Страна: США
Жанр: драма, триллер
Год производства: 2022
Режиссер: Мэтт Собель
Актеры: Наоми Уоттс, Камерон Кроветти, Николас Кроветти
Картина Мэтта Собеля представляет собой ремейк фильма 2014 года и практически в точности воспроизводит оригинальный сюжет. Однако двойственность истории, присущая австрийской ленте, здесь отсутствует. На этом фоне искать глубокий смысл фильма «Спокойной ночи, мамочка» (Goodnight Mommy), вероятно, не стоит. Впрочем, типичным “ужастиком” этот мрачноватый триллер, рассказывающий о синдроме Капгра, все-таки не является.
О чем фильм
Краткое описание содержания картины. Два брата-близнеца, Лукас и Элиас, после развода родителей приезжают жить к матери. Первая встреча с родительницей после долгой разлуки шокирует ребят: у нее на голове белая повязка, напоминающая балаклаву, и выглядит все это жутковато.

Женщина успокаивает сыновей: все в порядке, просто не так давно она перенесла косметическую операцию. После этого она кратко инструктирует их о том, что можно делать на ее территории, а чего нельзя. В частности, мальчикам нельзя входить в ее комнату и в сарай.
Впрочем, запретный плод сладок. Однажды ребятам, заигравшимся на улице, приходит в голову идея побывать в сарае. Они заходят внутрь и там Элиас находит старые игрушки, которыми они играли раньше. Ребята недоумевают: какой смысл запрещать им заходить в сарай, если там нет ничего предосудительного? Однако, мать, узнав об этом, впадает в ярость. Строго отчитав сыновей, она заявляет, что, раз уж они не слушают добрых наставлений, придется им играть теперь дома.
С этих пор Элиас и Лукас начинают замечать, что с мамой происходит что-то странное. Словно не заинтересованная в восстановлении отношений, она эмоционально отстраняется от них. Кроме того, она нередко выпивает и без причины срывается на них. В конце концов мальчики начинают ее побаиваться.
Однажды ночью Элиас случайно слышит, как мама, разговаривая с кем-то по телефону, произносит странную фразу. В частности, она говорит собеседнику, что “не может больше притворяться”.
Еще немного позже ребята обнаруживают старое фото, на котором изображена их “прежняя” мама. Но на снимке у нее почему-то зеленые глаза, а не голубые, как сейчас. Хорошенько поразмыслив, Элиас думает, что теперь понимает смысл оброненной ею в ночном телефонном разговоре фразы. Разгадка проста и страшна: вероятнее всего, эта женщина им не мать.

Лукас предлагает обратиться за помощью к отцу, но мать не дает им этого сделать – в частности, она ломает их общий мобильный телефон. Однажды поздним вечером, когда мать принимает ванну, Элиас пытается снять с нее маску. Возмущенная женщина не позволяет ему этого сделать, а когда парнишка кричит ей, что она не их мама, та применяет силу и заставляет извиниться.
После этого ребята решают уйти из дома. На их пути оказывается большой старинный дом и они решают попросить помощи у живущих там людей. Дом оказывается заброшенным и тогда братья решают остаться там на ночлег. Но это им не удается – чуть позже в дом заходят полицейские. Обнаружив ребят, они сообщают им, что мать ищет их и, не слушая возражений, забирают с собой. Элиас показывает стражам порядка след от удара матери, но та (к этому времени она успела снять повязку) утверждает, что мальчик выдумывает: он ударился сам и просто не хочет идти домой.
На следующее утро женщина, проснувшись, обнаруживает себя привязанной к кровати клейкой лентой. Тоном, не терпящим возражений, она требует, чтобы Элиас немедленно освободил ее. На его вопрос о глазах она отвечает, что она актриса и просто использовала контактные линзы, которые хранятся сейчас в ее сумочке. В разговор встревает Лукас и говорит, что она лжет – он осмотрел сумочку и не нашел никаких линз. Потом он говорит брату, что им пора уходить.
Ближе к финалу ребята покидают дом и ждут, когда мимо них проедет хоть какая-нибудь машина, чтобы наконец уехать отсюда. Внезапно Элиас вспоминает, что забыл дома зубную щетку и решительно возвращается. Заодно он сам осматривает сумочку матери и обнаруживает там контактные линзы.
В этот момент в доме появляется Лукас и просит разрешить ему все объяснить, но Элиас больше ничего не желает слушать. Подравшись с братом, он освобождает мать, а Лукас внезапно исчезает. Женщина, сильно шокированная всем произошедшим, просит сына отправиться вместе с ней в сарай. Там она рассказывает ему страшную правду…
Объяснение концовки
Объяснение концовки фильма “Спокойной ночи, мамочка”. Выясняется, что еще в то время, когда родители разводились и были поглощены процессом, Элиас с братом играли в сарае. Потом они нашли заряженное ружье и Элиас по неосторожности убил Лукаса. Вид мертвого близнеца и рыдания матери настолько сильно шокировали мальчика, что его психика попросту заблокировала страшное событие. Поэтому он продолжал воображать, что Лукас по-прежнему с ним.
Объясняя свое странное поведение, мать дает следующую трактовку. Она никак не могла смириться с гибелью Лукаса, а Элиас, естественно, постоянно напоминал ей о нем. Именно поэтому она так холодно относилась к нему.
После услышанного у Элиаса начинается истерика. Мать пытается успокоить его, но он сильно толкает ее, и она падает со второго этажа сарая. После этого разбивается фонарь, и вся постройка загорается. Шокированный мальчик, не помня себя, убегает прочь.
После этого его психика в очередной раз блокирует все произошедшее. То есть, измученный разум Элиаса снова играет с ним злую шутку – он видит Лукаса, рядом с которым стоит их мать. Женщина, улыбаясь, тепло говорит мальчишке, что он ни в чем не виноват.
Смысл концовки фильма «Спокойной ночи, мамочка» очень мрачный: вероятнее всего, Элиас так и останется жить в воображаемом мире. Есть еще одна трактовка финала: вполне вероятно, что выбраться из объятого пламенем ветхого сарая парнишка не смог. Именно поэтому он в итоге присоединился к родственникам, погибшим по его вине… Обе версии очень страшные и сказать, какая из них хуже, достаточно сложно.

Смысл фильма
Зрители, сделавшие разборы картины “Спокойной ночи, мамочка”, разделились на два лагеря. Одни утверждают, что австрийский оригинал – настоящее кино, а американцы, как всегда, все испортили. Им возражают, что ремейк тоже имеет право на жизнь – при всех его недостатках это все-таки вполне интересная история, адаптированная для обычного, неискушенного зрителя.
Некоторые называют этот фильм хоррором, но это неправильно, потому что здесь нет ни привычных для этого жанра пугалок, ни неприятных сцен. Но одновременно мы боимся – причем в большей степени на подсознательном уровне.
Картина “Спокойной ночи, мамочка” не то, чтобы будит воображение – скорее, она заставляет “маленькие серые клеточки” напрягаться и работать. Постепенно приходит осознание того, что все самое страшное происходит вне фильма (“ужас в голове зрителя” – говаривал Хичкок, который прекрасно во всем этом разбирался). Здесь вне поля зрения остается практически все, что только можно вывести “за рамки”. Фактически нам представлен отрезок из детской жизни – история, рассказанная не просто ничего не понимающим, а тяжело больным ребенком. Если суметь вовремя понять это, то фильм перестанет быть триллером-хоррором и превратится в мрачную драму.
Как ведет себя мать? Она глубоко переживает двойное горе – развод и потерю Лукаса. Именно это не дает ей быть хорошей матерью для второго мальчика, Элиаса. Парнишка тоже пережил все это – и гораздо тяжелее, чем она. Но она, замкнувшись на себе, не делает ничего, чтобы помочь ребенку понять, что Лукаса на самом деле рядом с ним нет. Более того, она всячески отталкивает парнишку. Вполне понятно, что постоянно отвергаемый ребенок однажды начнет задумываться над страшным вопросом: а его ли это мать?..

Потихоньку под влиянием воображаемого Лукаса сильное беспокойство Элиаса постепенно трансформируется в паранойю, что в итоге выливается в присущий синдрому Капгра бред неузнавания. Ему не помогает даже то, что мать снимает повязку с лица, чтобы он мог убедиться в том, что это именно она. Фантом, которого женщина, естественно, не видит, продолжает настаивать на том, что это не их мать. Находящийся в тяжелом психозе Элиас соглашается с этим и это приводит к страшному финалу.
“Спокойной ночи, мамочка” – мрачная и депрессивная, но одновременно – глубокая и сильная картина. В чем суть фильма? Это по большому счету история о несчастных одиноких детях. Одновременно это своего рода притча о детско-родительских отношениях.
В частности, здесь прекрасно продемонстрирован детский максимализм: отверженный самым близким человеком, ребенок начинает видеть в нем холодное чудовище, которое каким-то образом подменило собой настоящего родителя.
Однако там, где ребенок видит монстра, взрослый заметит обычную женщину, которая находится в тяжелой депрессии, вызванной разводом и смертью ребенка… Она попросту не может совладать с собственными эмоциями. Однако именно поэтому разрушается хрупкое доверие, которое ранее питал к ней мальчишка.
В целом, конечно, никак нельзя назвать этот фильм философской лентой со скрытым смыслом, однако мораль в нем есть. Она заключается в том, что детский ум отличается шаткостью и удивительной восприимчивостью, а воображение – лукавством (особенно если это относится к родителям). Можно всю жизнь быть идеальной матерью и только один день вести себя как-то иначе – и это может в конечном итоге разрушить жизнь абсолютно всем. Пусть и не в таком катастрофическом масштабе, как в этом фильме, но все-таки, стоит задуматься над этим.

Похожие фильмы
Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу и сюжету на фильм “Спокойной ночи, мамочка”:
- “История двух сестёр” (Южная Корея, 2003 год). После длительного лечения в психдиспансере две сестры возвращаются в родной дом.
- “Незваные” (США, Канада, Германия, 2008 год). Когда мать Анны умирает, девушка попадает в больницу. Спустя какое-то время она узнает, что ее отец встречается с медсестрой, которая ранее ухаживала за мамой…
- “Бабадук” (Австралия, Канада, 2014 год). Маленькому мальчику повсюду мерещатся чудовища. Однажды самый страшный монстр из его кошмаров становится реальностью.
- “Сторожка” (Великобритания, США, 2019 год). Мия и Эйден очень боятся новую девушку своего отца. Во-первых, они не могут забыть погибшую мать, а во-вторых, Грейс явно что-то скрывает.