Страна: Япония
Жанр: ужасы, фантастика
Год производства: 2014
Режиссер: Такаси Миике
Актеры: Сота Фукуси, Мио Юки, Рюносукэ Камики
Слоган: «Daruma doll did it» («Кукла Дарума сделала это»)
Чтобы понять смысл фильма «Страшная воля богов» (Kami-sama no Iu Tōri), нужно быть японцем. Хотя, если серьезно, картина поднимает немало важных вопросов. Одной из центральных тем стала ответственность, которую нужно нести не только за свои поступки, но и за слова.
О чем фильм
Краткое описание содержания картины. В центре сюжета – молодой человек по имени Сюн Такахата. Каждый его день похож на предыдущий, а жизнь лишена смысла. Он постоянно рефлексирует на эту тему, однако не делает ничего, чтобы исправить ситуацию. Разве только однажды, в порыве отчаяния, он обращается к Богу (к богам) с просьбой как-то изменить его скучную жизнь. Одновременно точно такую же просьбу высказывает Такэру Амая, полусумасшедший школьный хулиган.

Однажды на уроке истории происходит нечто совершенно необычное: голову учителя сносит с плеч страшная кукла-неваляшка Дарума (олицетворяет божество, приносящее счастье). Чудовище буквально заставляет онемевших от ужаса подростков сыграть в игру под названием “Красный свет – зеленый свет”. Проигравшего ждет жестокая смерть – такова воля богов.
Первый тур игры начинается сразу же – кукла ненадолго отворачивается от класса, а потом, повернувшись, сносит головы всем, кто за это время пошевелился. Неожиданно один из ребят, Сатакэ, догадывается: чтобы прекратить это безумие, нужно нажать на кнопку, которая находится на кукле. Также на неваляшке находится таймер, отсчитывающий, сколько еще минут осталось жить школьникам.
Несколько ребят бросаются к кнопке, однако гибнут один за другим. Выживают только Сатакэ и Такахата. Ребята понимают, что, вероятно, смогут помочь друг другу. Более сообразительный Сатакэ, быстро проведя разбор ситуации, предлагает товарищу допрыгнуть до неваляшки и нажать в конце концов зловещую кнопку. Сюн так и делает. Благодаря его прыжку ребятам удается спастись до обнуления таймера. Однако Сатакэ тоже погибает – ведь победить в этом туре может только кто-то один.
Вскоре в аудитории появляется перепуганная Ичика Акимото, подруга детства Сюна, которой удалось выжить в своем классе.
Ребята отправляются в спортзал. Там на полу написаны новые правила игры: “Наденьте кошке колокольчик и игра закончится”. Неожиданно из-под пола появляется гигантская Манэки-нэко (керамический “Денежный кот”), которая пожирает игроков одного за другим. При этом все участники одеты в костюмы мышей – таким образом можно понимать речь и желания кошки, однако это одновременно увеличивает риск оказаться пойманным ею.

Вдруг Сюн и Ичика замечают кошачий колокольчик с таймером и понимают, в чем заключается разгадка: его нужно забросить в баскетбольное кольцо, которое закреплено на шее Манэки-нэко. Чудовище в это время совершает маневр и Ичика оказывается в опасности. Такахате удается ее спасти, а помогает ему в этом Такэру Амая. Игра заканчивается, и боги милостиво разрешают выжившей троице пройти на следующий тур.
Тем временем в новостях рассказывают о странных смертях школьников по всему миру. По этой причине руководство страны принимает решение ввести режим ЧП. Над городом, в котором живут главные герои картины, парит гигантский белоснежный куб. По мнению властей, именно там находятся подростки, которые смогли выжить.
Тем временем Сюн оказывается в светлой комнате. Вместе с ним здесь находятся другие победители прошлых игр – миловидная девушка Сёко Такасэ, одноклассница Такахаты, которую он не видел много лет, надменный отличник Микинори Таира и тихий, спокойный Юми Таоко.
Начинается третий тур. В комнату влетают Кокэси (японские расписные деревянные куклы) и объясняют правила. Они заключаются в том, что игроку завязывают глаза и усаживают в центре хоровода. Когда божества заканчивают петь свою жуткую песенку, игрок должен угадать, кто именно находится за его спиной. Когда Таиа и Таоко погибают, Сюн решительно садится в центр хоровода вместо Сёко – и выигрывает. Победить юноше помогла смекалка: в голову ему пришла идея записать на диктофон слова одной из кукол – “Все, время вышло”, чтобы остальные участники хоровода заговорили и сами выдали свое местоположение.
Признав поражение, божества исчезают, оставив после себя четыре больших ключа. Едва выбравшись в коридор, Сюн и Сёко встречаются с другим игроком, за которым гонится летающая кукла. Суть в том, что она уничтожает одиночек и ребята спасаются, взявшись за руки. Вскоре к ним присоединяется и убегающая от летающего убийцы Ичика – девушку спасает Сюн, в последний момент схвативший ее за руку.

Вскоре начинается новый тур и на сцене появляется гигантская улыбающаяся голова с семью замочными скважинами. Рядом с новым божеством появляются еще двое выживших.
Ребят всего шестеро и у них только четыре ключа. На то, чтобы открыть голову, у них есть только две минуты. Ситуацию вновь спасает Такэру Амая – он приносит остальные ключи и без раздумий убивает одного из участников, которого привел с собой только для того, чтобы спастись от летающей куклы. Шокированные ребята все-таки принимают помощь безумца и вставляют ключи в замочные скважины.
Чудовище велит им идти по проложенному в стене туннелю. Они так и делают и вскоре оказываются в ледяной пещере. Там они встречаются с белым медведем, который сообщает игрокам, что будет задавать им вопросы. Их задача – не лгать. Если кто-то соврет, остальные должны найти его и скормить медведю. В противном случае он сожрет всех.
Божество задает простые вопросы и ребята легко отвечают на них. Тем не менее, медведь уверяет, что среди них находится лжец. Участники начинают ссориться и обвинять друг друга и в пылу конфликта погибает беспомощная Сёко…
Белый медведь ждет следующую жертву и Сюн, вновь проявив чудеса сообразительности, находит лжеца. “Это ты!” – кричит он в лицо монстру и оказывается прав: белый медведь на самом деле черный.
Поверженное божество объявляет финал. Пятеро участников оказываются в старом заброшенном городе на берегу моря. На сцену выходит зловещая матрешка. Она рассказывает правила последнего тура. Один из игроков должен достать со стены замка жестянку и поставить ее в центр мощеного круга. Остальным участникам в это время нужно спрятаться.

Когда жестянка окажется в центре круга, водящий должен будет начать поиск товарищей. Каждому пойманному нужно будет посмотреть в глаза, назвать по имени и запереть в келье. Освободить их может один из игроков, которому для этого будет нужно перестать прятаться. Добравшись до жестянки, он должен будет пнуть ее, пока водящий пытается найти остальных. Но и это не все. От удара жестянка взорвется и тот, кто ее пнул, погибнет… Победит тот, кто спасет пленников до захода солнца.
Водящего ребята определяют по жребию – им становится Такэру Амая. Он достаточно быстро загоняет в келью всех, кроме Сюна. Такахата сталкивается с тяжелым выбором – продолжать прятаться или спасти остальных, погибнув при уничтожении злосчастной жестянки.
Он выбирает второе и выходит наружу, но при этом надевает на себя доспехи. Шлем закрывает ему лицо и водящий не может выполнить одно из правил – посмотреть ему в глаза и назвать по имени. После недолгой борьбы оба парня бросаются к жестянке, однако Сюн оказывается проворнее. Он пинает жестянку, которая внезапно с пустым звуком ударяется о стену и падает на землю…
Объяснение концовки
Объяснение концовки картины. Когда солнце заходит, вновь появляются матрешки. Они объявляют окончание игры и угощают ребят мороженым, уверяя, что на палочке каждый из них сможет узнать о своей дальнейшей судьбе. После этого погибают трое пленников, а на свободе оказываются только Сюн и Такэру Амая. Их радостно встречают люди, наблюдавшие “шоу”, а в это время некий затворник-программист бежит “спасать мир”…
Тяжело переживая произошедшее, Сюн высказывает мысль, что Бога, к которому он обращался, вероятно, нет. Одна из матрешек поправляет его, сказав, что он существует – и он многолик. Затем она указывает на бездомного, который тоже наблюдал за происходящим…
Вероятно, смысл концовки фильма «Страшная воля богов» заключается в следующем: какими бы навыками и интеллектом человек ни обладал, в конце концов все решает удача.
Согласно другой трактовке, у картины открытый финал: судьба выживших ребят нам неизвестна и кто такой этот затворник, побежавший спасать мир, тоже непонятно. Вероятнее всего, планировалась вторая часть, которая почему-то так и не вышла на экран.
Смысл фильма
Такаси Миике известен своей плодовитостью: в среднем он выпускает по две картины в год. В основном он специализируется на кроваво-криминальных драмах и всегда умело балансирует между тонкими гранями гротеска и серьезности. Его картину “Страшная воля богов” никак нельзя назвать артхаусом со скрытым смыслом. Тем не менее, она не только заставляет задуматься о многих вещах, но и просто-таки “взрывает” сознание.
Лента основана на манге “Kamisama no iu tori”. Условно отнесенная в жанр ужасов, она все-таки представляет собой настоящий сёнен – мангу для ребят (мальчиков и юношей) до 18 лет. Отсюда и “растут ноги” у характеров героев и всей картины в целом.
Речь в этом фильме идет о столкновении совсем молодых еще людей с таинственными высшими силами (богами). Подростки, ставшие участниками страшной игры, вынуждены подстраиваться под зловещих божеств, которые навязывают им свои правила и лишают жизни. В их маленький мир проникла жестокость и на все происходящее каждый из них реагирует по-разному: кто-то пасует, кто-то пытается честно сражаться, а кто-то – идет по трупам.

Суть фильма (как и мораль) размыта. Вроде бы все понятно: цени, что у тебя есть, довольствуйся малым и будь осторожнее со своими желаниями. Однако смертельная игра захватила весь мир, а большинство школьников на скуку как-то не жаловались. То есть Сюн Такахата не виноват в происходящем – просто боги решили развлечься, а высказанное вслух пожелание юноши – просто случайное совпадение…
В обычном (условно нормальном) мире принято либо относиться к проблеме серьезно, или же “включать” чувство юмора. Получается две точки зрения на одну проблему. Но у японцев все не так. В их мировоззрении двум взглядам нет места – они созерцают проблему со всех сторон. Именно так поступил режиссер этой картины. Получилась у него почти философская история, преподнесенная с точки зрения абсурда. Почти как “Алиса в стране чудес”.
Многие удивляются: жанр фильма – ужасы, а пугают нас какими-то матрешками и говорят, что это боги. В этом и заключается “фишка” картины. Боги – это игрушки, которые стали играть людьми. Люди всегда в проигрыше, потому что пытаются мыслить логично и играть по правилам. Но в этом нет никакого смысла: боги играют по собственным правилам, в которых нет никакой логики. То, что для людей – вопрос выживания, для них – забава.
Страшно здесь только одно: в самом финале становится понятно, что абсурд реален. В картине четко показано, насколько востребованы в обществе подобные “шоу”. Причем, зрителями являются не только бездельники и потребители – “хлеба и зрелищ” хочется всем.
Боги улыбаются: хотели – получите. Только учтите, что выживших будет немного – возможно, всего один. Боги смеются, потому что получается смешно. Хоть и страшно. Не им – нам. И это не просто кинематографический прием, а настоящая интернациональная реальность…
Похожие фильмы
Вот несколько кинолент, похожих на фильм “Страшная воля богов” по смыслу и частично по сюжету:
- “Королевская битва” (Япония, 2000 год). В картине рассказывается о страшной игре на выживание. Победителем станет только один…
- “Куб” (Канада, 1997 год). Группа людей, никак не связанных друг с другом, оказываются в странной кубической комнате. Вскоре выясняется, что они в ловушке и кто-то играет с ними в страшную игру.
- “Голодные игры” (США, 2012 год). Подростки участвуют в игре на выживание, которая транслируется в прямом эфире. Среди участников-конкурентов – влюбленные друг в друга юноша и девушка.
- “Ганц” (Япония, 2011 год). Двое ребят трагически погибают и оказываются в ином мире. По воле странного существа им приходится играть в странную игру…