В чем «Смысл жизни по Монти Пайтону»: разбор абсурдистской комедии 

Смысл жизни по Монти Пайтону Смысл фильма

Страна: Великобритания

Жанр: комедия, мюзикл

Год производства: 1983

Режиссёры: Терри Гиллиам, Терри Джонс

Актёры: Эрик Айдл, Джон Клиз, Грэм Чепмен, Майкл Пэйлин, Терри Джонс, Терри Гиллиам и другие

Слоган: «Богу потребовалось шесть дней для создания Земли, Монти Пайтону – лишь девяносто минут, чтобы все испортить»

Награды и номинации: Гран-при от жюри Канского кинофестиваля 1983 года, номинация Британской академии на лучшую песню в 1984 году

Фильм «Смысл жизни по Монти Пайтону» («The Meaning of Life») несмотря на то, что с момента его создания прошло почти сорок лет, и на то, что это комедия, способен многих шокировать и даже вогнать в депрессию. Разберёмся, какую идею хотели донести авторы до зрителей.

О чём фильм

Содержание фильма представляет собой набор скетчей, каждый из которых так или иначе касается смысла жизни.

Прологом служит новелла, посвящённая страховому агентству, пожилые работники которого терпят гнёт со стороны молодых управленцев. Старики затевают бунт, свергают начальство и отправляются бороздить просторы «финансовых морей», бросая вызов и успешно побеждая ещё более крупных воротил. Однако в итоге их пиратский дом-корабль доплывает до края земли и падает в пропасть.

Основная часть фильма начинается с разговора антропоморфных рыб, которые плавают в аквариуме и сквозь стекло отрешённо наблюдают за тем, как посетитель ресторана собирается съесть их товарища. Они рассуждают о смысле жизни, но сразу же приходят к выводу, что найти его — крайне трудная задача.

антропоморфные рыбы
Кадр из фильма.

Далее идёт анимационная заставка, в которой зрителю показывают эдакий конвеер по производству людей и клишированных атрибутов их благополучия. Звучит песня, где также звучат риторические вопросы по поводу того, зачем мы появились на свет и зачем живём.

В первой части «Смысла жизни по Монти Пайтону», которая называется «Чудо рождения» авторы показывают родильное отделение, в котором готовятся к появлению на свет ребёнка. К самой роженице все относятся с явным пренебрежением и цинизмом. Врачи вынимают ребёнка и бросают словно кусок мяса. При этом они, похоже, гордятся своей работой и вверенным им дорогостоящим оборудованием.

В следующей новелле многодетный отец вынужден сдать своих многочисленных отпрысков на опыты, поскольку у него нет средств их содержать, а от контрацепции он напрочь отказывается, будучи адептом католической церкви. Абсурд усиливается благодаря песне, посвящённой важности спермы. Соседи-протестанты высмеивают незадачливого отца, подчеркивая в этой связи достоинства своей веры.

Вторая часть «Взросление и учёба» начинается с высмеивания проблемы религии: нам показывают церковную школу, в которой упор делается на страхе перед божьим гневом. В следующем скетче школьный учитель рассказывает ученикам-подросткам о сексе, а затем и вовсе вместе с женой наглядно демонстрирует половой акт.

половой акт
Кадр из фильма.

Далее: жестокая игра в регби, в которой крупные сильные игроки избивают слабых младших. В третьей части «Война всех со всеми» игра превращается в войну, являющуюся фоном для следующего скетча: командир не может начать контратаку из-за солдат, заваливающих его подарками. Лектора-военного, который рассказывает о важности армии, поражает молния из указующего перста бога при словах «Да сразит меня господь, если я не прав». Далее уже другой военный чин распускает своих подчинённых, поскольку те не желают заниматься строевой подготовкой.

Офицеры подразделения британской армии воюют с зулусами и массово гибнут, но командира волнует подчинённый, который лишился ноги из-за хищника. Под костюмом последнего, однако, скрывались двое недотёп, скрытый смысл чьих действий остался для всех загадкой.

В середине фильма авторы предлагают поиграть в игру «найди рыбку», на деле демонстрируя чистый сюрреализм: людей в странных костюмах, несущих бред. Антропоморфные рыбы в аквариуме, глядя на это, кажется, повторяют мысли зрителей: «Смело! Но по факту ничего дельного о смысле жизни нам так и не сказали».

В четвёртой части «Средний возраст» нам показывают богатую возрастную пару, которая посещает ресторан, где в меню они могут выбрать тему для беседы. Разговор на философские темы не задаётся. В следующем скетче – кровавая сцена, в которой человеку вырезают печень, поскольку тот опрометчиво ранее на это согласился. Судьбе персонажа следует и его супруга, поддавшаяся уговорам «хирургов» после песни о величии вселенной и ничтожности человеческого бытия.

В шестой части «Осень жизни» показана, пожалуй, самая отвратительная сцена фильма: богач-жирдяй давится едой, непрерывно блюёт и в конце концов взрывается. Остальные посетители ресторана пытаются сбежать, стараясь соблюдать правила приличия.

жирдяй давится едой
Кадр из фильма.

Официант уводит зрителя за город и рассказывает, как мать учила его в детстве, что нужно ценить окружающий мир и нести людям радость, но тут же раздражается и уходит прочь.

В седьмой части под названием «Смерть» парень прыгает со скалы, убегая от голых женщин. С дерева падают листья, которых озвучивают словно это живые люди, кончающие жизнь самоубийством. Смерть с косой забирает аристократов, отравившихся рыбой, в рай, похожий на кабаре. В концовке женщина-телеведущая декларирует якобы истинный смысл жизни по Монти Пайтону: «Быть вежливыми, не есть жирное, читать хорошие книги, почаще гулять, жить в мире и гармонии вне зависимости от национальностей и вероисповедания».

Смысл фильма

Описание сюжета последовательно и в то же время сумбурно и абсурдно. Учитывая, что «Смысл жизни по Монти Пайтону» режиссировали фактически сразу несколько участников комедийной труппы, постоянно вступая друг с другом в разногласия, это неудивительно. Части фильма и их трактовки не обязательно должны составлять цельную картину. Хотя единство подхода прослеживается – каждый автор с одинаковым рвением глумится над институтами человеческого общества: школой, армией, церковью, семьёй.

Вряд ли отдельные скетчи требуют тщательного разбора и подробного объяснения. Всё довольно просто и не несёт какого-то скрытого смысла – балом правит цинизм и сарказм. Чудо рождения на деле никаким чудом не является, а представляет собой грубое проявление материального мира.

цинизм и сарказм
Кадр из фильма.

В процессе взросления и учёбы никто не становится более зрелым и более умным: после бесполезной школы люди отправляются в жерло войны, суть которой озвучивает один из персонажей: «Я убил пятнадцать человек. Дома меня бы повесили, а здесь дадут медаль». Далее фокус внимания переключается на зрелых обеспеченных людей (пара в ресторане), которая наслаждается роскошью, но чьи интеллектуальный способности крайне малы.

Прожив значительную часть жизни, ни о каких духовных сферах они рассуждать не в состоянии. Ещё одно семейство ничем не лучше. Один, видимо, став жертвой рекламы и собственной жадности, лишился печени и жизни. Его супруга также легла под нож, доверившись сказкам о бесконечном величии вселенной.

Другой представитель буржуазии – живое воплощение культа потребления: он жадно ест без конца не в силах остановиться. Это в итоге приводит его к гибели. А простой работяга-официант вроде бы вспомнил о мудрых словах матери, но тут же в раздражении прогнал от себя неудобные мысли. Смерть также представляется фарсом. А долгожданный рай — нелепое кабаре, отражающие недалёкие представления обывателей о нём.

Вопросы может вызвать разве что игра «найти рыбку», разгадки которой на самом деле нет: это сюрреализм ради сюрреализма, странность ради странности. И ещё немного не вписывается в общую канву пролог о стариках-пиратах.

Однако если задуматься, связь с остальным сюжетом есть: это притча о тех, кто к концу жизни обнаружил, что не так уж многого и добился, и решил нахрапом наверстать упущенное (сражение с молодыми финансистами), но после всё равно пришёл к непостижимой и нелепой смерти (падение в бездну). Рыбы же в аквариуме призваны обыгрывать реакцию зрителей, показывая, что авторы её предугадали.

Объяснение концовки

В конце из уст женского персонажа звучат слова, которые должны отражать суть фильма. Но это, разумеется, обманка: если бы авторы были согласны со своей героиней, картина была бы совсем другой. Её слова о вежливости, гармонии и здоровом образе жизни правильны и банальны. И смыслом жизни по Монти Пайтону, конечно, не являются. Это не более чем свод правил, краткая выжимка из духовных учений. А авторы, похоже, сугубые материалисты.

Смысл концовки фильма «Смысл жизни по Монти Пайтону» в том и состоит, чтобы сломать ожидания. Создатели картины как бы говорят: «Вы правда ждали от нас каких-то откровений?». Зритель сталкивается с суровой реальностью: никто, кроме него самого, разгадку смысла жизни не даст.

Всё, чему с умным видом учат другие – глупости. Хотя, конечно, легче всего предоставить решать за тебя, что делать, преподавателям, командирам, священникам. Такое объяснение концовки вполне созвучно всему предыдущему сюжету и тону повествования.

богач-жирдяй
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

  • «Монти Пайтон: Летающий цирк» (Великобритания, 1969 – 1974): собрание скетчей комедийной труппы.
  • «Скромное обаяние буржуазии» (Франция, Испания, Италия, 1972): зарисовка в сюрреалистическом стиле, посвящённая никчёмной жизни богачей.
  • «Человек, который убил Дон Кихота» (Испания, Потругалия, Великобритания, 2018): проект мечты одного из участников Монти Пайтона Терри Гиллиама, посвященный природе тщеславия.
  • «Рик и Морти» (США, с 2013): анимационный сериал о похождениях гениального учёного и его внука — концентрация цинизма и сарказма, сопоставимая со «Смыслом жизни по Монти Пайтону».
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.
Как вам фильм?
Глубокое сильное кино об абсурдности мира.
40%
В этом что-то есть.
60%
Бред сумасшедшего. Как это развидеть?
0%
Другое (напишу в комментариях).
0%
Проголосовало: 5

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.