Настоящая личность героя Джонни Деппа в триллере «Тайное окно» 

триллер Тайное Окно Смысл фильма

Страна: США

Жанр: триллер, драма

Год производства: 2004

Режиссер: Дэвид Кепп

Актеры: Джонни Депп, Джон Туртурро, Мария Белло

Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Сюжет фильма “Тайное окно” (Secret Window) основывается на повести “Секретное окно, секретный сад” Стивена Кинга. Это неточная экранизация сложной, почти философской книги “мастера ужасов”.

Смысл фильма «Тайное окно» в том, что если замалчивать, игнорировать свои внутренние психологические проблемы и конфликты, они все равно проявят себя. Например, так, как это произошло с Мортом Рейни: его сознание раздвоилось, одна из его личностей стала жестоким убийцей.

Сюжет фильма

Краткое описание сюжета картины. Главный герой картины “Тайное окно”, писатель Морт Рейни (Джонни Депп), живет в уединении, в доме на берегу озера. Развлекается он в основном подписыванием бумаг о разводе с женой, сном на старом диване и просмотром телевизора.

Джонни Депп
Главный герой Морт Рейни, писатель, роль исполнил Джонни Депп. Кадр из фильма.

Главный герой пребывает в творческом кризисе, и за последнее время из-под его пера не вышло ни одной книги. Внезапно в его жизни врывается некий Шутер, человек в черной шляпе. Он обвиняет Рейни в плагиате его собственного рассказа, который назывался “Тайный сад”.

Далее по ходу содержания картины Морт пытается вспомнить, что именно вдохновило его на написание якобы сплагиаченного рассказа. Изучив все факты и нюансы, Морт вычислил, что его рассказ был опубликован в журнале на два года раньше, чем произведение Шутера. Чтобы поставить все точки над “i”, герой Джонни Деппа попытался найти все копии журнала.

Далее содержание фильма становится несколько запутанным. Чтобы найти объяснение дальнейшим событиям, нужно учесть несколько нюансов (в книге они присутствуют, а в фильме — нет). Во-первых, незнакомца в шляпе зовут Джон, а во-вторых, в студенческие годы герой Джонни Деппа действительно украл рассказ у своего однокурсника Джона и опубликовал его под своим именем. То есть Морт Рейни действительно не очень-то чист на руку.

Тем временем, человек в черной шляпе переходит к активным действиям. Он убивает собаку Морта, а для полноты картины поджигает дом бывшей жены главного героя, в котором та проживала с новым возлюбленным.

Джон Шутер
Морт Рэйни и Джон Шутер, роль последнего сыграл Джон Туртурро. Кадр из фильма.

Это вовсе не было жестом мужской солидарности: этот дом когда-то принадлежал Морту, и там до сих пор находился экземпляр журнала с опубликованным рассказом.

Всерьез испугавшись, Рейни нанял частного детектива Кена Карша. Он хотел выяснить, что представляет собой человек в черной шляпе, выследить его и наказать.

Карш принимается за расследование и, вроде бы приближается к разгадке, но в конце-концов Шутер расправляется с детективом и продолжает преследование своей жертвы, настаивая на том, чтобы Морт признал факт плагиата. Более того, человеку в шляпе очень не нравится конец произведения — ведь в оригинале происходит убийство.

Кстати, в книге Кинга у обоих произведений одинаковый финал. Он выглядит так: главный герой убивает свою жену и “хоронит” ее в ее же собственном саду, получая отменный урожай. Разве что у Рейни это бобы, а у Шутера – кукуруза.

Объяснение концовки

Однажды Морту приходит по почте журнал с опубликованным рассказом. Но вот беда – необходимые страницы оказываются аккуратно вырезанными из номера. Рейни удивлен: ведь кроме него никто не дотрагивался до конверта…

На столе он замечает черную шляпу Шутера и внезапно вспоминает, что когда-то в отпуске он купил точно такую же… Ближе к финалу фильма “Тайное окно” паззлы в голове писателя начинают потихоньку складываться. Происходит еще несколько пугающих событий, после чего, надев шляпу, Морт отправляется на встречу с женой и с ее любовником, которые привезли документы о разводе.

Объяснение концовки такое: никакого Шутера не существует, все преступления совершал сам герой. Бывшая жена и ее новый возлюбленный становятся последними жертвами Морта. Рассказ завершен так, как хотело его альтер-эго…

По сравнению с книгой Кинга фильм с Деппом сильно проигрывает. Скрытый смысл в ней отсутствует, идея кажется слишком “голливудской”.

В книге Кинг cкрупулезно исследует писательскую натуру, писательский разум, что невозможно показать посредствам кино.

Эми Рэйни
Эми Рэйни, бывшая жена Морта Рейни. Актриса Мария Белло. Кадр из фильма.

Кстати, книгу Стивен Кинг писал в сложный для себя период: он яростно боролся с алкогольной зависимостью. Писатель признавался, что алкоголь помогал ему в работе: Стивен в то время выпуская по четыре романа в год. Однако пагубная зависимость все чаще давала о себе знать, затуманивая сознание.

Кинг признавался, что иной раз просыпался и абсолютно не понимал, что с ним происходит и где вообще он находится. Все это отразилось и в книге, а позже — и в фильме “Тайное окно”.

Трактовка выведенной Кингом концовки выглядит так: лицом пугающе гибельного зла является сам человек. Это зло в нем проявляется, когда он поддается своим самым страшным желаниям.

Смысл концовки фильма “Тайное окно” достаточно простой: главный герой болен. Избежать страшного можно было бы, если бы он заглянул внутрь себя и смирился с тем, что там увидел…

Смысл фильма «Тайное окно»

В некоторых разборах и рецензиях говорится о том, что смысл фильма “Тайное окно” заключается в трагедии человека, которого предали. В частности, главного героя предала жена, изменив ему.

Находясь в тревожной депрессии, он полностью окунается в мрачный мир собственного больного сознания. В жизни Морта (кстати, его имя созвучно кельтскому слову “Смерть”) появляется жуткий трикстер – странный человек в шляпе, который набрасывается на него с обвинениями, а потом начинает действовать.

На этом фоне ум писателя все время занят изменой жены, которая произошла в недавнем прошлом. Намеки на то, что Рейни и Шутер – это одно лицо, даются периодически: слишком много знает странный маньяк в шляпе, и слишком нечеловеческим кажется его поведение.

Примечательно, что впервые зритель видит главного героя как бы мимоходом: в этой мизансцене используется прием, который простыми словами называется пролетом камеры через окно дома – через то самое “тайное окно”…

Морт живет в старом и мрачном доме. Смысл в том, что этот дом метафоричен и олицетворяет собой рассудок больного писателя. Шутер ломится в дверь этого дома. Кстати, это единственное место, в котором они с Мортом встречаются – и это символизирует начало внутриличностного конфликта.

Подсказкой о двойственности Рейни становится также зеркало, в которое он смотрит в одной из мизансцен, и которое своеобразно закольцовывает эту историю. В конце фильма стены старого дома трескаются, что говорит о том, что герой стоит на грани полной потери рассудка…

больной рассудок главного героя картины
Кадр из фильма.

Смысл фильма “Тайное окно” заключается в том, что не стоит бояться смотреть вглубь себя. Если этого не делать, развивается глубокий внутриличностный конфликт, который может привести к драме, если не к трагедии.

В картине присутствует конфликт двух личностей одного человека. Первой личностью был Морт Рейни, робкий, ранимый и ведомый. Вторичной личностью был Шутер – настойчивый и опасный.

Рейни никак не мог признать существование Шутера и всячески избегал его. Смысл того, что Рейни всеми правдами и неправдами отвергал кражи текста, заключается в том, что он пытался подавить свое альтер-эго.  Шутер же яростно и напористо постоянно напоминал о своем существовании – он напоминал Рейни о его мягкотелости и высмеивал его лицемерие.

Режиссер картины весьма интересно представляет шизофрению: обе личности сталкиваются сразу, в самом начале фильма. Одна из этих личностей питается страхами другой, и в итоге толкает ее на совершение одного преступления за другим. Кстати, фамилия у “человека в шляпе” говорящая: по-английски “шутер” означает “стрелок”. Одновременно героя Джона Туртурро олицетворяет собой вину и стыд героя…

И “голливудский” финал фильма отличается от философского книжного: в нем происходит преступление и разоблачение, причем преступник, который одновременно является жертвой, своеобразным образом разоблачает самого себя.

Добавить комментарий

Adblock
detector