютил. Капрал в какой-то момент решил, что оказался в персональном раю, где ему позволено всё, что можно играть чувствами окружающих как ему вздумается. За это и поплатился. Девушки же, пощадив врага из христианских побуждений, также не смогли удержаться от соблазна.

соблазнение девушек
Кадр из фильма.

Жаль, что смысл, который есть в романе и первом фильме, заключающийся в влиянии на происходящее войны, оказался в «Роковом искушении» несколько смазан. Именно благодаря войне обостряются конфликты, а пансион превращается в некое мини-государство со своими законами.

София Коппола же намеренно постаралась вынести отношения персонажей за скобки исторического противостояния и сконцентрироваться на линии «мужчина и женщины». Потому и случившаяся трагедия не кажется такой неизбежной и легко списывается на глупость и легкомыслие героев.

Итак, суть фильма «Роковое искушение» не в феминистском и не антифеминистском (такое мнение тоже есть) посыле и соответствующем скрытом смысле. Мораль здесь довольно простая: не стоит играть с чувствами других даже из стремления выжить. Намерение же удовлетворить свои низменные желания путём использования тех, кто жаждет настоящей любви, чрезвычайно опасно.

Объяснение концовки

Опять же, если сравнивать с версией 1971 года, София Коппола будто бы пытается по-другому преподнести смысл концовки фильма «Роковое искушение». В общих чертах всё то же самое, но в деталях немного иначе. Избавление от МакБёрни здесь выглядит не столь трагично и больше как вынужденная мера.

Даже смысл, заложенный в последний кадр, отличается. В фильме 2017 года он буквально развёрнут на 180 градусов: в отличие от первой версии мы наблюдаем за «похоронной процессией» не со стороны дома (там это выглядит как некое освобождение главного героя – уход из бренного мира), а со двора и из-за ворот. Тем самым София Коппола даёт своё объяснение концовки произведения: это не мужчина был пленником женского мирка, это женщины на протяжении всей истории жили словно в клетке (решётка ворот — её символ) в большом мире мужчин. Впрочем, это стоит рассматривать, скорее, как художественный приём и несколько другой угол взгляд на проблему, раскрытую в оригинале, чем какой-то манифест.

девочки ограждены от мира
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

  • «Унесённые ветром» (США, 1939): классика американского кино, военная драма – экранизация знаменитого произведения.
  • «Холодная гора» (США, Великобритания, Италия, 2003): гражданская война в США разделяет двух влюблённых.
  • «Плетёный человек» (США, Канада, Мексика, 2006) бывший полицейский в поисках пропавшей девочки отправляется на остров, где находится женское сообщество со своими законами и иерархией.
Кто виноват?
Капрал.
52.38%
Женщины.
20.63%
Война.
18.25%
Другое (напишу в комментариях).
8.73%
Проголосовало: 126
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.