Три трактовки фильма «Шоссе в никуда»

постер к фильму Линча Смысл фильма

Жанр: триллер, детектив

Год производства: 1996

Режиссер: Дэвид Линч

Актеры: Билл Пуллман, Патриша Аркетт, Бальтазар Гетти

Слоган: «A lost road on the edge of strange…» («Затерянная дорога на краю странного…»)

Картины Дэвида Линча пропитаны саспенсом и сюрреализмом. Не стала исключением и одна из самых сложных и мрачных его работ.  Смысл фильма «Шоссе в никуда» (Lost Highway) заключается в опасности непринятия действительности. Можно ли по-настоящему спрятаться в собственном мире грез? Линч уверен, что можно. Однако этот его фильм намекает на то, что в своих желаниях нужно быть очень осторожным.

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Шоссе в никуда”. Лос-Анджелес, 1994 год. Супружеская пара живет в компактном двухэтажном пригородном доме. Жизнь их нельзя назвать безоблачной: Фред Мэдисон, талантливый саксофонист, полностью поглощен идеей того, что его жена Рене изменяет ему.

Билл Пуллман
Билл Пуллман в роли Фрэда Медисона. Кадр из фильма.

Далее происходят мрачные, пугающие события. В домофоне незнакомый голос сообщает о смерти некоего Дика Лоранта. В утренней почте Фред и Рене обнаруживают видеокассеты, на которых снят фасад их дома и они сами, мирно спящие в своей постели.

Вскоре после этого супругов зовут на вечеринку, где Фред встречается с Таинственным человеком. Побеседовав с ним, Мэдисон и его жена спешно возвращаются домой. На следующее утро Фред получает новую видеокассету. На записи он видит себя, а рядом – расчлененное тело Рене. От шока мужчина немного отходит только в полицейском участке. После суда его приговаривают к смертной казни, а до исполнения приговора помещают в камеру.

Однажды утром, совершая обход, охранник видит в камере не Мэдисона, а автомеханика Пита Дейтона. Его тут же освобождают, но при этом устанавливают за ним слежку. Освобожденный Дейтон пытается вернуться к нормальной жизни – работает и встречается со своей девушкой Шейлой.

Пит зарабатывает не очень много и заказ на починку автомобиля от криминального авторитета мистера Эдди приходится очень кстати. С мистером Эдди вообще получается очень интересно – в нем сотрудники полиции признают умершего Дика Лоранта…

Спустя какое-то время Пит знакомится с возлюбленной Лоранта – бывшей порноактрисой Элис Уэйкфилд. Девушка, обладательница красивых светлых волос, удивительно похожа на брюнетку Рене Мэдисон. Дейтон, сильно увлеченный Элис, вступает с ней в связь. Ситуация становится очень опасной и Элис предлагает любовнику выход – ограбить одного его знакомого, парня по имени Энди, продать все скупщику краденого и уехать как можно дальше.

Патриша Аркетт
Патриша Аркетт исполнила роли Рене Мэдисон и Элис Уэйкфилд. Кадр из фильма.

И Дейтон делает это. Однако во время “разбора полетов” не все идет по плану – Пит убивает Энди. После этого любовники сбегают вместе с вещами Энди, которые планируется сбыть.

Согласно предварительной договоренности, скупщик краденого должен ждать их в доме, который находится посреди пустыни. Однако его там нет. Пит и Элис проводят в пустыне страстную ночь, после чего девушка заходит в дом, а Дейтон остается снаружи…

Объяснение концовки

Объяснение концовки фильма “Шоссе в никуда”. Ближе к финалу фильма “Шоссе в никуда” Пит Дейтон превращается во Фреда Мэдисона. Войдя в дом, он обнаруживает там Таинственного человека. Тот сообщает ему, что имя его возлюбленной – Рене, а не Элис. На вопрос о своем имени он ничего не отвечает.

Пит-Фред приходит в замешательство. Он идет в мотель, который называется “Шоссе в никуда”, где наблюдает, как его жена Рене расстается с Диком Лорантом. Когда супруга уезжает, мужчина нападает на Лоранта и увозит его в пустыню. Там внезапно появляется Дейтон. На пару с Таинственным человеком они убивают Лоранта. После этого Таинственный человек что-то говорит Питу на ухо и исчезает. В конце фильма Дейтон в облике Мэдисона идет к его дому и там встречается с сотрудниками полиции. Они расследуют дела о смерти Энди и Рене. Мэдисон сообщает в домофон о гибели Лоранта и пытается уехать, но полиция преследует его. Скрыться ему не удается.

Смысл концовки «Шоссе в никуда» достаточно сложен – он зависит от того, что на самом деле происходит в картине. А трактовок у сюжета немало.

Смысл фильма

К сожалению, “Шоссе в никуда” – самая недооцененная картина Дэвида Линча. Разгадка заключается в том, что даже поклонники талантливого режиссера оказались не готовы к такому сложному для понимания фильму с нелинейным сюжетом и скрытым смыслом. Говоря о сути фильма, кто-то весьма удачно сказал, что это не просто Линч, а Линч в кубе.

Согласно легенде, Дэвид Линч был вдохновлен историей О. Джея Симпсона, которого, вопреки всему, оправдали по делу об убийстве жены и друга. Размышляя об этом, режиссер пришел к выводу, что речь в случае Симпсона шла о феномене психогенной фуги. Если объяснить коротко, это выглядит так: человек совершает преступление, которое шокирует его настолько, что его психика блокирует все, что связано с убийством. В результате он спокойно живет дальше…

За все время существования фильма зрители разработали огромное количество теорий. Все их можно объединить в три основные разновидности трактовки сюжета.

Мистическая версия

Эта версия событий фильма “Шоссе в никуда” считается самой простой. Смысл всего происходящего заключается в том, что Фред Мэдисон действительно превращается в Пита Дейтона в тюремной камере. Абсолютно все, что с ним происходит – дело рук темных сил (согласно одной из трактовок, Таинственный человек – это дьявол).

Фред и Пит – люди из разных реальностей. Они оба стали жертвами дьявольской игры. События их жизни закольцованы, а границы между мирами размыты. Они оба словно оказались в дне сурка и вынуждены раз за разом переживать чудовищные события.

Есть еще вариант с одержимостью и переселением душ. По воле злых сил Фред убивает жену и обрекает себя на бесконечные страдания.

Роберт Блейк
Роль Таинственного человека исполнил Роберт Блейк. Кадр из фильма.

Согласно третьей, наиболее оригинальной трактовке, Таинственный человек – это добрая сила. Он способен обернуть время вспять и помочь Фреду не совершить убийство Рене. Для этого Мэдисону приходится расправиться с Лорантом и вечно колесить по шоссе, скрываясь от служителей закона.

У мистической теории много дыр. Некоторые ценители творчества мастера отвергают ее потому, что эта трактовка лишь скользит по сюжету, а в картинах Линча не бывает случайных и ненужных деталей.

Мрачный детектив

Смысл этой версии в том, что что все произошедшее реально. Чтобы понять, что происходит, нужно перенести точку отсчета в момент начала истории Пита Дейтона.

Молодой человек вел вполне заурядную провинциальную жизнь. У него была девушка и не самая высокооплачиваемая, но стабильная работа. А еще у него была черепно-мозговая травма, которая, вероятно, сказалась на его состоянии в будущем.

Пита ценили все – в том числе и бандит мистер Эдди, он же Дик Лорант. На свою беду Дейтон влюбляется в эффектную блондинку, любовницу Лоранта… История незадачливых любовников заканчивается в домике в пустыне: от скупщика краденого Пит и Элис получают новые документы и превращаются во Фреда и Рене Мэдисон. События, показанные в первой половине фильма – трагическое окончание их истории.

Бальтазар Гетти
Бальтазар Гетти снялся в роли Пита Дейтона. Кадр из фильма.

Суть в том, что спустя несколько лет Рене не смогла забыть прошлую жизнь – ей нравились и съемки, и покровительство такого сильного, властного мужчины, как мистер Эдди. У Фреда тоже все плохо. У него проблемы с эрекцией, дает о себе знать старая травма головы – он забывает отдельные события. Мэдисон подозревает жену в измене. Масла в огонь подливает Таинственный человек, который требует за информацию особенную плату – ему нужна видеозапись из дома супругов.

Фред приезжает в мотель, в котором встречаются Лорант и Рене. Дождавшись, когда супруга уйдет, он нападает на Дика и увозит его в пустыню. Спустя несколько дней окончательно обезумевший Мэдисон убивает жену…

Его приговаривают к смерти на электрическом стуле. Он мучается страшной головной болью и страдает бессонницей. В том, что совершил два убийства, он не желает признаваться даже себе. Получив снотворное, он засыпает и видит свое прошлое. Так “Шоссе в никуда” выходит на второй круг.

В этой версии тоже есть дыры. Есть, к примеру, и вопросы – как автомеханик стал саксофонистом и почему Пит и Элис открыто жили под носом у Лоранта? Возможно, ответить на них поможет третья трактовка.

Психогенная фура

Фред Мэдисон – человек, страдающий прогрессирующей шизофренией. Его состояние ухудшается на фоне измен жены. Он не только забывает важные события в своей жизни, но и начинает страдать раздвоением личности. При этом одна из его сторон отказывается принимать то, что сделала вторая.

Чтобы разобраться с этой версией, нужно условно разбить “Шоссе в никуда” на три части.

Бальтазар Гетти, Роберт Лоджа
Бальтазар Гетти в роли Пита, Роберт Лоджа в роли мистера Эдди. Кадр из фильма.

Первая начинается вместе с фильмом и заканчивается камерой смертников. Все события показаны через личную призму восприятия Мэдисона – а в одной из мизансцен он говорит, что привык “запоминать вещи по-своему”.

Вторая часть стартует с головных болей Фреда, а заканчивается в пустыне, когда Пита снова заменяет Фред. Речь здесь идет о пресловутой диссоциативной (психогенной) фуге. То есть реальные события перемешиваются с выдумками больного человека. Смысл в том, что Фред бежит от самого себя и таким образом выдумывает свое “другое я” – юного Пита Дейтона и начинает жить новой, иллюзорной жизнью – правда, во сне.

Третья часть начинается с возвращения Мэдисона и заканчивается вместе с фильмом. Здесь Фред избавляется от “другого я”. Он продолжает спать, но теперь ему снятся реальные события. Стоит помнить о том, что в моменте, когда начинается фильм, Дик Лорант уже мертв. “Хороший” Фред ничего не хочет об этом слышать и поэтому его сознание снова выручает его, создав жутковатое сообщение о смерти соперника.

Мэдисон точно знает, что жена ему изменяет – как и то, что Лорант мертв. Однако, чтобы удостовериться в собственной правоте, он звонит домой. Трубку никто не берет. Полагая, что найдет жену взволнованной исчезновением любовника, он возвращается и видит, что она мирно спит дома.

Утром Рене находит конверт с видеокассетой. Девушка напугана: она уверена, что там есть компромат на нее. Однако на короткой записи показан только фасад их дома.

просмотр видеокассеты
Кадр из фильма.

Далее идут воспоминания Фреда. Он вспоминает, что видел, как ранее жена уходит из клуба, в котором он работает саксофонистом, в компании молодого человека – Энди. На ней надето серое платье – такое же, какое было на ней в сцене убийства Лоранта. Это значит, что Фред убил соперника до того, как попрощался с женой перед тем, как уйти на работу. То есть, события первой части картины произошли после смерти Лоранта.

Позже выясняется, что Мэдисон не может удовлетворить жену – вероятно, именно поэтому она начала ему изменять. Далее в сознании Фреда образ супруги раздваивается. Одна из них хорошая и любимая, вторая – холодная и отстраненная. Мэдисон нападает на нее в конце сна – именно этого желает его “плохая” сторона.

Но кто такой Таинственный человек? Согласно этой теории, в прошлом Фред был знаком с ним и, вероятно, между ними была заключена сделка.

Они вновь встречаются на вечеринке у Энди, и Фред отрицает свое знакомство с ним. Он не притворяется – его “хорошая” часть действительно не знает этого жуткого типа. Разговор с ним Мэдисон запомнил по-своему…

А по всей видимости, Таинственный человек сказал, что хочет получить плату за свои услуги и сообщил, когда придет к Мэдисонам домой. Так он становится для Фреда символом темного ужаса, его внутренним демоном – и мужчина отождествляет с ним свою “плохую” сторону.

Он мучается содеянным и не может признаться себе в том, что совершил. Он теряет сон, его мучают страшные головные боли. Ему дают лекарство, и он проваливается в сон.

Патриша Аркетт, Билл Пуллман
Патриша Аркетт в роли Рене/Элис, Билл Пуллман в роли Фрэда. Кадр из фильма.

Так на сцену выходит его альтер-эго – Пит Дейтон. Все люди, окружающие Пита, похожи на людей из окружения Фреда. Рене превращается в блондинку Элис, друг Рене Энди становится другом Элис – который, в отличие от реального “прототипа”, погибает. Вероятно, таким образом Фред “избавляется” от еще одного соперника.

Во сне Мэдисон гиперболизирует образ Лоранта, превращая его в криминального авторитета. Вероятно, на самом деле это был обычный человек, который раньше встречался с Рене.

Выдуманная реальность начинает распадаться после разговора по телефону с Таинственным человеком. Пит совершает и ограбление, и убийство, а Элис просто использует его в своих целях. Так Дейтон исчезает, и Фред возвращается в реальность. При этом он продолжает видеть события так, как запомнил их. Его “хорошая” сторона все еще не может согласиться с убийством. Поэтому Лоранта убивает не он сам, а его “темная сторона” – жуткий Таинственный человек, который невесть как оказывается посреди пустыни.

“Шоссе в никуда” заканчивается сценой погони полиции за Мэдисоном. Ему так и не удалось сбежать от самого себя – самое страшное для него вовсе не смерть на электрическом стуле, а возвращение в реальность и осознание содеянного. Впрочем, казни ему все равно не избежать…

Патриша Аркетт
Кадр из фильма.
С какой трактовкой вы согласны?
Все происходящее - мистика.
4.12%
Все произошло в реальности, в другой хронологии.
19.05%
У Фреда Мэдисона прогрессирующая шизофрения и раздвоение личности.
76.83%
Проголосовало: 656

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на «Шоссе в никуда»:

  • “Малхолланд Драйв” (США, Франция, 2001 год). После ДТП девушка берет себе новое имя и пытается жить дальше. Но сделать это не так-то просто.
  • “Синий бархат” (США, 1986 год). Молодой человек бросает престижный колледж и возвращается в тихую провинцию – поближе к больному отцу. Там он становится свидетелем мрачных и жутких событий.
  • “Лестница Иакова” (США, 1990 год). Солдат, раненый во Вьетнаме, возвращается домой. Ужасы войны преследуют его и ему кажется, что он потихоньку сходит с ума.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Ученик Чехова

    Отвратительное толкование. Просто пересказ кинофильма с огромным количеством ничем не подтвержденных фантазий.

    >”Абсолютно все, что с ним происходит – дело рук темных сил (согласно одной из трактовок, Таинственный человек – это дьявол).”

    Чья трактовка? Какие трактовки остальные? Почему вы решили, что дьявол, а не, скажем, инопланетянин освоивший технологию перемещения во времени?

    Сразу видно, что сугубо женская статья – бестолковая и чрезмерно раздутая.

    2
    7
    Ответить
  2. Котик

    удивительно, что этого режиссера воспринимают всерьез и финансируют его картины… а всего-то, надо с апломбом прикинуться гением, на деле же неадекватный аутист

    3
    5
    Ответить
    1. Дикий

      Вчера посмотрел этот фильм и, первое впечатление, хотелось плеваться. Кто такой этот Линч. Начал читать статьи, искать смысл, была и своя версия. В итоге ощущение такое, что сценарий писала нейросеть. Не поддерживаю режиссера в этом жанре, очень мрачное, запутанное, и тупое кино. Как некоторые восторгаются, тоже понятно. НО! Блин, даже эта поделка на голову лучше, чем современная повесточка и современные фильмы. Куда мы катимся, точно, по шоссе в никуда…

      4
      6
      Ответить