Почему «Шоу Трумана» не должно продолжаться: разбор фильма с Джимом Керри

Шоу Трумана Смысл фильма

Страна: США

Жанр: драма, комедия

Год производства: 1998

Режиссер: Питер Уир

Актеры: Джим Керри, Лора Линни, Ноа Эммерих

Слоган: “Он в прямом эфире и даже не подозревает…”

“Шоу Трумана” – безусловно, культовый фильм. В свое время он воспринимался по-хорошему абсурдным, комичным и даже умилительным. Однако проблемы, вскрытые в этой картине, не имеют ничего общего с чем-то забавным. Смысл фильма “Шоу Трумана” (The Truman Show) глубже, чем кажется на первый взгляд. Это психологическая и философская притча о сложностях преодоления тех программ, которыми все мы напичканы с самого рождения.

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Шоу Трумана”. Главный герой картины Труман Бербанк работает страховым агентом и живет жизнью обычного человека.

Он и понятия не имеет о том, что является героем культового шоу и за его жизнью наблюдает весь мир. Города Сихэвэн, в котором живет Труман, на самом деле не существует – это просто красивые декорации. Соседи Трумана – не реальные люди, а актеры, которые играют свои роли.

Джим Керри
Джим Керри исполнил главную роль Трумена Бербанка. Кадр из фильма.

Такую жизнь “за стеклом” устроил Труману Кристоф – исполнительный продюсер, способный при помощи спецэффектов даже влиять на погоду.

Постепенно Труману начинает надоедать его благополучная жизнь и он хочет изменить ее. В частности, ему очень хочется покинуть Сихэвэн.

Однако умелые манипуляции Кристофа делают свое дело: несколько раз оказавшись на грани гибели, Труман в конце концов понимает, что лучше ему и в самом деле никуда не уезжать.

Однажды Труман встречает девушку по имени Сильвия. Взаимная симпатия перерастает во влюбленность, однако Кристоф назначил в жены Труману другую женщину – Мерил. Сильвия, прекрасно понимая, что их отношения невозможны, намекает ему, что он находится под искусственно созданным куполом и весь его мир является иллюзией. После этого Кристоф убирает ее из проекта, но Труман, осознав ужас ее слов, начинает серьезно бунтовать…

Объяснение концовки

Ближе к финалу Труману удается обмануть съемочную команду и сбежать. Он садится в яхту и направляется к границе купола. В этот момент на сцене появляется Кристоф и, вызвав на море сильный шторм, пытается остановить своего подопечного.

Труман, выжив во время шторма, пытается пробиться через стену купола. Он видит дверь, подходит к ней и желает выйти, но в этот момент на связь с ним выходит Кристоф.

Он сообщает Труману, что он сейчас находится в прямом эфире и за ним наблюдают миллионы зрителей. Кристоф пытается предупредить его, что за куполом его не ждет ничего хорошего и предлагает остаться: здесь он “звезда”, здесь ему ничего не угрожает.

Наташа МакЭлхоун
Роль Сильвии исполнила Наташа МакЭлхоун. Кадр из фильма.

Однако Труман уже принял решение. Картинно простившись со зрителями, он покидает шоу и встречается с возлюбленной, которая ждала его все это время.

Объяснение концовки выглядит так: несмотря на то, что создатели шоу пытались контролировать Трумана, до конца подчинить его им не удалось. Труман решил жить не так, как написано в сценарии, а так, как считает нужным.

Разговор Трумана с Кристофом можно интерпретировать, как диалог с Богом. Смысл в том, что у человека всегда есть выбор – плыть по течению или взять на себя ответственность за свою жизнь.

В картине хорошо показано, как утопический рай с обретением познания превращается в антиутопический ад. Нет никакого изгнания из рая: право жить самостоятельно нужно завоевать собственной силой воли.

Смысл концовки фильма “Шоу Трумана” заключается в том, что за пределами иллюзорного мира его ждет реальность – далеко не всегда счастливая, но зато настоящая.

Также финал картины можно рассмотреть как метафору взросления. Путь Трумана – это символический путь каждого из нас из блаженного детства через ад подросткового бунта к взрослой жизни.

Смысл фильма

Можно сказать, что “Шоу Трумана” – это пророческая лента: ведь на примере главного героя была “подсвечена” та жуткая реальность, до которой может довести себя человечество. Суть ужаса даже не в том, что происходит с Труманом, а в самом окружающем мире, к реалиям которого мы движемся семимильными шагами.

Режиссер представил нам свой взгляд на христианство. Это прослеживается даже по именам героев. Интересным в этом контексте является имя Кристоф (в своих разборах зрители, ищущие в картине скрытый смысл, подметили игру слов: имя Christof может рассматриваться как “Christ off”, то есть, “фальшивый Бог”, а Truman – как “True Man”, то есть, “Настоящий человек”).

Основная мысль выглядит так: если Бог существует, то у человека есть только иллюзия выбора и лишь небольшой шанс в чем-то принимать решения самостоятельно. Бог (если посмотреть на него под этим углом) является кукловодом, решающим, что и когда будет с нами происходить. То есть вся наша реальность срежиссирована заранее и от нас мало что зависит.

Однако эта тема затрагивается в картине “Шоу Трумана” косвенно: основное внимание все-таки уделяется человеческому фактору.

Почему Труман, единственный настоящий человек в городке, выглядит максимально ненатурально? На фоне всех актеров, занятых в шоу, именно он смотрится, как клишированный герой дешевого ситкома. Изначально можно предположить, что это типичный Джим Керри с его типичными ужимками. Однако это не так. Наедине с собой Труман совсем другой – глубокий, переживающий и очень ранимый.

Дело в том, что, проживая день за днем, мы не задумываемся над тем, что на нас влияет и какая сила формирует нас. Это может быть ожидание общества, друзей, родителей и любимых. Спрашиваем ли мы себя о том, что является нашими искренними желаниями, а что – навязанным кем-то другим? Мы поступаем так, потому что хотим, или потому, что от нас этого ждут?

Лора Линни
Лора Линни сыграла роль Мерил Бербанк. Кадр из фильма.

Подобную огранку окружающими факторами проходит каждый человек. В этом случае, перед нами очередная демонстрация того, что Труман – это квинтэссенция своего мира. Он долго находился в среде искусственных людей, которые отыгрывали свои роли, разговаривали исключительно по сценарию и задавали ему строгие, конкретные рамки. Так и он абсолютно бессознательно отыгрывал отведенную ему роль, копируя модель поведения тех, кто его окружал.

Человеку свойственно искать понимание и признание окружения. Это не что-то плохое – вопрос лишь в том, какими методами достигается цель и на какие жертвы мы готовы идти.

Труман много лет плыл по течению и делал то, что он него ждали. Как так получилось, что он тридцать лет не подозревал, что живет в выдуманной вселенной? Если хотя бы на секунду задуматься о том, что мы видим вокруг себя и на что мы сами ежедневно готовы закрывать глаза, невнимательность главного героя “Шоу Трумана” уже не покажется такой критичной. И если в его мире все сконцентрировано на одной задаче (формирование конкретной реальности для одного человека), то у нас оправданий не видеть того же самого вокруг себя значительно меньше.

Мы в силу разных причин – и в первую очередь, страха – не желаем замечать очевидного. Мы не хотим признавать, что привычные для нас вещи могут оказаться лишь иллюзией, что мы склонны принимать роль стороннего наблюдателя в той реальности, которая создается окружающим миром.

Подсознательно человек всегда закрывается от того, что может нанести ему эмоциональный вред. Всегда хочется верить, что мы не можем ошибаться в своей собственной жизни, даже если ежедневно приходится обманывать самих себя.

Ноа Эммерих
Ноа Эммерих в роли Марлона. Кадр из фильма.

Суть фильма «Шоу Трумана» заключается в том, что каждый человек переживает события, которые, словно назойливый будильник ранним утром понедельника, призывает очнуться, открыть глаза и посмотреть на все объективно, как бы это ни было больно. И только нам выбирать, как мы поступим.

Когда вселенная Трумана стала трещать по швам, он не стал игнорировать громкий сигнал этого “будильника”. Отказавшись от позиции “Я в домике”, он принял решение докопаться до истины.

Символически путь главного героя фильма “Шоу Трумана” начинается с падения осветительного фонаря с названием “Сириус” (путеводная звезда для путешественников). Позднее, на пути к свободе, он, подобно Буратино, проткнувшего носом нарисованный очаг, носом своей лодки пробил стену окружающего купола. А вот как всю жизнь поступаем мы?..

“Шоу Трумана” не стоит понимать буквально. Это фильм-притча о каждом из нас. “Купол”, под которым долгое время находился Труман, символизирует этакий “колпак”, нависший над человеком с самого его рождения. Он складывается из характера и воли родителей, общественной морали, бытового уклада и многих других вещей.

Смысл в том, что настоящим, живым человек становится только тогда, когда начинает замечать влияние всех этих “предустановленных” программ на свою жизнь и пытается их сломать, преодолеть, начать жить своей жизнью, реализовать свою истинную волю.

Ощущение того, что все на тебя смотрят и вокруг тебя вращается мир, обычно свойственно людям нереализованным, неуверенным в себе, живущим по навязанным обстоятельствами канонам.

Главный герой фильма “Шоу Трумана” искренне хочет освободиться из рамок шоу. То есть, избавиться от оков чужих суждений, перестать двигаться по замкнутому кругу стереотипных и предсказуемых поведенческих реакций.

Разговор с Кристофом в финале тоже можно понимать и как внутренний диалог Трумана, как момент личного решения, выбора. Кристоф не обязательно Бог. Он также может символизировать одно из наших “Я”.

Человека создают все окружающие его обстоятельства. Когда он оказывается способным сказать им “нет” и начать жить свою жизнь, он освобождается внутренне. То есть, по сути он избавляется от собственных страхов, которые и составляют основу его “купола”.

Наблюдающих за Труманом телезрителей в фильме можно воспринять как олицетворение обывательских сил, которые всегда хотят оставить под присмотром своего “всевидящего ока” как можно большее число человеческих душ. Это позволяет им упрочить свои позиции. Все дело в том, что обществу (стоит только вспомнить, к примеру, монолог Петруши Верховенского из “Бесов” Достоевского) выгодны удобные, предсказуемые, подконтрольные люди. “Белых ворон” не любят – грубо говоря, человека, всю жизнь прожившего в шахтерском городке, но желающего стать музыкантом или ювелиром, высмеивают и обесценивают.

Стать собой, распознать и реализовать свои истинные желания всегда трудно. Скорее всего, главная идея фильма “Шоу Трумана” заключается именно в этом.

внутренняя свобода
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

Вот фильмы, похожие на “Шоу Трумана” по смыслу:

  • “Плезантвиль” (США, 1998 год). Инфантильный юноша Дэвид – является фанатом шоу “Плезантвиль”, действие которого происходит в 50-годы. Однажды он оказывается по ту сторону экрана;
  • “Меняющие реальность” (США, 2011 год). Главный герой узнает, что реальность, в которой он находится, была создана искусственно и за исполнением этого сценария строго следят специальные агенты. Это не устраивает его и он начинает борьбу;
  • “Матрица” (США, Австралия, 1990 год). Главный герой узнает ужасающую правду о реальности, в которой живет.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.